Память (мнестический познавательный процесс)

- психическая функция, отражающая прошлый опыт

Структура:

1. Рецепция – запоминание, процесс запечатления информации, протекающей в произвольной и непроизвольной формах. Произвольная – мнестическая задача есть, непроизвольная – задачи нет.

2. Ретенция – хранение, способность наполнения получаемой информации, удержание

3. Репродукция – воспроизведение, осуществление воспроизведения без повторного повтора информации

4. Забывание – утрата четности или снижение объема материала в сочетании с невозможностью воспроизведения

Классификация:

1. По длительности:

· Мгновенная ¼’’

· Кратковременная – оперативная, необходима для воспроизведения информации в ближайшее время (формирование замкнутой цепи нейронов, на необходимое время)

· Долговременная – длится всю жизнь

· Генетическая – передается по наследству

2. По анализаторам:

· Зрительная

· Слуховая

· Тактильная

· Обонятельная и тд

3. По пониманию:

· Логическая (смысловая), понимание смысла

· Механическая (зубрежка)

4. В зависимости от волевых действий:

· Произвольное запоминание

· Непроизвольная запоминание

5. В зависимости от способа:

· Непосредственная

· Опосредованная

Патология памяти

Дисмнезии – все расстройства памяти

Гипомнезии – ослабление памяти

Гипермнезии – усиление памяти связанное с патологическим процессом

Амнезии – отсутствие памяти

Конградная амнезия – амнезия периода выключения сознания

Парамнезии – искажение памяти

1. В зависимости от времени воздействия патологического фактора:

· Ретроградная – все, что происходило до травмы

· Антероградная – все, что после травмы

· Ретроантероградная – до и после травмы

2. По динамике:

· Прогрессирующая – усиление патологии (травма, интоксикация, гипоксия)

· Регрессирующая – исчезает после снижения активности патологического процесса

· Стационарная –нет динамики

· Ретардированная – отсроченная (нарушения возникают не сразу, а через какой – либо промежуток времени, несколько часов)

Симптоматические расстройства

1. Анэкфория – невозможность вспомнить необходимую информацию в нужное время (стресс)

2. Аффектогенная амнезия – под действием эмоций, человек забывает какое – либо происшествие своей психики

3. Истерическая амнезия – забывание событий, которые являются для человека неприятными, тягостными

4. Фиксационная амнезия – невозможность запоминать и удерживать в памяти текущие события

5. Скотомизация – выпадение из памяти событий, четко ограниченных во времени

Парамнезии

а) криптомнезии – забывание источника информации

б) псевдореминисценции – воспоминания о собственных, имевших место в жизни, но оттесненных к другому временному промежутку событий

в) конфобуляции – воспоминания, которых не было в жизни

г) эхомнезия – уверенность в нескольких идентичных событиях и объектах (парамнезия Пика)

Синдром прогрессирующей гипомнезии – характерен для системного поражения ГМ, облитерирующих процессов, тяжелом АС

В основе лежит закон Рибо – в памяти лучше сохраняются события, полученные раннее, которые были закреплены опытом

Текущие события стираются первыми, а далекие в последнюю очередь

Синдром Корсакова:

· Фиксационная амнезия

· Ретроантероградная амнезия

· Парамнезии (псевдореминисценции и конфобуляции)

синдром неспецифический и возникает при:

1. Гипоксии ГМ

2. Отравлениях

3. Интоксикации

4. После тяжелых полостных операций

5. У лиц находящихся на аппаратах искусственного кровообращения и ИВЛ


 

Интеллект (ум)

- совокупность познавательных способностей организма

Способность потенцировать возможность к приобретению опыта и навыков

Биологическая основа – задатки (морфологические основы организма)

Формы поведения:

1. Вербальный (запас слов, эрудиция)

2. Способность решать проблемы

3. Практический интеллект (адаптация)

Способности:

· Общие (ходить, говорить)

· Специальные (медицинские)

Формы организации:

· Здравый смысл – избегание логических ошибок

· Рассудок – познавание реальности при использовании формирующихся знаний

· Разум – высшая форма организации интеллекта

Компоненты интеллекта:

1. Сумма опыта, знаний

2. Потенциальная возможность к получению знаний

3. Способность к творческому использованию опыта

Нарушение интеллекта

1. Умственная отсталость (олигофрения) – характеризуется недостаточностью развития интеллектуальной функции, врожденный характер, либо приобретено в раннем возрасте (до 3-3,5 лет)

2. Приобретенное слабоумие (деменция) – функциональность интеллекта сформировалась, но под действием причин происходит снижение или их распад

Характеристика по сферам:

· Познавательная сфера (мышление, память, внимание)

· Эмоциональная сфера

· Двигательно – волевая сфера

Параметры:

1. Объем рабочей памяти

2. Прогнозирование

3. Бескорыстная помощь

4. Логика, сознание

Биофизические параметры:

1. Формула интеллекта = ускорение * частота * скорость

2. Любопытство – познание

3. Глубина – главное от второстепенного

4. Гибкость и подвижность – использование опыта

5. Логическое мышление – последовательные рассуждения

6. Доказательность – факты

7. Критичность – оценка

8. Широта – охват объекта

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: