Предлагаем следующую типологию уроков

1. Урок формирования знаний

2. Урок формирования и совершенствования знаний

3. Урок совершенствования знаний

4. Урок закрепления и совершенствования знаний

5. Урок обобщения и систематизации знаний

6. Урок контроля знаний, умений и навыков

7. Урок коррекции знаний, умений и навыков

8. Комбинированный урок

9. Уроки «открытия» нового знания;

10. Уроки рефлексии;

11. Уроки общеметодологической направленности;

12. Уроки развивающего контроля.

ФГОС (федерльный государственный образовательный стандарт) вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Для понимания и уяснения структуры урока предлагаем некоторые из них.

Структура уроков

1. Структура урока формирования и совершенствования знаний:

- Организационный этап.

- Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

- Сообщение темы, постановка цели и задач урока.

- Актуализация знаний.

- Введение новых знаний.

- Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности.

- Оперирование знаниями в новых ситуациях.

- Обобщение и систематизация знаний.

- Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

- Определение и разъяснение домашнего задания.

2. Структура урока «открытия» нового знания:

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

3. Этап выявления места и причины затруднения.

4. этап построения проекта выхода из затруднения.

5. Этап реализации построенного проекта.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Педагогическая техника имеет важное значение для достижения поставленных целей.

Уроки рефлексии имеют следующую структуру:

1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

3. Этап локализации индивидуальных затруднений.

4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

5. 5) этап реализации построенного проекта.

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Уроки развивающего контроля имеют следующую структуру:

1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

3. Этап локализации индивидуальных затруднений.

4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

5. Этап реализации построенного проекта.

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

8. Этап решения заданий творческого уровня.

9. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

Уроки общеметодологической направленности призваны:

во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему;

во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие.

Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.

Уроки общеметодологической направленности проводятся также в начале и в конце изучения определенных разделов, глав курса. Например, при изучении математики в 5 классе в начале раздела «Обыкновенные дроби», исходя из содержания данного понятия, целесообразно построить теоретически обоснованный план изучения его свойств и последующего применения для решения практических задач. А в завершение - организовать систематизацию и обобщение изученных способов действий с теоретическим обоснованием построенной системы и выявлением границ ее применимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: