-воспитательная, -деловая, -информационная, -образовательная,
-стимулирующая, -обучающая, -контролирующая, -развивающая,
-мотивационная, -познавательная, -обобщающая.
Существует множество диалоговых технологий: беседа, рассказ, объяснение и др. Учебная дискуссия занимает среди них особое место. Она диалогична по самой своей сути – и как форма организации обучения, и как способ работы с содержанием учебного материала. Вовлечение класса в учебную дискуссию связано со значимым «сопутствующим результатом»-формированием коммуникативной и дискуссионной культуры.
Вопрос№13
Использование методов формирования сознания в целостном педагогическом процессе осуществляется прежде всего с по мощью устного и печатного слова. Это объясняется тем, что слово является не только источником получения знаний, но и средством организации и управления учебно-познавательной деятельностью.
К словесным методам относятся также учебные дискуссии и диспуты, хотя с неменьшим основанием их можно рассматривать и как методы стимулирования познавательной и в целом социальной активности воспитанников.
|
|
Ситуации познавательного спора при их умелой организации привлекают внимание школьников к разным научным точкам зрения по той или иной проблеме, побуждают к осмыслению различных подходов к аргументации. Эти ситуации могут быть созданы и при изучении обычных, недискуссионных на первый взгляд вопросов, если учащимся предлагается высказать свои суждения о причинах того или иного явления, обосновать свою точку зрения на устоявшиеся представления. Обязательное условие дискуссии - наличие, по меньшей мере, двух противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. Естественно, что в учебной дискуссии последнее слово должно быть за учителем, хотя это и не означает, что его выводы - истина в последней инстанции.
В отличие от дискуссии, где все-таки должно быть принято устоявшееся и принимаемое научными авторитетами решение, диспут как метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности не требует определенных и окончательных решений. Диспут, как и дискуссия, основан на давно открытой закономерности, состоящей в том, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Диспут как нельзя лучше соответствует возрастным особенностям старшеклассника, формирующаяся личность которого характеризуется страстным поиском смысла жизни, стремлением не принимать ничего на веру, желанием сравнивать факты, чтобы уяснить истину.
|
|
Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для участия в диспуте мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения. Диспут учит мужеству отказаться от ложной точки зрения во имя истины.
В педагогическом плане крайне важно, чтобы вопросы, намеченные к обсуждению, содержали жизненно важную, значимую для школьников проблему, по-настоящему волновали их, звали к открытому, искреннему разговору.
Требует тщательной подготовки как самого воспитателя, так и учащихся. Вопросы, вынесенные на обсуждение, готовятся заранее, причем полезно привлечь самих школьников к их разработке и составлению. Настоящий педагог не торопится отвергать ошибочные суждения, не позволяет себе грубо вмешиваться в спор, безапелляционно навязывать свою точку зрения. Он должен быть деликатным и терпеливым, страстным и гневным, невозмутимым и ироничным. Такая манера никого не обижает и не унижает, не отбивает у школьников желания участвовать в полемике и откровенно высказывать свои взгляды. Руководителю диспута решительно не подходит фигура умолчания и запрета. Всякая недоговоренность оставляет возможность для домыслов, искаженных догадок, неправильных толкований. Наиболее общее назначение диспутов и дискуссий - создать ориентировочную основу для творческих исканий и самостоятельных решений.
Для организации диалога полезно использовать следующие методологические приемы:
Формулирование проблемы и анализ способов её решения
Выражение собственной точки зрения в контексте иных
Эффективное слушание и понимание собеседника
Сопоставление различных мнений
Оценка смысла и значение поступающей информации
Выделение причинно-следственных связей
Логический анализ фактов и точек зрения
Формулирование вывода о значимости и перспективности диалога.
В ходе диалога формируется речевая культура учащихся, навыки публичного выступления и обсуждения проблемы.
При использовании диалоговой технологии очень важна позиция учителя- терпимое отношения к различным взглядам учащихся, возможность принять взаимоисключающие точки зрения, не бояться признать поражение, способность обмениваться идеями и мнениями в обстановке живого обсуждения.(ДНК).
Одна из целей обучения в диалоге это создание комфортных условий обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность это стимулирует его на пути овладения знаниями.
Все учащиеся оказываются вовлечены в учебный процесс и каждый вносит свой посильный вклад. Атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки позволяет развивать познавательную деятельность самому и переводить её на более высокий уровень кооперации и сотрудничества.
Использование диалоговых технологий требует серьезной подготовки учителя и обучения школьников приемам ведения дискуссий, диспутов, умению сдерживать свои эмоции.
При подведении итогов необходимо оценить усвоение знаний в рамках изучаемой темы, уровень сформированности коммуникативной компетентности и культуры учащихся, достижение целей занятий.
Вопрос№14
Дифференциация обучения — это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путём организации учащихся в однородные группы. Преимущества: исключаются уравниловка и усреднение детей; повышается уровень мотивации учения в сильных группах; в группе, где собраны дети с равными способностями, ребёнку легче учиться; создаются щадящие условия для слабых; у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;
|
|
отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания; появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
Различают следующие виды дифференциации: региональную - по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы); внутришколъную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки); в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т.д.); межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы); внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса);
Индивидуальное обучение - форма организации учебного процесса, при которой учитель взаимодействует только с одним учеником.
Индивидуальный подход- это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, особенно в проектном, продуктивном обучении.
Особенности технологии индивидуализации:
-учет факторов, которые обуславливают неуспеваемость учащихся;
способы преодоления индивидуальных недостатков (пробелы в ЗУНах, в процессе мышления);
-учет и преодоление недостатков семейного воспитания, а также неразвитости мотивации и слабости воли;
-оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся;
-предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения.
Одаренные дети:
имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
|
|
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с одаренными учащимися: групповые занятия с одаренными учащимися; факультативы; предметные кружки; кружки по интересам; конкурсы;
курсы по выбору; участие в олимпиадах; работа по индивидуальным планам;
занятия в профильных классах, интеллектуальные марафоны
Вопрос№15
Коррекционная направленность пронизывает все разделы физкультурно - оздоровительной, образовательно-воспитательной и социально - педагогической деятельности. Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей. При этом, отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка. Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется с позиции индивидуально-дифференцированного подхода. Следовательно, с одной стороны, учитываются индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребенка, а с другой - группы в целом.
Возникает необходимость в конструировании и реализации "уровневых программ", что позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс.
В условиях специального детского сада общеобразовательные и коррекционные задачи решаются в комплексе, развести их достаточно сложно. Многие задачи коррекционно - развивающей работы решаются в процессе традиционных для дошкольного воспитания форм и видов деятельности детей за счет применения специальных технологий и упражнений. В то же время в структуре педагогического процесса выделяются специальные коррекционные занятия (групповые и индивидуальные).
Основой грамотного построения коррекционно-педагогического процесса является знание закономерностей формирования высших психических функций и закономерностей развития личности в онтогенезе. На начальных этапах работы (преимущественно с детьми раннего и младшего дошкольного возраста) ставятся задачи формирования психологического базиса (предпосылок) для развития высших психических функций, что предполагает: стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно - исследовательской деятельности; развитие общей и ручной моторики;
· развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей;
· обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия
· развитие и коррекцию простых модально-специфических функций, таких как
- выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность);
- скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов;
- способность к концентрации и к распределению внимания;
· готовность к сотрудничеству со взрослым;
· стимуляцию речевого развития ребенка.
На последующих этапах работа осуществляется в нескольких направлениях:
- развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности,
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- развитие речи и коммуникативной деятельности;
- формирование ведущих видов деятельности (их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов).
Развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности предполагает:
- развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;
- профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении;
- развитие социальных эмоций; создание условий для развития самосознания и самооценки;
- формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
- предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.
Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций предполагает: развитие сферы образов-представлений;
- формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словесно-логического), в том числе, элементарного умозаключающего мышления;
- развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;
- формирование пространственно-временных представлений;
- развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности; развитие творческих способностей;
- совершенствование мнестической деятельности; развитие зрительно-моторной координации и формирование графо-моторных навыков.
Развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков предполагает:
- целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей);
- создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания; формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения; стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимуляцию к внеситуативно-познавательному и внеситуативно-личностному общению.
Формирование ведущих видов деятельности предполагает:
- целенаправленное формирование мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов деятельности; всестороннее развитие предметно-практической деятельности;
- развитие игровой деятельности; формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умения программировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа; формирование основных компонентов готовности к школьному обучению: физиологической, психологической (мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой), социальной. Коррекционно-развивающая работа распределяется между учителем-дефектологом, психологом, логопедом. Некоторые задачи решаются практически на всех занятиях. Например, включаются упражнения, способствующие совершенствованию ручной моторики, графо-моторных навыков, сенсорно-перцептивной деятельности и др. В режиме дня предусматриваются коррекционные групповые и индивидуальные занятия, которые проводят педагоги-специалисты: учитель-дефектолог, логопед, психолог. Возможно привлечение других специалистов: нейропсихолога, игротерапевта, преподавателя ритмики и др. Планируется проведение специальных психо-коррекционных занятий по развитию эмоционально-личностной сферы. Такие занятия проводит психолог. При этом могут использоваться средства артпедагогики и арттерапии.
Вопрос№16
При составлении проекта должны учитываться следующие факторы: учитель должен иметь представление о жизненной ситуации тех учащихся, которые станут реальными учениками данной ситуации; сформировать цель проекта, т. е. представить жизненный опыт,который должен приобрести ученик; показать учащимся, чем они будут заниматься; описать через какие психические состояния, переживания должны пройти учащиеся для приобретения соответствующего опыта; пометить каким образом будет организовано общение, лидерство, руководство, связи, отношения; продумать как заинтересовать учащихся.
Воспитательная работа классного руководителя ведется по плану. План работы классного руководителя – конкретное отражение предстоящего хода воспитательной работы в ее общих стратегических направлениях и мельчайших деталях. В плане отмечают цели, задачи, способы и формы воспитательной работы, функции, права и обязанности классного руководителя.
Подготовка к составлению плана завершается составлением характеристики коллектива и отдельных учащихся – это начальный этап, 2 этап – знакомство классного руководителя с планом работы школы, общешкольных мероприятий, общественно полезных делах по параллелям и группе классов – закладывается каркас плана.
3 этап – формирование задач воспитательной работы с учетом социального возраста и индивидуальной ситуации.
4 этап – корректировка. Учитель обсуждает план с другими учителями, родителями, учащимися. Традиционная структура плана:
1 раздел: сведения о классе и анализ воспитательной работы за предыдущий год, кол-во учащихся, сведения о здоровье, поведение, успеваемость, занятости в общественной работе, о занятиях в кружках, спортивных секциях, сведения о семьях, уровень воспитанности класса, сформированность обществозначимых качеств: трудолюбие, ответственности, организованности, анализ структуры межличностных взаимоотношений.
2 раздел: цели и задачи учебно-воспитательной работы. Формулируются основные задачи, отмечаются пути и способы достижения задач.
3 раздел: Организационно-воспитательная работа. Изучение учащихся, их семей; выбор и работа актива класса, старосты, ответственных за различные виды деятельности, выборы и работа редколлегии, распределение обязанностей, ведение личных дел, классного журнала, работа с дневниками.
4 раздел: учебно-воспитательная работа: работа с учителями класса, организация дополнительных занятий, проведение викторин, творческих вечеров, классных часов, беседы с детьми, организация консультаций психолога и т. д.
5 раздел: внеклассная работа: экскурсии, городские мероприятия (олимпиады, конкурсы, спортивные соревнования), встречи с общественными деятелями, деятелями науки и культуры, ветеранами.
6 раздел: работа с родителями: работа с активом родителей, проведение родительских собраний, собеседования и консультации с родителями, посещение семей учащихся, психолого-педагогическое просвещение родителей, различные мероприятия с участием учащихся и их родителей.
7 раздел: работа с психологом.
8 раздел: повышение квалификации.
Существуют и другие виды планов по целевым программам типа: «здоровье», «общение», модель класса «по ключевым делам».
Сложность и многогранность воспитательной работы классного руководителя обусловливают необходимость ее глубокого анализа и продуманного планирования. Воспитате л ьная работа классного руководителя всегда рассчитывается на более или менее длительное время, связана с одновременным решением множества проблем и задач, и если ее детально не прогнозировать и старательно не планировать, успеха не добиться.
Воспитательное мероприятие:
Во-первых, определение цели и задач на основе возраста детей уровня развития классного коллектива, условий воспитания.
Во-вторых, планированию воспитательной работы должно предшествовать изучение детей и классного коллектива.
В-третьих, привлечение учащихся к планированию. В-четвертых, изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года. В-пятых, выявление необходимых для углубленного изучения всех учебных предметов экскурсий, посещений музеев, выставок, просмотров спектаклей, предметных недель и так далее
В школьной практике известны два основных вида плана перспективный и календарный. Планирование и подготовка воспитательного мероприятия. На основе перспективного плана воспитательной работы классный руководитель составляет план работы на неделю, который конкретизирует воспитательные мероприятия. Этот план целесообразно совмещать с дневником классного руководителя. Объект особого внимания — подготовка воспитательного мероприятия. Во многих случаях процесс подготовки намного значимее по силе воспитательного воздействия, нежели само мероприятие. Воспитательный эффект остается даже в том случае, если мероприятие по каким-либо причинам не состоялось (например, не смог прийти приглашенный гость и т. п.).
Каждое планируемое дело необходимо реально спроектировать во времени, отвести достаточно дней, а иногда и недель на его тщательную подготовку. Учитывая, что устойчивый воспитательный эффект может быть получен только тогда, когда организаторами и исполнителями дела являются сами учащиеся.
1)Постановка общей цели. Разработка проекта достижения этой цели детьми.
2)Отбор одного из вариантов. Выбор совета дела
3)Подготовка и проведение коллективного проекта.
4)Обсуждение, анализ действий каждой группы.
5)Определение перспектив КТД, разработка нового.
Вопрос№17
Учитель-предметник организует учебно-познавательную деятельность. Учебно-познавательная деятельность – это специально организуемое извне или самим обучаемым познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый. Воспитательно-развивающий результат состоит в интеллектуально-нравственном развитии личности, приобретение опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающему миру, формировании потребности в знаниях и познании как деятельности. Атрибутика учебно-познавательной деятельности предполагает наличие учебников, учебно-наглядных пособий, технических и других средств, помогающих освоению содержания образования. Во многом она определяется спецификой учебного предмета как отражении той или иной области знания (науки), литературы или искусства. Специфика учебно-познавательной деятельности состоит в том, что своим обязательным предметным результатом она имеет подчиняющиеся жестким критериям научные знания в форме понятий, суждений и умозаключений, а также умения, навыки и общее интеллектуальное развитие. Успешность организации учебно-познавательной деятельности определяется целостностью, или, напротив, разрозненностью представлений педагога о своем предмете, его целях, системе знаний, навыков и отношений, которые с помощью предмета можно сформировать у учащихся. Само видение педагогом возможностей своего предмета определяет меру эффективности его педагогических действий. Классный руководитель организует воспитательную работу с детьми. В связи с объективно обусловленной специализацией педагогов организация трудовой, спортивной, художественной и некоторых других видов деятельности прямо не входит в обязанности классного руководителя и так называемого «чистого» воспитателя. Главное в технологии организации различных видов развивающей деятельности школьников не регламентация их деятельности, не жесткая опека и диктат, а побуждение к творческому саморазвитию, формирование потребности в нем, вооружение средствами самовоздействия и всестороннее стимулирование активности и самостоятельности.Педагог же в этом процессе выполняет две взаимосвязанные функции: строит предметное содержание и организует их совместную коллективную деятельность.
Педагог дополнительного образования организует воспитательную работу с детьми и учебно-познавательную деятельность.
Формы воспитания – это внешнее выражение процесса воспитания.
Формы организации воспитательного процесса: простые (акт ситуативного взаимодействия) – сложные (мероприятия); кратковременные – длительные; групповые, коллективные, общешкольные, государственные; спонтанно возникающие – спланированные; регулярные – эпизодические.
Поскольку основной формой функционирования педагогического процесса является коллектив, то технология воспитательного мероприятия может рассматриваться в контексте общей технологии организации коллективной творческой деятельности (КТД). Технология коллективного творческого воспитания – это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности. Цель любого мероприятия с позиций педагогов – формирование того или иного отношения к личности (к труду, обществу, учению и т.п.). Непременным условием успешности коллективных творческих дел является прохождение тесно взаимосвязанных стадий.