А) Употребление краткой и полной форм прилагательных

Полные и краткие формы прилагательных в функции сказуемого могут составлять стилистические или семанти­ческие варианты.

1) Краткие формы имеют преимущественно книж­ную стилистическую окраску: Лекция интересна и по­учительна.

Краткие прилагательные звучат в тексте более катего­рично, выражают обычно активный и конкретный при­знак: Мысли ясны. Девочка красива.

2) Полные формы прилагательных употребляются обычно в разговорной речи: Лекция интересная и поучи­тельная.

в) Полная форма указывает на постоянный признак, краткая — на временный: девочка красивая (вообще), де­вочка красива (в данный момент).

3) Полные и краткие формы прилагательного могут составлять семантические варианты, т. е. иметь разные лексические значения: мальчик глухой — мальчик глух (к просьбам).

4) Краткие формы не употребляются или употребляются ограниченно для обозначения некоторых цветов: голубой, коричневый, розовый, фиолетовый.

5) В качестве однородных членов выступают либо только полные формы, либо только краткие: Его медлительный голос был тих и серьёзен. Девушка была высокая, красива и весела (в одном ряду употреблены полная и краткие формы — в результате допущена речевая ошибка)

6) При образовании кратких форм прилагательных с без­ударным -енный (естественный, торжественный) наблюда­ются колебания: и скусственный — искусствен, искусственен; торжественныйторжествен, торжественен и т. п.

В настоящее время эти варианты равноправны, они закрепились во всех стилях, но более употребительной является усеченная форма (на -ен ).

7) Притяжательные и относительные прилагательные в речи могут заменяться синонимичными формами косвен­ных падежей имен существительных: мамина книгакнига мамы, каменная стена — стена из камня.

Но в ряде случаев такие сочетания различаются по зна­чению: походка старикастариковская походка (пере­носное значение), роспись стены — стенная роспись (тер­минологическое значение).

Б) Формы степеней сравнения прилагательных.

Типичные ошибки при образовании форм степеней сравнения прилагательных:

1. Одновременное использование форм сравнительной и превосходной степеней: более веселее (надо: более весёлый), самый высочайший (надо: высочайший, самый высокий).

2. Образование сравнительной степени от относительных прилагательных: более литературный текст, менее лиственный лес (ошибки!).

3. Образование форм превосходной степени путём присоединения к прилагательным в форме нулевой степени приставки наи-: наихороший (надо: лучше, самый хороший, наилучший), наивысокий (надо: высочайший, самый высокий).

 

Имя числительное

1. Допустимы вариантные формы творитель­ного падежа простых и сложных числительных: в осьмью — восемью (устар.), пятьюдесятью — пятидесятью (устар.).

2. Составные количественные чис­лительные, заканчивающиеся на два, три, четыре, сочетаются с суще­ствительными, употребляющимися только в форме множественного числа (сутки, ворота и др.) Рекомендуется говорить: двадцать два дня, в течение двадцати двух суток, двадцать две штуки иголок, брюки в количестве двадцати двух штук.

3. В сочетании два (три, четыре) и более управляемое существи­тельное употребляется в форме родительного падежа единствен­ного числа: ч етыре и более ценных документа, два и более хороших предложения, три и более варианта.

4. Предлог по управляет дательным и винительным падежами имени числительного: по одному варианту, по тысяче книг, по три ручки, по двое нож­ниц, по триста рублей, по сто билетов. Могут применяться и двоякие фор­мы: по пяти копеек — по пять копеек, по сорока мест— по сорок мест.

5. Если в составе числительного есть слова два, три, четыре, две­сти, триста, четыреста, то все сочетание употребляется в форме винительного: п о двадцать две пары, по двести пять рублей.

6. Собирательное числительное оба (обе) употребляется в соответ­ствии с родом существительного; различение форм сохраняется в косвенных падежах: о ба стакана, обе тетради, у обоих друзей, с обеими сестрами.

7. Собирательные числительные двое, трое, четверо обычно сочетаются с:

* с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: двое сирот, трое мальчиков;

* с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое брюк, трое ножниц, четверо суток;

* ссуществительными дети, ребя­та, люди: двое ребят, трое детей, четверо людей;

* сличными местоимениями мы, вы, они: нас двое, их пятеро, вас четверо;

* с субстантивированными суще­ствительными: вошли трое, четве­ро в шапках.

8. Возможно параллельное употребление сложных слов, в составе которых есть элемент дву- (двух-). В терминах, специальных словах чаще используется первый: двуспальная кровать — двухспаль­ная кровать; двуствольное ружье — двухствольное ружье.

Местоимение

1. Речевые ошибки могут быть связаны с образовани­ем ненормативных местоимений: Ихняя школа победила в соревновании,

2. Довольно распространенная ошибка — неудачный выбор одного из синонимичных притяжательных место­имений (мой — свой, твойсвой...): Помогает ли то, что ты воспитываешь тебя самого?

3. Нагромождение местоимений порой создает неясность текста: Туго приходилось ему, когда он с ним вступал в борьбу.

4. Личные местоимения в устной речи часто дублиру­ют подлежащее (эту ошибку можно рассматривать и как синтаксическую): Эта студентка, она всегда посещает занятия.

5. После любого простого предлога, а также после производных предлогов возле, впереди, мимо, окол о и др., употребляющихся с родительным падежом, к личному местоимению прибавляется начальное н: прийти к нему, сказать за нее, сделать для них, стоять возле них, пройти мимо нее, идти впереди них

Не добавляется начальное н к личному местоимению, если ис­пользуются предлоги: внутри, вне, а также производные предлоги вопре­ки, благодаря, согласно, наперекор, соответственно: внутри его (цилиндра), вне их (условий); вопреки ему, навстречу ей, подобно им, благодаря ему, вопреки ему (здравому смыслу).

Не добавляется начальное н к личному местоимению, если ис­пользованы предложные сочетания (предлог + существительное): в отношении его, при помощи его, не в пример им.

Не добавляется начальное н, если местоимение стоит после сравнительной степени прилага­тельного или наречия: с тарше его, выше ее, лучше их.

6. Если личному местоимению предшествует определительное весь, то допустимы обе формы: у всех их — у всех них, для вес их — для всех них.

7. Нормативной является форма у нее; форма у ней является раз­говорной: у нее красивые глаза.

Глагол

1. Глагольные формы, как и формы других частей речи, могут быть представлены в вариантах: Много видел он кручины на своем веку (И. Никитин); Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? (А. С. Пушкин); И никто с начала мира не видал такого пира (А. С. Пушкин).

В этих текстах употреблено одно слово, проявляющее­ся в стилистических вариантах: в идел — общеупотребительный, литературный вариант, видал — разговорный.

В определенном функциональном стиле употребляют­ся и варианты повелительного наклонения глагола: уведоми, закупори — разговорный вариант, уведомь, закупорь — книжный.

Но варианты повелительного наклонения могут быть и равноправными: выкинивыкинь, выстави — выставь.

2. Варианты могут быть и семантическими: движет — руководит (Им движет чувство ответствен­ности); двигает — передвигает (Он двигает кресло).

Смешение семантических вариантов приводит к ошибке.

3. Трудности возникают при образовании форм прошедшего времени: сох или сохнул, промокший или промокнувший.

а) Нормой является выпадение суффикса -ну- во всех формах прошедшего времени приставочных глаголов: про­мокнуть — промок, промокший.

б) Бесприставочные глаголы в формах прошедшего вре­мени имеют суффикс -ну-: мокнуть — мокнул, мокнувший.

4. Деепричастия совершенного вида с основой на глас­ный звук могут употребляться в двух формах: с суффик­сом -в- и с суффиксом -вши-.

Пора уснуть уж наконец, п ослушавши, как царь-отец рассказывает сказки (А. С. Пушкин);

Князь пошел, забывши горе, сел на башню, и на море стал глядеть он... (А. С. Пушкин);

К рукаву припав лицом, на пригретом взгорке меж товарищей бойцов лег Василий Теркин?

(А. Твардовский).

Формам на -вши присущ просторечный характер, фор­мы на -в- общеупотребительны.

5. Глаголы дерзить, чудить, дудеть, затмить, убедить, победить, ерундить, колесить, пылесосить, очутиться, шкодить не имеют формы 1-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени и относятся к группе недостаточных глаголов. Для указания на действие 1-го лица следует использовать описательные конструкции: надеюсь не колесить по городу долго, сумею затмить сла­вой.

6. Не могут относиться к одному лицу (предмету) глаголы галдеть, обступить, толпиться: ученики галдят на перемене, дети обступили воспитателя, ребята толпятся в столовой.

7. Глаголы полоскать, колыхать, плескать, рыскать, капать и неко­торые другие образуют две формы настоящего времени: п олощет (лит.) — полоскает (разг.); к олышет (лит.) — колыхает (разг.); к аплет (лит.) — капает (разг.) и др.

8. Различаются книжные (с глас­ным о) и разговорные (с гласным а в корне) формы глаголов: п одытоживать — подытоживать, обусловливатьобуславливать, сосредоточивать — сосредотачи­вать, уполномочивать — уполно­мочивать.

9. Не имеют форм повелительного наклонения глаголы хотеть, жаж­дать, гнить, мочь. Надо: Ты должен жаждать успехов. Ты должен победить.

10. От глаголов бежать, лечь, прилечь, испечь образуются следующие формы повелительного наклонения: бежать – беги(те), лечь – ляг(те), прилечь – приляг(те), испечь – испеки(те).

11. Для глагола ехать нормативна форма повелительного наклонения поезжай.

ПРЕДЛОГ

1. Предлоги из—в, с—на антонимичны по значению: п ойти в школу — вернуться из школы, прибыть на Кавказвер­нуться с Кавказа.

2. Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с датель­ным падежом: б лагодаря родителям, согласно до­кументу, вопреки предсказаниям. Нельзя: благодаря аварии я попал в больницу.

3. Нельзя заменять предложные сочетания беспредложными по аналогии с белорусским языком. Нельзя: Мне болит голова. Радо­ваться на детей, учиться у школе, находиться в нас. Надо: У меня болит голова. Радо­ваться детям. Находиться у нас. Учиться в школе

4. Синонимичны предлоги по и о при глаголах, передающих душев­ное состояние человека, чувства: с кучать по дому — скучать о доме, тужить по другу — тужить о дру­ге, плакать по сестре — плакать о сестре, тосковать по отцуто­сковать об отце.

Предложный падеж употребляется при личных местоимениях 1-го и 2-го лица множественного числа: тоскуют по вас, скучаем по нас, НО: по ним.

В форме единственного числа личные местоимения сочетаются с обоими падежами: скучаю по нём – скучаю по нему.

5. Предлог ввиду предполагает будущее событие, вследствие – прошлое: ввиду ожидаемого урагана, вследствие нелётной погоды, вследствие произошедшего ДТП.

6. Предлоги навстречу, подобно, наперекор употребляются с дательным падежом: навстречу опасностям, подобно морю, наперекор судьбе.

7. Предлог меж употребляется с родительным падежом, предлог между – с творительным: меж двух берёз, между небом и землёй.

 

Задание А-4

Синтаксические нормы

(построение предложения с деепричастием)

Выбирая правильное продолжение предложение, начинающегося с деепричастного оборота, надо знать, что деепричастие является добавочным по отношению к основному действию, поэтому и основное, и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом (должен быть один исполнитель—подлежащее, выполняющее оба действия).

Правильно:

Готовясь к ЕГЭ по русскому языку…

Ø {ученик} повторял синтаксис простого предложения.

Ø решаю сложные тексты (1-2 л. изъяв. н)

Ø тщательно повторяйте пройденное (повелит. накл.)

Ø необходимо повторить пройденный материал (Н.Ф.Г. в значении пов. н.)

 

 

Задание А-5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: