Система изучения морфемного состава слов

Т: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВ

План:

1. Задачи работы над морфемным составом слов и словообразованием.

2. Система изучения морфемного состава слов.

3. Пропедевтика изучения словообразования.

4. Содержание и методика работы над частями слова.

5. Работа над составом слова в связи с изучением частей речи.

 

ЗАДАЧИ РАБОТЫ НАД МОРФЕМНЫМ СОСТАВОМ СЛОВ И СЛОВООБРАЗОВАНИЕМ

Тема «Состав слова» является для младших школьников труд­ной и вместе с тем исключительно важной.

Трудности возникают из-за того, что усвоение этой темы пред­полагает наличие достаточно развитого абстрактного мышления и умения наблюдать факты языка, анализировать их с тем, чтобы самостоятельно и осознанно делать выводы и обобщения.

Эта тема важна по следующим причинам.

1. Школьники овладевают одним из ведущих способов рас­крытия лексического значения слов.

2. Учащиеся узнают об основном способе словообразования: новые слова создаются из тех морфем, которые уже существуют в языке, и по тем моделям, которые исторически сложились и зак­репились в системе словообразования.

3. Осознание роли морфем в слове, а также семантического значения приставок и суффиксов содействует формированию у школьников точности речи.

4. Упражнения в анализе слов по морфологическому составу и упражнения в словообразовании служат незаменимым средством развития логического мышления и речи.

5.Изучение морфемного состава слова важно для формирова­ния орфографического навыка; только на основе усвоения теоре­тических знаний по составу слова и на основе анализа слов и способа их образования учащиеся начинают осознавать, почему имен­но так, а не иначе пишутся слова.

Морфемный состав в качестве самостоятельной темы изучает­ся во II классе. В III классе предусматривается совершенствование знаний о составе слова в связи с изучением частей речи. В период изучения темы решаются задачи, имеющие большое значение для усвоения учащимися грамматических знаний и орфографических навыков. Главные из этих задач таковы:

1) в процессе целенаправленных упражнений добиться осоз­нанного усвоения учащимися понятий морфем: корня, приставки, суффикса, окончания;

2) вооружить детей умениями и навыками анализа слов по составу: они должны уметь находить в слове определенную мор­фему, подбирать к данному слову однокоренные слова с разными приставками и суффиксами, отличать формы одного и того же слова от однокоренных слов;

3) довести до сознания учащихся сущность морфологического принципа нашей орфографии, который определяет правильное на­писание абсолютного большинства слов русского языка;

4) научить школьников сознательно пользоваться правилами правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных; развивать орфографическую зоркость; ознакомить с правилами написания приставок, которые пишутся одинаково независимо от произношения; научить отличать при­ставку от предлога;

5) в процессе словообразовательных и лексических упражнений добиваться обогащения активного словаря учащихся, а проводя уп­ражнения творческого характера, решать задачи развития связной речи.

СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВ

Под системой изучения языкового материала понимается це­ленаправленный процесс, обеспечивающий усвоение комплекса зна­ний в определенной, научно обоснованной последовательности и взаимосвязи, а также формирование на их основе практических уме­ний (общеречевых, грамматических, словообразовательных, орфог­рафических). Система определяет:

1) место изучения морфемного состава в общей системе изуче­ния программного материала по русскому языку;

2) последовательность работы над понятиями корня, пристав­ки, суффикса, окончания;

3) взаимодействие между изучением морфемного состава слова и его лексического значения;

4) связь работы над формированием навыков правописания мор­фем с усвоением основ знаний из области словообразования и грам­матики.

При построении системы в качестве ведущих выступают следу­ющие положения:

—все морфемы в слове взаимосвязаны;

—значение каждой морфемы раскрывается в составе слова;

—изучение корня, приставки, суффикса и окончания прово­дится во взаимодействии;

—сущность всех морфем раскрывается в сопоставлении друг с другом;

—в отдельности каждая морфема изучается с семантико-словообразовательной и орфографической сторон.

В системе выделяются четыре этапа:

1-й этап — пропедевтические (предварительные подготовитель­ные) словообразовательные наблюдения (I класс);

2-й этап — знакомство с особенностями однокоренных слов и сущностью всех морфем в сопоставлении (II класс);

3-й этап — изучение специфики и роли в языке корня, при­ставок, суффиксов и окончаний; ознакомление с сущностью мор­фологического принципа правописания; формирование навыка пра­вописания корней и приставок (II класс);

4-й этап — углубление знаний о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением частей речи (III класс).

На всех этапах предусматривается систематическая работа над лексическим значением слов, точностью их употребления в речи и

написанием.

Указанная система учитывает лингвистические особенности изу­чаемого материала, возрастные возможности младших школьников и такие дидактические принципы, как сознательность, преемствен­ность и перспективность обучения. От ознакомления с особеннос­тями всех морфем учащиеся переходят к изучению каждой морфе­мы в отдельности, а при изучении частей речи создаются условия для углубления знаний о составе слова.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: