Вопрос 2. Возрастные особенности строения и функции мочевыделительной системы, почек. Механизм мочеиспускания

Мочевыделительная система состоит:

· из почек - мочеобразующего органа;

и мочевыводящих путей:

· почечных лоханок и чашечек;

· мочеточников;

· мочевого пузыря;

мочеиспускательного канала.

ПОЧКИ - важнейшие парные органы выделения, участвующие в водно-солевом гомеостазе, т. е. в поддержании постоянства концентрации осмотически активных веществ в жидкостях внутренней среды, постоянства объёма этих жидкостей, их ионного состава и кистлотно-щелочного равновесия. Через почки выводятся из организма конечные продукты азотистого обмена, чужеродные и токсические соединения, избыток органических и неорганических веществ. Почки участвуют в метаболизме углеводов и белков, в образовании биологически активных веществ, регулирующих уровень артериального давления, скорость секреции альдостерона надочечниками и скорость образования эритроцитов. У новорожденного ребенка морфологическое и функциональное созревание почек еще не закончено. Почки у детей раннего возраста относительно больше, чем у взрослых (1/100 массы тела, у взрослых - 1/200), располагаются ниже гребешка подвздошной кости (до 2 лет), строение их в первые годы дольчатое, а жировая капсула выражена слабо, в связи с этим почки более подвижны и до 2-летнего возраста пальпируются, особенно правая. Почки (правая и левая) имеют форму боба; наружный край почки выпуклый, внутренний — вогнутый. На вогнутом, внутреннем крае почки имеется глубокая вырезка. Это ворота почки. Сюда входит почечная артерия, а выходит почечная вена и мочеточник. Функции почек:

· Диурез - это мочеобразование и мочевыделение, заключается в образовании мочи путем фильтрации плазмы крови и реабсорбции обратно в кровь полезных для организма продуктов обмена. С образующейся в почках мочой выделяются конечные продукты азотистого обмена и ксенобиотики: токсические, лекарственные вещества и другие;

· поддержание кислотно-щелочного гомеостаза;

· регуляция водно-солевого обмена;

· регуляция артериального давления;

· эндокринная функция и синтез биологически активных веществ - выработка ренина, эритропоэтина, эритрогенина, простагландинов, биогенных аминов, витамина D3 (кальцитрола), калликреина, ряда интерлейкинов;

· участие обмене веществ, в первую очередь, в обмене белков и углеводов;

· участие в работе свертывающей противосвертывающей системы заключающейся в выработке урокиназы (активатора плазминогена, фактора фибринолиза), фактора активации тромбоцитов.

 

Почки получают крови больше, чем любой другой орган, в них происходит образование мочи из веществ, приносимых кровью. Структурно-функциональной единицей почки является тельце почки—нефрон, в каждой почке около 1 млн. нефронов. Ежесуточно в почках фильтруется около 170 л жидкости, которая концентрируется примерно в 1,5 л мочи и удаляется из организма. С возрастом меняют­ся количество и состав мочи. У новорожденных реакция мочи резко кислая, с возрастом она становится слабокислой. Реакция мочи может меняться в зави­симости от характера получаемой ребенком пищи. При питании преимущественно мясной пищей в организме образуется много кислых продуктов обмена, соответственно и моча становится более кислой. При употреблении растительной пищи реакция ночи сдвигается в щелочную сторону. Мочеиспускание и его механизм. Испускание мочи — процесс рефлекторный. Формирование условного рефлекса и навыков опрятности нужно начинать с 5-6-месячного возраста, а к году ребенок уже должен проситься на горшок. Однако у детей до 3-летнего возраста можно наблюдать непроизвольное мочеиспускание во время сна, увлекательных игр, волнений. Число мочеиспусканий у детей в период новорожденности - 20-25, у грудных детей - не менее 15 в сутки. Количество мочи в сутки у детей с возрастом увеличивается. У детей старше года его можно рассчитать по формуле: 600+ 100(х-1), где х - число лет, 600 - суточный диурез годовалого ребенка. Поступающая в мочевой пузырь моча вызывает повышение давления в нем, что раздражает рецепторы, находя­щиеся в стенке пузыря. Возникает возбуждение, доходящее до центра мочеиспускания в нижней части спинного мозга. Отсюда импульсы поступают к мускулатуре пузыря, заставляя ее сокра­щаться; сфинктер при этом расслабляется и моча поступает из пузыря в мочеиспускательный канал. Это непроизвольное испу­скание мочи. Старшие дети, как и взрослые, могут произвольно задержи­вать и вызывать мочеиспускание. Это связано с установлением корковой, условнорефлекторной регуляции мочеиспускания. Однако в возрасте 5—10 лет у детей, иногда до поло­вого созревания, встречается ночное непроизвольное недержание мочиэнурез.

Вопрос 3. Профилактика заболеваний органов мочевыделения. П ричиной большинства заболеваний органов мочевыделения воспалительного характера являются бактерии. А переохлаждение (общее или локальное) выступает провоцирующим фактором. Попадание большого количества бактерий в мочевыводящие пути чревато развитием болезни. Наиболее уязвимы дети с врожденными аномалиями развития мочевого тракта. Родителям необходимо уделить внимание гигиене ребенка. Нарушение правил личной гигиены органов мочевыделения может приводить к воспа­лению мочеиспускательного канала и мочевыводящих пу­тей, которые высокоранимы, отличаются пониженной стойкостью и усиленным слущиванием эпителия. Особое внимание необходимо уделить питанию детей младшего возраста. Избыток соли и белка создает чрезмерную нагрузку на неокрепшие почки детей. По этой причине следует избегать раннего введения в рацион детей колбасных изделий и наваристых бульонов.

Вопрос 4. Строение и функции кожи, возрастные особенности. Кожа, покрывающая тело челове­ка, составляет 5% массы тела, ее площадь у взрослого человека 1,5— 2 м2:. Кожа состоит из двух отделов: верхнего — эпидермиса, или наружного слоя, и нижнего — дермы, или собственно кожи. Оба отдела обособлены друг от друга и в то же время тесно связаны между собой. Дерма (или собственно кожа) в нижнем отделе непосредственно переходит в подкожную жировую клетчатку. Толщина эпидермиса различна: наибольшей толщиной отличается эпидермис в коже ладоней и подошв, достигая 0,5—0,8 мм, наиболее тонкий эпидермис на коже век — 0,06—0,09 мм. Эпидермис состоит из 5 слоев, вернее, зон клеточных элементов: базального слоя, шиловидного, зернистого, блестящего, или стекловидного, и самого поверхностного — рогового. Все эти слои особенно хорошо выражены на коже ладоней и подошв. На других участках некоторые слои развиты слабо и даже совсем отсутствуют. Кожа состоит из эпителиальной и соединительной тка­ней, содержащих осязательные тельца, нервные волокна, кровенос­ные сосуды, потовые и сальные железы. Кожа участвует в поддержании по­стоянства внутренней среды как орган выделения. Содержащиеся в ней осязательные тельца являются рецепторами кожного анали­затора и играют важную роль в обеспечении контактов организма с внешней средой. Кожа защищает организм от механических воздействий, что дости­гается прочностью поверхностного рогового слоя, прочностью и растяжимостью образующей кожу ткани. Постоянное обновление поверхностного слоя кожи способствует очищению поверхности тела. Велика роль кожи в процессах терморегуляции: через кожу осуществляется 80% теплоотдачи, которая происходит за счет испарения пота и теплоизлучения. В коже содержатся терморецеп­торы, способствующие рефлекторному поддержанию температуры тела. В нормальных условиях при температуре +18— +20С0 че­рез кожные покровы в организм поступает 1,5% кислорода. Выделительная функция кожи осуществляется потовыми желе­зами. Суточное количество пота у взрослого человека в покое — 400—600 мл. В сутки с потом вы­деляется около 40 г поваренной соли и 10 г азота. Осуществляя выделительную функцию, потовые железы способствуют сохране­нию постоянства осмотического давления и рН крови.

Кожа новорожденного очень тонка и нежна. Клетки ее рогового слоя местами неплотно прилегают друг к другу. Кровеносные сосуды собственно кожи относительно широки. На ней легко возникают ссадины, опрелости под влиянием трения, а также раздражения мочой, слюной. В поврежденных участках часто развиваются воспалительные процессы. Лишь на протяжении последующих 3—4 лет роговой слой становится более толстым и плотным, а потому и менее ранимым. Однако в течение всего дошкольного возраста у многих детей остается повышенной чувствительность кожи к вредящим раздражениям.

Вопрос 5. Профилактика БППП и заболеваний кожи и почек. Для первичной профилактики БППП и нормального отправления всех функций кожи необходмо содержание тела в чистоте. На коже грязь удерживается избытком кожного сала и слущивающимся эпите­лием. Закупорка грязью пор кожи мешает нормальному отделению содержимого потовых и сальных желез. В закупоренных железках на грязной коже легче образуются гнойнички. Загрязнение вызывает зуд ко­жи, расчесы, что также способствует нарушению целостности кож­ных покровов и проникновению инфекции. К тому же бактерицид­ные свойства грязной кожи резко падают, они оказываются почти в 17 раз ниже, чем чистой кожи. Бактерицидными свойствами благодаря выделению особых веществ (лизоцим и др.,) обладают также слизистые оболочки рта, дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта и мочевыводящих путей.

Через немытые грязные руки передаются многие инфекционные заболевания и происходит заражение глистами. Мыло смягчает кожу и облегчает удаление омертвевших клеток эпителия. Мыло должно образовывать большое количество пены при намыливании и не сушить кожу. Требуют постоянного ухода и волосы головы. Они обычно быстро загрязняются из-за обильного выделения кожного сала. Вместе с пылью и грязью в волосы могут заноситься насекомые и возбудители кожных болезней. Выполнение всех гигиенических правил – важнейшая мера профилактики инфекционных заболеваний.

Вопрос 6. Гигиена одежды и обуви. Гигиена одежды и обуви включает в себя ряд гигиенических требований, основные из которых – теплозащитная способность, влагоёмкость внутренних слоёв, малая электризуемость, удобство покроя, лёгкость. Гигиенические требования к детской одежде и обуви определяются такими возрастными особенностями, как интенсивная терморегуляция, слабость опорно-двигательного аппарата, высокая двигательная активность. Материалы, из которых сшита одежда, должны быть натуральными (хлопок, шерсть), покрой простой и свободный, с удобными застёжками. Обувь (кожаная) должна способствовать формированию свода стопы, предотвращать развитие плоскостопия – иметь широкий приподнятый носок и каблук выс. 10 мм, плотный задник, обеспечивающий фиксацию пятки. Кончики пальцев не должны доходить до носка на 10 мм. Для подростков и взрослых в одежде и обуви возможно использование синтетических материалов, напр. искусственного меха, влаго– и ветрозащитных тканей для верхней одежды, кожезаменителей для обуви. Обувь, предназначенная для постоянного ношения, должна быть лёгкой, соответствовать размеру и иметь каблук не выше 3—4 см. Несоответствие её форме стопы, ношение тесной, узкой обуви на высоком каблуке приводит к деформации костей и суставов стопы, позвоночника, таза, к укорочению икроножных мышц, растяжению связок и вывихам голеностопного сустава. Популярные среди подростков кроссовки должны иметь стельки и подкладку из гигроскопического материала, толстую эластичную подошву, прочный верх со вставками-уплотнителями. Носить их следует с шерстяными или плотными хлопчатобумажными носками.

Одежду необходимо регулярно стирать, подвергать химической чистке; обувь – дезинфицировать. Недопустимо пользование чужой одеждой и обувью. Дети не должны находиться в мокрой или влажной одежде, способствующей быстрому охлаждению. Пеленки и другую одежду, пропитанную мочой, не следует подсушивать непростиранными, т. к. при этом они становятся жесткими, сохраняют запах мочи, способствуют размножению микробов. Если грудной ребенок помарался, его следует подмыть теплой водой (36—37°), обсушив осторожным прикладыванием мягкого полотенца или простынки, и завернуть в чистое сухое белье. Ежедневно надо смазывать вазелиновым или подсолнечным маслом те места, где легко возникает опрелость. Применять присыпки не рекомендуется, т. к., скатываясь в комочки, они сами нередко вызывают раздражение кожи.

Контрольные вопросы:

 

1. Охарактеризуйте значение выделительной системы для организма.

2. Опишите строение почек.

3. Охарактеризуйте процесс образования мочи.

4. Каковы механизмы мочевыделения?

5. Охарактеризуйте основные факторы развития заболеваний почек.

6. Охарактеризуйте строение и функция кожи.

7. Каковы правила и значение личной гигиены?

 

Лекция 9.

Основные принципы гигиенического нормирования учебно-воспитательного процесса. Физиологические основы режима дня детей. Принципы формирования здорового образа жизни. Профилактика вредных привычек.

1. Виды деятельности, функциональные возможности детей и подростков, утомляемость, саморегуляция.

2. Режим дня детей школьного возраста. Гигиенические требования к режиму учащегося.

3. Принципы формирования здорового образа жизни.

4. Наркотизм: виды, причины, пути профилактики зависимостей.

 

Вопрос 1. Виды деятельности, функциональные возможности детей и подростков, утомляемость, саморегуляция. Чередование умственной работы с физической, переключение с одного вида деятельности на другой, прекращение умственной работы в момент начавшегося утомления и последующая организация активного отдыха способствуют восстановлению функционального состояния центральной нервной системы. После длительной, чрезмерной, а также монотонной или напряженной работы наступает утомление, характерным признаком которого является снижение работоспособности. Скорость наступления утомления зависит от состояния нервной системы, ритма, в котором производится работа, и от величины нагрузки. Биологическое значение утомления: это охранительная, защитная реакция организма, истощения функциональных резервов и в то же время стимулятор для последующего роста работоспособности. Переутомление может возникнуть как следствие чрезмерной или неправильно организованной учебы, трудовой деятельности, сокращения продолжительности сна, отдыха на открытом воздухе, нерационального питания. Длительное утомление ослабляет сопротивляемость организма к различным неблагоприятным воздействиям, в том числе и к болезням. Отдых - состояние покоя или такого вида деятельности, которое снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. Еще И.М.Сеченов установил, что деятельность одних мышечных групп или конечностей способствует устранению утомления, возникающего при работе, в других мышечных группах. Это явление получило название активного отдыха. Активный отдых - это отдых, заполненный каким-либо видом деятельности, отличным от выполняемого труда. При утомлении легкой или средней степени смена работы приводит к более быстрому и полному восстановлению работоспособности по сравнению с отдыхом в покое. Активный отдых используется и при умственном труде. Смена напряженной интеллектуальной деятельности другим ее видом или легким физическим трудом приводит к быстрому снятию утомления, исчезновению ощущения усталости. Восстановление - процесс возвращения показателей гомеостазиса и структурных элементов организма к исходному состоянию после прекращения работы, устранение продуктов интенсивного обмена веществ. Восстановление исходного состояния происходит по принципу саморегуляции. При этом наблюдается гетерохрония в восстановлении функций различных систем организма. Установлено, например, что после работы средней тяжести величина потребления кислорода возвращается к исходному уровню раньше, чем снижается до нормы концентрация молочной кислоты в крови, а восстановление уровня резервной основности крови затягивается на более долгий срок. Различают текущее и послерабочее восстановление. Текущее восстановление происходит во все периоды функциональной активности, обеспечивая развертывание функций в период врабатывания, сохранение работоспособности в ходе работы и отдаление сроков развития утомления. Оно осуществляется при взаимодействии нейрогуморальных механизмов регуляции и саморегуляции клеточных обменных процессов и синтеза белка. Так, например, гипоталамус обеспечивает развитие процессов восстановления в работающих органах и тканях за счет нейроэндокринных механизмов, мобилизующих функции гипофиза, надпочечников и других эндокринных желез. Особенно важно адаптационно-трофическое влияние симпатического отдела вегетативной нервной системы, направленное на активацию работы скелетных мышц, ЦНС, сердечно- сосудистой системы. Большую роль в восстановительных процессах играет перераспределение кровотока, за счет чего увеличивается доставка к активно работающим органам и тканям кислорода, питательных веществ и ускоряется удаление конечных продуктов обмена. Под работоспособностью понимают способность человека мобилизовать максималь­ное количество энергетических ресурсов и, экономно их расходуя, достичь качественного выполнения умственной или физической работы. Все показатели умственной и физической работоспособности повышаются в процессе роста и развития детей. Во всех возрастах учащимся с отклонениями в состоянии здоровья присущ более низкий уровень умственной работоспособности по сравнению со здоровыми детьми.

Во всякую ра­боту, в том числе и умственную, организм чело­века, особенно ребенка, включается не сразу. Необходимо некоторое время для вхождения в работу, или врабатывания. Это первая фаза работа способности, когда количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество допущенных ошибок) показатели работы часто то асинхронно улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума.

За фазой врабатывания следует фаза оптимальной работоспособности, когда относи­тельно высокие количественные и качественные показатели согласуются между собой и изменяются синхронно. Спустя некоторое время (меньшее у учащихся 6-10 лет и большее у подростков) начинает развиваться утомление — третья фаза работоспособности. Утомление проявляется сначала в несущественном, затем в резком снижении работоспособности. Систематическое выполнение работы (учебные занятия, трудовая деятельность) в пределах возрастных нормативов продолжительности обеспечивает улучшение умственной и физической работоспособности.

У большинства детей и подростков физиоло­гическая активность организма повышается с момента пробуждения и достигает оптимума между 11 и 13ч. Затем следует снижение активности с последующим относительно менее длительным и выраженным подъемом в интервале от 16 до 18 ч.Недельная кривая работоспособности нередко бывает двухвершинной. Помимо втор­ника или среды, относительный подъем работоспособности проявляется в четверг или пятницу.

Вопрос 2. Режим дня детей школьного возраста. Гигиенические требования к режиму учащегося. Правильный режим дня - это рацио­нальное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоро­вительное и воспитательное значение, благоприятствует сохранению относительно высо­кой работоспособности организма в течение длительного времени. Регулярность отдельных режимных моментов и их чередование обеспечивают выработку определенного ритма (динамического стереотипа) в деятельности организма. нарушение режима дня, так же как и неправильные условия воспитания, неблаго­приятный климат в семье, приводит к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, прежде всего к неврозам. Симптомами неврозов являются беспокойство, плохой сон, отставание в физическом развитии; в более старшем возрасте - раздражительность, неадекватные реакции, нервные тики, кишечные колики, лабильность температуры.

Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:

• режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);

• время пребывания на воздухе в течение дня;

• продолжительность и кратность сна;

• продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома;

•свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.

Соблюдение режима дня, начало и конец всех его элементов, видов деятельности всегда в одно и то же время приводят к возникновению у детей достаточно прочных условных рефлексов на время. Вследствие выработавшегося рефлекса на время организм ребенка в каждый момент как бы подготовлен к предстоящему виду деятельности. При этом все процессы (занятия, питание, засыпание и т.д.) протекают с меньшей «физиологической стоимостью» (быстрее и легче). В этом основное гигиеническое значение соблюдения режима дня, сохранения жизненного стереотипа. Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка. Увеличение двигательной активности как детей, так и взрослых людей, является мощным средством повышения работоспособности организма и улучшения состояния здоровья. В режиме дня должны быть представлены, помимо 1-1,5-часового активного отдыха, ут­ренняя гимнастика, прогулки, спортивные игры, катание на коньках, ходьба на лыжах. В режиме учебной недели обязательны три урока физической культуры, занятия в спортивных секциях, общественно полезный труд. В режиме дня следует предусмотреть время, которое используется детьми и подростками сообразно их индивидуальным наклонностям и интересам: для учащихся младших классов 1-1,5 ч, средних и старших классов — 1,5-2,5 ч.

Вопрос 3. Принципы формирования здорового образа жизни. Здоровый образ жизни - это деятельность, наиболее характерная для конкретных социально-экономических, политических, экологических условий, направленная на сохранение и улучшение здоровья людей. Самое простое определение здорового образа жизни можно свести к формуле: всё, что в поведении, деятельности людей благотворно влияет на их здоровье. В данное понятие включаются все позитивные для здоровья стороны образа жизни как активной категории: трудовую, социальную, интеллектуальную, образовательную, физическую и, конечно, медицинскую активность.

Алгоритм формирования здорового образа жизни: оказание помощи в приобретении знаний о здоровом образе жизни; формирование убеждения – «я хочу быть здоровым»; создание условий для осознанного поведения – «я должен быть всегда здоровым». Коррекционные мероприятия: формирование общественного сознания; формирование индивидуального сознания; создание благоприятных условий для формирования здорового образа жизни.

Формирование здорового образа жизни предусматривает:

• создание постоянно действующей информационно-про­пагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии на здоровье всех негативных факторов и возможностях уменьшения этого влияния;

• санитарно-гигиеническое воспитание населения;

• снижение распространенности курения и потребления
табачных изделий, снижение потребления алкоголя,
профилактика потребления наркотиков и наркотических средств;

• привлечение населения к занятиям физической культу­
рой, туризмом и спортом, повышение доступности этих
видов оздоровления.

Важная роль в формировании здорового образа жизни (ЗОЖ) принадлежит его пропаганде. Целью пропаганды здо­рового образа жизни является формирование гигиенического поведения населения, базирующегося на научно обоснован­ных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

Санитарное просвещение осуществляется следующими методами:

1. Индивидуальное воздействие (консультации, беседы).

2. Групповое воздействие (дискуссии, лекции).

3. Методы массовой коммуникации (СМИ).

Вопрос 4. Наркотизм: виды, причины, пути профилактики зависимостей. Болезненные пристрастия — особая группа вредных привычек. Одной из самых значительных медико-социальных проблем со­временности является наркотизм. Этот термин появился в конце XIX в.; он объединяет в себе все виды наркотического воздействия: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение (никотинизм).Они подрывают сначала психическое, а затем и физическое здо­ровье человека.

Наркотические вещества (от греч. наркотикос—приводящий в оцепе­нение, одурманивающий)— вещества, вызывающие вначале свое­образное возбуждение, а затем угнетение центральной нервной системы. В результате приема наркотических веществ возникает особое состояние психики — эйфория, для которого характерны припод­нятое настроение, отрешенность от тревог и забот, прилив ложной уверенности в себе, основанной на переоценке своих сил и возможностей; может наблюдаться также «приятная расслаблен­ность», «умиротворенность», сонливость. Когда стремление к состоянию эйфории, к доставанию и приему вызывающего ее вещества полностью под­чинит себе мысли и поступки человека, он уже тяжело психически болен, и болезнь эта называется наркоманией.

Алкоголизм, как и любая наркомания (за исключением курения, которое вредно сказывается не столько на психике, сколько на состоянии различных органов и систем органов), делает чело­века социально неполноценным, а нередко и опасным для общества, так как при этом заболевании полностью изменяется отноше­ние человека к окружающему, разрушается вся его потребностно-эмоциональная сфера, развивается слабохарактерность, недобро­совестность, лживость, неспособность к умственным и физическим усилиям.

Постепенно зависимость человека от наркотического вещества усиливается. В отсутствие его наркотического эффекта человек не только ощу­щает, что ему чего-то не хватает, но и начинает испытывать болезненное и трудно переносимое состояние, называемое абстиненцией.

Под влиянием систематического приема наркотических веществ происходит выраженная в той или иной степени (в зависимости от особенностей употребляемого вещества) психосоциальная деградация личности.

В профилактике наркомании важнейшим является своевре­менное выявление детей и подростков, склонных к употреблению или упо­требляющих те или иные наркотические вещества, и направление их в соответствующие подразделения создаваемой в стране нар­кологической службы—для окончательной диагностики, выявле­ния референтной группы, выяснения, где было сформировано за­интересованное отношение к наркотическому веществу, установ­ления источников получения наркотика. Употребляющий наркотическое вещество, должен быть взят на учет и направлен на лечение.

В работе по профилактике вредных привычек неоценима роль родителей. Детям и подросткам следует разъяснить сущность пьянства и алкоголизма, наркомании как особого явления, ее безнравственность, несовместимость с осущест­влением жизненных планов человека, разрушительность для пси­хики и здоровья, но не раскрывать свойств конкретных наркоти­ческих веществ (кроме всем известных алкоголя и табака), так как это может лишь послужить расширению наркотического «кругозора».

Поскольку к употреблению наркотических веществ детей и подростков толкает в ряде случаев не только любопытство, раздражение или давление группы, но также и неудовлетворительное по тем или иным причинам их психологическое состояние, необходимо вести в учебных заведениях работу по психогигиене, с помощью медицинских работ­ников, психологов обучать детей и подростков снятию психического на­пряжения путем переключения на новые виды деятельности, способствующие психической разрядке, вовлекать их в активные за­нятия физической культурой, в художественную самодеятельность и т. д. Главное при этом — подобрать индивидуально такой вид активной деятельности, который, во-первых, был бы посилен для него и, во-вторых, результаты которого способство­вали бы достижению положительных эмоций.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте понятие здорового образа жизни.

2. Охарактеризуйте составляющие здорового образа жизни.

3. Каковы принципы формирования здорового образа жизни?

4. Опишите обязательные элементы режима дня детей и подростков?

5. Охарактеризуйте понятие «вредные привычки».

6. Дайте характеристику табачной зависимости.

7. Охарактеризуйте современные представления об алкоголизме.

8. В чем заключается профилактика вредных привычек среди детей и подростков?

 


Заключение

Изучение курса «Возрастная физиология и психофизиология» имеет большое значение в подготовке педагогических кадров для системы профессионального обучения, поскольку от деятельности инженера – педагога во многом зависит состояние здоровья учащихся, решение проблем психолого-педагогического и медико – социального характера, ему необходимы знание показателей здоровья, факторов риска здоровья, составляющих образа жизни и способах формирования здорового образа жизни, сущности понятий анатомии, физиологии, психофизиологии и гигиены основных систем организма человека с учетом его возрастных особенностей, принципы планирования семьи; способы оказания первой медицинской помощи.

Данный курс лекций в обобщенной форме представляет сведения по всем вышеперечисленным разделам дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология», что позволяет использовать его для организации самостоятельной работы бакалавров по направлению подготовки бакалавров 051000 «Профессиональное обучение» по овладению теоретическим материалом учебной дисциплины. Это позволяет добиться следующей цели - содействовать в становлении профессиональной компетенции бакалавров в естественно-научной области через формирование целостного представления об основах физиологических процессов и их роли в адаптации при изменении состояния окружающей среды.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная (рекомендуемая) литература

1. Жарова, А В. Физиология и психофизиология человека с возрастными особенностями: [учеб. пособие для специальностей "Соц. работа", "БЖД", "Проф. обучение" всех форм обучения] / А. В. Жарова; Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО "Сиб. гос. технол. ун-т". - Красноярск: СибГТУ.Ч. 1. - 2009. - 123 с.

2. Жарова, А В. Физиология и психофизиология человека с возрастными особенностями: [учеб. пособие для специальностей "Соц. работа", "БЖД", "Проф. обучение" всех форм обучения] / А. В. Жарова,Т.Ю.Розманова; Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО "Сиб. гос. технол. ун-т". - Красноярск: СибГТУ.Ч. 2. - 2011. - 92 с.

3. Жарова, А В. Физиология и психофизиология: сборник описания практических работ для студентов специальности 050501 «Профессиональное обучение» очной и заочной форм обучения / А. В. Жарова, Т.Ю. Розманова, Т.П. Колоскова. - Красноярск: СибГТУ, 2010. - 28 с.

Дополнительная литература

1. Артюнина, Г. П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. Вузов / Г. П. Артюнина. - М.: Акад. проект, 2004. - 560 с.

2. Атлас анатомии и физиологии человека: [пер. с исп.]. - М.: Мой мир, 2006. - 167 с.

3. Бароненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента [Текст]: учеб. пособие / В.А. Бароненко. - М.: Альфа-М, 2003. - 352 с.

4. Безруких, М. М. Возрастная физиология. (Физиология развития ребенка) [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / М.М. Безруких. - М.: Академия, 2003. - 416 с.

5. Бойко, О. В. Охрана психического здоровья [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / О.В. Бойко. - М.: Академия, 2004. - 268 с.

6. Данилова, Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности [Текст]: учеб. для вузов/ Н.Н. Данилова. - 4-е изд.. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 479 с.

7. Егоров, А.Ю. Возрастная наркология [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед., психол. и мед. учеб. заведений / А.Ю. Егоров. - СПб.: Дидактика Плюс; М.: Ин-т общегуманит. исслед., 2002. - 272 с.

8. Жилов, Ю.Д. Основы медико-биологических знаний [Текст]: учеб./ Ю.Д. Жилов. - М.: Высш.шк., 2001. - 256 с.

9. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию [Текст]: учеб.пособие / Э.М. Казин. - М.: Владос, 2000. - 192 с.

10. Козинец, Г. И. Физиологические системы организма человека, основные показатели [Текст]: справ. пособие / Козинец Г.И. - М.: Триада- Х, 2000. - 336 с.

11. Лечебная физическая культура [Текст]: учеб. для студентов вузов. - М.: Академия, 2004. - 413 с.

12. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.В. Марков. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320с.

13. Мартинчик, А. Н. Физиология питания, санитария и гигиена [Текст]: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / А.Н. Мартинчик. - М.: Академия, 2002. - 192 с.

14. Минко, А. И. Наркология в вопросах и ответах [Текст]: Справ. практикующего врача / А.И. Минко. - Ростов н/Д: Феникс; Харьков: Торсинг, 2003. - 480 с.

15. Михайлова, Л.А. Физиология возбудимых тканей и центральной нервной системы. Принципы организации управления физиологическими функциями [Текст]: учеб. пособие для студентов специальности 020400 Психология / Л.А. Михайлова. – Красноярск: СибГТУ, 2005. – 136с.

16. Наркотики: социальные, медицинские и правовые аспекты [Текст]: справ. /. - Минск: Новое знание, 2001. - 400 с.

17. Начала физиологии [Текст]: учеб. для вузов / А.Д. Ноздрачев, Ю.И.Баженов, И.А.Баранникова и др.; Под ред. А.Д. Ноздрачева. - СПб.: Лань, 2001. - 1088 с.

18. Начала физиологии [Текст]: учеб.для вузов / - СПб.: Лань, 2001. - 1088 с.

19. Новый атлас анатомии человека [Текст] / М.: АСТ:Астрель, 2002. - 339 с.

20. Обреимова, Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков [Текст]: учеб.пособие для вузов / Н.И. Обреимова. –

21. Основы физиологии человека [Текст]: учеб. для вузов / Н.А. Агаджанян, И.Г. Власова, Н.В. Ермакова, В.И. Торшин; Под ред. Н.А. Агаджаняна. - 2-е изд., испр.. - М.: Изд-во РУДН, 2003. - 408 с.

22. Политика здорового питания. Федеральный и региональный уровни [Текст] / Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2002. - 344 с.

23. Практикум по психофизиологической диагностике [Текст]: учеб.пособие для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 128 с.

24. Рафф, Г. Секреты физиологии [Текст] / Г. Рафф; пер.с англ.- СПб.:БИНОМ: Невск.диалект, 2001. - 448 с.

25. Словарь по физиологии высшей нервной деятельности [Текст]. - Минск: Новое знание, 2003. - 192 с.

26. Смирнов, В. М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / В.М. Смирнов. - М.: Академия, 2003. - 304 с.

27. Солодков, А. С. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: Учеб. для вузов физ.культуры / Солодков А.С., Сологуб Е.Б. - М.: Терра -Спорт: Олимпия Пресс, 2001. - 520 с.

28. Тимофеев, И.В. Первая помощь при травмах и других жизнеугрожающих ситуациях [Текст] / И.В. Тимофеев. - СПб.: Изд-во ДНК, 2001. - 120 с.

29. Шабанов, П. Д. Наркология [Текст]: практ. рук. для врачей / П.Д. Шабанов. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. - 560 с.

30. Шульговский, В. В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии [Текст]: учеб. для студентов биолог. спец. вузов / В.В. Шульговская. - М.: Академия, 2003. - 462 с.

программное обеспечение, Интернет-ресурсы, электронные ресурсы

1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни [Электронный ресурс]: [учеб. мультимедийн. компьютер. курс]. - Электрон. дан. - Новосибирск: Диполь, 2008

 


Приложение А

(справочное)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: