Под качеством управленческих решений понимается совокупность свойств, обеспечивающих успешное их выполнение и получение определённого эффекта.
Критерием качества решений выступает их практическое внедрение.
В связи с этим в практике деятельности предприятий применяется показатель, косвенно оценивающий качество принятых управленческих решений через количество выполненных решений, который рассчитывается по формуле:
где К - коэффициент качества управленческих решений;
Рв - количество выполненных управленческих решений;
Рн - количество выполненных некачественных решений;
Рп - количество принятых управленческих решений.
Выраженный в процентах, данный показатель характеризует, по существу, качество управления, хотя и не абсолютно, а с определённой долей неточности.
Под качеством управленческих решений понимают также степень его соответствия характеру решаемых задач функционирования и развития производственных систем.
Перечислим основные условия обеспечения эффективности управленческого решения.
|
|
Основные условия обеспечения эффективности УР:
1) применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;
2) изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;
3) обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией;
4) применение научных методов (ФСА, прогнозирования, моделирования и т.д.) обоснования каждого решения;
5) структуризация проблемы и построение дерева целей;
6) обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений;
7) обеспечение многовариантности решений;
8) правовая обоснованность принимаемого решения;
9) автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;
10) разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;
11) наличие механизма реализации решения.
Перечислим основные требования к управленческим решениям.
Основные требования к УР:
1) Научная обоснованность:
- Комплексный учёт факторов;
- Экономическая;
- Организационная;
- Технологическая;
- Техническая;
- Социально-психологическая.
2) Конкретность:
- По целям, методам и способам реализации;
- Во времени;
- В пространстве;
- По направленности исполнения.
3)Правомерность:
- по содержанию;
- по форме.
4)Подчинённость главной цели;
5)Своевременность принятия;
6)Ответственность:
- Руководителя (своевременность, обоснованность, контроль за исполнением);
- Исполнитель (чёткость и полнота исполнения).
Для достижения поставленных целей, решение должно:
|
|
1) быть реальным, т.е. исходить из достижимых целей, реально располагаемых ресурсов и времени. (Поэтому решение должно содержать цели, декомпозицию (расчленение) цели на задачи, оценку располагаемых и потребных ресурсов, сценарий достижения целей в результате решения задач и другие элементы соответствующей направленности.);
2) содержать механизм реализации, т.е. содержание решения должно включать разделы, охватывающие организацию, стимуляцию, контроль при реализации решений;
3) быть устойчивым по эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных (робастным);
4) готовиться, приниматься и выполняться в реальном масштабе времени тех процессов, которыми управляют, с учетом возможных скоростей развития внештатных, аварийных ситуаций.
5) быть реализуемым, то есть не содержать положений, которые сорвут исполнение в результате порождаемых им конфликтов;
6) быть гибким, т.е. изменять цель и (или) алгоритм достижения цели при изменении внешних или внутренних условий, содержать описание состояний объекта управления, внешней среды, при которых выполнение решения должно быть приостановлено и начата разработка нового решения;
7) предусматривать возможность верификации (подтверждения достоверности) и контроля исполнения.
Цели и задачи должны быть реальными, соотноситься с располагаемыми ресурсами и их видами для решения конкретных задач, а также теми способами и технологиями, которые предполагается применять. Это предполагает использование различных видов нормирования или прогнозирования и планирования решений.
Решение будет реализуемым, если оно предусматривает организацию, стимулирование (мотивацию), контроль выполнения.
Факторы, определяющие качество реализации решений:
1) организационные формы управления;
2) время, необходимое на осуществление решения;
3) уровень подготовки управленческих кадров;
4) принятые методы управления;
5) авторитет руководителя;
6) надежность и эффективность технических средств управления;
7) уровень организации контроля за исполнением решения.