В) русское художественное оружие


История оружия по своей продолжительности мо­жет сравниться с историей человечества. Постепенная эволюция оружия привела к развитию, с одной сторо­ны, оборонительной части вооружения (доспехи, латы), а с другой стороны — собственно оружия, служащего для нападения. В зависимости от назначения оружие подраз­делялось на боевое и охотничье, а в эпоху Средневековья появился и такой вид оружия, который в наше время мы назвали бы «спортивным». По характеру и способу при­менения оружие делят на холодное и огнестрельное. Хо­лодное оружие предназначается для непосредственно­го столкновения с противником, огнестрельное оружие дает возможность поражения противника с определен­ного расстояния. Как самобытное явление материальной и духовной жизни человека художественное оружие су­ществует уже много веков. Оно использовалось как в по­вседневной жизни, так и для дипломатических подарков. В России широкой известностью пользовалось творчество московских и тульских оружейников.

Предметы, изготовленные более поздними мастерами, нелегко отличить от оригиналов, особенно отстоящих от них на век или полвека. Существуют имитации только ради внешнего вида, но есть и тщательные, с претензией на подлинность, с использованием соответствующих тех­ник декора и даже с воспроизведением клейм.

Единственный точный метод установления подлин­ности в подобных случаях — металлографическая экс­пертиза.

История производства оружия и доспехов на Руси ухо­дит корнями в глубокую древность. Оружие сопровождало людей на войне и охоте, им воевали, обменивались, дари­ли, награждали. Его даже передавали по наследству.


У русских оружейников сложилась прочная тради­ция соотношения формы и материала; веками выкри­сталлизовывалось понимание выразительных возмож­ностей различных материалов — дерева, стали, золота, серебра, кости. Важная особенность декора оружия, ко­торая является и большой сложностью, — ограничен-: ность и неизменность плоскостей, отводимых для укра­шения. Для украшения оружия на Руси использовались самые разнообразные художественные техники: ковка, литье, рельефная чеканка, басма, таушировка золотом и серебром, гравировка и резьба по металлу, инкрустация костью, чернь, многоцветная эмаль. При декоре оружия всегда соблюдалась мера — это было боевое оружие, а не «парадное». Для разных частей предметов применялись разные способы декора. Плоскости клинков — гладкие блестящие поверхности — украшали золотой и серебря­ной насечкой, тонкой гравировкой, тиснением, про­резным орнаментом; ножны и казенную часть ствола у ружей — невысокой чеканкой и оброненной работой; ружейные замки и рукояти холодного оружия делали в виде животных (ружья), голов птиц (шпаги), птиц и зве­рей (охотничье оружие).

В XVI в. с Востока в Россию поступают разнообразные изделия, в том числе и оружие. Булатная сталь в сочетании"" с тонким орнаментом и арабскими письменами вызыва­ет интерес — появляются русские изделия с элементами восточного декора. Другой источник — Западная Европа, откуда приходят ренессансные орнаменты.


В XVI—XVII вв. самым крупным центром производ­ства русского художественного оружия была Оружейная палата в Москве, в которой в это время работали лучшие оружейники из всех городов России, а также приезжие ма-; стера — немцы, поляки, персы. Это было сложное двор­цовое многофункциональное ведомство, руководившее производством парадного оружия для царских охот, ве­давшее организацией производства оружия для русского войска. В начале XVIII в. с переносом столицы в Петер­бург кремлевские мастерские резко сократили производ­ственную деятельность—лучшие мастера были переведе­ны в новую столицу и в Тулу.

Мастера владели различными специальностями, в Оружейной палате были ствольники, которые украшали железные стволы обронным травным орнаментом с по­золотой; замочники, которые декорировали курки резь­бой в виде фантастических животных; ложевщики, ин­крустировавшие ложи слоновой костью и перламутром; станочники, сабельники, седельники, наводчики. Неко­торые мастера владели несколькими искусствами[8].

Г) холодное оружие

Холодное оружие изготовлялось главным образом из бронзы, железа, стали. В зависимости от характера нане­сения удара противнику холодное оружие подразделяется на рубящее, колющее и ударное. По тому, берется ли ору­жие одной или двумя руками, его подразделяют на «ру- кояточное», которое берется одной рукой (его еще назы­вают «поясным» — по способу ношения), и «древковое», для применения которого нужно две руки. К рукояточно- му варианту рубящего оружия относят мечи, палаши, саб­ли; к рукояточному варианту колющего оружия — шпаги, кинжалы. К рубящему оружию этого рода относят секи­ры, к колющему — пики, копья. Алебарда и бердыш допу- екают комбинированное действие. Ударным оружием до­стигают желаемого эффекта посредством удара; коротким оружием такого рода является дубина, булава или боевой молот, древковое оружие отличается от короткого длин­ной рукоятью.

Истоки холодного оружия восходят к бронзовому веку. Один из самых ранних его видов — кинжал. Затем появля­ется меч с прямым клинком и простой рукоятью, который отливался целиком. В раннем железном веке преобладали бронзовые мечи и кинжалы. Еще в античные времена по­явилось оружие с выгнутым клинком.'

В средние века ведущее значение имел меч. Осново­полагающий его тип, так называемый скандинавский, распространился в VIII—X вв. по всей Европе. Головку и крестовину меча украшали золотом, серебром, медью, а также инкрустацией. На мечах XI—XII вв. нередки за­шифрованные надписи религиозного содержания, имев­шие юхранительное или символическое значение. Изде­лия изготовлялись мастерами на заказ, однако во времена Средневековья мастера оставались анонимными — марки на оружии указывают лишь на местность, в которой оно изготовлено. В эпоху Ренессанса мастера начинают ста­вить на изделия монограммы или свои изобразительные знаки, а позднее — и полное имя.

К XVII в. в истории холодного войскового оружия за­вершилась эпоха, когда каждое изделие было уникаль­ным и индивидуальным. Холодное войсковое оружие было типизировано, оно изготовлялось партиями на ма­нуфактурах, а позже — на заводах. С начала XVIII в. мож­но говорить об эпохе единых типов армейских шпаг, па­лашей и сабель. В это же время распространяются такие типы холодного оружия, как пики и штыки. Характерным индивидуальным гражданским оружием времен барокко и рококо была шпага; с приходом ампира стали распростра­няться также и сабли. На клинке гравировали орнамен­тальные и сюжетные изображения, гарды декорировали золотом и драгоценными камнями. С наступлением XIX в. эпоха индивидуальных форм холодного оружия кончается и для гражданской жизни.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: