Визуализация и конкретизация знаний
Рис. 1 Образ управления крылатым аппаратом в аэродинамике.
Рис.2 Аналитическая среда управления аппаратом в полярной системе координат.
Рис.3 Аналитическая среда - Программа реализация управления полетом при решении оперативно-тактических задач.
Рис. 4 Безразмерные параметры, определяющие возможность использования единой аналитической среды для управления полетами в различных атмосферах.
Рис. 1 Образ управления крылатым аппаратом в аэродинамике.
Рис.2 Аналитическая среда управления аппаратом в полярной системе координат.
- Исходя из условий полета (в плотной или разряженной среде), особенностей аппарата (его конфигурации) для реализации конкретной задачи формируется логика и полетная циклограмма.
- Полетная циклограмм связана с управлением вектором тяги (по модулю и углам атаки), с изменением и контролем угловых характеристик полета по дальности, высоте и времени.
- Также контролируются параметры, определяющие работоспособность аппарата, в этом случае, при превышении их предельных значений, исходя из условий управления, осуществляется корректировка режима управления.
- При превышении предельных значений управления полет прекращается, либо переводится на другой режим полета, в частности, с выключенным двигателем по инерции, либо рикошета.
|
|
Рис.3 Аналитическая среда - Программа реализация управления полетом при решении оперативно-тактических задач.
Динамика космического и аэрокосмического полета описана в виде единой системы итерационно взаимно связанных дифференциальных уравнений, как функции времени полета, качества аппарата и вариантов управления.
Система представлена в полярной системе координат: радиус вектор - r, скорость - υ, угол подъема θ (угол вектора скорости по отношению к местному горизонту), полярный угол - φ (угловая дальность полета).
В системе уравнений аэрокосмического полета учитывается влияние атмосферных участков. Помимо общей силы веса и силы тяги, в динамике полета также учитывается вклад подъемной силы и силы лобового сопротивления.
Система уравнений (на основе механики подобия Ландау и Лифшиц) представлена в относительном, безразмерном виде. Все размерные значения и результаты численного решения системы уравнений представлены в размерном виде, за счет умножения на константы согласно теории механического подобия. (ссылка Гродзовский)
Рис. 4 Безразмерные параметры, определяющие возможность использования единой аналитической среды для управления полетами в различных атмосферах.
|
|
Параметры управления тяга, тяговооруженность (отношение тяги к весу аппарата) и угол атаки - γ (угол между вектором тяги и вектором скорости).