Специально организованной и нерегламентированной деятельности

Детей средней группы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


СЕНТЯБРЬ. Первая неделя. Тема: Встреча с книгой
Цель: формирование представлений о предметах рукотворного мира (книги), с которыми дети активно действуют в повседневной жизни, качествах и свойствах, присущих им, о трудовом процессе взрослых по созданию книг
Специально организованная деятельность
Образовательная область. Тема занятия Программные задачи Методы, приемы, игры, упражнения Дополнения (дидактический материал, пособия, картины, художественное слово)
Ребенок и общество, Искусство: художественная литература. Интегрирован-ное. Тема: «Книга – лучший друг»   Формировать представления о трудовом процессе взрослых по созданию предметов рукотворного мира (о труде писателя, художника). Развивать умения отличать жанр сказки и рассказа, стихотворную и прозаическую речь.Воспитывать интерес и стремление к постоянному общению с книгой, уважение к труду взрослых, бережное отношение к продуктам их деятельности   1. Организационный момент: загадка о книге. 2. Беседа: в группе у нас есть книги. А есть ли у вас дома? Зачем они нужны? Какие у вас любимые книги? Кто создает книги? (писатель, автор) А оформляет книги художник. Каждый писатель работает по-своему. Один любит тихий кабинет, другой - место, где много людей, идет разговор. Это очень сложная работа и поэтому следует бережно относиться к книгам. 3. Рассматривание портретов детских писателей, называние их произведений с рассматриванием книг. 4. Физкультминутка. 5. Рассматривание иллюстраций «Как книга пришла в твой дом». (писатель пишет текст, художник рисует иллюстрации, из дерева делают бумагу, книга печатается в типографии, книжный магазин, ребёнок читает книгу 6. Дидактическая игра «Сложи по порядку» 7. Подведение итогов занятия Книги и портреты детских писателей, иллюстрации по теме «Как книга пришла в твой дом» Загадка Не куст, а с листочками, Не рубаха, а сшита, Не человек, а рассказывает (книга) [28, с. 154]  
Ребенок и общество, Искусство: изобразительная деятельность (аппликация). Интегрированное.   Тема: «Какие бывают книги»     Расширить представления о книгах (тематике, оформлении, назначении). Познакомить с жанром пословицы, раскрыть понимание смысла пословиц о книге. Активизировать словарь детей словами: писатель, поэт, книжка-малышка, энциклопедия. Закреплять умение создавать сюжетную аппликацию из различных материалов способом обрывания при изготовлении книжек-малышек, навыки аккуратного наклеивания готовых изображений. Развиватьлюбознательность. Воспитывать бережное отношение к книгам 1. Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Песенка юных читателей» (в сокращении). 2. Беседа: знакомство с хранилищем книг – библиотекой, правилах поведения в ней: Как выглядит современная книга? А во все ли времена книги выглядели вот так? На чем люди писали первые книги в древности? (береста, глиняные дощечки, телячья шкура, папирус) и т.д. 3. Беседа о правилах обращения с книгами: книги брать чистыми руками; книги нельзя рвать; книги нельзя мять; нельзя рисовать на книгах; нельзя загибать углы у страниц. 4. Знакомство с пословицами о книгах (на выбор): Книга - мост в мир знаний. Чтение - лучшее учение. Кто много читает, тот много и знает. Возьми книгу в руки – не будет скуки! 5. Физкультминутка. 6. Рассматривание разнообразных книг 7. Объяснение способа изготовления книжки-малышки. 8. Изготовление книжек-малышек разной тематики (можно коллективно). 9. Подведение итогов занятия. Книги разных жанров, размеров, по-разному оформленных: книжки-малышки, книжки-гармошки, энциклопедии и т.д.) Песенка юных читателей(отрывок) В каждом доме, в каждой хате В городах и на селе — Начинающий читатель Держит книгу на столе. Мы дружны с печатным словом. Если б не было его, Ни о старом, ни о новом Мы не знали б ничего! Даже маленький ребёнок, Не умеющий читать, Только выйдет из пелёнок Просит книжку показать. С. Михалков [37]
Элементарные математические представления, Искусство: изобразительная деятельность (лепка). Интегрированное.   Тема: «Сказка ложь, да в ней намек…» Формировать умение устанавливать отношения между группами предметов практическим путём – приложением. Закреплять умение сравнивать предметы по величине практически, строить сериационные ряды, словами описывая отношения между элементами ряда. Развивать умения лепить миски разного размера ленточным способом, использовать примазывание. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, желание помогать им 1. Организационный момент: загадка Самые любимые, самые родные, Добрые, смешные, очень дорогие! Их с самого рождения читает мама нам. О чём, скажите, дети, Я загадала вам? (сказки) Сказка, сказка, отзовись! Сказка, сказка, появись! Отправляемся в сказку! За каждое задание детям дается яблочко. 2. Дидактическая игра «Елочки-грибочки»: Мы оказались на лесной опушке. Что растет в лесу? Посмотрите, сколько грибов выросло. Грибы растут в лесу, а где же лес? Предлагается для каждого грибочка посадить елочку (положить на нижнюю полоску столько же елочек, сколько грибов на верхней полоске). 3. Работа с демонстрационным материалом: педагог вывешивает на магнитную доску картинки трех медведей и миски вразброс. У кого мы оказались в гостях? Как зовут их? (Михаил Иванович, Настасья Петровна, Мишутка). Детям предлагается поставить медведей по росту, начиная с большого Михаила Ивановича. Затем дети расставляют миски каждому медведю. 4. Физкультминутка «Три медведя». 5. Предлагается слепить миски для трёх медведей разного размера. Показ ленточного способа лепки 7. Подведение итогов занятия, подсчёт яблок. Полоски, разделенные на 2 части; ёлочки, грибы, картинки трёх медведей, тарелка с яблочками, пластилин. Физкультминутка Три медведя Три медведя в сказке жили, (Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга). В перевалочку ходили. (Идутпереваливаясь из стороны в сторону). К ним девчушка прибежала, (Бег на меcте). В дом зашла и увидала: (Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга). Стол большущий у окна, (Правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке). Стула три – вот это да. (Левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально). Чашки три, и ложки три, (Приседают, одну руку на пояс, встают, руки поднимают вверх и касаются округлыми пальцами друг друга). Три кровати: посмотри. (Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге). Ела Маша и пила, (Изображают, как держат ложку и подносят её ко рту). На кроватку прилегла (Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге). И уснула сладким сном. (Ладошки сложена, голова наклонена и лежит на ладошках). Что случилось потом? (Руки слегка разводят в сторону). Тут медведи воротились, (Идут, переваливаясь из стороны в сторону). Увидев Машу, рассердились. (Руки на пояс, делают сердитое лицо). Маша очень испугалась (Изображают испуганное лицо). И домой она умчалась. (Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга). А. Саламатина [38]
Ребенок и природа, Развитие речи и культура речевого общения. Интегрирован-ное.   Тема: «Гости Мухи-Цокотухи» Формировать представления об общих признаках живых существ; об отличительных признаках насекомых, сезонных изменениях в их жизни. Активизировать в речи слова, обозначающие названия насекомых, включать в повествовательный текст элементы описания. Упражнять в словоизменении (форма множественного числа, уменьшительная форма). Развивать любознательность. Воспитывать гуманное и бережное отношение к живым существам 1. Сюрпризный момент: Муха-Цокотуха собирает гостей. На поляне много разных растений, предметов и живых существ (показ картинок). Муха приглашает только насекомых. 2. Дидактическая игра «Собери насекомых» (надо брать только картинки с изображением насекомых). 3. Дидактическая игра «Один – много». (На картинках изображены все по одному.Назовите всех гостей Мухи-Цокотухи во множественном числе). 4. Гимнастика для глаз.5. Дидактическая игра «Назови ласково». Насекомые объявили праздник ласковых слов. Назовём их ласково. 6. Составление небольшого рассказа с элементами описания насекомых (божья коровка, стрекоза, муха, шмель). 7. Подведение итогов занятия Иллюстрированная книга «Муха-Цокотуха». Картинки с изображением растений, насекомых, различных предметов. Картинка с изображением луга.   Гимнастика для глаз Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зеленым брюхом, (Загибаем пальцы и моргаем глазами) Это кто же тут звенит? (Крутим мизинцем и выпучиваем глаза) Ой, сюда комар летит! (прячем руки за спину и зажмуриваем глаза) Ой, сюда комар летит! (прячем руки за спину и зажмуриваем глаза)
Развитие речи и культура речевого общения, Искусство: художественная литература. Интегрирован-ное.   Тема: «Сказки дедушки Корнея»   Познакомить с творчеством К. И. Чуковского. Побуждать употреблять в речи обобщающие слова, обозначающие родовые понятия (посуда, животные, насекомые и др.). Развивать умение изменять существительные по числам. Упражнять в звукоподражании, четком произнесении звуков в слогах. Закреплять умение пересказывать содержание сказки. Развивать мышление, слуховое восприятие, чувство рифмы. Воспитывать интерес к художественной литературе   1. Организационный момент: отправляемся в путешествие в сказки Корнея Чуковского. 2. Дидактическая игра «Подскажи словечко, угадай сказку К.Чуковского» А с ним и зайчиха-мать Тоже пошла танцевать. И смеется она и кричит: «Ну, спасибо тебе, … (Айболит)!» «Айболит» Уж не буду, уж не буду Я посуду обижать. Буду, буду я посуду И любить и… (уважать!) «Федорино горе» Вдруг откуда-то летит Маленький Комарик, И в руке его горит Маленький … (фонарик). «Муха-Цокотуха» А потом позвонили зайчатки: – Нельзя ли прислать … (перчатки)? А потом позвонили мартышки: – Пришлите, пожалуйста, … (книжки)! «Телефон» Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой, Выбегает умывальник И качает … (головой). «Мойдодыр» Но однажды поутру Прискакала кенгуру, Увидала усача, Закричала сгоряча: «Разве это великан? (Ха-ха-ха) Это просто … (таракан)! (Ха-ха-ха) «Тараканище» 3. Пересказ любимой сказки и беседа по содержанию «Федорино горе», «Тараканище», «Телефон» (употребление в речи обобщающих слов) 4. Физкультминутка «В гости». 5. Проговаривание чистоговорок. 6. Подведение итогов занятия Портрет К. И. Чуковского, книги с его произведениями и иллюстрации к ним. Физкультминутка «В гости» (по мотивам сказок К. Чуковского) В разных углах группы размещены картинки с изображением героев сказок К. Чуковского. Дети подходят к ним в соответствии с текстом и по показу воспитателя выполняют движения (пружинка, ковырялочка, кружение, притопы). В гости к Мойдодыру Все скорей спешите, Вместе с Мойдодыром Весело пляшите. Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля. В гости к Федоре Все скорей спешите, Вместе с Федорой Весело пляшите. Та-та-та-та-та-та-та. В гости к Цокотухе Все скорей спешите, Вместе с Мухой Весело пляшите. Па-па-па-па-па-па-па. В гости к Айболиту Все скорей спешите, Вместе с Айболитом Весело пляшите. Ну-ну-ну-ну-ну-ну-ну. [39] Чистоговорки Он-он-он, он-он-он – у меня зазвонил телефон. Ыр-ыр-ыр, ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр. Ил-ил-ил, ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил. Ца-ца-ца, ца-ца-ца, – нынче Муха-Цокотуха именинница. Ит-ит-ит, ит-ит-ит – добрый доктор Айболит.
Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін.   Тэма: «Забаулянкi для малых» Пашырацьуяуленнi абкнiзеiяестварэнні (вокладка,старонкi,iлюстрацыi). Узбагачаць слоунiк дзiцяцi словамi-назвамi прадметаў асяроддзя. Замацоуваць засваенне множнага лiку назоунiкау, правiльнае вымауленне гукау [г], [дз]. Пабуджаць з дапамогай кнiг «Забаулянкi» расказваць знаёмыя пацешкi, адказваць на пытаннi па iх змесце. Развiваць цiкавасць да друкаванага слова, маўленчую i спазнавальную актыунасць. Выхоуваць павагу да лiтаратурнага скарбу беларусау, беражлiвыя адносiны да кнiг 1.Сюрпрызны момант:выхавальнiк звяртаеўвагу дзяцейна старую кнiгу, у якойнямавокладкi, некалькiстаронак, у тым лiку iтытульнай. Выпадае лiстпаперы: «Паважаныясябры! Дзякую вам, што вы разгарнулiмаестаронкi. Я вельмiспадзяюся, што трапiла у добрыя рукii вы дапаможаце мне вярнуцьбылывыгляд». 2. Этычнаягутарка «Як трэбаадносiцца да кнiг». 3. Сумесны рэмонт кнігі. 4. Фізкультхвілінка. 5. Разгляд кнiгі «Забаулянкi». Чытаннеiрасказванне па малюнкам пацешак. 6. Дыдактычная гульня «Адзiн- многа» (нага –ногi, дудка – дудкi, будка – будкi і г.д.) 7. Падвядзенне вынікаў занятка   Старая кніга,кнiгi «Забаулянкi», рознакаляроваяпапера, клей, нажнiцы Ой, бычок, мой бысенька Ой, бычок, мой бысенька Залатаялысінка, Бадучыярогі, Тупучыяногі. Паціханьку ты хадзі І дзіцятка не будзі. [17,c. 3] Кукарэку, певунок Кукарэку, певунок, Залаценькі чубок, Пад паветачку пайшоў, Курку-рабку там знайшоў. Пачаў курку пытаць, Ці ўмее чытаць. — Не чытаю, не пішу, Толькіяйкінясу. Штодзеньдзецям нашу Аж па цэламу кашу. [17, c. 3]  
Искусство: изобразительная деятельность (рисование).   Тема: «Закладка для книг» Продолжать формировать представления о разных видах линий и их сочетаниях. Побуждать создавать композицию, используя сочетание знакомых приёмов.Развивать умения пользоваться карандашом. Воспитывать аккуратность 1. Организационный момент: загадка о книге. 2. Беседа о правилах чтения книг, о назначении закладок для книг. 3. Рассматривание образцов закладок для книг, объяснение способа рисования. 4. Игра-импровизация «Изобрази героя сказки». 5. Выполнение работы детьми. 6. Рассматривание работ Полоски бумаги, цветные карандаши, образцы закладок для книг. Загадка Я все знаю, всех учу, А сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться Нужно грамоте учиться. (Книга) [28, с. 155]
Нерегламентированная деятельность
Общение Игровая деятельность Познавательная практическая деятельность Художественная деятельность Элементарная трудовая деятельность
*Беседа «Книга – это наш друг» Цель: формировать представления о том, для чего нужны книги, почему ихназывают друзьями. *Этическая беседа «Как у нас живут книги» Цель: развивать интерес к книжному уголку, умение правильно обращаться с книгами *Беседа «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Цель: показать особенности сказок, что лежит в основе их содержания *Рассуждение «Кто пишет книги» Цель: вызвать интерес к творчеству писателя. *Проблемныеситуации «Может ли Баба Яга быть доброй?», «Может ли Снегурочка жить летом?» Цель: развивать логическое мышление, умение высказывать свои мысли. *Этюд «Герои сказок» Цель: побуждать детей изображать с помощью жестов и мимики любимых героев Сюжетно-ролевая игра *«Книжный магазин» Цель: вызвать у детей интерес к профессии продавца книжного магазина, побуждать отображать в игре ранее полученные представления Дидактические игры: *Разрезные картинки, пазлы «Мои любимые сказки» Цель: закрепить представления детей о героях сказок, умение составлять целое из частей. *«Доскажи словечко» (загадки о героях сказок) Цель: развивать речевую активность, быстроту мышления. *«Сказочное ассорти» Цель: упражнять в классификации картинок сказочных персонажей в соответствии с названием сказки, вызвать интерес к фольклорным произведениям *«Из какой сказки герой?» Цель: закреплять представления детей о сказках, побуждать рассказывать отрывки из сказок. *«О чём эта книга» Цель: побуждать составлять рассказ по иллюстрациям. *«Разложи книги по нужным полкам» Цель: закреплять умение группировать книги по тематике в соответствии с иллюстрациями. *«Бывает – не бывает» Цель: побуждать детей определять реальное от вымышленного. *Музыкально-дидактическая игра «В гостях у сказки» Цель: упражнять детей в импровизации движений разных персонажей под музыку соответствующего характера. *Игра-импровизация «Превращение» Цель: развивать умение подражать героям литературных произведений Игры со строительным материалом *«Построим библиотеку» Цель: побуждать воспитанников строить несложные конструкции *Экскурсия в библиотеку Цель: закреплять представления о значении библиотеки в жизни человека. *Наблюдение за работой библиотекаря Цель: познакомить с профессией библиотекаря. *Исследовательс-кая деятельность «Из чего сделаны книги» Цель: формировать представления о свойствах и качествах материалов, из которых изготовлены книги *Опыт «Свойства бумаги» Цель: формировать представление о свойствах бумаги: легко намокает, рвется, хорошо сгибается, ее можно закрасить, приклеить и т.д   * Чтение сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги) Цель: развивать умения эмоционально передавать своё отношение к содержанию произведения, к персонажам, их действиям. * «Сочиняем сказку» Цель: побуждать придумывать события, предшествующие изображённому на иллюстрации и последующие, развивать творческое воображение *Рассматривание иллюстраций на обложках книг Цель: формировать представления о книжной графике. * «Расскажи свою любимую сказку» Цель: закреплять умение пересказывать содержание знакомых сказок. *Игра-драматизация по сказкам Цель: побуждать самостоятельно выбирать сказку для драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации, развивать творческие способности в создании и передаче образов, отчетливость произношения. *Выпуск газеты «Мы рисуем сказки» Цель: формировать умение создавать сюжетные композиции по всей поверхности листа бумаги *Путешествие по выставке «Волшебные сказки» Цель: побуждать рассказывать знакомые сказки с опорой на иллюстрации *Раскрашивание героев любимых произведений Цель: упражнять в умении раскрашивать готовые силуэты. *Конструирование «Избушка для героя сказки» Цель: формировать умение конструировать по замыслу из строительного материала Хозяйственно-бытовой труд *«Книжкина больница». Цель: Показать детям приёмы ремонта книг, побуждать совместно с педагогом подклеивать книги.Воспитывать бережное отношение к книгам, желание заботиться о них. *Наведение порядка в книжном уголке. Цель: формировать умение поддерживать порядок на книжных полках, воспитывать аккуратность в обращении с книгами Ручной труд *Изготовление книжек-малышек. Цель: формировать интерес к книгам, желание мастерить их, наполнять содержанием самодельные страницы  
СЕНТЯБРЬ. Вторая неделя. Тема: Фрукты и овощи. Здоровое питание
Цель: Формирование представлений об отличительных признаках растений природных сообществ огорода и сада (овощах и фруктах), полезности продуктов питания и витаминах
Специально организованная деятельность
Образовательная область. Тема занятия Программные задачи Методы, приемы, игры, упражнения Дополнения (дидактический материал, пособия, картины, художественное слово)
Ребёнок и общество.   Тема: «Волшебный мир овощей и фруктов» Формировать представления о правильном питании, о витаминах, их назначении, ценности для жизни и здоровья. Развивать навык обследования предмета, умения определять некоторые продукты по внешним признакам (на ощупь, по вкусу, запаху). Воспитывать бережное отношение к своему здоровью   1. Организационный момент: приход Незнайки. Он поспорил с Пончиком, что съестогромный торт, два килограмма конфет и выпью ящик «Фанты». Теперь ему плохо. Вопросы к детям: Как помочь Незнайке? Какие продукты полезны человеку для здоровья? и. др. 2. Дидактическая игра «Я покажу – ты расскажи» (вкусные и полезные продукты). Незнайка принес корзину с продуктами. Помогите ему разобраться какие из них полезные, а какие вредные. 3. Беседа по теме «Витамины». 4. Физкультминутка. 5. Дидактическая игра «Определи на ощупь»(овощи и фрукты). 6. Дидактическая игра «Определи на вкус». 7. Упражнение на воображение. Представьте, что вы съели кислый лимон. А теперь попробуем сладкий банан. 8. Подведение итогов занятия Муляжи овощей и фруктов; свежие овощи и фрукты; «Чудесный мешочек»; карточки с изображением продуктов питания с содержание витаминов.   Стихотворение У Андрюшки – апельсины. У Павлушки – виноград. А у Маши – мандарины. Каждый фрукту очень рад! Витамины, витамины Очень важны для ребят. Ест бананы Глеб, ест Нина. А Серёженька — гранат. С. Лосева [40]  
Элементарные математические представления   Тема: «К нам гости пришли»   Закреплять представления о фруктах и ягодах. Знакомить с образованием числа 4; закреплять счет в пределах пяти, цифры 1, 2, 3. Развивать умения выделять из совокупности предметы, отличающиеся по какому-либо признаку, объединять предметы со сходными признаками. Развивать умение самостоятельно составлять узор с ритмичным повторением элементов. Воспитывать чувство уверенности в себе и комфортности в окружающем 1. Беседа по теме: Где растут фрукты? (В саду, на деревьях.) В лесу они могут расти? (Могут, дикие.) Где растут ягоды? (В саду, в лесу.) Какие ягоды и фрукты растут у нас в Беларуси? (Яблоки, груши, малина и т. д.) Какие фрукты привозят нам из других стран? (Бананы, апельсины, гранаты, ананасы, киви и т. д.) 2. Сюрпризный момент: в гости пришли кот Матроскин и собака Шарик. Угостим их фруктами. Сколько груш я дала Матроскину? (Три.) Сколько яблок я дала Шарику? (Четыре.) У кого фруктов больше? На сколько? Матроскин обиделся. Что же нам делать? (Надо ему дать еще одну грушу.) Сколько теперь у Матроскина груш? А у Шарика яблок больше, меньше, поровну? Что мы сделали, чтобы у них было фруктов поровну, по четыре? (Добавили одно грушу.) 3. Сюжетно-дидактическая игра «Магазин». Педагог — «продавец», дети — «покупатели». В игре используются муляжи фруктов. Ребенок. Дайте мне, пожалуйста, три яблока. Педагог. Пожалуйста, с вас два рубля. Дети отсчитывают нужное количество фишек и забирают фрукты. 4. Дидактическая игра «Компот». Педагог показывает цифры от 1 до 3. Дети приносят на стол нужное количество ягод и фруктов. 5. Пальчиковая гимнастика-игра с массажными мячиками «Слива» 6. Дидактическая игра «Что лишнее?» Детям показываются полоски с нарисованными фруктами и овощами, определить, что лишнее в ряду и почему. 7. Дидактическая игра «Придумай узор». (на подносах лежат мелкие груши и яблоки. Задание: придумать и выложить на полоске ритмично повторяющийся узор.) 8. Подведение итогов занятия Демонстрационный материал: игрушки: кот Матроскин, собака Шарик; четыре груши, четыре яблока (парафиновые), две тарелочки; муляжи разных фруктов и ягод; полоски бумаги с рисунками: 3 овоща + 1 фрукт, 3 фрукта + 1 овощ, 3 больших груши + 1 маленькая, 3 яблока + 1 груша, 3 красных яблока + 1 желтое, 3 длинных морковки + 1 короткая; фишки (заменители денег). Раздаточный материал: полоски бумаги 10 х 30 см, по пять мелких яблок и груш (из цветной бумаги) Слива Сливу я держу в руке, (Кладут мячик на правую ладошку.) Зажимаю в кулаке, (Крепко сжимают его.) Отпускаю, разжимаю (Разжимают ладонь.) И ладошками катаю (Катают мячик между ладонями.) Н. Нищева [14, с. 45]  
Ребёнок и природа, Искусство: изобразительная деятельность (лепка). Интегрирован-ное.   Тема: «Соберем урожай овощей» Продолжать формировать представления о растениях огорода (овощах), сезонных изменениях в их состоянии. Закреплять умение лепить знакомые предметы, применяя усвоенные ранее приемы.Развивать инициативу, самостоятельность, творческие способности.Воспитывать познавательное отношение к окружающей природе     1.Организационный момент: чтение стихотворения «Овощи» Ю. Тувим. [18, с.105] 2. Беседа об овощах (о месте и этапах выращивания). 3. Отгадывание загадок об овощах. 4. Дидактическая игра «Что лишнее» 5. Физкультминутка. 6. Дидактическая игра «Определи на вкус». 7. Лепка тарелочки и понравившихся овощей. 8. Подведение итоговзанятия   Корзина с овощами (свекла, капуста, тыква, кабачок); нарезанные овощи; пластилин, тряпочки, доски для лепки. Загадки В старой сказке овощ этот Стал для Золушки каретой. (Тыква) [22, с. 40] Лежит бычок – белый бочок, Толстенький, гладкий, Привязан к грядке. (Кабачок) [28, с. 18] Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. (Капуста) [28, с. 19] Красная, в земле растет, Над землей зеленый хвост. Без нее не будет детям Ни борща, ни винегрета. (Свекла)[28, с. 23]
Развитие речи и культура речевого общения   Тема: «Овощи и фрукты — витаминные продукты»   Уточнить представления о многообразии овощей и фруктов.Обогащать словарь употреблением обобщающих слов, обозначающих родовые понятия: овощи, фрукты. Побуждать к правильному словообразованию прилагательных из существительных (компот из яблок – яблочный, запеканка из капусты – капустная). Развивать умение слушать и понимать речь окружающих людей, участвовать в диалоге. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье 1. Организационный момент: Вот стоит чудесный сад: Сливы, вишни, виноград, Яблоки и груши Для нашего Ванюши. (В. Кныш) [44, с.13] Как можно назвать такой сад? (Фруктовый) 2. Презентация для детей «Фрукты». (беседа, описание фруктов). 3. Загадки об овощах и фруктах. 4. Презентация «Овощи». 5. Подвижная игра «Овощи». 6. Дидактическая игра «Вершки – корешки». 7. Дидактическая игра «Сад – огород» (дети намольберта выкладывают овощи на грядку, фрукты в сад). 8. Дидактическая игра «Угадай на ощупь» (дети из каждой команды по очереди на ощупь достают муляжи фруктов и овощей). 9. Дидактическое упражнение «Подбери слово». (сок из капусты – капустный сок, икра из кабачков – кабачковая икра, соус из чеснока – чесночный соус, варенье из яблок – яблочное варенье, компот из груш – грушевый компот, повидло из слив – сливовое повидло). 10. Подведение итогов занятия Чудесный мешочек с муляжами овощей и фруктов, 2 фланелеграфа, картинки с изображением грядки и сада, ноутбук, презентации для детей «Овощи», «Фрукты». Подвижная игра «Овощи» Дети идут по кругу, взявшись за руки; в центре круга – водящий с завязанными глазами. Хором: Как-то вечером на грядке Репа, свекла, редька, лук Поиграть решили в прятки, Но сначала встали в круг. Посчитали четко тут же: Раз, два, три, четыре, пять (Останавливаются, крутятводящего) Прячься лучше, прячься глубже, Ну а ты иди искать. (Разбегаются, приседают, водящий их ищет). Н.Нищева [14, с. 14]
Развитие речи и культура речевого общения.   Тема: «Чудеса на грядке» Обогащать словарный запас ребенка,различными частями речи (правильно называть овощи, описывать их цвет, форму). Закреплять представления об обобщающем понятии овощи. Формировать диалогическую речь, представления о пространственных отношениях, выраженных предлогами в, на. Развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова с помощью суффиксов. Воспитывать культуру речевого общения   1. Организационный момент: рассматривание корзинки с овощами.Вопросы:Что это? (огурец). Какого он цвета? (зеленого). Какой формы огурец? (продолговатый). Что еще можно сказать об огурце? (сочный, шероховатый). Аналогично описываются помидор, капуста, морковь, лук. (Примерные ответы: капуста – белая, твердая, хрустящая; лук - круглый, горький; морковь – оранжевая, сочная, сладкая, твердая, когда сварят – мягкая). 2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (не называя наощупь описывает фрукт или овощ, дети называют). 3. Физкультминутка. 4. Дидактическая игра «Назови ласково» (капуста – капусточка, помидор – помидорчик, картошка – картошечка, чеснок – чесночек и т.д.). 5. Дидактическая игра «Назови овощи, которые растут в земле и на земле». 6. Беседа-разговор об овощах. Для чего нужны овощи? Что можно приготовить из них? 7. Дидактическая игра «Найди ошибку в предложениях». Воспитатель предлагает детям приготовить морковный сок из лука; картофельное пюре из свеклы; гороховый суп из огурцов. 8. Практическое задание. На карточках перемешаны овощи с фруктами, задача детей найти овощи и закрасить в нужный цвет. 9. Подведение итогов занятия Муляжи овощей, корзина, «чудесный мешочек», карточки с графическим изображением овощей и фруктов, цветные карандаши. Физкультминутка Отправляемся в поход, Покидаем огород. (Ходьба по кругу) Встали дружненько на пятки: Пошагаем через грядки. (Ходьба на пятках) Если к речке подойдем, На носочках перейдем. (Ходьба на носках) Пойдем с горки осторожно, С горки ушибиться можно. (Бег на носках) Завернем за поворот – Там нас конь с телегой ждет. (Бег с высоким подниманием коленей) Конь устал, пусть отдохнет – Нас машина подвезет. («Топотушки» с имитацией движений руления) В.Кныш [44, с.9]  
Искусство: изобразительная деятельность (рисование).   Тема: «На яблоне поспели яблоки» Формировать представления о способах передачи характерных особенностей дерева: ствол, расходящиеся от него ветви, длинные и короткие. Развивать умения правильно пользоваться карандашом. Воспитывать художественный вкус 1. Организационный момент: сегодня мы будем рисовать дерево, плоды которого лежат в этом мешочке. Узнайте эти плоды на ощупь. 2. Рассматривание яблок, беседа о том, где они растут, какую пользу приносят для здоровья. 3. Рассматривание нарисованной яблони. 4. Показ и объяснение способов рисования (ствол, ветки, листва круговыми движениями, не закрашивая, круглые яблоки на ветках). 5. Пальчиковая гимнастика. 6. Практическая самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь. 7. Составление из рисунков фруктового сада, рассматривание работ Цветные карандаши или восковые мелки, ½ альбомного листа бумаги Яблоко Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою. Яблоко я пополам разломлю, Яблоко с другом своим разделю. Я.Аким [22,c.36]
Искусство: изобразительная деятельность (лепка).   Тема: «Большие и маленькие морковки» Формировать представления о способах видоизменения знакомой формы для получения другого предмета Развивать умение лепить предметы удлинённой формы, сужающиеся к одному концу, используя прием оттягивания. Воспитывать интерес к лепке как виду изобразительной деятельности, позволяющему создавать объемные изображения 1. Сюрпризный момент: прискакали 2 зайца: большой и маленький. Очень любят морковку, но в лесу она не растет. Просят угостить их морковкой. 2. Чтение стихотворения «Зайчик» А.Блока 2. Рассматривание моркови. 3. Показ приемов лепки (раскатать пластилин между ладонями, затем лепить пальцами). 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Практическая самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь. 6. Обыгрывание работ, угощение зайчиков морковкой соответствующего размера 2 игрушки-зайца разного размера, морковь разного размера, пластилин, доски. Зайчик(отрывок) Маленькому зайчику На сырой ложбинке Прежде глазки тешили Белые цветочки… Осенью расплакались Тонкие былинки, Лапки наступают На желтые листочки. Хмурая, дождливая наступила осень, Всю капустку сняли, Нечего украсть. Бедный зайчик прыгает возле мокрых сосен, Страшно в лапы волку Серому попасть… А.Блок [18, с.56]
Искусство: изобразительная деятельность (конструирование).   Тема: «Высокий забор вокруг сада, низкий – вокруг огорода» Формировать навыки огораживания небольших пространств деталями конструктора, установленными горизонтально и вертикально. Развивать умения конструировать по замыслу из строительного материала. Воспитывать интерес к конструктивной деятельности 1. Организационный момент: пришло письмо от бабушки с дедушкой. У них сломался забор вокруг сада и огорода. Просят детей построить им новый забор. 2. Рассматривание иллюстраций с различными видами заборов. 3. Обсуждение с детьми способов построения забора. 4. Физкультминутка. 5. Самостоятельная работа детей по собственному замыслу. 6. Обыгрывание построек Иллюстрации с различными видами заборов, коробка со строительным материалом, конверт, игрушки для обыгрывания.
Нерегламентированная деятельность
Общение Игровая деятельность Познавательная практическая деятельность Художественная деятельность Элементарная трудовая деятельность
*Беседа «Фрукты на прилавках магазинов» Цель: формирование представлений о фруктах и садовых ягодах, уточнение места их выращивания. *Беседа «Чем полезны фрукты и ягоды для здоровья» Цель: развивать разговорную речь, обогащать содержание разговоров. *Беседа «Растения сада и огорода» Цель: называть, обследовать и описывать знакомые овощи и фрукты, выделяя внешние особенности (цвет, форма, вкус). Рассказывать о том, какие блюда можно приготовить с данным овощем (фруктом). * Беседа «В гостях у деда Огорода» Цель: формировать представления о труде садовода и овощевода. *Рассуждение «Осенние витамины» Цель: закреплять понятия о пользе витаминов. *Этюд «Вкус лимона». Цель: изображение мимикой и жестами кислого ощущения Сюжетно-ролевая игра: *«Овощной магазин» Цель: формировать представления о последовательности ролевых действий в профессиональной деятельности продавца. Дидактические игры: *«Разложи на тарелках полезные продукты» Цель: развивать умение классифицировать овощи и фрукты, уточнить представление о здоровом питании. *«Дары осени» Цель: закрепить понятие об овощах и фруктах, их отличительных признаках. *«Что растёт на грядке» Цель: формировать представления об отличительных признаках 5-6 растений огорода. *«Найди такое же растение» Цель: развивать представления об уникальности каждого растения, разнообразии листьев, цветков, плодов. *«Угадай по описанию» Цель: формировать умения различать и правильно называть растения по их характерным признакам *«Чудесный мешочек» Цель: развивать умения соотносить название овоща либо фрукта с качественной характеристикой *Наблюдение за осенними работами взрослых на огороде. Цель: формировать интерес к труду взрослых на огороде, потребности в получении навыков и умений. *Исследовательская деятельность «Исследование осенних листьев» Цель: развивать любознательность, наблюдательность, умения сравнивать и делать выводы. *Опыт «Кислый, сладкий, солёный» Цель: формировать интереса к исследовательской деятельности при определении вкуса овощей и фруктов * Экспериментирование «Сравнение сушеных и свежих фруктов» Цель: развивать любознательность, наблюдательность, исследовательские навыки *Чтение Г.Сапгир «Садовник», Ю. Тувим «Овощи», «Гароднiна» (пер. Вялюгiна i С. Дзяргая). Цель: формировать представлений о литературных произведениях разных жанров и тематики. *Драматизация сказки «Репка» Цель: развивать умения передавать особенности персонажей, подражать их движениям. *Отгадывание загадок об овощах и фруктах. Цель: формировать умения отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. *Выставка поделок из овощей «Осенний калейдоскоп». Цель: развивать творческие способностей и фантазию детей. * Работа в книжном уголке (рассматривание иллюстраций различных овощей и фруктов, книг о ЗОЖ). Цель: расширять кругозор через знакомство с овощами и фруктами, их влиянием на здоровье. *Рисование «Овощи и фрукты» Цель: развивать умение передавать в рисунке характерные особенности овощей. *Лепка «Корзинка для овощей» Цель: развивать умение лепить ленточным способом Хозяйственно-бытовой труд *«Убрать высохшие стебельки и листья с клумбы» Цель: формировать умение совместно с педагогом поддерживать порядок на клумбе. *«Убрать сухие веточки и листочки с участка». Цель: формировать умение совместно с педагогом поддерживать порядок на участке Труд в природе *Участвовать в сборе семян цветов. Цель: развиватьумения осуществлять простейшие трудовые действия. *Наблюдение за трудом взрослых в момент уборки урожая Цель: формировать представления о правилах уборки овощей и фруктов. Ручной труд *Изготовление макета «Наш огород» Цель: совершенствовать навыки конструирования из бумаги, приклеивания к основной форме деталей. Создавать композицию из растительных форм и геометрических фигур
СЕНТЯБРЬ. Третья неделя. Тема: Осень. Сезонные изменения в природе.
Цель: формирование представлений о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью, установление простейших связей между явлениями живой и неживой природы
Специально организованная деятельность
Образовательная область. Тема занятия Программные задачи Методы, приемы, игры, упражнения Дополнения (дидактический материал, пособия, картины, художественное слово)
Ребенок и общество.   Тема: «Труд в природе осенью»   Формировать представления о труде взрослых осенью. Поддерживать у детей интерес к сельскохозяйственнымпрофессиям. Развивать интрес к орудям труда, способам их использования. Активизировать словарь по теме "Труд людей осенью", «Овощи», «Фрукты». Воспитывать уважительное отношение к сельскохозяйственному труду взрослых.   1. Организационный момент: решение логической задачи: нужна ли осень и почему? 2. Беседа “Труд в природе осенью” (Что делает человек с приходом осени? (Собирает урожай). Человек собирает с деревьев плоды; трудится в садах. Как называется эта профессия? (Садовод) Что он делает? (Выращивает фруктовые деревья, высаживает саженцы плодовых деревьев, обрезает лишние ветки, удобряют почву, обрабатывают стволы деревьев от вредителей, поливает. Какие продукты питания мы получаем от садоводов? Как называется профессия людей, которые трудятся на огородах? (Овощеводы). Как они трудятся? (Весной высаживают рассаду, ухаживают за ней, вовремя рыхлят почву, убирают сорняки, подвязывают кустики, удобряют почву, поливают). Какие продукты питания мы получаем от овощеводов? В полях ведутся работы по уборке урожая зерновых культур. Как называется профессия людей, которые трудятся в поле? (Хлеборобы). А как трудятся люди в поле? (Весной обрабатывается почва на полях, рыхлится, вспахивается, затем люди засевают поля зерновыми культурами, это и рожь, овес, гречиха, и многие другие. На протяжении всего летнего периода человек следит за полями, удобряет, поливает, затем наступает уборочная пора). Какие продукты мы получаем от хлеборобов? (Крупы, хлеб). 3. Физкультминутка “Садовник” 4. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». 5. Дидактическая игра «Собери картинку»(собирают разрезанные на несколько частей картинки с фруктами, овощами, грибами, ягодами, по схеме рассказывают: какого цвета; какой формы; какой величины; какой по вкусу; где растет; чем полезен; что можно приготовить. 6. Рещение проблемной ситуации: “Если не было бы таких профессий как овощевод, хлебороб, садовод, фермер”. 7. Дидактическая игра “Покажи, а мы расскажем” (подражательные движения работе с орудиями труда). 8. Подведение итогов занятия Иллюстрации с изображением труда людей осенью, Предметные картинки с изображение м орудий труда: лейка, лопата, грабли, тачка, секатор, метла, коса и др. Физкультминутка «Садовник» Мы вчера в саду гуляли, (идут по кругу, взявшись за руки) Мы смородину сажали. (изображают, как копают яму и сажают в нее куст) Яблоню белили мы известью, белилами (движения првой рукой вверх, вниз) Починили мы забор, (имитируют удары молотком) Завели мы разговор: - Ты скажи, садовник наш, Что ты нам в награду даш? (Стоят лицом в круг. В центре один ребенок. Ведут диалог). - Дам в награду слив лиловых, Груш медовых, самых крупных Спелых яблок, вишен Целый килограмм. Вот что вам в награду дам! (на каждое название фруктов загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших) Г.Сапгир [14, с.10]
Элементарные математичес-кие представления.   Тема: «Осень в гости к нам пришла» Формировать представления о сравнении предметов по высоте с помощью посредника. Закреплять умения определять количество предметов «один», «много», «ни одного» и выражать результаты определения в речи. Закреплять представления о последовательности времен года. Развивать умения объединять одинаковые предметы (по цвету, величине, форме) в предметные множества по словесному заданию 1. Сюрпризный момент: в гости приходит Осень с осенними листочками (кукла в осеннем наряде). 2. Дидактическая игра «Собери букет из листьев» (мальчики собирают маленькие желтые листочки, девочки – большие красные) Сколько листочков мы собрали? (Много). Соберем листочки в букет. Сколько букетов? (Один) 3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (достают на ощупь овощи. Узнают их и называют, кладут их на тарелку, стоящую на столе) Как это можно назвать одним словом? (Овощи) Сколько овощей на тарелке? (Много) Все овощи помещаются на тарелку? Почему все овощи не помещаются на тарелку? Какая тарелка по размеру (Маленькая) На какую тарелку нужно положить овощи, чтобы они поместились? (На большую) Перекладывают все овощи на большую тарелку. Сколько овощей в большой тарелке? (Много) А в маленькой тарелке? (Ни одного). 4. Дидактическая игра «Разложи овощи» (на столе 2 тарелки с нарисованным контуром формы предмета. На красную положить все круглые, а на желтую – все овальные (длинные, вытянутые). 5. Физкультминутка «Листочки». 6. Упражнение «Закрась правильно» Какие овощи нарисованы на листах? Каких овощей много? А каких по одному? Нужно раскрасить только те овощи, которых по одному. 7. Дидактическая игра «Сравни по высоте» (осенние деревья при помощи полоски-посредника) 8. Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (времена года). 9. Подведение итогов занятия Демонстрационный материал: Кукла Осень, мешочек, овощи (муляжи или натуральные), 2 тарелки: большая и маленькая, листья деревьев; Раздаточный материал: Листочки из бумаги красного и желтого цветов большие и маленькие, рабочие листы, цветные карандаши. Физкультминутка Листочки Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.) На ветках мы сидим. Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.) Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. (Присели.) Ветер снова набежал И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.) Закружились, полетели И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.) [29, с. 24]
Ребенок и природа, Развитие речи и культура речевого общения. Интегрирован-ное.   Тема: “Уж небо осенью дышало”   Продолжать формировать представление об осенних изменениях в природе (погодных явлениях сезона, изменениях в живой и неживой природе). Уточнить представления о деревьях, диких животных и птицах. Развивать умение внимательно слушать воспитателя. отвечать на вопросы. Воспитывать бережное отношение к природе, интерес и любознательность 1. Организационный момент: стихотворение об осени, загадка об осени. Пришла без красок и без кистей И перекрасила все листья [28, с.61] 2. Беседа об изменениях в природе осенью по вопросам (какие изменения произошли в природе, как одеты люди, какая сегодня погода, что случилось с деревьями и т. д.) 3. Дидактическая игра “С какого дерева лист” 4. Подвижная игра “Улетают – не улетают”. Дети стоят в кругу и слушают названия птиц. Если воспитатель называет перелетную птицу, дети бегут по кругу и машут прямыми руками. Если называет зимующую птицу – останавливаются на месте и приседают. 5. Дидактическая игра “Что я делаю осенью”. Воспитатель предлагает детям выбрать картинки с изображением различных животных, растений, людей, явлений неживой природы и рассказать от имени выбранного героя, что он делает осенью. (Я белка. Я меняю свою шкурку с летней на зимнюю, делаю запасы на зиму в дуплах и т.д.). 6. Подведение итогов занятия Иллюстрации с изображением осенней природы, картинки с изображением деревьев (рябина, клен, каштан, сосна, береза), листья деревьев, Дикие животные (игрушки). Картинки с изображением различных животных, растений, людей, явлений неживой природы. Стихотворение Желто-красный мир вокруг, Журавли летят на юг, Груши, сливы, виноград, Тучи, дождик, листопад, День заметно убывает… Это осенью бывает. М.Чистякова [20, с. 16]
Развитие речи и культура речевого общения.   Тема: «Осень золотая»     Расширять активный словарь различными частями речи по теме. Формировать умение согласовывать между собой прилагательные с существительными в роде и числе; глаголы с существительными. Развивать умение соединять предложения и части высказывания между собой. Воспитывать культуру речи   1. Организационный момент: стихотворение об осени по выбору воспитателя. 2. Дидактическая игра (с мячом) «Какой, какая, какие, какое» Осенью листья на деревьях какие? Дождь какой? Небо какое? Тучи какие? Погода какая? и т.д. 3. Дидактическая игра «Чем похожа, чем отличается?» (Рассматривание двух картин с изображением ранней осени и поздней). 4. Дидактическое упражнение «Закончи предложение» Мы взяли зонт, потому что… (идёт дождь) Папа взял корзину, потому что… (пойдет за грибами) Дети собирают осенние листья, чтобы … (сделать красивые букеты) Белка запасает шишки для того, чтобы … (кушать их семена зимой) и т.д. 5. Физкультминутка 6. Дидактическое упражнение «Какой лист упал с дерева?» С дуба упал лист …(дубовый) С клена упал лист …(кленовый) и т.д. 7. Составление рассказа о грибах по схеме (название, цвет шляпки, цвет и толщина ножки, где растет, съедобный или ядовитый, что можно приготовить). 8. Подведение итогов занятия Репродукции картин с изображением ранней и поздней осени, мяч, схемы рассказа о грибах. Листопад Ушло тепло. Пропали птицы. У леса – ветер в голове… И вот его цветной листве На ветках Больше Не сидится. И вот, Который день подряд, Шум, шелест, шорох: Листопад… И.Мазнин [20,c.14]
Развіцце маўлення i культура маўленчыхзносiн.   Тэма занятка: “Расказванне па карціне “Восень”     Фарміраваць уменне правільна называць прадметы, іх якасці, дзеянні. Практыкаваць у правільным ужыванні ў месны склоне назоўнікаў “лавачка” (на “лавачцы”), “дарожка” (“на дарожцы”). Практыкаваць у дапасаванні слоў (жоўтае лісце, чорнае шчаня). Развіваць уменне адказваць на пытанні па змесце малюнка. Выхоўваць цікавасць да роднай мовы 1.Чытанне верша Я.Купалы “Лістапад” 2. Адказы на пытанні: пра якую пару года расказваецца у вершы? Якія восеньскія прыметы вы ведаеце? Так, увосень на дрэвах лісце… (жоўтае); ідзе… (дождж); птушкі… (адлятаюць у вырай) і г.д. 3. Дыдактычная гульня “Збяры восеньскі букет” (замацоўваюць назвы колеру) 4. Расказванне па карціне. (Дзяўчынка нясе букет восеньскага лісця. Яна усміхаецца, радуецца таму, што сабрала прыгожы букет. Дзяўчынку завуць Таня. Таня збірала жоўтае лісце на дарожцы. Дзе яшчэ жоўтае лісце? Шмат лісця апала з кустоў і дрэў. Вакол апалае жоўтае, барвовае, карычневае лісце. А што гэта зелянее ў садзе? Елачка заўжды зяленая: і летам, і…. Раскажыце, як Таня апранулася на прагулку. А хто бяжыць побач з Таней? Якога колеру шчаня? А лоб у яго які? Значыць, яно (белалобае). Якое яшчэ? (малое, калматае, прыгожае). Якія цацкі дзяўчынка ўзяла з сабой у сад? Як яна будзе з імі гуляць? [45, c. 13] 5. Падвядзенне вынікаў занятка Букет з восеньскага лісця, карціна “Восеньскі сад” (серыя “Наша Таня” В.І.Салаўёвай) Лістапад З буйных ліп і бяоз Лісты валяцца. Між павалаў і лоз Рассыпаюцца   Шапацяць, Шалясцяць Залацістыя, Увысь галінкі глядзяць Пусталістыя.   А як прыйдзе всна – Усё адменіцца, І галінкі ізноў Зазяленецца Я. Купала [18, c.21]  
Искусство:изобразительная деятельность (рисование)   Тема: «Ветка рябины» Формироватьпредставление о способах передачи характерных особенностей предметов. Развивать умение анализировать иллюстрации, выделять главное. Развивать умение использовать цвет как средство выразительности. Воспитывать эстетический вкус 1. Чтение стихотворения А.К.Толстого “Осень. Осыпается весь наш бедный сад” Осень. Осыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтевшие по ветру летят. Лишь вдали красуются, там, на дне долин. Кисти ярко-красных вянущих рябин. 2. Рассматривание иллюстраций с изображением ветки рябины, птиц на ветке рябины, беседа по ним. 3.Физкультминутка 4. Показ способов изображения. Указания к выполнению работы. 5. Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа с детьми. 6. Рассматривание работ (фонограмма “Звуки птиц в лесу”. Прилетели в гости птицы, поклевать ягод рябины. Дети украшают свои работы шаблонами птиц) Иллюстрации “Ветка рябины”, “Птица на рябине”, гуашь, краски, шаблоны птиц, фонограмма “Звуки птиц в лесу”.  
Искусство: изобразительная деятельность (лепка)   Тема: “Осенние подарки”     Формировать умение лепить по представлению знакомые предметы. Упражнять в умении правильно передавать в лепке форму, характерные признаки овощей и фруктов. Развивать умение скатывать шар, вытягивать для придания нужной формы, украшать изделие налепами. Поощрять творческую инициативу. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином 1.Организационный момент: стихотворения «Огород»А. Прокофьева, «Наш сад» У.Рашид загадки о фруктах и овощах. 2. Загадки об овощах и фруктах *Красный нос в землю врос, А зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос. (морковь) [28,с.41] *Расселась барыня на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки И крупной соли полмешка. (капуста) [28,с.40] *Этот красный корнеплод Для борща нам подойдет. И его ж в вареном виде В винегрете мы увидим. (свекла) [28,с.39] *На грядке – зеленые, А в банке – соленые. (огурец) [28,с.39] *Весной повисло – Все лето кисло, А сладкое стало – На землю упало. (яблоко) [28,с.33] *Две сестры летом зелены. К осени одна чернеет, Другая краснеет. (смородина).[28,с. 33] 3. Рассматривание овощей и фруктов (муляжей или натуральных). 4. Показ приемов работы. Указания к выполнению работы. 5. Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь воспитателя. 6. Презентация работ детьми Муляжи овощей и фруктов, музыкальный фон для работы, пластилин, доски, стеки. «Огород» В огороде много гряд, Есть и репа, и салат. Тут и свёкла, и горох, А картофель разве плох? Наш зеленый огород Нас прокормит целый год. А.Прокофьев [22, с. 47] «Наш сад» Прекрасен наш осенний сад. В нем сливы есть и виноград. На ветках, как игрушки, И яблоки, и груши. А к ночи веет холодок И желтый лист шуршит у ног. Плоды мы утром соберем И всех соседей созовем. И солнышку помашем, “Спасибо, осень!” – скажем. У.Рашид [22,с.35]
Искусство: изобразительная деятельность (аппликация). Тема: «Золотая осень» Формироватьпредставления олинейнойкомпозиции. Закрепить навыки работы в технике обрывания и сминания бумаги и салфетки. Развивать умение подбирать цветовую гамму; мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус 1. Организационный момент: чтение стихов об осени. 2. Дидактическое упражнение «Краски осени» Цель: закрепить характерные признаки осени, цветовую гамму осени; 3. Рассматривание вариативных образцов. 4. Частичный показ выполнения работы. 5. Уточнение последовательности выполнения работы. 6. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». 7. Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь. 8. Рассматривание работ, составление из выполненных работ осеннего полотна   Лист бумаги; цветная бумага, салфетка разного цвета, клей, кисточки, образцы работ. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших). Будем листья собирать (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.) Листья березы, Листья рябины, Лисья тополя, Листья осины, (Вновь загибают пальчики, начиная с больших.) Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем. (Приседают, “шагают” по ковру средним и указательным пальцами обеих рук.) Н.Нищева [14, c. 44]
Нерегламентированная деятельность
Общение Игровая деятельность Познавательная практическая дея­тельность Художественная деятель­ность Элементарная трудовая деятельность
*Речевое упражнение «Какая осень» Цель: развивать уме­ние подбирать прилагательные к слову осень. *Интервью «Что ты узнал об осени?» Цель: уточнять представления об осени, развивать речь, умение выражать свои мысли, воспи­тывать культуру об­щения. *Диалог – игра «Осеннее эхо» Цель: развивать диа­логическую речь, звукоподражание, фантазию, воспиты­вать чувство взаи­мовыручки, любовь к природе *Рассказ детей «Что я знаю об осени?» Цель: уточнить представления детей об осени, развивать связную речь, воспитывать культуру речи. *Беседа «Почему надо охранять при­роду?» Цель: воспитывать любовь к природе и желание охранять ее. *Беседа «Они же жи­вые. Их надо беречь и защищать». Цель: развивать же­лание заботиться об объектах живой при­роды. *Беседа «Как пра­вильно одеваться осенью на прогулку?» Цель: формировать представление об одежде в зависимости от погоды. *Беседа – рассужде­ние «Какая осенью погода» Цель: развивать уме­ние наблюдать, де­лать выводы, воспи­тывать эстетическое чувство восприятия природы. *Составление описа­тельных рассказов о деревьях и кустарни­ках на территории детского сада. Цель: развивать уме­ние описывать пред­меты, сравнивать их Сюжетно-ролевая игра *«Куклы на про­гулке» Цель: развивать умения решать игровые задачи на основе воображаемой ситуации и игровых действий. Дидактические игры: *«Музей осени» Цель: закрепить представления об основ­ных приметах осени, раз­вивать зрительную па­мять, наблюдательность. *«Какая сегодня погода?» Цель: развивать умение замечать состояние по­годы. *«Какое время года?» Цель: упражнять детей в умении дифференциро­вать поры года по харак­терным признакам. *«Собери урожай» Цель: закрепить пред­ставления детей об уро­жае, который собирают люди осенью с полей. *«Можно-нельзя» Цель: формировать пред­ставления о пра­вилах поведения в при­роде. *«Чего не стало?» Цель: развивать внима­ние, наблюдательность. *«Чей лист?» Цель: формировать пред­ставление о разнообразии листьев, уникальности каждого растения. *«Найди дерево по описа­нию» Цель: формировать пред­ставление о сезонных из­менениях в состоянии де­ревьев. *«Продолжи предложе­ние». Цель: развивать умение замечать отличительные признаки листьев, цветов и других растений. Подвижные игры: *«Пере­лет птиц», «Агароднік», “Птушкі ляцяць Цель: совершенствовать координацию движений, развивать ловкость, про­странственную ориенти­ровку. *«Кто быстрее?», «Наседка и цыплята» Цель: совершенствовать умения детей бегать, ла­зать, развивать скорость реакции *Наблюдение за яв­лениями природы осенью. Цель: формировать умение видеть из­менения в природе с наступлением осени, воспитывать береж­ное отношение к природе. *Наблюдение за листопадом. Цель: развивать умение наблюдать за изменениями в природе. Обогащать эмоциональную сферу, знакомить с многообразием кра­сок золотой осени. *Наблюдение за по­годой. Цель: закре­пить представления о сезон­ных изменениях в природе. *Наблюдение за природным явле­нием – туманом. Цель: формировать представления о ту­мане. *Опыт «На солнце и в тени». Цель: формировать умение определять степень нагревания металлических предметов на солнце и в тени. *Опыт «Почему шуршат листья». Цель: выяснить, по­чему шуршат ли­стья, какие листья шуршат, будут ли шуршать листья по­сле дождя. *Опыт «Почему осенью бывают лужи?». Цель: познакомить детей с тем, что почва по-разному пропускает воду (песчаная, глини­стая, плотная, рых­лая). *Эксперимент «Ка­кой лист сильнее?». Цель: формировать умение сравнивать какой из листочков (зелёный или жёл­тый) прочнее дер­жится на ветке де­рева. *Рассматривание листьев через лупу. Цель: формировать представление о разнообразии ли­стьев, уникальности каждого растения *Чытанне верша Я. Журбы “Восень”, В.Рабкевіча “Едзе восень” Мэта: фарміраваць уменне разумець беларускую мову, выхоўваць любоў да роднай мовы. *Чтение сказки «Пшенич­ный колосок» Цель: развивать умение внимательно слушать, ак­тивизировать словарь, по­буждать отвечать на во­просы, воспитывать любовь к художественному слову. *Слуханне Ц. Кюіх “Восень” Мэта: развіваць уменне бачыць прыгажосць прыроды у музыцы. *Чтение стихотворения И. Белоусова «Осень» Цель: развивать интерес к художественной литера­туре. *Заучивание стихотворения А. Барто «Осень листья рас­сыпает» Цель: развивать память, дикцию, воспитывать лю­бовь к художественному слову. *Рассматривание репродук­ции картины И.Шишкина «Золотая осень» Цель: развивать умение ви­деть прекрасное, активизи­ровать словарь. *Рассматривание иллюст­раций и картинок об осени. Цель: формировать пред­ставление о сезонных изме­нениях в природе. *Рисование «Радостная осень» Цель: развивать умение отображать в рисункахсвое эмоциональное состояние, воспитывать эстетический вкус. *Коллективная аппликация «Осенний пейзаж» Цель: формировать умение выкладывать аппликацию из природного материала, воспитывать усидчивость, аккуратность. *Развлечение «Осень золотая в гости к нам пришла» Цель: создать эмоционально –радостное настроение. *Слушание произведений Вивальди «Времена года», П.Чайковского «Времена года». Цель: формировать интерес к слушанию музыкальных произведений Труд в природе *Уборка листвы на уча­стке. Цель: побуждать детей к оказанию посильной по­мощи в уборке листьев на участке с помощью гра­бель. *Сбор ягод рябины для птиц. Цель: формировать представления о том, что осенью животные и птицы делают запасы на зиму, а люди могут им в этом помочь. *Сбор листьев для герба­рия. Цель: развивать уме­ние видеть красоту при­роды, приобщать детей к труду. *Сбор семян цветов с клумб. Цель: формиро­вать умение работать со­обща, воспитывать акку­ратность и осторожность при сборе семян. *Совместный с воспита­телем труд (с подгруппой детей) – рыхление гря­док. Цель: формировать умение правильно держать в руках грабли (детские) и рыхлить землю на грядке. *Труд на огороде: уборка урожая. Цель: развивать желание принимать участие в уборке и обработке уро­жая. *Уборка инвентаря после трудовой деятельности. Цель: развивать умение очищать инвентарь после трудовой деятельности и складывать его на место. *Коллективный труд «Установим кормушку для птички». Цель: развивать умение работать в коллективе, слаженно, рядом друг с другом
СЕНТЯБРЬ. Четвертая неделя. Тема: Мир животных: дикие и домашние.
Цель:формирование представлений о диких и домашних животных, характерных признаках для всех животных (чувствительность, движение, питание, дыхание, рост, размножение); развитие умений и навыков гуманного отношения с растениями и животными
Специально организованная деятельность
Образовательная область. Тема занятия Программные задачи Методы, приемы, игры, упражнения Дополнения (дидактический материал, пособия, картины, художественное слово)
Ребенок и общество, Ис­кусство: изобразительная деятельность (апплика­ция). Интегрирован-ное.   Тема: «Мы в от­вете за тех, кого приучили»     Формировать представления у детей о поведении домашних животных, правилах безопасного обращения с ними. Развивать умения и навыки гуманного обращения с животными. Развивать умения составлять декоративную аппликацию из бумаги, подбирать узор из различных форм, создавать работы с использованием техники прямолинейного вырезания.Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать гуманное и бережное отношение к живым существам   1.Организационный момент: загадка. Мордочка – усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.) 2. Сюрпризный момент: приход в группу кошки.Инсценировка стихотворения А. Дмитриева «Бездомная кошка». 3. Беседа по стихотворению: чем бездомная кошка отличается от домашней? Кто заботится о домашней кошке? Как? Кто заботится о бездомной кошке? 4. Рассуждения на тему «Правила общения незнакомыми животными». (Можно ли гладить незнакомых животных, тянуть за хвост, отнимать еду? Почему? Как можно помочь бездомной кошке? Что нельзя делать при общении с кошкой? Если неправильно обращаться с кошкой, что может случиться?). 5. Проблемная ситуация: «Как помочь бездомной кошке» (сделать полосатые коврики для кошки). 6. Физкультминутка. 7.