Преференциальная система, как разновидность пропорциональной

И ногда рассматривается как самостоятельная система (избиратели влияют на мандатные места в партийных списках- указывают на кандидата, избрание которого было бы предпочтительнее в рамках списка). Казалось бы вполне демократическая процедура, но много злоупотреблений – противники, не рассчитывающие на то, что их кандидаты получат места в парламенте, могут дестабилизировать ситуацию, голосуя за рядовых участников списка своих соперников, чтобы отнять места у руководителей партии. Таким образом и победившая на выборах партия и ее фракция оказываются обезглавленной. (поэтому ограничивают избирателя указанием на только одно предпочтение). Система позволяет выбирать тех кандидатов, которые идут следующими за теми, кто не набрал нужного числа голосов - учитываются возможные альтернативные варианты выбора.

Основное преимущество в том, что избиратель может сделать не единичный выбор, а выделять 2 или три кандидата, тем самым выбирая того, кто представляет окру более адекватно.

Помогает отсекать крайне правых и левых кандидатов.

Недостаток - конечный результат второго тура может зависеть от сговора партий, а не от воли избирателей. Сложен подсчет голосов, что требует опытных сотрудников. Опять же в невыгодном положении меньшинства.

Система имеет две разновидности:

· Система альтернативного голосования в одномандатных округах. Избиратель голосует не за одного кандидата, а за несколько, указывая цифрами свои предпочтения. Голоса раскладываются по первым, вторым и т.д. предпочтениям. Кандидат, получивший более половины первых предпочтений считается выбранным. Если ни один кандидат не избран, голоса того, кто на последнем месте по первому и второму предпочтению исключаются, и так продолжается до того, пока не соберется абсолютное большинство. Метод не требует второго тура (Австралии).

· Система повторного голосования по поводу оставшихся кандидатов- результаты те же, но проводится повторная процедура, исключая самых слабые результаты. Правила проведения различные в зависимости от стран. Обычно касается только одномандатных округов.

· Полупропорциональная система- основана на мажоритарно принципе, но дают определенные возможности представителям меньшинства. Это достигается через ограниченный вотум, когда избиратель голосует не за число кандидатов, которое равно количеству избираемых мест, а за меньшее. Систем единственного непередаваемого голоса- партия в многомандатном округе выдвигает не список кандидатов как целое, а отдельных кандидатов. Избиратель же голосует только за одного кандидата, хотя от круга нужно выбрать несколько. Избран тот, кто набирает наибольшее число голосов. Ограниченный вотум требует от партий точного расчета по поводу того, кого выдвигать (важно выдвинуть не мало и не много кандидатов, если много-то распыление голосов, если мало-то голоса пропадут, место того. чтобы получить еще место). Еще вариант- коммулятивный вотум- избиратель имеет три голоса, что меньше числа кандидатов от данного округа- может отдать три голоса одному кандидату, либо два одному, а один другому, или наконец раздать по одному глоссу трем кандидатам. Система применяется в небольших округах, когда избиратели хорошо знают кандидатов и их партийная принадлежность значения не имеет.

· Система единственного передаваемого голоса- сочетает персональный выбор с обеспечением пропорциональности в представительстве партий. Технически сложна. В многомандатном округе партия выдвигает своих кандидатом, может и независимых. Избиратель ранжирует каждого по своему выбору. По избирательной квоте кандидаты считаются избранными, их излишки передаются кандидатам второго предпочтения.

 

Смешанные системы

Смешанные системы придуманы для преодоления недостатков двух основных (Германия, Армения, Мексика, Япония, Литва).

· Устаноавливается нижний предел для ограничения представительства малых партий- обычно -5%. Возрастает стабильность правительства. Но снижается представительство широких слоев населения. Этот принцип есть и у нас.

· Вместо многомандатных, создаются маломондатные округа. Право на участие в выборах дается 4-5 партиям, причем победителями могут стать только первые 2. После 2001г. мы движемся по этому пути.

· В списки кандидатов вносятся не партии, а их представители, поэтому при голосовании происходит отбор персоналий, а не партийных программ. В итоге - часть мандатов завоевывается по мажоритарной системе, часть по партийным спискам.

· Конституция устанавливает детальные правила избирательных систем только в отношении главы государства (президента), органы власти субъектов федерации могут определять избирательную систему для формирования предстательных органов всех уровней, глав исполнительной власти регионов, которые избираются населением (например, в некоторых субъектах РФ кандидат для победы должен получить относительное большинство голосов, но не менее 25% приявших участие в голосовании). Это характерно для России- сохранение привычки к мажоритарной системе и развитию многопартийности. На разных уровнях используются разные модели.

 

Сочетание разных избирательных систем: параллельно-смешанные системы и связано смешенные.

Параллельно- смешенные системы -по партийным спискам в многомандатным округам и по мажоритарной модели в одномандатных. Результаты разных систем считаются независимыми (Россия 225 депутатов Дума по спискам, и 225- по правилу относительного большинства).

Связанно -смешанные системы - база та же- часть депутатов избирается по спискам, а часть- в одномандатных округах. Распределение мест по пропорциональному принципу учитывает число мест, занятых партией или партийным блоком по результатам выборов в одномандатных округах. Общее число мест для каждой партии считается на основе процента голосов, полученных по пропорциональной системе и из него вычитается число мест, полученных в одномандатных округах.

 

Идеальной демократической процедуры не существует (доказали не только опытным, но и математическим путем). При оценки избирательной системы решающую роль играют соотношение приоритетов- если во главу ставиться формирование стабильного правительства предпочтение отдается мажоритарной модели, если же упор делается на адекватное представительство в парламенте различных интересов- пропорциональной.

 

Три правила для выборов:

· Каждый не должен забывать, что избирательные компании проводятся в известном степени за его деньги (организует выборы государство, которое все делает за счет налогов от граждан – значит, давая государству взаймы часть своих доходов, каждый вправе рассчитывать не только на их возвращение, но и приумножение.

· Здравомыслящий человек не должен отказываться от участия выборах, потому что:

1. через участие он может навязывать свою волю властям

2. участвуя может поддерживать здоровые силы общества

3. участием можно и нужно вызывать у власти сомнения в своей непогрешимости

4. через свое участие можно оценить удельный вес своего голоса в общем сплаве избирательных голосов своих сограждан

 

· на выборах гражданин голосует не за кандидата, а за себя. Простому человеку все равно, кто находится у власти- идеальных людей нет каждый имеет свой комплекс достоинств и недостатков. Для человека важно лишь одно- чтобы посредством этих людей, наделяемых на время особыми полномочиями, обязанностями, привилегиями, он мог в строго оговоренное время получить то, за что в день выборов отдал свой голос. Вывод – собираясь на выборы, избиратель должен беспокоится не за кого, а за что голосовать.

 

Первый шаг избирательной компании- выдвижение кандидата. Перед внесением в списки кандидата (регистрацией), он должен представить как минимум 3 вещи:

1. обнародовать политическую программу

2. собрать нужное количество подписей избирателей (у нас зафиксировано в законе 10тыс-1мл) или внести регистрационный взнос или денежный залог, представить документы о наличии поддержки партии или группы. Число подписей зависит от уровня выборов).

3. заручится финансовой поддержкой влиятельных организаций, кругов и т д., которые будут оплачивать все расходы

 

 

Выборы 2004г.- информационный центр. 6 кандидатов израсходовали 206мл.руб. Больше всего потратила Хакомада-86мл. Структура избирательных фондов- личные средства -0.8%, партии-17%, пожертвования граждан-41%, пожертвования юридических лиц-41.2%

Что обеспечивает победу- политические связи, деньги, поддержка элит, поддержка СМИ, популярность у населения. Некая совокупность, но не всегда.

Как Путин стал президентом- малоизвестный персонаж (Кстати, как и Билл Клинтон, но вполне харизматичным оказался).

 

Предвыборные технологии

 

Политический пиар - имидж-мейкерство- создание привлекательного для избирателя образа политического деятеля. Нанимаются за большие деньги профессионалы- организаторы избирательных компаний.

СМИ -1996г. Рейтинг Ельцина в 30р. уступал Зюганову. Политически выборы – продолжение или приложение к теле-шоу.

 

Россия - современная избирательная система сложилась 1995-1995гг. И последующие изменения в избирательное законодательство.

Президентские выборы- по единому округу на основе мажоритарной модели абсолютного большинства.

Федеральное собрание- параллельно смешанная система. Нижняя палата- прямые выборы 450 депутатов. С 1993г.- смешанная избирательная система-225 депутата по одномандатным округам на основе мажоритарной системы относительного большинства, 225 депутата- по единому федеральному округу на основе пропорциональной системы. Голосование в Думу - в одномандатном округе оно происходит совершенно независимо от голосования по федеральному округу - в одномандатном округе можно проголосовать за независимо кандидата, а в федеральном- за список партии и голос будет учитываться при пропорциональном распределении (В Германии система иная).

 

С 2005г. Переход к пропорциональной электоральной формуле по единому федеральному округу по закону о выборах депутатов государственной думы федерального собрания.

Совет Федерации - с 1995г. – орган престал избираться непосредственно народом. В его состав входили 2 представителя федерального субъекта- глава законодательного и исполнительного органа, но проходили через процедуру региональных выборов.

2000г. -опять процедура изменилась. С 2002г. входят по два представителя от каждого субъекта федерации, один избирается законодательным органом и один назначается главой исполнительной власти.

Заградительный барьер -7%

Порог явки -25% для Думы, 50% -для президента

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: