Вопрос 2 вязание, плетение

1. Кружевоплетение

2. Вязание

3. Корзиноплетение. Плетение мебели. Лапотный промысел. Изделия из бересты

КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ

 

Необычайно интересно развивалось искусство кру- жевопйетения. Пережив свой расцвет в Средние века и Новое время, оно остается актуальным и сегодня. Даже советская власть не смогла уничтожить в России этот кра­сивый и, как считалось, буржуазный вид искусства.

По-своему интересно в 1920—30-е гг. развивалось ручное кружевоплетение — один из уникальных народ­ных промыслов России. Основные виды русских кружев (сколочное и численное) различаются тем, что сколочное (сцепное и парное) плетут по шаблону (сколку), выпол­ненному на бумаге. Сколочное сцепное кружево выплета­ется по частям, которые затем соединяются при помощи тамбурного крючка. Сколочное парное кружево целиком выплетается по сколку. Численные кружева плетутся по счету петель без сколка, узоры их симметричны и обра­зуются из небольшого числа простых геометрических


фигур — прямоугольников, полосок, зигзагов, выпол­ненных обычно то более плотной, то редкой вязкой.

До середины 1930-х гг. изделия русских кружевных: промыслов шли только на экспорт что во многом опре­деляло ассортимент, приемы плетения и материал. Боль-; ше всего в те годы плели мерные кружева. У мастеров каждого района были свои любимые узоры, которые они, варьировали всякий раз по-новому, комбинируя тради­ционные мотивы. Широкие и узкие, более плотные, с четким геометрическим рисунком — в Вологде и легкие, нежные, с округлыми звездчатыми мотивами — в Ельце, мерные кружева отличались большим разнообразием ри­сунка, способа и манеры выполнения. Одновременно с мерными кружевами в Вологде, Ельце и Вятке плелись и разнообразные штучные вещи — покрывала, накидки, салфетки, скатерти, воротнички, отделки к столовому и постельному белью.

Первоначально штучные вещи исполнялись по образ­цам модного в начале XX в. стиля модерн. Это были вещи сложных, вычурных очертаний с узором из вялых, моно­тонно-стилизованных растительных мотивов. И лишь по мере развития кружевных промыслов старые рисунки по­степенно заменялись новыми. Большое значение в разви­тии ручного кружева имело создание специальных про­фессиональных школ.

К середине 1930-х гг. рисунки салфеток, накидок, по­крывал становятся богаче по мотивам, их ритмический строй привлекает четкостью и гармоничностью. Одно­временно кружевные узоры приобрели большую конкрет­ность, приближаясь к существующим в природе растени­ям. Успехи русского кружевоплетения были отмечены на Международной выставке 1937 г. в Париже: вологодским йстерицам был присужден Гран при, а елецким — золо­тя медаль.

Одновременно с поисками новых растительных мо- Ивов художникй разрабатывали композиции с включе- ием советской эмблематики. Большая часть этих экс­периментов была неудачной. Среди лучших вещей этого рода следует особо отметить подзор «Конница» Е. Звезди- Иой, выполненный для Международной выставки 1939 г. й Нью-Йорке. Это была строгая композиция с гармонич­ным узором.

Ручное кружевоплетение развивается и сегодня, к со­жалению, перестав быть массовым и перейдя в ранг про­мысла или народного мастерства.


 

ВЯЗАНИЕ

 

С древности известно искусство вязания. Оно роди­лось на территории современной Шотландии и сканди­навских стран и тогда считалось уделом только мужской части населения. Искусству вязания узлов (а вязание вос­принималось именно так) придавали магический, свя­щенный смысл; оно способствовало налаживанию кон­тактов с богами, но могло и прогневить их.

Широко распространившись во всему земному шару, искусство вязания пережило много эпох и из жизненно важного промысла, дарующего человеку теплую одежду, приобрело еще и декоративную, украшательскую функ­цию. Вязание было очень популярно и в России.

Среди различных кустарных производств Саратовской губернии царской России безусловное лидерство зани­мала группа промыслов 'по обработке волокнистых ве­ществ. В начале XX в. ткацким, портняжным, валяльным, вязальным и другими промыслами этой группы занималось около 15 тыс. хозяйств.

Первое место по губернии как по числу хозяйств, так и по сумме производства, занимал сарпиночно-ткацкий промысел, зародившийся в конце XVTII в. в немецкой колонии Сарепте Царицынского уезда. Производимые; здесь бумажные и полушелковые ткани получили назва ние «сарпинка».

В очень своеобразных условиях получил развитие пор тняжный промысел. Размах этого промысла был настоль­ко широк, что даже в период его упадка, в конце XIX в., целые улицы были заселены только портными. Портняж­ный промысел, пожалуй, один из самых устойчивых как в городе, так и в сельской местности.

А по уровню развития вязального промысла Саратов­ская губерния в начале XX в. на территории Среднего и Нижнего Поволжья занимала первое место.

Примерно в 1890 г. жительницы села Переезд Аткарского уезда сестры Мурашевы положили начало пухо- вязальному промыслу. Обучив крестьянок своего села и ближайшей округи пухопрядению и пуховязанию, сестры сосредоточили в своих руках оба вида пухового производ­ства. Они раздавали крестьянкам пряжу и принимали у них готовые изделия: шали, шарфы, перчатки. В дальней­шем число Таких хозяев-предпринимателей возросло до 35. Главной причиной, обусловившей развитие промысла в уезде, был прекрасно организованный сбыт изделий. Их продавали не только в Саратове, но и вывозили на Ниж­негородскую ярмарку.


Занимались пуховязанием женщины и девочки с 7 лет. Опытные мастерицы вязали ажурные платки, стоившие до 8 руб.,'девочки 9—10 лет — простые, «гладкие.» платки. До­ход этот промысел приносил невысокий, однако им неиз­менно, из года в год, занимались с сентября по апрель по 18 ч. в сутки. Горожанки вывязывали более сложные узо­ры, и их платки стоили до 15 руб. В 1920-е гг. промысел сократился из-за недостатка пряжи.

Вязаная вручную вещь имеет особые достоинства, всегда пользуется большой популярностью, поэтому вя­зальный промысел принадлежит к числу самых устойчи­вых.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: