Т: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВ
План:
1. Задачи работы над морфемным составом слов и словообразованием.
2. Система изучения морфемного состава слов.
3. Пропедевтика изучения словообразования.
4. Содержание и методика работы над частями слова.
5. Работа над составом слова в связи с изучением частей речи.
ЗАДАЧИ РАБОТЫ НАД МОРФЕМНЫМ СОСТАВОМ СЛОВ И СЛОВООБРАЗОВАНИЕМ
Тема «Состав слова» является для младших школьников трудной и вместе с тем исключительно важной.
Трудности возникают из-за того, что усвоение этой темы предполагает наличие достаточно развитого абстрактного мышления и умения наблюдать факты языка, анализировать их с тем, чтобы самостоятельно и осознанно делать выводы и обобщения.
Эта тема важна по следующим причинам.
1. Школьники овладевают одним из ведущих способов раскрытия лексического значения слов.
2. Учащиеся узнают об основном способе словообразования: новые слова создаются из тех морфем, которые уже существуют в языке, и по тем моделям, которые исторически сложились и закрепились в системе словообразования.
|
|
3. Осознание роли морфем в слове, а также семантического значения приставок и суффиксов содействует формированию у школьников точности речи.
4. Упражнения в анализе слов по морфологическому составу и упражнения в словообразовании служат незаменимым средством развития логического мышления и речи.
5.Изучение морфемного состава слова важно для формирования орфографического навыка; только на основе усвоения теоретических знаний по составу слова и на основе анализа слов и способа их образования учащиеся начинают осознавать, почему именно так, а не иначе пишутся слова.
Морфемный состав в качестве самостоятельной темы изучается во II классе. В III классе предусматривается совершенствование знаний о составе слова в связи с изучением частей речи. В период изучения темы решаются задачи, имеющие большое значение для усвоения учащимися грамматических знаний и орфографических навыков. Главные из этих задач таковы:
1) в процессе целенаправленных упражнений добиться осознанного усвоения учащимися понятий морфем: корня, приставки, суффикса, окончания;
2) вооружить детей умениями и навыками анализа слов по составу: они должны уметь находить в слове определенную морфему, подбирать к данному слову однокоренные слова с разными приставками и суффиксами, отличать формы одного и того же слова от однокоренных слов;
3) довести до сознания учащихся сущность морфологического принципа нашей орфографии, который определяет правильное написание абсолютного большинства слов русского языка;
|
|
4) научить школьников сознательно пользоваться правилами правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных; развивать орфографическую зоркость; ознакомить с правилами написания приставок, которые пишутся одинаково независимо от произношения; научить отличать приставку от предлога;
5) в процессе словообразовательных и лексических упражнений добиваться обогащения активного словаря учащихся, а проводя упражнения творческого характера, решать задачи развития связной речи.
СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВ
Под системой изучения языкового материала понимается целенаправленный процесс, обеспечивающий усвоение комплекса знаний в определенной, научно обоснованной последовательности и взаимосвязи, а также формирование на их основе практических умений (общеречевых, грамматических, словообразовательных, орфографических). Система определяет:
1) место изучения морфемного состава в общей системе изучения программного материала по русскому языку;
2) последовательность работы над понятиями корня, приставки, суффикса, окончания;
3) взаимодействие между изучением морфемного состава слова и его лексического значения;
4) связь работы над формированием навыков правописания морфем с усвоением основ знаний из области словообразования и грамматики.
При построении системы в качестве ведущих выступают следующие положения:
—все морфемы в слове взаимосвязаны;
—значение каждой морфемы раскрывается в составе слова;
—изучение корня, приставки, суффикса и окончания проводится во взаимодействии;
—сущность всех морфем раскрывается в сопоставлении друг с другом;
—в отдельности каждая морфема изучается с семантико-словообразовательной и орфографической сторон.
В системе выделяются четыре этапа:
1-й этап — пропедевтические (предварительные подготовительные) словообразовательные наблюдения (I класс);
2-й этап — знакомство с особенностями однокоренных слов и сущностью всех морфем в сопоставлении (II класс);
3-й этап — изучение специфики и роли в языке корня, приставок, суффиксов и окончаний; ознакомление с сущностью морфологического принципа правописания; формирование навыка правописания корней и приставок (II класс);
4-й этап — углубление знаний о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением частей речи (III класс).
На всех этапах предусматривается систематическая работа над лексическим значением слов, точностью их употребления в речи и
написанием.
Указанная система учитывает лингвистические особенности изучаемого материала, возрастные возможности младших школьников и такие дидактические принципы, как сознательность, преемственность и перспективность обучения. От ознакомления с особенностями всех морфем учащиеся переходят к изучению каждой морфемы в отдельности, а при изучении частей речи создаются условия для углубления знаний о составе слова.