Меры административного пресечения

Методические указания.

Студентам необходимо рассмотреть виды принуждения по административному праву, понятие и цели административно-правового принуждения; раскрыть предупредительные и административно-восстановительные меры.

 

1. Понятия принуждения по административному праву, его виды.

2. Понятие, особенности, виды административно-правового принуждения.

3. Административно-восстановительные меры.

4. Административно-предупредительные меры.

5. Меры административного ограничения.

 

Нормативные акты

Конституция Российской Федерации.

Кодекс об административных правонарушениях РФ.

Таможенный кодекс Российской Федерации.

Налоговый кодекс Российской Федерации.

Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992г. // ВВС. 1992. №33. Ст.1913.

ФЗ «О чрезвычайном положении» от 26 апреля 2001г. // СЗ РФ. 2001.

Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992г. // ВВС. 1992. №17. Ст. 888.

ФЗ «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998г. // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3808.

ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 6 февраля 1997г. // СЗ РФ. 1997. №6. Ст. 711.

ФЗ «Об оружии» от 13 декабря 1996г. (в ред. от 17 декабря 1998г.) // СЗ РФ. 1996. №51. Ст. 5681; 1998. №51. Ст. 6269.

 

Вопросы для обсуждения

1.Как соотносятся понятия «принуждение», «правовое принуж­дение», «административное принуждение», «принуждение по административному праву», «административно-правовое при­нуждение»?

2.Дайте общую характеристику нормативной основы админист­ративно-правового принуждения.

3.Назовите критерии классификации мер административ­но-правового принуждения.

4.Назовите основания для применения административно-вос­становительных мер.

5.Считаете ли вы, что меры административно-предупредитель­ного характера относятся к мерам административного принуж­дения? Аргументируйте свой ответ.

6.Какими юридическими свойствами должен обладать субъект публичной власти, реализующий меры административного принуждения?

7.К какому виду мер государственного воздействия следует от­нести лишение статуса вынужденного переселенца и снятие безработного гражданина с регистрационного учета? Являют­ся ли они мерами административного принуждения?

8.Какие меры административных принуждений применяются к коллективным субъектам административного права? Соглас­ны ли вы, что от их применения могут пострадать и невинов­ные физические лица? Справедливо ли это?

9.В методическом пособии помещена такая схема:

Меры административного пресечения

Требование прекратить противоправные действия

Непосредственное физическое воздействие

Применение специальных средств (резиновых палок, слезоточивого газа, наручников, водометов и др.)

Задержание правонарушителя и доставление его в милицию

Использование оружия (для остановки транспортного средства, предупредительная стрельба вверх)

Принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих

Временное отстранение от работы инфекционных больных

Запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям

Закрытие производственных участков и цехов в случае нарушения правил противопожарной безопасности

Запрещение провоза в транспорте огнеопасных веществ и др.

Согласны ли вы с автором? Полна ли схема?

 

Задания

1.Выберите в нормативных правовых актах примеры следующих мер административного принуждения: а) принудительное об­следование; б) принудительное изъятие; в) приостановление деятельности; г) принудительный досмотр; д) административ­ное ограничение.

2.Заполните карту сравнительного анализа:

 

Признаки Виды принуждения
    дисциплинарное административное уголовное
Нормативная основа      
Виды мер при­нуждения      
Субъекты, при­меняющие при­нуждение      
Субъекты, к ко­торым применя­ется принужде­ние      

 

Задачи

1. Гр-н Савельев в связи с освобождением из мест заключения, где он впервые пребывал по приговору суда за кражу (ч. 1 ст. 158 УК РФ), устроил у себя дома шумную многодневную гулянку. Его соседка, гр-ка Павлова, сообщила об этом участ­ковому милиционеру Макарову и попросила принять соответ­ствующие меры для восстановления общественного порядка. Макаров действительно застал на квартире у Савельева группу нетрезвых лиц и следы разнузданного пьяного гульбища. Участковый потребовал у Савельева немедленного прекраще­ния безобразия и заявил, что в целях предотвращения антиоб­щественных деяний подобного рода он установит над Савелье­вым административный надзор.

Поясните, правомерно ли применение в данном случае назван­ной меры принуждения.

2. 15 апреля 2001 г. около 11 часов вечера студент 3 курса БГУ Пивоваров, будучи в нетрезвом состоянии, нецензур­но бранился в ресторане, назойливо приставал к официантке и в завершение смахнул на пол хрустальную вазу, причинив ущерб в размере 250 рублей.

Прибывшим нарядом милиции он был доставлен в медицин­ский вытрезвитель. Утром 16 апреля за содержание в вытрез­вителе с него была взыскана соответствующая плата. Началь­ник ОВД, рассмотревший данное дело, квалифицировал дейст­вия Пивоварова по ст. 20.1 КоАП РФ и наложил на него штраф, а также решил вопрос о возмещении виновным имущественно­го ущерба, установил срок и порядок возмещения вреда. Кроме того, начальник ОВД сообщил о проступке по месту учебы Пи­воварова. Приказом ректора БГУ Пивоварову объявлен строгий выговор.

Обоснуйте правомерность примененных мер принуждения с точки зрения законности и целесообразности.

3. Главный государственный санитарный врач г. Стерлитамак принял решение о временном отстранении от работы ряда ра­ботников одного из предприятий общественного питания, яв­ляющихся носителями возбудителей инфекционного заболева­ния. Кроме того, он внес на имя руководителя данного предпри­ятия предложение о применении дисциплинарных взысканий к работникам, допустившим нарушение санитарных правил.

Правомерны ли его действия? В каком нормативном акте и в какой статье урегулирован этот вопрос?

4. Курочкин продавал вязаные спортивные шапки возле магази­на «Спорттовары». В ответ на требование сотрудника мили­ции предъявить паспорт для составления протокола о правона­рушении он сообщил, что паспорт оставил дома. Никаких до­кументов, удостоверяющих личность, у него не оказалось.Во время разговора с работником милиции Курочкин сделал попытку скрыться с места нарушения, но был настигнут и дос­тавлен в дежурную часть органа внутренних дел, где содержал­ся до установления личности и составления протокола о право­нарушении.

Какие меры административно-правового принуждения со­гласно существующей классификации применены к Курочкину? Правомерны ли действия сотрудников милиции?

5. В связи с угрозой проведения террористического акта началь­ник ГОВД объявил об эвакуации жителей дома № 125 по ул. Пионерской. Никанорова отказалась покинуть свою квар­тиру, заявив, что не хочет оставить без присмотра ценные вещи, а взять их с собой не в состоянии. Сотрудники ОМОНа, применив физическую силу, вскрыли квартиру и доставили Никанорову в милицейский автобус, осуществлявший эвакуацию жильцов. На следующий день Никанорова, обнаружив
пропажу из квартиры видеомагнитофона, обратилась в суд с жалобой на действия сотрудников милиции.

Дайте юридический анализ дела.

6. Правительство Свердловской области издало постановление, в соответствии с которым на территории г. Полевского была объявлена чрезвычайная ситуация, вызванная вспышкой вирусного гепатита А. Согласно постановлению въезд и выезд из города был возможен лишь при наличии разрешения главного санитарного врача города и только через специальные пункты санитарного пропуска; запрещалось проведение массовых об­щественных мероприятий; были закрыты все предприятия об­щественного питания и торговли, за исключением получивших специальные разрешения; установлена обязательная вакцина­ция всего городского населения.

Житель г. Полевского Здоровов, возвращавшийся из служеб­ной командировки, был остановлен в пункте санитарного про­пуска, где ему предложили сделать противовирусную привив­ку. Поскольку он отказался, то не был пропущен к месту жи­тельства. Здоровов обратился в областной суд с жалобой, в которой просил признать постановление правительства об­ласти незаконным. Дайте юридический анализ дела.

 

1. Для нормальной жизни любого общества необходим определенный порядок, урегулированность общественных отношений, которые достигаются с помощью социальных норм, определяющих правила поведения людей. Однако эти нормы действуют лишь тогда, когда они выполняются. Необходимость сообразования каждым членом общества своих поступков с установленными в нем правилами поведения, а также осознание им возможности наступления неблагоприятных последствий в случае их нарушения обусловливает существование такого общественного явления, как государственное принуждение.

Государственное принуждение - осуществляется на основе закона государственными органами, иными уполномоченными на то организации, должностными лицами физическое, психическое, имущественное или организационное принуждение в целях соблюдения и исполнения правовых предписаний. Принуждение существует в любом человеческом обществе и является одним из необходимых методов поддерживания в нем организованности и порядка. Сущность принуждения сводится к такому воздействию, в результате которого человек ведет себя вопреки своей воле, но в интересах общества и государства. Принуждается член общества к исполнению обязанностей, к соблюдению запретов. В течение столетий право и насилие отожествлялись, особенно - в обыденном сознании, с правом всегда связывалась готовность его отстаивать. И не случайно богиня правосудия Фемида держит в одной руке весы, на которых взвешивается право, а в другой - меч, как символ его защиты, силы.

С появлением государства, законодательства принуждение к соблюдению и исполнению норм права становится государственным по своему характеру и осуществляется уполномоченными на то государственными органами, выступает одним из методов управления гражданским обществом. Оно выражает негативную реакцию общества, граждан на неприемлемый для них вариант поведения, который выбрала и которому следует то или иное лицо. Без принуждения не может обойтись ни одно государство. Существует точка зрения, что если законодательство последовательно и четко выражает идею справедливости и свободы, то государственное принуждение к соблюдению юридических норм будет оправданным и в свою очередь справедливым, если же нет, то оно превращается в произвол. В основном это выражено в государствах с тоталитарным режимом.

Фактическим основанием применения государственного принуждения является чаще всего правонарушение, а также иные нежелательные для других граждан, общества и государства правовые аномалии. Например, уклонение лица от исполнения возложенных на него юридических обязанностей (если это не образует состав преступления). Естественной формой реакции общества на такое поведение является применяемое в отношении данного лица государственное принуждение - к исполнению возложенных на человека, но невыполненных им юридических обязанностей (принудительное взыскание алиментов на воспитание ребенка, принудительное изъятие вещи у незаконного владельца и передача ее собственнику и т.д.).

В определенных, четко обозначенных в законе случаях государственные принудительные акции могут применяться и не в связи с правонарушениями и явными аномальными явлениями. Например, в целях предупреждения возможных вредных последствий и обеспечения общественной безопасности - таможенные досмотры, досмотры багажа в аэропортах, административный надзор милиции за лицами, совершившими тяжкие преступления и освободившимися из мест лишения свободы и др.

Государственное принуждение, осуществляемое правовым государством, имеет некоторые особенности. Оно, во-первых, служит защите интересов граждан, государства, общества, во-вторых, является вспомогательным, дополнительным методом управления обществом.

Основным, главным методом является метод убеждения, который представляет собой совокупность средств, приемов и способов воздействия на сознание человека с целью формирования у него мнения об осознанном и добровольном соблюдении и исполнении правовых предписаний. Такое принуждение, в-третьих, осуществляется в закрепленной нормативно-правовыми актами процедурной форме.

В этих актах установлены виды и размеры принудительных мер, основания их применения, определены субъекты юрисдикционной деятельности и их компетенция, порядок осуществления принуждения, права граждан на защиту. Чем четче и яснее (полнее) регламентирована процедура государственного принуждения, тем надежнее правовые гарантии прав и свобод граждан, тем меньше возможностей для злоупотребления властью должностными лицами. В четвёртых, оно не носит характера истязания, не ставит целью причинять физические и иные страдания правонарушителю, а направлено прежде всего на воспитание добропорядочного гражданина.

Государственное принуждение разнообразно по видам и охватывает: а) предупреждения правонарушений и иных, нежелательных для личности и общества явлений (проведение различных организационно правовых мероприятий - осмотр неисправных механизмов и приостановление их эксплуатации, эвакуацию из районов стихийного бедствия и др.;

б) пресечение правонарушения (как правило, законные насильственные действия по прекращению противоправного поведения - задержание правонарушителей, арест преступника, изъятие у него орудий преступлений и т.д.);

в) правовосстановление, то есть восстановление ранее нарушенных прав гражданина (возвращение имущества, восстановление доброго имени и др.);

г) юридическую ответственность, заключающуюся в возложении на правонарушителя определённых лишений (лишений свободы штраф и др.).

Государственное принуждение характеризует собой государственную власть и является одним из методов её осуществления, одним из способов регулирования социального поведения субъектов общественной жизни. Социальное назначение принуждения очень широкое, оно выполняет положительные функции побуждая членов общества к социальным необходимым действиям, мотивируя необходимое поведение субъектов общественной жизни в интересах всего общества.
2. Виды государственного принуждения

По своему конкретному содержанию государственное принуждение делится на физическое и психическое (психологическое). Оба эти вида принудительного воздействия различны по содержанию, но выражают общую сущность. Тот или иной вид государственного принуждения определяется сферой воздействия на объект. Мерой физического воздействия обращены к физической (личной или материальной) стороне существования субъекта, в то время как психическое государственное принуждение непосредственно обращено на психику человека. Физическое принуждение строго индивидуализировано, а психическое принуждение может быть направлено и на коллектив лиц, хотя и в этом случае оно «рассеивается» по индивидам.

Объект психического государственного принуждения имеет сложную структуру: в психике человека взаимодействуют рациональная, эмоциональная и волевая сферы. Внешнее поведение людей в индивидуальных поступках или в составе определенной группы продиктовано их внутренней психической деятельностью, при этом волевые акты психики порождаются как мыслями, так и чувствами, взаимовлияющими друг на друга. Воздействуя на разум и чувства извне, можно предопределить волю человека, сформировать ее «изнутри» и пробудить к проявлению в виде волевого действия. Задача психического принуждения состоит в возбуждении такого мотива поведения, который, вступая в борьбу с иными мотивами, должен преодолеть их и склонить субъекта к требуемому поведению. Как правило, это мотив страха перед неблагоприятными последствиями неповиновения, желания избежать их. С внешней стороны он выражается в воздействии на сознание и волю лица правовой нормы или акта ее применения, содержащих государственно-властный запрет или предписание определенного поведения. Функция психического государственного принуждения - предупреждения правонарушений. Психическое государственное принуждение тесно связано с убеждением.

Непосредственным объектом физического принуждения является физическое бытие субъектов общественной жизни. Физическое государственное принуждение выражается в физическом воздействии на общественное положение, имущество, денежные средства лиц или их объединений. Воздействуя на этот объект, можно повлиять на сознание лица и таким образом мотивировать необходимое поведение.

2. В административной науке даются разные определения понятия административного принуждения. По мнению Д. Н. Бахраха, административное принуждение — это особый вид государственного принуждения, который состоит в применении субъектами функциональной власти предусмотренных нормами административного права мер принуждения в связи с неправомерными действиями1.
Ю. П. Битяк определяет административное принуждение как систему средств психологического или физического воздействия на сознание и поведение людей с целью достижения четкого выполнения установленных обязанностей, развития общественных отношений в рамках закона, обеспечения правопорядка и законности2.
Административное принуждение является видом государственного принуждения, и, следовательно, ему присущи те же черты, что и последнему. Одновременно следует отметить, что административное принуждение характеризуется и своими собственными чертами, которые дают возможность отличить его от уголовно- правового, дисциплинарно- правового, гражданско- правового и иных видов государственного принуждения.
1. Как правило, административное принуждение используется в сфере государственного управления, для охраны государственно-управленческих отношений.
2. Применять меры административного принуждения уполномочен достаточно широкий круг государственных органов и должностных лиц.
3. Административное принуждение, в отличие от уголовно-пра-
вового, применяется как к физическим, так и к юридическим лицам.
4. Административное принуждение, в отличие от дисциплинарного, применяется в рамках внеслужебного подчинения, при отсутствии организационной подчиненности между сторонами правоотношения.
5. Применение мер административного принуждения регулируется нормами административного права.
Довольно важным является вопрос соотношения мер административно-правового принуждения и принудительных мер, предусмотренных нормами административного права. При этом следует отметить, что административно-правовое принуждение полностью регулируется нормами административного права. Вместе с тем, к мерам принуждения административного характера относятся, кроме вышеуказанных, меры дисциплинарного принуждения и дисциплинарной ответственности, которые регламентируются нормами административного права (дисциплинарная ответственность государственных служащих, военнослужащих, студентов и др.).
На основании изложенного можно сделать вывод, что административное принуждение — вид государственного принуждения, который применяется правомочными государственными органами (должностными лицами) с целью предупреждения и прекращения административного проступка, а также обеспечения привлечения виновного к административной ответственности.
Относительно видов административного принуждения следует отметить, что в административно-правовой науке нет единой точки зрения по этому поводу. Большинство ученых считают, что можно выделить такие виды: меры административного предупреждения, меры административного пресечения, меры административного взыскания.
В отличие от этой точки зрения Д. Н. Бахрах отрицает существование такого вида административного принуждения, как меры административного предупреждения, считая, что административное принуждение применяется только в случае совершения административного проступка. Им выделяется такой вид административного принуждения как восстановительные меры1.
Принимая во внимание, что и первая, и вторая точки зрения весьма интересны, следует рассмотреть их более детально.
В отличие от других видов административного принуждения, применение административно-предупредительных мер не связано с совершением административного проступка, то есть оно призвано предупредить его. Данные меры внешне сходны с профилактическими. Однако по своей сути и порядку применения профилактическими мерами их считать нельзя, поскольку они предусматриваются и применяются в одностороннем властном порядке без согласия тех, относительно кого они реализуются. Следующим различием между предупредительными мерами и иными мерами административного принуждения является то, что основанием применения первых может быть как предупреждение противоправных действий (мелкое хулиганство, управление транспортным средством в состоянии опьянения), так и стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии. Вторые меры административного принуждения применяются только по отношению к правонарушителю.
Нет единого нормативно- правового акта, предусматривающего перечень таких мер. Они предусмотрены КоАП Украины, Таможенным кодексом Украины, законами «О милиции»1, «О Службе безопасности»2, «О борьбе с коррупцией»3, «Об оперативно-розыскной деятельности»4, «О правовом режиме чрезвычайного положения», «О правовом режиме военного положения» и т. д. В то же время, следует отметить, что исчерпывающего перечня данных мер также не существует.
В административной науке принято выделять такие меры административного предупреждения, как:
— проверка документов;
— досмотр вещей и личный досмотр;
— осуществление административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
— реквизиция имущества;
— введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях;
— закрытие участков государственной границы;
— контроль и надзорные проверки;
— профилактические медицинские осмотры работников некоторых профессий;
— ограничение или запрет движения транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и автомобильных дорог при возникновении угрозы общественной безопасности и т. д.
Меры административного пресечения в отличие от предыдущих связаны с совершением административного проступка и применяются с целью прекращения дальнейшего его совершения, недопущения наступления более тяжких противоправных последствий и обеспечения возможности привлечения виновного лица к административной ответственности.
Административное пресечение осуществляется как в интересах общества, государства, так и в интересах самого правонарушителя, поскольку не дает ему возможности продолжать противоправное действие и усугубить свою вину.
Меры административного пресечения следует отличать от мер административного взыскания. Фактическим основанием последних является административный проступок, то есть виновное действие. Административное пресечение может применяться как к виновным действиям, так и к объективно противоправным невиновным действиям (совершенным невменяемым лицом или лицом до 16 лет). В ряде случаев административное пресечение применяется при совершении преступления. Кроме того, меры административного пресечения могут применяться к лицам, наделенным депутатским, дипломатическим иммунитетом, работникам органов внутренних дел, военнослужащим (которые за совершенный проступок привлекаются, в ряде случаев, к дисциплинарной ответственности по нормам административного права).
Единого нормативного акта, который регулировал бы систему мер административного пресечения нет и их применение регламентируется многочисленными подзаконными нормативными актами, что создает определенные трудности в их реализации.
В административной науке меры административного пресечения принято классифицировать на виды, в частности: общие, специальные, процессуальные.
К общим мерам административного пресечения можно отнести: принудительное лечение; приостановление работ; временное отстранение от управления транспортным средством; отстранение от работы, обучения; запрет эксплуатации механизмов и др. Данные меры могут применяться и к физическим, и, соответственно, к юридическим лицам.
Специальные меры, в отличие от общих, применяются только к физическим лицам. Такими мерами являются: средства физического воздействия; специальные средства (наручники, слезоточивый газ); огнестрельное оружие.
Процессуальные меры административного пресечения направлены на обеспечение возможности привлечения лица, совершившего административный проступок, к административной ответственности. Данные меры предусмотрены статьями 260-267 КоАП: административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие предметов и документов, отстранение.

3. Восстановительные меры вообще и административно-восстановительные в частности применяются в целях возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера и размера вреда, причиненного неправомерным деянием. К ним относятся снос самовольно возведенных строений и сооружений, административное выселение из самовольно занятых жилых помещений, изъятие у организаций незаконно полученного, взыскание недоимки, пени.

Самовольно возведенные жилые и нежилые строения (дома, дачи, гаражи, сараи и т. п.) могут быть снесены. Вначале глава администрации обязывает правонарушителя своими силами и за свой счет снести строение и привести земельный участок в порядок. В случае если это требование не будет выполнено в месячный срок, он дает распоряжение о сносе строения своими силами за счет виновного.

Изъятие у предприятий и учреждений незаконно полученного состоит во взимании в доход бюджета сумм, полученных предприятиями и учреждениями путем нарушения финансовой дисциплины, норм, регулирующих предпринимательскую деятельность. Так, ст. 18 Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» обязывает нарушителей соответствующих правовых актов восстановить первоначальное положение, перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную в результате нарушения норм о защите конкуренции на рынке ценных бумаг, во исполнение решения федерального антимонопольного органа.

Административно-восстановительными являются и так называемые финансовые санкции: взыскание недоимки, пеня. Недоимка — это не внесенная в срок в бюджет или в государственные внебюджетные фонды сумма налогов и других обязательных платежей. Выявив недоимку, налоговая инспекция направляет налогоплательщику письменное требование о ее погашении в установленный ею срок. Если требование остается без удовлетворения или ответа, то взыскание обращается на имущество виновного.

Пеня — это взыскание за каждый день просрочки (задержки) установленной процентной ставки от суммы просроченного платежа. По общему правилу она устанавливается в размере одной трехсотой ставки Центрального банка РФ, действовавшей на момент образования недоимки (нарушения сроков перечисления банком средств, неисполнения иных финансовых обязанностей). Уплата пени — это реализация восстановительной санкции. А особенность восстановительных санкций в том, что они могут быть исполнены добровольно. Без вмешательства властей виновный субъект может возместить причиненный вред, снести самовольно построенное сооружение, уплатить пеню.

4. это принудительные меры, применяемые в целях предотвращения преступлений и административных правонарушений, угроз для жизни людей техногенного, природного и иного характера, связанных с ними вредных и опасных для общества последствий.

Так, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. "О пожарной безопасности" должностным лицам Государственной противопожарной службы предоставлено право входить беспрепятственно в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара.

Наиболее распространенными и значимыми в плане обеспечения безопасности граждан являются такие административно-предупредительные меры, как проверка документов, досмотр багажа и личный досмотр в аэропортах, карантин.

Проверка документов является важной предупредительной мерой, в которой элементыадминистративного надзора сочетаются с элементами административного принуждения.

Правовые основания проверки документов содержатся в ряде нормативных актов: Законе РФ "О милиции", Уставе патрульно-постовой службы милиции и др.

Предупредительной мерой, направленной на проверку людей, вещей и транспортных средств в целях недопущения к вывозу и ввозу запрещенных предметов и обеспечения общественной безопасности является досмотр. Он может производиться в аэропорту, на контрольно-пропускном пункте, на таможенном посту, в библиотеке и других местах.

Системой административно-принудительных мер санитарного характера, направленных на временную изоляцию больных и обсервацию лиц, соприкасавшихся с ними, для предотвращения распространения инфекционных заболеваний из эпидемического очага и ликвидации самого очага - является карантин.

Карантин - это метод принудительного предупреждения инфекционных заболеваний. Данную систему мер называют также карантинными мерами, мероприятиями, а к болезням, при которых они осуществляются, относят на сегодняшний день: чуму, холеру, натуральную оспу, желтую лихорадку, малярию, сибирскую язву, бруцеллез, ящур, сап, мелиондоз, пситтакоз и бешенство.

Конкретными карантинными мероприятиями являются: врачебный осмотр лиц, прибывающих из пораженной эпидемией местности; изоляция и

госпитализация больных; обсервация лиц, бывших в контакте с больными; дезинфекция, дезинсекция и дератизация транспортных средств, товаров, вещей, пребывающих из мест, охваченных эпидемией; закрытие границы на участке, сопредельном с территорией, пораженной эпидемией; объявление территорий, которые подвергаются карантину. К карантинным территориям могут относиться: дом, общежитие, корабль, воинская часть, населенный пункт, район местности.

5.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: