Направленности личности

Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество, определяющее отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней.

Структура профессиональной направленности личности состоит из: профессиональной позиции, мотивов, профессионально ценностных ориентаций, профессионального самоопределения, призвания и педагогического идеала.

Системообразующим фактором (ядром) направленности является потребностно-мотивационная сфера личности, составляющая её профессиональную позицию. Профессиональная позиция - это точка зрения, отношение к назначению своей профессии и действия, поведение, обусловленное ими; это система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности [1].

Выбор педагогической профессии в соответствии с тем или иным мотивом (ради чего?) во многом определяет и мотивы учения. Мотив – это не что иное, как предмет потребности или то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. Для будущих педагогов таким предметом может быть чистый познавательный интерес, стремление лучше подготовиться к самостоятельной профессиональной деятельности, чувство долга и ответственности или же стремление посредствам учения выделиться среди однокурсников, занять престижное положение в коллективе, получить повышенную стипендию и т. п. [2]. Профессиональные ценностные ориентации оказывают решающее влияние, как на профессиональное, так и на личностное самоопределение преподавателя, ими опосредуется вся педагогическая деятельность. Рассматривая профессионально-ценностные ориентации как отношения личности к значимым моментам ее профессиональной деятельности, выделим:- отношение к педагогической деятельности, определяющее цель и личностный смысл данной деятельности;- отношение к «объекту-субъекту» деятельности - личности ученика, обеспечивающее ее безусловное принятие и проектирование развития;- отношение к субъекту деятельности - личности учителя и к самому себе как педагогу, определяющее профессиональный идеал и Я-концепцию учителя.Наличие у личности профессионально значимых ценностных ориентаций обеспечивает добросовестное отношение к делу, побуждает ее к поиску, творчеству, совершенствованию и, в какой-то мере, компенсирует недостаточно развитые умения и навыки; отсутствие же положительной ориентации может стать причиной профессионального краха, потери уже имеющегося мастерства [1]. Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей.Педагог не только профессия, суть которой дать знания, но еще и высокая миссия, предназначение которой – сотворение личности, особое призвание. Преподаватель, имеющий призвание, сумеет преодолеть все трудности и будет вознагражден любовью учеников, уважением и сердечным расположением родителей, внутренней животворящей и укрепляющей радостью [2]. Призвание - соответствие способностей личности выбранной ею сфере профессиональной или иной деятельности в единстве с выраженными мотивами (осознанными или неосознанными) этого выбора [3].Самый простой и самый надежный способ формирования профессионального идеала – чтение специальной литературы, знакомство с жизнью и педагогическим творчеством выдающихся педагогов. Правильно сформированный идеал учителя – условие эффективности его самовоспитания. Идеал – высшее совершенство; нечто совершенное в той или иной области; конечная цель стремлений [2].Следующей подструктурой личности преподавателя является профессиональная компетентность.

Профессиональная компетентность – интегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений и навыков, обобщенных способов решения типовых задач. Формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности [1].

Реализация обучающей функции требует от преподавателя профессионально-технических дисциплин разносторонней компетентности: глубоких инженерно-педагогических знаний и умений, производственных навыков по рабочей профессии, а также основательной подготовки по психологии, дидактике и методике обучения. Осуществление воспитывающей функции обуславливает необходимость знаний, умений и навыков по теории и методике воспитания обучающихся, возрастной и педагогической психологии. Компетентное выполнение развивающей функции возможно лишь при наличии фундаментальных психологических знаний и диагностических умений [2]. Порядок выполнения работы

Задание 1.1 Изучитьсоставляющие профессионально-педагогической направленности личности.

 

Задание 1.2 Определить технические способности по тесту №1 «Профессиональное самоопределение».

 

Инструкция для студентов: На каждый вопрос дается три варианта ответа, только один из них является правильным. В бланке ответов (см.таблицу 1.1) напротив номера вопроса указать номер избранного варианта ответа. Допускается выполнение заданий в любой последовательности. На выполнение всех заданий отводится 40 мин.

 

 

Таблица 1.1 - Бланк для ответов к тесту №1 «Профессиональное самоопределение»

 

Номер задания Правильный ответ Номер задания Правильный ответ Номер задания Правильный ответ
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: