История оружия по своей продолжительности может сравниться с историей человечества. Постепенная эволюция оружия привела к развитию, с одной стороны, оборонительной части вооружения (доспехи, латы), а с другой стороны — собственно оружия, служащего для нападения. В зависимости от назначения оружие подразделялось на боевое и охотничье, а в эпоху Средневековья появился и такой вид оружия, который в наше время мы назвали бы «спортивным». По характеру и способу применения оружие делят на холодное и огнестрельное. Холодное оружие предназначается для непосредственного столкновения с противником, огнестрельное оружие дает возможность поражения противника с определенного расстояния. Как самобытное явление материальной и духовной жизни человека художественное оружие существует уже много веков. Оно использовалось как в повседневной жизни, так и для дипломатических подарков. В России широкой известностью пользовалось творчество московских и тульских оружейников.
|
|
Предметы, изготовленные более поздними мастерами, нелегко отличить от оригиналов, особенно отстоящих от них на век или полвека. Существуют имитации только ради внешнего вида, но есть и тщательные, с претензией на подлинность, с использованием соответствующих техник декора и даже с воспроизведением клейм.
Единственный точный метод установления подлинности в подобных случаях — металлографическая экспертиза.
История производства оружия и доспехов на Руси уходит корнями в глубокую древность. Оружие сопровождало людей на войне и охоте, им воевали, обменивались, дарили, награждали. Его даже передавали по наследству.
У русских оружейников сложилась прочная традиция соотношения формы и материала; веками выкристаллизовывалось понимание выразительных возможностей различных материалов — дерева, стали, золота, серебра, кости. Важная особенность декора оружия, которая является и большой сложностью, — ограничен-: ность и неизменность плоскостей, отводимых для украшения. Для украшения оружия на Руси использовались самые разнообразные художественные техники: ковка, литье, рельефная чеканка, басма, таушировка золотом и серебром, гравировка и резьба по металлу, инкрустация костью, чернь, многоцветная эмаль. При декоре оружия всегда соблюдалась мера — это было боевое оружие, а не «парадное». Для разных частей предметов применялись разные способы декора. Плоскости клинков — гладкие блестящие поверхности — украшали золотой и серебряной насечкой, тонкой гравировкой, тиснением, прорезным орнаментом; ножны и казенную часть ствола у ружей — невысокой чеканкой и оброненной работой; ружейные замки и рукояти холодного оружия делали в виде животных (ружья), голов птиц (шпаги), птиц и зверей (охотничье оружие).
|
|
В XVI в. с Востока в Россию поступают разнообразные изделия, в том числе и оружие. Булатная сталь в сочетании"" с тонким орнаментом и арабскими письменами вызывает интерес — появляются русские изделия с элементами восточного декора. Другой источник — Западная Европа, откуда приходят ренессансные орнаменты.
В XVI—XVII вв. самым крупным центром производства русского художественного оружия была Оружейная палата в Москве, в которой в это время работали лучшие оружейники из всех городов России, а также приезжие ма-; стера — немцы, поляки, персы. Это было сложное дворцовое многофункциональное ведомство, руководившее производством парадного оружия для царских охот, ведавшее организацией производства оружия для русского войска. В начале XVIII в. с переносом столицы в Петербург кремлевские мастерские резко сократили производственную деятельность—лучшие мастера были переведены в новую столицу и в Тулу.
Мастера владели различными специальностями, в Оружейной палате были ствольники, которые украшали железные стволы обронным травным орнаментом с позолотой; замочники, которые декорировали курки резьбой в виде фантастических животных; ложевщики, инкрустировавшие ложи слоновой костью и перламутром; станочники, сабельники, седельники, наводчики. Некоторые мастера владели несколькими искусствами[8].
Г) холодное оружие
Холодное оружие изготовлялось главным образом из бронзы, железа, стали. В зависимости от характера нанесения удара противнику холодное оружие подразделяется на рубящее, колющее и ударное. По тому, берется ли оружие одной или двумя руками, его подразделяют на «ру- кояточное», которое берется одной рукой (его еще называют «поясным» — по способу ношения), и «древковое», для применения которого нужно две руки. К рукояточно- му варианту рубящего оружия относят мечи, палаши, сабли; к рукояточному варианту колющего оружия — шпаги, кинжалы. К рубящему оружию этого рода относят секиры, к колющему — пики, копья. Алебарда и бердыш допу- екают комбинированное действие. Ударным оружием достигают желаемого эффекта посредством удара; коротким оружием такого рода является дубина, булава или боевой молот, древковое оружие отличается от короткого длинной рукоятью.
Истоки холодного оружия восходят к бронзовому веку. Один из самых ранних его видов — кинжал. Затем появляется меч с прямым клинком и простой рукоятью, который отливался целиком. В раннем железном веке преобладали бронзовые мечи и кинжалы. Еще в античные времена появилось оружие с выгнутым клинком.'
В средние века ведущее значение имел меч. Основополагающий его тип, так называемый скандинавский, распространился в VIII—X вв. по всей Европе. Головку и крестовину меча украшали золотом, серебром, медью, а также инкрустацией. На мечах XI—XII вв. нередки зашифрованные надписи религиозного содержания, имевшие юхранительное или символическое значение. Изделия изготовлялись мастерами на заказ, однако во времена Средневековья мастера оставались анонимными — марки на оружии указывают лишь на местность, в которой оно изготовлено. В эпоху Ренессанса мастера начинают ставить на изделия монограммы или свои изобразительные знаки, а позднее — и полное имя.
К XVII в. в истории холодного войскового оружия завершилась эпоха, когда каждое изделие было уникальным и индивидуальным. Холодное войсковое оружие было типизировано, оно изготовлялось партиями на мануфактурах, а позже — на заводах. С начала XVIII в. можно говорить об эпохе единых типов армейских шпаг, палашей и сабель. В это же время распространяются такие типы холодного оружия, как пики и штыки. Характерным индивидуальным гражданским оружием времен барокко и рококо была шпага; с приходом ампира стали распространяться также и сабли. На клинке гравировали орнаментальные и сюжетные изображения, гарды декорировали золотом и драгоценными камнями. С наступлением XIX в. эпоха индивидуальных форм холодного оружия кончается и для гражданской жизни.
|
|