Легкоатлетические сооружения

1. Введение.

Любое твердое универсальное покрытие, по которому можно бежать в обуви с шипами, может быть использовано для занятий легкой атлетикой. При этом уже соревнования по легкоатлетическим дисциплинам регулируются Правилами Международной Ассоциации Легкоатлетических Федераций (IAAF – ИААФ). Правила ИААФ обеспечивают предоставление равных возможностей участникам соревнований, а также формируют основу для стандартизации обустройства легкоатлетических объектов. Согласно этим правилам соревнования по легкой атлетикемогут проходить только на спортивных сооружениях с синтетическим покрытием, соответствующим требованиям ИААФ и имеющим действующий сертификат.

Руководством ИААФ принята программа сертифицирования, в соответствии с которой все спортивные объекты, синтетические покрытия, оборудование и инвентарь, используемые в международных соревнованиях, должны соответствовать требованиям ИААФ, что является гарантией их качества. Спортивные легкоатлетические сооружения используются также для региональных или местных соревнований, проведения тренировок. Проведение соревнований высокого уровня требует и обеспечения дополнительных требований в отношении инфраструктуры легкоатлетических стадионов.

Легкоатлетический стадион может быть использован для проведения соревнований по другим видам спорта. Так, зона основного поля 400-метровой беговой дорожки используется для игры в европейский, американский футбол и регби. Размеры площадки с такими зонами приведены в таблицах для стандартной 400 – метровой дорожкой с одним радиусом поворота и двумя вариантами 400 – метровой дорожки с двумя радиусами поворота.

Арены с дорожками с двумя радиусами могут быть использованы только для игры в американский футбол.

Легкоатлетические стадионы используются для проведения и неспортивных мероприятий, таких как концерты под открытым небом, общественных собраний и пр. В таких случаях требуются средства защиты для беговых дорожек и спортивного поля.

2.Основные требования к легкоатлетическим аренам.

Планирование спортивного объекта должно осуществляться исходя из типов соревнований, которые будут там проводиться. Должны учитываться размещение оборудования, расположение служебных помещений, зрительских трибун и т.п. ИААФ классифицирует соревнования исходя из типа соревнований, их продолжительности, а также количества участников (включая спортсменов, официальных лиц соревнований и обслуживающий персонал) и зрителей.

В таблице перечислены категории соревнований. В столбцах 3-5 определено количество спортсменов, официальных лиц соревнования и обслуживающего персонала. В столбце 6 указана примерная продолжительность соревнований. Римскими цифрами I –V в столбце 7 обозначены строительные категории спортивных сооружений. И, наконец, в столбце 8 перечислены организации, ответственные за проведение и технический контроль международных, континентальных, региональных и национальных соревнований. Исключение составляют Олимпийские игры, проведением которых занимается Международный олимпийский комитет (МОК).

Каждая страна имеет право изменять по своему усмотрению технические требования в отношении соревнований, проводимых в этой стране и не имеющих статуса международных.

Место проведения соревнований выбирает их организатор. Помимо соответствия спортивного сооружения категории соревнований, устроители должны соблюсти следующие условия:

- доступность места проведения соревнований для международной и внутренней транспортной сети;

- наличие инфраструктуры;

- предоставление мест для проживания участникам соревнований.

Спортивные объекты и сооружения, предназначенные дляпроведения соревнований высшего уровня, подразделяются на несколько категорий. Для каждой категории соревнований должно быть предоставлено сооружение соответствующей категории. Для подтверждения соответствия категории сооружения типу проводимых в ней соревнований требуются следующие документы:

- сертификат, подтверждающий соблюдение минимальных требований к соответствующей категории спортивных сооружений;

- сертификат, подтверждающий соблюдение правильности размеров разметки, оборудования и инвентаря;

- сертификат, подтверждающий пригодность искусственных покрытий для данного вида соревнований;

- в особых случаях требуется сертификат, подтверждающий качество искусственных покрытий;

- в отдельных случаях для обеспечения качественных телевизионных трансляций соревнований требуется сертификат на освещение (световое оборудование).

Исходя из организационных требований к категориям соревнований, как говорилось выше, ИААФ рекомендует следующие пять строительных категорий легкоатлетических сооружений:

- Строительная Категория I для Категории Соревнования 1;

- Строительная Категория II для Категорий Соревнования 3 и 5;

- Строительная Категория III для Категорий Соревнования 2, 4, 6, 7 и 8;

- Строительная Категория IV для Категорий Соревнования 9 и 10;

- Строительная Категория V для Категории Соревнования 11.

В таблице перечислены минимальные требования для спортивных сооружений разных строительных категорий.

 

По договоренности с организацией-установителем соревнований, могут быть согласованы исключения (кроме категории I).

Легкая атлетика входит в число основных спортивных дисциплин. Наряду с площадками для игр в мяч, легкоатлетические объекты являются частью большинства спортивных комплексов. Беговыми дорожками, секторами для метательных и прыжковых дисциплин оборудуются и школьные спортплощадки.

Размещение спортивного сооружения или объекта зависит от потребностей населения и. что немаловажно, от наличия земельного участка достаточно большой площади. Общий дефицит крупных земельных участков в районах с высокой плотностью населения затрудняет строительство подобных объектов. Таким образом, необходимо своевременное включение спортивных сооружений в план застройки, а для этого необходимо располагать данными о размерах строящегося объекта, и, исходя из этого, определить его место и размер территории.

Размер земельного участка должен быть, по крайней мере, вдвое, а то и втрое больше территории объекта со всей прилегающей инфраструктурой. Тем самым будут обеспечены возможности для ландшафтного дизайна территории спортивного сооружения; также это позволит гармонично вписать объект в общий архитектурный фон застройки.

Одним из необходимых условий выбора места для строительства является состояние почвы. Почва на месте строительства должна быть влагопроницаемой и выдерживать значительные нагрузки. Более того, для строительства спортивных площадок требуется как можно более ровная поверхность. Сооружение насыпи может оказаться дорогостоящей процедурой, а уплотненная почва может не выдержать постоянных нагрузок.

Для открытых спортивных сооружений является важным отсутствие неприятных запахов, раздражающих шумов и вибраций, и источников пыли, либо принятие мер для защиты от них. Арены не должны быть источником для светового и звукового загрязнения окружающих жилых территорий.

Нанесение вреда окружающей среде, уничтожение ее составляющих должны быть исключены заранее, либо должны быть обеспечены надлежащие меры восполнения нанесенного вреда.

Спортивное сооружение должно иметь достаточно эффективную транспортную сеть и места парковки, как для личного, так и для общественного транспорта. Степень обеспеченности общественным транспортом определяет размеры стоянок личного транспорта. Помимо парковки для VIP – гостей, специального транспорта, прессы, обслуживающего персонала, спортивный объект должен быть обеспечен местами для парковки легковых автомобилей, из расчета 1 место (площадью примерно 25 кв.м.) на 4 зрительских места. В случае, если объект обеспечен общественным транспортом в оптимальной мере, 1 место для парковки автомобилей должно приходиться на 25 зрительских мест. Плюс должно быть обеспечено 1 место для парковки автобуса (площадью примерно 50 кв.м) на 500 зрительских мест.

Спортивные сооружения должны быть разделены на зоны: центральная арена, зрительские трибуны, зоны ограждения, подъездные пути.

Легкоатлетические арены должны быть обеспечены всеми необходимыми инженерными системами, системами и средствами безопасности и т.п. Требования к этим системам рассмотрены в соответствующих разделах Учебного курса.

Требования ИААФ к геометрическим параметрам треков, зон метаний, прыжковых зон, спортивным снарядам представлены в соответствующих официальных документах. Утверждены и применяются и соответствующие документы для их сертифицирования. Данные вопросы в рамках данного раздела учебного курса не рассматриваются, в случае необходимости можно непосредственно обратиться к этим документам.

3.Треки и поля.

При строительстве легкоатлетических арен используются три основных типа покрытий треков и травяное поле для метаний. До начала 1960- х годов наиболее первоклассные соревнования проводились на насыпных грунтовых водопроницаемых покрытиях, хотя во многих частях мира национальные соревнования проводились (и иногда до сих пор проводятся) на треках с естественным травяным покрытием.

Сегодняна всех международных соревнованиях используются синтетические покрытия, которые заменили насыпное грунтовое покрытие и травяное покрытие. Современные синтетические покрытия разработаны не только для обеспечения превосходных динамических качеств, но и для существенного сокращения расходов на обслуживание. Тем не менее, грунтовое и травяное покрытия до сих пор широко применяются на легкоатлетических стадионах.

 

3.1. Синтетические покрытия.

 

3.1.1. Описание.

 

Современные синтетические покрытия для легкоатлетических дорожек – высокоэффективные системы с оптимальными комбинациями динамических свойств.

Очевидно, что требования, которые предъявляют спринтеры, значительно отличаются от требований, которые предъявляют бегуны на длинные дистанции и ходоки. Технология производства синтетических покрытий, конечно, позволяет изменять динамические характеристики поверхности в зависимости от ситуации. На многих соревнованиях, где проводятся все дисциплины, такая «подгонка» трека к запросам отдельной конкретной группы спортсменов не допускается. По этой причине все системы используемых покрытий должны обеспечивать «баланс» динамических свойств, которые представляют собой компромисс для всех участников соревнований. Нормы и правила, предусмотренные ИААФ, основываются на интересах всех спортсменов. Кроме того, при международных соревнованиях на разминочных дорожках должны быть установлены те же покрытия, как и на основной соревновательной арене.

Есть два различные строительные решения при укладке синтетических покрытий при разных типах синтетических покрытий.

На рисунке представлены стандартные сечения синтетических покрытий.

 

 

А - водопроницаемый тип. В- водонепроницаемый тип.

1. Синтетическая поверхность. 1. Эластомер.

2. Асфальтобетонный финишный слой. 2. Асфальтобетонный финишный

3. Асфальтобетонный финишный слой слой твердого типа.

твердого типа. 3. Асфальтобетонный финишный

4. Подстилочный слой – щебень или слой твердого типа.

гравий. 4. Подстилочный слой – щебень или

5. Подоснование – щебень или гравий. гравий.

6. Закладочный материал или подложка. 5. Подоснование – щебень или гравий.

6. Закладочный материал или подложка.

 

На рынке предлагают свои услуги производители и монтажные организации разных категорий. Из этого следует, что предлагаемые покрытия могут существенно отличаться. Характеристики всех синтетических поверхностей должны основываться на стандарте, определяющим базовую структуру, которая является очень важным моментом для успешной укладки покрытия и дальнейшей эксплуатации.

В таблице представлены используемые типы покрытий и основные сферы их применения.

 

Часть систем изготавливается производителем и доставляется на место установки в виде материалов на клейкой основе, свернутых в рулоны. Некоторые покрытия изготавливаются на месте с помощью специального оборудования для смешивания и укладки материалов. Другие покрытия являются составляющими указанных двух систем. Каждый тип имеет свойственные им преимущества и недостатки.

 

3.1.2. Синтетические покрытия, изготавливаемые на заводе-производителе.

 

Этот тип покрытия производится из резинового состава, обрабатываемого с помощью каландирования с последующим сворачиванием в рулон. Как правило, такое покрытие относится к водонепроницаемым покрытиям и имеют гофрированную или текстурированную поверхность, что обеспечивает сопротивление скольжению. Очевидно, что фабричное производство обеспечивает однородность покрытия и соответственно эксплуатационных характеристик. Однако укладка такого материала требует опыта и точности. Полотно должно наклеиваться на основу с помощью адгезивов. Стыковые соединения должны прилегать идеально, как между соединяемыми частями покрытия, так и между границами дорожек разбега или трека. Срок эксплуатации покрытия зависит от целостности соединения между полотном и основанием. Более того, укладываемый материал должен склеиваться с учетом характера контура основания и его неровностей. И, поэтому, очень важно, чтобы основание полностью соответствовало требованиям по обработке небольших уклонов, которые могут способствовать накоплению стоячей воды.

Установка рулонного покрытия заводского производства предполагает применение атмосферочувствительных адгезивов (пластырей). Наконец, изделия, изготовленные в заводских условиях, могут иметь остаточные напряжения в самой структуре. В результате может возникнуть коробление покрытия на соединениях или в других местах, а также отслоения от основания. Правильный выбор адгезива и подготовка основания поможет снизить вероятность таких нарушений.

Также применяются сложные системы с применением доставляемых на место монтажа рулонами, несущий слой которых склеивается с основой, а сверху наносится главный слой.

 

3.1.3. Покрытия, изготавливаемые на месте укладки.

 

К этой группе относятся такие покрытия, которые укладываются на месте с помощью разных компонентов. Большинство открытых треков имеют именно такое покрытие.

В эту группу входят три основных типа покрытия: заливочные эластомеры, резиновая крошка и композиционные системы.

При укладке таких покрытий важную роль играет совместимость компонентов. Любому производителю, который изготавливает покрытия на месте. Необходимо обеспечить постоянный контроль и производить проверку образцов. Необходимо проверять каждый компонент на возможность неблагоприятного поведения при смешивании с другими компонентами. Рекомендуется по отдельности добавлять компоненты, производить проверку и регистрировать рабочие характеристики каждого состава. Так как конечные свойства таких систем зависят от структуры сырьевых материалов, которые доставляются на место проведения работ, значительную роль играют такие факторы, как смешивание и укладка материалов, а также комплексный план контроля качества. Желательно, чтобы каждая монтажная организация допускала независимый контроль качества при укладке покрытия, отправляя образцы в испытательные лаборатории. Если работы производит сама компания-производитель компонентов, то предпочтительно иметь собственную лабораторию контроля качества.

 

3.1.3.1.Заливочные эластомеры.

 

Заливочные эластомеры представляют собой жидкий полиуретан. Заливочная полиуретановая смола приготавливается за счет смешивания двух компонентов, одним из которых является жидкий полиол, а другим – изоцианат в соответствующей пропорции. Предлагаются два основных метода укладки покрытия. В первом методе для получения вязкости предусматривается добавление в смесь резиновой крошки. затем смесь разбрасывается на подстилающий слой трека с помощью дорожной машины по толщине, которая контролируется выравнивающими брусьями. После этого жидкая полимерная смесь доводится до окончательной структуры за счет применения специально рецептированных окрашенных резиновых гранул EPDM (каучук на основе сополимера, пропилена и диенового мономера), которые разбрасываются на поверхности покрытия для стабилизации полиуретана. После затвердевания гранулы, которые остаются на поверхности, удаляются.

Во втором методе вводятся смеси полиуретановых смол, которые разбрасываются на подстилающий слой на толщину, примерно, 4 мм. Затем нестабилизированная поверхность посыпается резиновой крошкой, остатки которой удаляются после затвердевания слоя. Таким же образом накладывается второй слой. После стабилизации второго слоя накладывается третий слой, который затем доводится за счет наложения окрашенных резиновых гранул EPDM.

Второй метод предполагает укладку нескольких слоев, на качество укладки может повлиять изменение погодных условий.

В некоторых случаях предлагается другой способ формирования текстуры верхнего слоя. Вместо применения гранул EPDM предлагается стабилизация поверхности с помощью заливки полиуретана до соответствующей консистенции с последующей обработкой катком. Затем текстурированная смола полностью кристаллизуются.

Все системы, обработанные эластомером, имеют водонепроницаемые свойства и. поэтому, требования, предъявляемые к возможным уклонам и к создаваемому уровню, должны согласовываться. В противном случае в образуемых впадинах будет скапливаться вода. Доводочная поверхность, как правило, не имеет стыков, и, поэтому, ее следует тщательно склеивать с подстилающим слоем. Такие поверхности могут иметь устойчивые и надежные эксплуатационные характеристики при условии, если они правильно рецептированы за счет использования совместимых компонентов, тщательного смешивания, а также выполнения работ при соответствующих погодных условиях.

 

3.1.3.2. Резиновая крошка с полимерной связкой.

 

В данном изделии используется основной слой, который состоит из резиновой крошки, связанной полиуретановой смолой. Этот слой затем доводится за счет текстурированного слоя поверхностного слоя полиуретановой краски. Крошка смешивается с однокомпонентной полиуретановой смолой в соответствующей пропорции. Полученная вязкая смесь разбрасывается дорожной машиной на подстилающий слой трека на толщину, которая регулируется выравнивающими штангами. После стабилизации, для того, чтобы обеспечить окончательную доводку поверхности и получить необходимое сопротивление скольжению и движению, на резиновое основание накладываются два слоя полиуретановой краски, которая состоит из мелкозернистого резинового заполнителя.

Так как полиуретановая смола, которая используется в этом типе системы, твердеет за счет влажной среды, погодные условия не могут повлиять на качество обработки поверхности. Хотя нет смысла работать при плохих погодных условиях, дождь не может нанести вред резиновому основанию, а наоборот будет способствовать процессу стабилизации смолы. Однако при нанесении доводочных текстурированных слоев необходимо учитывать не только сухие погодные условия, но и низкую скорость ветра.

За счет заливочного эластомера такие системы имеют массу преимуществ, хотя известно, что они служат не так долго. Одним из преимуществ является водонепроницаемость, что предполагает защищенность от накопления воды в зонах, где имеются незначительные неровности поверхности. В частности, зоны повышенного износа, например, конец беговой дорожки, предназначенной для метания копья или для выполнения прыжков, а также места, где устанавливаются стартовые блоки, как правило, устанавливаются за счет нанесения на поверхность смолы, которая затем доводится до необходимого состояния. Указанные системы, возможно, являются самыми применяемыми группами синтетических поверхностей, устанавливаемых в спортивных сооружениях.

 

3.1.3.3. Композиционные системы.

 

Композиционные системы объединяют заливочный эластомер и резиновую крошку с полимерной связкой. Иногда такие системы называют «двухслойным сендвичем». Композиционные системы формируются из основания с резиновой крошкой, которая склеивается с помощью смолы и имеет толщину порядка 9 мм, после затвердевания текстурированное основание покрывается очень мелкой резиновой крошкой, а затем накладывается верхний слой эластомера. Для улучшения рабочих характеристик и для облегчения ремонта при обработке поверхности толщина заливочного слоя может быть увеличена. По внешнему виду обработанная поверхность композиционных систем ни чем не отличается от заливочных систем, но за счет того, что полиуретановая смола используется в меньшем количестве, композиционные системы требуют меньших затрат.

Характеристики композиционных систем по своей прочности не уступают характеристикам двух выше представленных систем и в среднем приравниваются к ним. Свойства поверхности аналогичны свойствам, которыми обладает заливочный эластомер за исключением того, что пониженное усилие и вертикальная деформация поверхности композиционных систем немного превышает характеристики заливочной смолы, которая обычно укладывается на полную глубину.

 

3.1.4. Требования к рабочим характеристикам синтетических покрытий.

 

К синтетическим покрытиям треков предъявляются два основных требования:

- Эффективность;

- Надежность (сохранение рабочих характеристик в течение длительного времени).

Строительство треков с синтетическим покрытием требует больших финансовых вложений, и, естественно, такие треки должны эксплуатироваться с максимальной пользой.Владельцы спортивных сооружений могут получить прибыль в течение, как минимум восьми или десяти лет, затем необходимо провести ремонтные работы. Очевидно, что рабочий ресурс поверхности зависит от степени ее использования и, соответственно, износа.

 

3.1.4.1. Срок службы.

 

Срок службы синтетических поверхностей зависит от того, насколько они способны противостоять механическому износу и воздействию окружающей среды. Покрытие должно выдерживать воздействие таких факторов, как уплотнение, истирание, механическое повреждение, влияние ультрафиолетовых лучей, воды, колебаний температуры и т.п. В закрытых помещениях нет влияния воды и ультрафиолетовых лучей, поэтому синтетические покрытия в этих случаях способны длительное время противостоять механическим нагрузкам, они не обесцвечиваются и не теряют эластичность. Механические повреждения, главным образом, выражаются в форме изменения структуры верхнего слоя вследствие проколов, полученных от шипов спортивной обуви. Очевидно, что такие повреждения чаще всего на треках, которые разделяются на две линии, а также на беговых дорожках, предназначенных для метания копья, прыжков в высоту и прыжков с шестом. Вследствие этого в многослойных системах может понизиться качество сцепления между отдельными слоями, как на краях, так и в средней части трека. Часто поверхность отслаивается от подстилающего слоя. Синтетические поверхности, которые подвержены действию внешней среды, являются особенно чувствительными к возможным повреждениям.

Возможные причины износа покрытий:

- В условиях холодного климата периодическое изменение температуры (мороз и оттепель) может оказывать неблагоприятное воздействие на физические свойства участков, которые имеют повреждения, нанесенные шипованной обувью, и, тем самым, вызвать отслаивание покрытия или нарушение пористой структуры, которая обеспечивает свободный сток воды.

- В условиях теплого климата участки, которые имеют повреждения, нанесенные шипованной обувью, особенно подвержены влиянию солнечных лучей (ультрафиолетовому излучению). Особенно болезненно такие воздействия воспринимают поверхности многослойных систем, а также систем, где используется резиновая крошка с полимерным усилением, так как именно нижний слой часто подвергается таким повреждениям.

- В условиях жаркого климата и условиях повышенной влажности наблюдается тенденция ослабления степени сцепления между синтетической поверхностью и подстилающим слоем, а также на краях трековой дорожки.

Вся поверхность площади искусственного покрытия имеют тенденцию терять свою первоначальную окраску и эластичность. Такая проблема изучалась в начале 60-х годов. Однако, современные технологии подготовки сырьевых материалов, применяемые производителями и монтажными организациями, соответствуют необходимым требованиям при проведении контроля качества, соблюдения консистенции и обеспечении совместимости изделий. В результате синтетические поверхности способны сохранять свои рабочие свойства в разумных пределах всего срока службы.

 

3.1.4.2. Эффективность.

 

Для того, чтобы спортивные мероприятия проводилась на треках, поверхность которых могла бы обеспечивать удобство и безопасность для спортсменов, необходимо соблюдать определенные нормы и правила.

ИААФ установлены следующие требования:

 

А) Дефекты.

 

Для обеспечения безопасности, динамических характеристик и длительного срока службы поверхности такие дефекты, как раковины, трещины, отслоения и т.п. не допускаются. Если такие дефекты имеются, их необходимо устранять в первую очередь.

 

Б) Плоскостность.

 

ИААФ установила предельный допуск оценки уклонов, которые могут создавать помехи спортсменам. На локализованных уровнях наличие выпуклостей или впадин превышающих 6 мм (контроль с помощью поверочной линейки длиной 4 м) или 3 мм (контроль с помощью поверочной линейки длиной 1 м) в любом положении и направлении не допускаются. Неровности ступенчатого типа (например, на соединениях или швах) по своей высоте не должны превышать 1 мм.

Такие ограничения могут обеспечивать не только безопасность спортсменов, но также минимизировать накопление дождевой воды на водонепроницаемых поверхностях. Накопление воды в местах, где производятся прыжки в высоту, может привести к срыву графика проведения спортивного соревнования.

 

В) Толщина.

 

Толщина синтетического покрытия также играет важную роль. В определенной степени срок службы используемой поверхности зависит от ее толщины, в частности, при получении механических повреждений.

Правила ИААФ разрешают использовать спортивную обувь с шипами определенной длины, поверхность должна иметь такую толщину, которая могла бы соответствовать колющим нагрузкам, которые прилагают спортсмены, плюс дополнительную толщину с учетом износа и погодных условий. Кроме того, такие зоны, как конец беговой дорожки для метания копья, должны иметь толщину, превышающую толщину всего синтетического покрытия. Толщина покрытия определяется не только, исходя из длины шипов спортивной обуви, но и в зависимости от степени повреждения, наносимого на поверхность.

 

Рисунок. Утолщенные участки синтетической поверхности (заштрихованы).

1.Футбольная часть поля; 2. Стандартный трек; 3.Дорожка для прыжков в длину и для тройных прыжков; 4. Дорожка для прыжков с водными преградами; 5. Дорожка для метания копья; 6. Сектор для метания молота и диска; 7. Сектор для метаний диска; 8. Дорожка для прыжков с шестом; 9. Сектор для толкания ядра; 10. Сектор для прыжков в высоту; 11. Финишная линия.

 

Таблица. Толщина слоев синтетической поверхности дорожек и секторов.

По некоторым причинам минимальная толщина покрытия зависит от динамических характеристик синтетической поверхности. Если поверхность имеет небольшую толщину, изменяется свойство деформации и ослабления прилагаемого усилия (например, дискомфорт из-за жесткого покрытия). Однако, если покрытие слишком толстое, покрытие становится более мягким и податливым. По этой причине нет необходимости укладывать и максимальную толщину синтетической поверхности.

Для того, чтобы требования к ослаблению усилия и к вертикальной деформации соответствовали нормативам, необходимо определить толщину покрытия. В сертификате ИААФ на материалы, используемые для изготовления синтетических покрытий, указывается толщина, необходимая для подготовки образца к испытаниям в лабораторных условиях в соответствие с характеристиками, которые устанавливает ИААФ. Средняя толщина образца должна превышать толщину покрытия, которое устанавливается на месте укладки. Общая площадь, в пределах которой толщина покрытия составляет величину, которая ниже 10% от толщины, устанавливаемой в сертификате ИААФ, не должна превышать 10% от общей площади покрытия. При вычислении процентного соотношения зоны с повышенными нагрузками, где применяется покрытие повышенной толщины, не должны учитываться. ИААФ в документах по процедурам сертификации подробно описывают методики проведения испытаний синтетических покрытий.

Обычно для определения толщины покрытия используется калиброванный 3-зубый щуп.

 

Г) Ослабление усилия.

 

Спортивные треки характеризуются достаточно сложными динамическими свойствами. Двумя основными составляющими воздействия спортсменов на поверхность трека является деформация, или упругая деформация поверхности и способность материала, как поглощать, так и отражать энергию, создаваемую ударной нагрузкой ноги. Исследованиясвойств взаимодействия ноги и поверхности показывают изменение нагрузки и продолжительность ее воздействия не только между разными видами легкой атлетики, но и разными уровнями соревнований. Все системы поверхностей должны также представлять компромисс для разных спортсменов.

Степень ослабления усилия поверхности измеряется с помощью испытательного приспособления «искусственный спортсмен», где ударная нагрузка подается через пружину на испытательную пяту со сферическим основанием, которая опирается на синтетическую поверхность. На пяту устанавливается датчик силы, который фиксирует максимальное усилие, прилагаемое при ударной нагрузке. Это максимальное усилие сравнивается с результатом, полученным при испытании на твердой поверхности (бетонный пол), и вычисляется разница в процентном соотношении.

Степень ослабления усилия, как и все динамические характеристики поверхностей, создаваемых из эластомера, зависит от изменения температуры. Большинство спортивных соревнований проводится при температуре поверхности от 10 до 40 градусов. ИААФ устанавливает степень ослабления усилия поверхности, которая при любой температуре должна иметь значение в пределах от 35% до 50%.

Необходимо знать, что значения степени ослабления усилия, полученные при испытании синтетических поверхностей, могут варьироваться в зависимости от типа используемого подстилающего слоя. Как отмечалось выше, в качестве абсолютно жесткого основания предлагается использовать бетон. Однако на стадионах часто используется щебеночное покрытие, связанное битумом или асфальт. Такой подстилочный слой сам имеет определенный коэффициент податливости и. поэтому, может повлиять на степень ослабления усилия слоя, который располагается выше него.

Если толщина синтетической поверхности больше (например, в конце дорожки разбега), то величина ослабления может не соответствовать допустимой норме.

 

Д) Вертикальная деформация.

 

Деформация является второй основной составляющей взаимодействия ноги и поверхности. Если деформация поверхности от нагрузки, прилагаемой ногой, достаточно высокая, она представляет собой остаток кинетической энергии, за счет которой «производительность» спортсмена понижается. Кроме этого, высокая степень деформации влияет на устойчивость ноги, особенно если спортсмен бежит по кругу. И наоборот, если степень деформации поверхности при нагрузке слишком низкая (из-за низкого коэффициента податливости или из-за неверной толщины синтетической поверхности), то тормозящее усилие. Приводимое ногой спортсмена, будет повышаться, что может привести к травме.

Очень важно найти компромисс, который поможет сохранить коэффициент полезности, необходимый для сохранения и отражения энергии, передаваемой на поверхность, без приложения излишнего усилия торможения.

Степень вертикальной деформации поверхности измеряется с помощью другого испытательного приспособления «искусственный спортсмен», где ударная нагрузка прилагается через пружину на испытательную пяту с плоским основанием, которое опирается на синтетическую поверхность. На пяте устанавливается датчик силы, который регистрирует максимальное усилие. Одновременно с помощью датчиков движения, которые устанавливаются на другой стороне пяты, измеряется деформация испытательной пяты.

Степень деформации также, как и степень ослабления усилия, может меняться в зависимости от окружающей температуры. Поэтому ИААФ установила диапазон возможных изменений значений деформаций между 0,6мм и 2,2мм при температуре поверхности между 10 и 40 градусами. Допускаются и большие величины вертикальной деформации при использовании покрытия повышенной толщины.

 

Е) Трение.

 

При постройке спортивного трека важную роль играет защита спортсмена от нежелательного проскальзывания его ноги. Это требование должно соблюдаться, несмотря на состояние поверхности (влажная или сухая поверхность). Точную величину трения можно получить с помощью доводки поверхности до текстурированной или рельефной структуры. Характеристики трения определяются с помощью двух (не одной) контактных поверхностей. Из-за сложностей, связанных с этим, степень проверяемого трения должна стандартизироваться по одному отдельному типу ноги испытательного устройства.

Для измерения фрикционных свойств спортивных треков в качестве испытательного оборудования предлагается два часто используемых элемента. Одним из этих элементов является маятниковое устройство, которое устанавливается на подпруженную пяту приспособления. Другое устройство представляет собой стандартную кожаную пяту, которая приводится в движение под воздействием фиксированной нагрузки с опорой на текстурируемой поверхности. Оба испытываемых устройства устанавливают коэффициент динамического трения, который по стандарту ИААФ должен составлять значение не менее 0,5 (во влажных условиях).

 

Ж) Способность к растяжению.

 

Прочность при растяжении и относительное удлинение при разрыве синтетического покрытия являются обязательными характеристиками, необходимыми для испытаний, которые позволяют определить правильность выбора сырьевых материалов, необходимые пропорции. тщательность укладки, уплотнения и стабилизации слоя. Получаемые минимальные значения могут соответствовать требованиям по оценке системы качества, которую применяют производители и монтажные организации.

Некоторые неблагоприятные ситуации могут вызвать несоответствие требованиям:

- Если стабилизация резинового наполнителя производится с нарушениями по причине неправильного смешивания или дозирования сырьевых материалов и их несовместимости, а также из-за неблагоприятных погодных условий во время затвердевания материалов.

- Если используются нестандартные сырьевые материалы, например, сортирование резиновых гранул. Производимое с нарушениями, неизвестное происхождение сырья, или смола содержит слишком высокую пропорцию инертного наполнителя.

Любая из вышеперечисленных причин может привести к понижению рабочих характеристик покрытия. Такие нарушения могут быть идентифицированы с помощью специальных технических средств. Однако, если состав «регулируется» в минимальных пределах, может возникнуть более сложная ситуация, где вновь создаваемая поверхность будет отвечать динамическим требованиям, но, при этом, будет терять свои свойства за счет механического износа и воздействия неблагоприятных погодных условий. Поэтому долгосрочная эксплуатация покрытий такого рода не допускается.

При проведении испытаний на растяжение образцов полученные значения указывают на степень прочности и надежности данного типа системы. Степень прочности на растяжение, которая должна составлять 0,5 МПа (водонепроницаемые поверхности) и 0,4 МПа (водопроницаемые поверхности), определяется ИААФ. Минимальное соотношение относительного удлинения при разрыве должно составлять 40%.

 

З) Цвет.

 

При выборе цвета синтетических поверхностей соблюдение каким-либо требований и правил не требуется. При условии, если обозначения наносимых линий будет легко различима. На практике большинство открытых спортивных треков окрашиваются в красный цвет. Если в результате неблагоприятных погодных условий цвет поверхности меняется, его целостность не должна нарушаться. Если равномерность цвета теряется, например, по причине использования материалов с разной дозировкой, необходимо заменить покрытие.

Для оценки цвета синтетической поверхности используются разные средства. Многие компании предлагают образцы цветовой гаммы в виде карточек или пластин.

 

И) Дренаж.

 

Даже мало заметные уклоны, наличие которых допускается при строительстве спортивных сооружений, не могут полностью обеспечить сброс воды с водонепроницаемых поверхностей. Как отмечалось выше, наличие зон со стоячей водой может сорвать график проведения соревнований. По этой причине ИААФ выдвигает требование, в соответствии с которым использование синтетической поверхности не допускается использовать, если стоячая вода занимает всю площадь и время, затрачиваемое на сброс всей воды, составляет 20 минут. Подобные проблемы, как правило, не возникают при использовании водопроницаемых покрытий. Если же вода с поверхности не выводится, причина может заключаться в чрезмерном превышении допустимых норм по использованию текстурированного красочного покрытия или в недостаточной проницаемости нижнего основания трека или дренажной системы.

 

3.1.5. Испытания синтетических покрытий.

 

Перед монтажом системы покрытия, которое разрабатывается для спортивных треков, всегда проходят проверку в лабораторных условиях. Испытания должны выполнять следующие основные задачи:

- Обеспечение совместимости всех сырьевых материалов, входящих в состав покрытия.

- Обеспечение успешного монтажа в оптимальных климатических условиях.

- Обеспечения надежности покрытия.

- Обеспечение эксплуатационных характеристик поверхности.

- Обеспечение композиционных свойств, устойчивых к воздействию окружающей среды, по отношению к компонентам сырья, методам монтажа и к долгосрочной эксплуатации.

Все указанные аспекты должны изучаться в лабораторных условиях. Вероятный срок службы покрытия может быть предсказан за счет проведения ускоренных испытаний на истирание, сопротивление негативному воздействию шипов, уплотнение, а также на влияние ультрафиолетового излучения, воды, изменения температуры и т.п. Однако большинство испытаний могут быть использованы для оценки только характеристик, которые касаются срока службы покрытия. На практике синтетические поверхности теряют свои свойства из-за износа и под влиянием окружающей среды.

ИААФ утвердила методы и регламент точного лабораторного анализа характеристик синтетических покрытий, процедуры их утверждения. ИААФ привлекает широкую сеть аккредитованных испытательных лабораторий по всему миру. Проведение таких испытаний является обязательным условием для спортивных сооружений, заявленных на получение сертификата ИААФ Класса1.

 

3.1.6. Ремонт и восстановление синтетических покрытий.

 

Ни одно покрытие не может эксплуатироваться бесконечно, но своевременный ремонт отдельных участков синтетического покрытия позволяет обеспечить функционирование спортивных треков еще длительный период времени. Для этого необходимо убедиться, насколько спортивное сооружение отвечает необходимым нормам. Проектная глубина основания, которое способно обеспечивать устойчивость покрытия, зависит от условий местности, на которой построено сооружение. Следует обратить внимание на то, что даже самый идеальный для строительства участок должен обеспечивать структуру, которая позволяет произвести засыпку щебеночного покрытия, связанного битумом на толщину, как минимум, 60 мм поверх водопроницаемого заполнителя толщиной, как минимум, 150 мм. Подстилочный слой щебеночного покрытия должен составлять толщину от 40 до 60 мм, а слой износа – от 25 до 30 мм. Особое внимание необходимо уделить точности укладки окончательного слоя щебеночного покрытия, так как плоскостность поверхности и минимальная толщина синтетического покрытия должны отвечать очень жестким требованиям.

На раннем этапе строительства рекомендуется проводить геотехнический анализ грунтовых условий, результаты которого должны передаваться независимому консультанту, который может разработать специальный проект соответствующего данному месту основания. Также в процессе строительства играет большую роль качество контроля всех этапов технологического процесса, а именно, требованиям ИААФ, от монтажа дренажной системы до монтажа синтетической поверхности и нанесения линий. Необходимым фактором является привлечение независимой и компетентной испытательной лаборатории, которая могла бы вести контроль качества синтетического покрытия, а также производить комплексную проверку всего сооружения на соответствие требованиям ИААФ.

После нескольких лет эксплуатации (приблизительно 5-12 лет) может возникнуть необходимость в ремонте или обновлении покрытия (если степень износа достаточно высокая). Если рассматривать водопроницаемую поверхность, износ будет выражаться в потере первоначальной структуры покрытия, где основание, структурированное резиновой крошкой с полимерной связкой, уже не сможет выдерживать ударные нагрузки, прилагаемые шипованной обувью спортсмена. Естественно такой износ проявляется сразу. Для того, чтобы понизить степень последующего износа, необходимо наложить дополнительный слой красочного покрытия. Ремонтируемые участки следует тщательно очистить или, если необходимо, промыть водой под давлением и дать им возможность подсохнуть для последующего нанесения красочного покрытия. Если повреждение поверхности значительное, то лучше всего вырезать поврежденный участок вплоть до подстилочного слоя и заменить свежим слоем, на который затем следует наложить покрасочное покрытие.

Если рассматривать водонепроницаемую поверхность, то такие покрытия имеют повышенное сопротивление износу, вызванное абразивными нагрузками. А также нагрузками, прилагаемыми шипованной обувью спортсмена. Композиционные системы с заливочным эластомером имеют аналогичные характеристики. Однако если верхний слой такой поверхности подвергается аналогичным нагрузкам, прилагаемым шипованной обувью, износ чаще проявляется в подстилочном слое. По этой причине верхний заливочный слой композиционной поверхности должен иметь толщину, как минимум, 4 мм. Если износ структуры поверхности достигает критической точки, поверхность, как правило, шлифуется, а затем на нее наносится слой полиуретановой смолы с резиновой крошкой. Если ремонт производится частично, то, естественно, отремонтированная поверхность будет значительно отличаться от поверхности остального покрытия. Спустя определенное время. Состояние практически всего синтетического покрытия может ухудшиться до критической точки. В этом случае производится ремонт всей верхней части покрытия на глубину 3 или 4 мм, после чего наносится новое покрытие. При обработке покрытия смолой, для того чтобы не допустить отслоения, необходимо, чтобы выполнить требования по укладке материалов на минимально допустимую толщину (минимум 4 мм).

Что касается композиционных систем, покрытие должно заменяться подобным образом. Прежний слой покрытия должен сниматься таким образом, чтобы не допустить обнажения нижнего основания. Естественно, если толщина снимаемого слоя верхнего слоя не будет превышать 4 мм, этого не произойдет.

Не каждый ремонт производится по причине износа покрытия. Спустя определенное время, покрытие «твердеет» до такой степени, что оно теряет свои динамические свойства, требования к которым определяются ИААФ. В таком случае поверхность покрытия обычно шлифуется.

Другой проблемой является усадка покрытия, в результате чего на краях трека образуются щели. Если возникает такая ситуация, покрытие снимается на всю свою толщину с минимальным расстоянием от края, которое должно составлять 75 мм. Затем на ремонтируемый участок наносится новое покрытие, которое на стыке с бордюром обрабатывается битумом.

Иногда износ синтетического покрытия достигает такого уровня, когда частичный ремонт или ремонт даже всей поверхности покрытия будет бесполезен. В этом случае изношенное синтетическое покрытие должно сниматься полностью и заменяться новым слоем. Такой генеральный ремонт требует соответствующих материальных затрат. При удалении старого синтетического покрытия также необходимо проверить сохранность подстилочного слоя. Если износ основания проявляется в разных местах, слой износа удаляется и заменяется свежим подстилочным слоем. В процессе выполнения работ может быть нарушена установка бордюров. Их следует восстановить или заменить новыми, при этом соблюдая требования по уровню и наклону, которые предусматриваются нормативами ИААФ.

 

3.2. Насыпное грунтовое покрытие.

 

ИААФ в настоящее время не регламентирует требования к насыпным грунтовым покрытиям, поскольку международные соревнования проводятся только на синтетических покрытиях треков. Однако насыпное грунтовое покрытие до сихпор широко используется на школьных, муниципальных, дворовых стадионах.

К насыпным грунтовым покрытиям относятся водопроницаемые, многослойные, воду абсорбирующие поверхности, изготовленные из смеси различных материалов.

На рисунках представлены примеры структур по отношению к свойству постельного основания (водопроницаемый или водонепроницаемый грунт). А также типы строительных материалов, используемых для укладки промежуточных слоев.

 

 

Пример 1. Водонепроницаемое постельное основание.

1. Насыпной слой грунта; 2. Динамический слой; 3. Поддерживающий слой;

4. Фильтрующий слой; 5. Постель; 6. Дренаж.

 

Пример 2. Водонепроницаемое постельное основание.

1.Насыпной слой грунта; 2. Динамический слой; 3. Поддерживающий слой;

4. Постель; 5. Дренаж.

 

Пример 3. Постельное основание с минимальной водонепроницаемостью.

1.Насыпной слой грунта; 2. Динамический поддерживающий слой; 3. Постель;

4. Дренаж.

 

 

Пример 4. Водопроницаемое несущее постельное основание.

1.Насыпной слой грунта; 2. Динамический поддерживающий слой; 3. Постель.

 

Для любого насыпного грунтового покрытия важную роль играет правильно построенная и устойчивая структура, которая укладывается постепенно, начиная с крупнозернистых материалов основания и заканчивая верхним слоем с мелкозернистой фракцией. Используемая форма частиц, которая должна быть скорее угловатая, чем закругленная, помогает обеспечить надежную связку. Чем ближе материал укладывается к поверхности, тем качественнее производится его распределение.

Большинство спортивных треков с насыпным грунтовым покрытием состоит из двух или трех слоев:

А) Постельное основание с дренажной конструкцией или без нее;

Б) Промежуточные слои с постепенным уменьшением размера фракций, которые укладываются на нижний слой;

В)Беговая поверхность, структурированная на влагоемком слое, форма частиц которого обеспечивает устойчивость за счет соответствующего профилирования.

Через определенное время может возникнуть необходимость поменять насыпное грунтовое покрытие на синтетическое. Поэтому трек должен укладываться таким образом, чтобы его возможная модернизация предполагала минимум усилий и затрат.

Для того, чтобы не допустить попадание воды на трек, необходимо, если возможно, укладывать трек таким образом, чтобы ни один участок его поверхности не опускался ниже допустимого уровня 50 мм над уровнем остальной площади.

Укладка промежуточных слоев, а также поверхностного слоя должна производиться с использованием воды, которая должна подаваться равномерно. Поэтому необходимо обустройство соответствующей ирригационной системы.

Иногда инструкции производителей предполагают применение гербицидов. Если в грунте имеются такие сорняки, как чертополох, одуванчик, подорожник и щавель, то перед укладкой основания от них необходимо избавиться.

 

3.2.1. Постель или дренажный слой.

 

Материал, который используется для подготовки постели и дорожек для разбега, должен быть очищен от посторонних частиц, осушен, и отличаться твердой структурой (например, клинкер или щебень). Указанный материал должен в равномерных пропорциях проходить через сито с размером ячеек – 75 мм, и удерживаться на сите с размером ячеек – 19 мм. Затем материал укладывается на равномерную глубину (сухая постель) и уплотняется с помощью катка. Вес катка должен быть достаточным для плотности уплотнения. Слишком тяжелый каток может негативно воздействовать на подстилающий слой, в частности, на глину, что в результате может привести к снижению эффективности дренажной системы. Основание должно быть плотным, но не упругим.

Расчетная глубина постели должна зависеть от природы подстилающего слоя, а также подготавливается, исходя из предполагаемой модернизации с последующей заменой на синтетический слой. Минимально рекомендуемая глубина постели для насыпного грунтового покрытия трека должна составлять 150 мм (с оптимально дренированным подстилающим слоем). Если постель укладывается на глинистую почву или предполагается последующая модернизация трека на синтетическое покрытие, то необходимая глубина должна составлять, как минимум, 300 мм.

 

3.2.2. Промежуточные слои.

 

Промежуточные слои (или промежуточный слой) предназначены для связывания подстилающего слоя и для подготовки обработки беговой поверхности. Промежуточный слой должен иметь оптимальный дренажные характеристики, которые особенно необходимы для отвода воды в период дождей. Некачественное профилирование материалов, в частности. На участках верхнего слоя не допускается, так как характеристики механического сцепления между частицами понижаются, что приводит к снижению устойчивости поверхности. С точки зрения повышения дренажных характеристик, а также улучшения устойчивости и упругости предпочтительней укладывать два (или больше) хорошо профилированных промежуточных слоя. Конечно затраты на один промежуточный слой ниже, но характеристики покрытия будут хуже. Если укладывается один слой, то он должен состоять из щебня, клинкера или шлака с размером фракции от 19 мм до 3 мм. Материал должен равномерно распределяться на минимальную глубину 25 мм, затем поливаться водой и укатываться.

Промежуточный или заполняющий слой должен укладываться равномерно механизированным способом или с помощью поливки водой и последующей укатки (каток весом 250 кг, закругленный по краям) на ширину в пределах 600/700 мм. Для того, чтобы не допустить образование волнистой структуры, укатка должна проводиться вдоль и поперек (сухая поверхность обрабатываться не должна). Любые впадины, образовавшиеся после укладки, должны немедленно заполняться тем же материалом, обрабатываться водой и укатываться до тех пор, пока не будет получена выровненная поверхность.

Если производится укладка нескольких промежуточных слоев, то перед нанесением следующего слоя на предыдущем слое (если сухой) делаются небольшие насечки, а затем он обрабатывается водой. Таким образом, перед укатыванием поверхности по всей глубине обеспечиваются необходимая плотность, которая способствует оптимальному механическому сцеплению всей структуры.

 

3.2.3. Профилирование.

 

Вся фактическая поверхность должна обрабатываться на глубину 50 мм с помощью укладки мелкозернистых материалов с размером фракции 4,5 или 3 мм, кроме материалов с зернистой структурой, необходимо использовать связывающий материал, который позволит обеспечить не только устойчивость (полный обхват поверхности ногой спортсмена с минимальными потерями на деформацию), но также и облегчить последующее обслуживание. Подбор пропорции связующего материала должен производиться правильно, так как излишки связующего материала будет препятствовать водопроницаемости покрытия, и способствовать ухудшению эксплуатационных характеристик поверхности в дождливую погоду. С другой стороны, недостаточная связка будет требовать постоянного увлажнения поверхности в сухую погоду (для защиты от быстрого разрушения). Для того, чтобы обеспечить соответствующий баланс, подбор материала должен производиться строго в соответствии с требованиями.

Хотя предлагается приблизительный коэффициент, необходимый для смешивания материалов, он не может рассматриваться, как стандарт для всех треков. Причина не только в разных климатических условиях, но и поставляемых исходных материалов.

Гранулированные материалы, как правило, используются в смесях, применяемых для беговых поверхностей, куда могут входить такие материалы, как дробленый гранит или известняк, а иногда и клинкер. Можно также использовать другие материалы, например, твердый песчаник и глинистый сланец, который получается в виде отходов угольных шахт, при условии, что такие материалы обладают хорошими характеристиками по твердости и по форме. Применение слоистых частиц не допускается. Правильно сбалансированная смесь должна обеспечивать не только хорошую связку, но и обладать свойствами удерживания влаги и сохранения упругости. Клейкость, вне зависимости от погоды, не допускается. Необходимо, чтобы все связующие вещества тщательно перемешивались с гранулированными материалами.

К смесям, которые обеспечивают отличные свойства, можно отнести следующие типы:

А) Соотношение 50-75% качественного связующего шлака, смешанного с 25-50% мелкозернистого шлака, дробленого известняка или щебня.

Б) Мелкозернистый шлак и дробленый гранит или известняк (соотношение приблизительно 50:50) и связующий материал.

В) Дробленый гранит или известняк и связующий материал.

Г) Мелкозернистый шлак и связующий материал.

Д) Обожженный красный глинистый сланец и связующий материал.

При выборе типа поверхности на месте проведения работ следует учитывать доступность материалов. Если возникает необходимость в дополнении соответствующей окраски, можно использовать кирпичную пыль. Поверхность должна укладываться в соответствии с техническими требованиями, которые приводились выше (промежуточные слои). Непосредственно перед укладкой поверхности необходимо сделать насечки на уже обработанный слой и обильно смочить его (если поверхность сухая). При уплотнении поверхности необходимо следить за равномерностью обработки. Окончательное уплотнение покрытия производится с помощью катка весом около 600 кг и шириной 900 мм. Уплотнение поверхности, которое должно сопровождаться обильным увлажнением в течение, как минимум, недели, помогает добиться соответствующей плотности поверхности. Ни при каких обстоятельствах уплотнение не должно производиться на сухой поверхности.

 

3.2.4. Дорожка для разбега.

 

Структура бордюрной кромки. Постели и поверхности дорожки для разбега ничем не отличаются от структуры трека, за исключением того, что материал, который применяется на участках, где спортсменом для отталкивания прилагается максимальное усилие, дожжен обрабатываться соответствующим образом. Такая обработка необходима для защиты поверхности от максимального износа и сохранения упругих свойств поверхности при нагрузках, которые оказывает спортсмен, используя шипованную обувь. Это достигается за счет увеличения глубины поверхностного слоя примерно на 25 мм и увеличения пропорции связующего материала вдвое (глина или глинистый известняк). Такой тип поверхности укладывается за 3 м до зоны отталкивания (прыжки в длину, тройные прыжки и прыжки с шестом), за 6 м до зоны метания копья и за 3 м до зоны прыжков в высоту.

Если дорожка для разбега строится на глинистой почве, может потребоваться установка дренажа закрытого типа по периметру всей дренажной системы.

Бордюрная кромка дорожки разбега для прыжков с шестом должна устанавливаться заподлицо с поверхностью дорожки разбега за 6 м (зона метания копья – за 3 м).

 

3.2.5. Контроль.

 

Следует отметить, что результат работы зависит не столько от соблюдения технических требований, сколько от проводимого контроля. Независимо от того, кем производятся работы, рабочий процесс должен планироваться и контролироваться специалистом. Если работа выполняется подрядчиком, то для того, чтобы проводимые работы соответствовали техническим требованиям, рабочий процесс должен тщательно проверяться инженером, архитектором и другими специалистами. Результаты каждого этапа рабочего процесса должны подтверждаться специалистами соответствующими актами.

Ответственное лицо должно уметь правильно интерпретировать спецификации и, что очень важно, иметь большой опыт работы в данном направлении. Неправильный ход проектных работ, а также неверный подбор строительных материалов в результате проведут к массе нарушений, которые уже невозможно будет исправить. Если не произвести значительные дополнительные затраты. Без сомнения, соответствующий контроль будет только способствовать работе и застрахует владельца спортивного сооружения от непредвиденных затрат в будущем.

 

3.2.6. Технические требования.

 

Принципы, применяемые к требованиям по строительству насыпного грунтового покрытия для спортивных сооружений, предназначены для стандартной интерпретации концепций, а также для передачи четко обозначенных требований и непременных условий для проведения испытаний. С одной стороны, критерии основываются на национальных стандартах, а с другой стороны на международном опыте. Они включают в себя рекомендации по проектированию и строительству треков. Однако соблюдение принципов еще не гарантирует успех, строительство надежного и бездефектного покрытия для спортивных сооружений требует значительного опыта и постоянного контроля качества выполняемых работ.

В процессе проектирования и строительства необходимо учитывать местные условия (климат, подстилающие породы и доступность материалов), а также специальные требования для спортивных сооружений.

 

3.2.6.1. Безопасность и характеристики поверхностей.

 

А ) Безопасность спортсмена напрямую зависит от свойств поверхности спортивного сооружения, которые способны снизить риск получения травмы в следствие падения спортсмена, и которые способны ослабить нагрузки в процессе прыжков или забегов.

Б) Упругость – это степень деформации поверхности под воздействием нагрузки. Степень деформации зависит от формы частиц, их распределения и содержания воды на поверхности.

В) Уклон на спортивных дорожках регламентируется нормативами, предусматриваемыми правилами соревнований.

Г) Плоскостность определяется поверочной линейкой длиной 4 м, отклонение не должно превышать 10 мм.

Д) Номинальная высота: отклонение не должно превышать 5 мм.

 

3.2.6.2. Свойства материалов.

 

А) Размер частиц. Как показано на рисунке кривая гранулированного состава материала, который используется для строительства поверхности, должна располагаться между кривыми предельных характеристик гранулированного состава. Если кривая выходит за допустимые пределы указанных кривых, то процентное соотношение не должно превышать следующие значения:

Фракция частицы = 3,15 мм и больше, весом максимум 5%.

Фракция частицы = 0,02 мм и меньше, весом максимум 16%.

 

Б) Водопроницаемость. Материал поверхности должен иметь минимальные характеристики по водопроницаемости – 0,06 мм / мин, если состав частиц – 0 – 3 мм.

 

В) Износ. Материал поверхности должен иметь высокое сопротивление. При вычислении износостойкости следует использовать метод испытания на абразивный износ.

 

Г) Атмосферостойкость. Материал поверхности должен иметь высокое сопротивление воздействию атмосферных условий. При вычислении атмосферостойкости следует использовать метод испытания на сопротивление низкой температуре.

 

Д) Сопротивление сдвигу поверхности является сопротивление поверхности касательным нагрузкам. Сопротивление сдвигу поверхности должно составлять, как минимум, 50 кН/м2.

Е) Содержание загрязняющих веществ не должно превышать величину, предусмотренную местными нормативами.

 

3.3. Естественное травяное покрытие.

 

Естественные травяные покрытия, несмотря на широкое применение синтетических покрытий на легкоатлетических аренах, используются и в наше время не только в качестве покрытий секторов для метателей, но они обладают и идеальными характеристиками для проведения интенсивных тренировок для бегунов на средние и длинные дистанции.

Во многих регионах виды травяного покрытия значительно отличаются друг от друга. Корневая система травяного покрытия должна выполнять функции стабилизатора почвы, которая может обеспечивать плотную, но в тоже время упругую поверхность. Травяная поверхность может регулироваться по высоте травостоя и подрезается в зависимости от применения.

Типы травяных покрытий должны подбираться с учетом срока эксплуатации поверхности и ее устойчивости. Травяное покрытие на легкоатлетических треках обычно подрезаться на высоту от 1,5 до 2 см, а покрытие, применяемое на игровом поле – от 3 до 4 см. Для по


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: