1. Кружевоплетение
2. Вязание
3. Корзиноплетение. Плетение мебели. Лапотный промысел. Изделия из бересты
КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ
Необычайно интересно развивалось искусство кру- жевопйетения. Пережив свой расцвет в Средние века и Новое время, оно остается актуальным и сегодня. Даже советская власть не смогла уничтожить в России этот красивый и, как считалось, буржуазный вид искусства.
По-своему интересно в 1920—30-е гг. развивалось ручное кружевоплетение — один из уникальных народных промыслов России. Основные виды русских кружев (сколочное и численное) различаются тем, что сколочное (сцепное и парное) плетут по шаблону (сколку), выполненному на бумаге. Сколочное сцепное кружево выплетается по частям, которые затем соединяются при помощи тамбурного крючка. Сколочное парное кружево целиком выплетается по сколку. Численные кружева плетутся по счету петель без сколка, узоры их симметричны и образуются из небольшого числа простых геометрических
фигур — прямоугольников, полосок, зигзагов, выполненных обычно то более плотной, то редкой вязкой.
|
|
До середины 1930-х гг. изделия русских кружевных: промыслов шли только на экспорт что во многом определяло ассортимент, приемы плетения и материал. Боль-; ше всего в те годы плели мерные кружева. У мастеров каждого района были свои любимые узоры, которые они, варьировали всякий раз по-новому, комбинируя традиционные мотивы. Широкие и узкие, более плотные, с четким геометрическим рисунком — в Вологде и легкие, нежные, с округлыми звездчатыми мотивами — в Ельце, мерные кружева отличались большим разнообразием рисунка, способа и манеры выполнения. Одновременно с мерными кружевами в Вологде, Ельце и Вятке плелись и разнообразные штучные вещи — покрывала, накидки, салфетки, скатерти, воротнички, отделки к столовому и постельному белью.
Первоначально штучные вещи исполнялись по образцам модного в начале XX в. стиля модерн. Это были вещи сложных, вычурных очертаний с узором из вялых, монотонно-стилизованных растительных мотивов. И лишь по мере развития кружевных промыслов старые рисунки постепенно заменялись новыми. Большое значение в развитии ручного кружева имело создание специальных профессиональных школ.
К середине 1930-х гг. рисунки салфеток, накидок, покрывал становятся богаче по мотивам, их ритмический строй привлекает четкостью и гармоничностью. Одновременно кружевные узоры приобрели большую конкретность, приближаясь к существующим в природе растениям. Успехи русского кружевоплетения были отмечены на Международной выставке 1937 г. в Париже: вологодским йстерицам был присужден Гран при, а елецким — золотя медаль.
|
|
Одновременно с поисками новых растительных мо- Ивов художникй разрабатывали композиции с включе- ием советской эмблематики. Большая часть этих экспериментов была неудачной. Среди лучших вещей этого рода следует особо отметить подзор «Конница» Е. Звезди- Иой, выполненный для Международной выставки 1939 г. й Нью-Йорке. Это была строгая композиция с гармоничным узором.
Ручное кружевоплетение развивается и сегодня, к сожалению, перестав быть массовым и перейдя в ранг промысла или народного мастерства.
ВЯЗАНИЕ
С древности известно искусство вязания. Оно родилось на территории современной Шотландии и скандинавских стран и тогда считалось уделом только мужской части населения. Искусству вязания узлов (а вязание воспринималось именно так) придавали магический, священный смысл; оно способствовало налаживанию контактов с богами, но могло и прогневить их.
Широко распространившись во всему земному шару, искусство вязания пережило много эпох и из жизненно важного промысла, дарующего человеку теплую одежду, приобрело еще и декоративную, украшательскую функцию. Вязание было очень популярно и в России.
Среди различных кустарных производств Саратовской губернии царской России безусловное лидерство занимала группа промыслов 'по обработке волокнистых веществ. В начале XX в. ткацким, портняжным, валяльным, вязальным и другими промыслами этой группы занималось около 15 тыс. хозяйств.
Первое место по губернии как по числу хозяйств, так и по сумме производства, занимал сарпиночно-ткацкий промысел, зародившийся в конце XVTII в. в немецкой колонии Сарепте Царицынского уезда. Производимые; здесь бумажные и полушелковые ткани получили назва ние «сарпинка».
В очень своеобразных условиях получил развитие пор тняжный промысел. Размах этого промысла был настолько широк, что даже в период его упадка, в конце XIX в., целые улицы были заселены только портными. Портняжный промысел, пожалуй, один из самых устойчивых как в городе, так и в сельской местности.
А по уровню развития вязального промысла Саратовская губерния в начале XX в. на территории Среднего и Нижнего Поволжья занимала первое место.
Примерно в 1890 г. жительницы села Переезд Аткарского уезда сестры Мурашевы положили начало пухо- вязальному промыслу. Обучив крестьянок своего села и ближайшей округи пухопрядению и пуховязанию, сестры сосредоточили в своих руках оба вида пухового производства. Они раздавали крестьянкам пряжу и принимали у них готовые изделия: шали, шарфы, перчатки. В дальнейшем число Таких хозяев-предпринимателей возросло до 35. Главной причиной, обусловившей развитие промысла в уезде, был прекрасно организованный сбыт изделий. Их продавали не только в Саратове, но и вывозили на Нижнегородскую ярмарку.
Занимались пуховязанием женщины и девочки с 7 лет. Опытные мастерицы вязали ажурные платки, стоившие до 8 руб.,'девочки 9—10 лет — простые, «гладкие.» платки. Доход этот промысел приносил невысокий, однако им неизменно, из года в год, занимались с сентября по апрель по 18 ч. в сутки. Горожанки вывязывали более сложные узоры, и их платки стоили до 15 руб. В 1920-е гг. промысел сократился из-за недостатка пряжи.
Вязаная вручную вещь имеет особые достоинства, всегда пользуется большой популярностью, поэтому вязальный промысел принадлежит к числу самых устойчивых.