Ростов-на-Дону
«Феникс»
ББК 85.12 К 64
Константинова С. С. К 64 История декоративно-прикладного искусства. Конспект лекций. — Ростов н/Д: Феникс, 2 004. —192 с. (Серия «Сессия без депрессии».)
Эта книга включает в себя лучшие ответы на вопросы, которые могут возникнуть у студентов в процессе учебы. Она незаменима при подготовке к экзамену, к зачету. Студенту нет необходимости просматривать гору книг по тематике «Декоративно-прикладное искусство» — ему достаточно одной этой книги, что бы за день подготовиться к экзамену. Книга подготовлена в соответствии с общеобразовательной программой для высших учебных заведений.
ISBN 5-222-05223-0 ББК 85.12
О Константинова С. С., 2004
© Оформление: изд-во «Феникс», 2004
ВВЕДЕНИЕ
Что же такое декоративно-прикладное искусство. На сегодняшний день существует множество его определений. Приведем самые общие из них. Итак, декоративное Искусство (от лат. Decoro «украшаю») — обширная область пластических искусств, которая, как архитектура 'К Дизайн, служит художественному формированию материальной среды, создаваемой человеком. Декоративное Искусство подразделяется на непосредственно связанное с архитектурой монументально-декоративное искусство (воздание архитектурного декора, росписей, рельефов, статуй, витражей, мозаик, украшающих фасады и интерьеры, а также парковой скульптуры), декоративно-прикладное искусство и оформительское искусство (художественное оформление празднеств, экспозиций выставок и музеев, витрин и т. П.). Образное содержание произведений декоративного искусства наиболее полно раскрывается при восприятии их в окружении того стиля, для которого они предназначены.
Другими словами, декоративно-прикладное искус- ОТВО — область декоративного искусства, изучающая создание художественных произведений, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и Художественная обработка утилитарных предметов (мебели, ткани, орудий труда, одежды, игрушек и т. Д.). Де коративно-прикладное искусство — одна из важнейших областей народного творчества; в XX в. Тесно связано с дизайном.
Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со второй половины XIX в. Утвердилась классификация отраслей по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литье, чеканка, инкрустация[1], интарсия и т. Д.).
Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, декоративно-прикладное искусство одновременно принадлежит к сферам создания и материальных, и духовных ценностей. Оно тесно связано с местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями.
Эстетически насыщая среду, окружающую человека, произведения декоративно-прикладного искусства в то же время как бы поглощаются ею, так как обычно воспринимаются во взаимосвязи с ее архитектурно-пространственным решением. Поэтому их идейное содержание может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и с человеком.
Становление, эволюция и смена художественных стилей здесь протекали синхронно с их эволюцией в других видах искусства. Произведения народного декоративно- прикладного искусства призваны служить зрительными акцентами.
Отдельные отрасли декоративно-прикладного искусства: фарфоровые и керамические изделия, изделия из кости, дерева, бересты, оформление интерьера, художественные ткани, вязание, батик, вышивка, пэчворк, расписные изделия, мозаика и др.
Виды техники: ковка, насечка, резьба, роспись, тиснение, чеканка, чернь, скань (филигрань), зернь и др.
Данное издание не претендует на полное освещение техники создания предметов различных видов декоративно-прикладного искусства, что невозможно при данном объеме книги. Только по каждому из них вышло огромное количество изданий. Однако попытки сведения всех видов декоративно-прикладных искусств сегодня редки, а многие из уже существующих заметно устарели.
Здесь в каждом разделе представлен небольшой экскурс в историю того или иного вида декоративно-прикладного творчества, с которым будет интересно ознакомиться всем увлекающимся данным видом искусств. Кроме этого, в сносках вниманию читателей представлены дополнительная информация по отдельным вопросам, определения, термины.
Читайте, и, может быть, вам захочется попробовать свои силы в создании изделий того или иного вида декоративно-прикладных искусств.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
Широкий спектр художественных средств, которыми располагает декоративно-прикладное искусство, расскажет о его многообразии. В прикладном искусстве приобретают основополагающее значение такие категории, как форма, пропорции, ритм, цвет, масштаб, силуэт, симметрия, фактура. Сильнейшим выразительным средством является ритмическая основа композиции предмета при-; кладного искусства, неотрывно связанная со строением его формы и расположением на ней декора; цветовые ритмы — основополагающее композиционное средство. Важен и орнамент — изначальный вид изобразительности, отражающий ритмы изделия.
Все это во многом определяется стилем и назначением вещи. Имеются и закономерности, связанные с ее удобством для человека, с климатом.
Прежде чем говорить о соотношении содержания и средств его выражения в том или ином виде искусства, стоит обратить внимание на мастерство исполнения — безукоризненность техники, подчеркивание особенностей материала. Совершенно очевидно, что достоинство прекрасного рисунка ткани перечеркивается плохой ее отделкой и линючей окраской, грубо выполненная резьба по кости не делает ее художественной миниатюрой. Простой стеклянный бокал, созданный промышленным способом, может восприниматься произведением искусства, если его форма, декор, размер, пропорции, цвет гармоничны и соответствуют высокому качеству стекла и технике исполнения, а общее решение наделено чертами определенного стиля.
Так, для разных видов искусств выразительными средствами являются порезка древесины, свобода мазка кисти, фактура строчки или вышивки. Приемы мастерства такого рода становятся сильным средством художественной выразительности и лежат в основе формирования художественных систем некоторых народных промыслов. Но есть и общая категория, определяющая художественное достоинство предмета, — его целостность, т. е. когда предмет обладает совокупностью качеств, образующих неразрывное целое, дополняющих одно-другое, согласующихся в гармонии. В прикладном искусстве такая целостность порождается взаимосвязанностью художественно-выразительных средств с функциональностью предмета, декора с формой, общего с каждой деталью.
В прикладном искусстве формы вещей, весьма разнообразных по назначению, раскрывают широкую шкалу предметов — от бытовых, удобных и простых до пышно украшенных, роскошных.
Категории ритм, цвет, изобразительность, форма обретают новый характер, выражают идеи и чувства людей своего времени. Может меняться и соотношение пользы и красоты.
В последнее время наметился рост значения народного искусства и изделий мастеров художественных промыслов, авторских произведений художников-прикладников. Отсюда их выставочный характер, перевес декоративности над утилитарностью, явная сувенирность.
Вопрос 1 ИСКУССТВО ВЫШИВКИ. ИЗДЕЛИЯ ИЗ БИСЕРА И СТЕКЛЯРУСА В РОССИИ XIX ~ НАЧАЛА XX вв.
1. Искусство вышивки в России
2. История бисерных и стеклярусных изделий
3. Виды бисера и стекляруса
4. Приемы создания изделий из бисера и стекляруса