Педагогика как искусство

Рассмотрим особенности педагогики как искусства. "Искусство - знание дела. Само дело, требующее такого умения, мастерства".

Значит, говоря о педагогике как области искусства, мы по всей вероятности должны вести речь об умении, мастерстве педагога.

В естественнонаучном познании личностные качества ученого, оценки не имеют решающего влияния на результаты его деятельности. Но в педагогической науке, педагогической деятельности личность педагога, его талант, мастерство (или их отсутствие) имеют решающее значение.

Чисто практическую педагогическую деятельность называют "искусством, созданным на научной основе". Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.

Наука и искусство принципиально отличаются способами распространения. Науку нужно изучать, и иначе ее не постигнешь. А искусство можно перенять; миллионы людей воспитывают своих детей, достигая прекрасных результатов, не изучая науку, а перенимая искусство растить детей у своих родителей и близких. Иначе говоря, педагогику можно назвать наукой о развитии таланта к воспитанию детей. Влияние личности педагога на педагогическую деятельность особенно велико и существенно уже потому, что воспитание включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик воспитателя, чутье, интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства воспитания.

Педагогическая наука не может предусмотреть это бесконечное множество конкретных ситуаций, дать указания для каждого отдельного затруднения. Это противоречие разрешает практическая педагогическая деятельность.

Педагогика фиксирует типичные обстоятельства и типичные трудности, содержит богатый арсенал педагогических средств, анализирует условия их успешного применения. Педагог - мастер извлекает из этого богатства то, что ему требуется: применительно к особенностям каждого индивидуального случая он действует творчески.

Таким образом, мы приходим к пониманию того, что педагогическое искусство есть ничто иное, как педагогическое мастерство учителя. "Мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности", по мнению И.А. Зязюна, включает в себя комплекс свойств личности:

1. Гуманистическая направленность, выраженная в его активной позиции при выстраивании педагогического процесса;

2. Профессиональные знания, дающие ему глубину, основательность, осмысленность действий;

3. Педагогические способности, обеспечивающие скорость его совершенствования;

4. Педагогическая техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет все средства увязать с целью, сделать педагогическую деятельность гармоничной.

Б-15

1. Типология и многообразие образовательных учреждений.
Все образовательные учреждения по направленности и содержанию работы можно подразделить на несколько типов.

По организационно-правовым формам выделяют:

· Государственные;

· Негосударственные (частные, общественные, религиозные);

· Муниципальные

В России существуют следующие типы образовательных учреждений:

· дошкольные – детские сады, детские ясли, развивающие центры;

· массовые, общедоступные школы (начального, основного и среднего образования) – школы, гимназии, лицеи;

· учреждения профессионального образования (среднего и высшего звена)
- учреждения начального профессионального образования – подготавливают специалистов по отдельным профессиям на базе среднего общего образования
- учреждения среднего профессионального образования – подготавливают специалистов среднего звена на базе общего или начального профессионального образования
- учреждения высшего профессионального образования – готовят различных специалистов на базе среднего и среднего профессионального образования
- учреждения послевузовского профессионального образования – готовят специалистов научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.;

· школы-интернаты;

· специализированные школы для детей с отклонениями в развитии и т.д. – дети с нарушением слуха, речи, опорно-двигательного аппарата (ДЦП), с умственной отсталостью, с задержкой психического развития, с нарушениями в поведении и общении (ранний детский аутизм) и т.д.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: