Положение о проведении конкурса

«Создание условий по формированию толерантной культуры дошкольников

в групповых помещениях ДОУ»

1.Общие положения.

1.1 Настоящее положение определяет порядок проведения конкурса

Создание условий по формированию толерантной культуры дошкольников в групповых помещениях ДОУ»

1.2. Под конкурсом понимается проведение обследования работы ДОУ по определённой теме. Основным объектом смотра является организация предметно – развивающей среды групп ДОУ, а предметом – соответствие созданных условий принципам построения предметно – развивающей среды и требованиям реализующих программ.

 

2. Основные цели, задачи конкурса.

2.1. Цель конкурса:

Создание условий в ДОУ для формирования толерантности детей, педагогов, родителей.

2.2. Задачи конкурса:

- обеспечить единое социопсихопедагогическое пространство формирования у детей толерантности, которое базируется на интеграции процесса взаимодействия трёх субъектов образовательного процесса: воспитатель – ребёнок – родитель.

- стимулирование инновационной деятельности педагогов в организации предметного пространства групп;

- изучение и обобщение лучшего педагогического опыта работы в ДОУ;

- создание условий для развития толерантных отношений у детей, творческих способностей воспитанников, их коммуникативных качеств.

 

3.Организация и проведение смотра – конкурса.

3.1. Организатором смотра – конкурса является ДОУ.

3.2. Конкурс проводится 6.11.2015 г.

 

4. Участники конкурса.

Участниками конкурса являются воспитатели, дети и родители всех возрастных групп МБДОУ «ДС №270 г. Челябинска»

 

5. Условия проведения конкурса

На конкурс предоставляются материалы: картотеки, дидактические игры, наглядный материал, тематические альбомы, фотоматериалы, книги, презентации, проекты…

Критерии оценки конкурса

· актуальность содержания;

· новизна, разнообразие представленных материалов;

· познавательная значимость для участников;

· практическая значимость для участников;

· взаимодействие с родителями;

· соответствие возрастным особенностям детей;

 

6. Подведение итогов смотра – конкурса.

6.1. Результаты работы комиссии оформляется в форме аналитической справки, которая должна содержать констатацию фактов, выводы, и при необходимости предложения.

6.2. Информация о результатах проведения смотра-конкурса доводится до

воспитателей ДОУ.

 

Семинар

«Формирование сплоченности в группе старших дошкольников»

 

Сплоченность - нравственное качество, проявляющееся в чувстве товарищества, принадлежности к коллективу, долга перед ним, умении при необходимости подчинять личные интересы общественным.

Одной из задач воспитания поведения старшего дошкольника является формирование взаимоотношений со сверстниками как основы развития чувства сплоченности и становления детского коллектива. Сплоченность - это комплекс взаимосвязанных компонентов. Важнейшие из них - общительность и доброжелательность, гуманное отношение к сверстникам, сотрудничество и умение коллективно планировать деятельность, организованность, культура общения. В связи с этим решение задачи формирования сплоченности неразрывно связано с осуществлением задач дальнейшего развития устойчивых доброжелательных отношений в детском коллективе, воспитания культуры общения, организованного поведения. Воспитание культуры общения включает дальнейшее освоение детьми правил вежливости по отношению к сверстникам и формирование культуры совместной деятельности: игровой, трудовой, учебной. Воспитание организованного поведения предполагает формирование у дошкольников умений сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе, действовать согласованно и совместными усилиями добиваться поставленной цели. Одновременно в старших группах продолжается воспитание самостоятельности, которая должна стать отличительной чертой поведения ребенка 5 -6 лет. Внимание педагога направляется на развитие инициативы, самоорганизации и самоконтроля.

Формирование детской сплоченности - длительный и сложный процесс. Вначале это небольшие по численности объединения детей (по 3-6 человек), возникающие в связи с общей деятельностью, чаще всего игрой; эти объединения очень неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадаются. Организатором первых объединений детей младшего дошкольного возраста является воспитатель; например, по его предложению небольшая группа играет с общей игрушкой (один нагружает автомобиль, другой возит его, а третий разгружает; 4-5 девочек вместе играют с куклами в «семью», а педагог помогает им распределить роли и т. д.). На первых шагах создания детских объединений воспитатель часто становится их центром: читает небольшой группе детей сказки, поет песенку, показывает забавную игрушку. Так у детей появляются общая цель, совместная деятельность, направленная на ее осуществление, необходимость договориться, радость от общения с товарищами. Воспитатель поддерживает и поощряет первые объединения детей. «Как интересно и весело играть вместе»,- говорит он детям. Активная позиция его проявляется и в том, что он создает первичные объединения детей, учитывая их индивидуальные особенности, добиваясь такого сочетания, которое бы наиболее благоприятно отражалось на общей деятельности; так, он привлекает в общую группу детей подвижных и менее подвижных, активных и пассивных. Следующий этап - формирования детской сплоченности заключается в том, чтобы сделать эти первые объединения более устойчивыми, продлить их деятельность во времени. На этом этапе дети проявляют больше самостоятельности и организаторских умений, растет число участников объединения. Их может быть уже 8-10 человек. Выдвигаются более сложные цели совместной деятельности - игровой, трудовой. Состав объединений становится более устойчивым, так как детей привлекает совместная деятельность именно в такой группе сверстников. Важная задача воспитателя - формировать организаторские умения у всех детей. Более высокий этап формирования детского коллектива характеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей: они сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов, по своему усмотрению могут и не принять в игру и исключить из нее. На этом этапе появляется осознание себя как части общего, как члена коллектива.

Детская игра отражает тот уровень взаимоотношений детей, который сложился в данном коллективе: это обмен игрушками, радость и сопереживание одного ребенка или группы детей за успехи других, готовность подчиниться товарищу. Воспитатель должен помнить о том, что в игре могут закладываться и отрицательные свойства характера, такие, как агрессивность, соперничество, ревность, недоброжелательность, грубость. Игра дошкольника - это не бесцельная забава, а особая форма детского труда. Она должна быть максимально приближена к труду, наполнена трудовыми заданиями. В этом плане желательно сочетать творческую игру с изобразительной, конструктивной и другой деятельностью. Это не только обогащает игру, но и способствует воспитанию трудолюбия, умения позаботиться о товарищах (подготовить материал для игры из пластилина, глины, сделать зарисовки).

Игра - одно из незаменимых средств сплочения детского коллектива. Она помогает педагогу всесторонне изучить ребят, проникнуть в их духовный мир. Осуществляя индивидуальный подход к каждому ребенку в процессе игровой деятельности, педагог постоянно должен создавать и опираться на общественное мнение группы детей. В творческой игре каждая роль раскрывает определенные правила общественного поведения. Игровые цели достигаются только в совместной коллективной деятельности. Выполняемая каждым роль имеет смысл при условии, если соответственно выполняют свою роль все участники игры. Эта роль вынуждает ребенка проявлять дисциплинированность и верность долгу, выдержку и терпение, мужество и великодушие. Обсуждение с детьми положительных и отрицательных поступков, отношений в процессе игры помогает формированию общих оценочных мнений и суждений о нравственных поступках и нравственных нормах. Выражение общественного мнения группой детей, влекущее за собой иногда и исключение из игры, заставляет ребенка переосмысливать и изменять свое отношение к коллективу, создает у детей опыт ответственности за общее дело, сплачивает детский коллектив. Игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми.

2.Практическое изучение влияния игры на формирование сплоченности детей старшего дошкольного возраста

2.1 Диагностика сплоченности в группе старших дошкольников

Цель: определить уровень сплоченности у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения этой цели было проведено исследование детей по методике наблюдения Я. Л. Морено (Приложение 1). Данный метод является незаменимым при первичной ориентировке в реальности детских отношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях.

Таблица 2. 1 - Уровни, показатели и критерии исследования

 
Уровни Показатели Критерии  
Высокий Инициативность Ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия.  
Средний   Ребенок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым.  
Ниже среднего   Ребенок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми.  
Низкий   Ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве, пассивно следует за другими.  
Высокий Чувствительность к воздействиям сверстника Ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия.  
Средний   Ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников.  
Ниже среднего   Ребенок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру.  
Низкий   Ребенок вообще не отвечает на предложения сверстников.  
Высокий Преобладающий эмоциональный фон Позитивный.  
Средний   Нейтрально-деловой.  
Низкий   Негативный.  
       

На каждого испытуемого заводится протокол, в котором отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности.

 

 

Приложение 1.

 

Игра «Доброе животное» (Н.Л. Кряжева, 1997 год)

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ход игры. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы -- одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох -- шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох -- два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук -- шаг вперед, стук -- шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

 

Игра «Паровозик»

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других.

Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия.

Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»

Цель: сплочение группы.

Ход игры. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок -- это голова дракона, последний -- кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего -- «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.

Игра «Жучок»

Цель: раскрытие групповых отношений.

Ход игры. Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен узнать, кто из детей дотронулся до его руки, и водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

Через три занятия в группе можно по наблюдениям выделить 5 стихийных ролей:

1. лидер;

2. товарищ лидера («прихвостень»);

3. неприсоединившийся оппозиционер;

4. покорный конформист («баран»);

5. «козел отпущения».

 

Игра «Объятия»

Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплоченности. Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для ее «разогрева». Воспитатель должен проявить свое стремление видеть перед собой единую сплоченную группу, объединяющую всех детей, независимо от уровня их общительности.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям сесть в один большой круг.

Воспитатель. Дети, кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите, пока же можно просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, то любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия.

Дети по кругу начинают обнимать друг друга, с каждым разом, если сосед не возражает, усиливая объятие.

После игры задаются вопросы:

-- Понравилась ли тебе игра?

-- Почему хорошо обнимать других детей?

-- Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя обнимает?

-- Берут ли тебя дома на руки? Часто ли это бывает?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: