Методическая работа должна строиться с учетом следующих важных принципов:
1. Принцип связи с жизнью и научности: учет современного социального заказа и научных достижений в самых различных областях.
2. Целенаправленность и систематичность: содержание и формы методической работы должны определяться ее целью и задачами; реализовываться последовательно и непрерывно.
3. Принцип мобильности: готовность организаторов оперативно и гибко реагировать на все изменения, перестраивать в случае необходимости систему методической работы.
4. Принцип комплексности предполагает согласованную и непротиворечивую реализацию всех направлений методической работы:
– управления образовательным (инновационным) процессом;
– организации повышения квалификации педагогов;
– организации взаимодействия ДОУ с семьей.
4. Формы методической работы – это характеристика внешних и внутренних условий, в которых осуществляется взаимодействие участников методической работы (внешние условия – количество участников, длительность формы; внутренние – назначение формы).
|
|
В практике работы ДОУ выделяют традиционные и нетрадиционные формы методической работы с педагогами.
К традиционным формам относятся: консультация, семинар, открытый просмотр, педагогический совет.
Консультация – это совет специалиста. К проведению консультации предъявляются следующие требования:
• конкретность в выборе темы,
• небольшой объем,
• направленность на разрешение возникших у педагогов затруднений.
Различают групповые и индивидуальные консультации. Групповые консультации планируются в зависимости от уровня профессионализма педагогов, состояния образовательного процесса; индивидуальные – специально не планируются, проводятся по мере необходимости.
Семинар – это более объемная форма работы, по сравнению с консультацией, позволяет расширить круг психолого-педагогических знаний, совершенствует педагогическое мастерство. Важен опережающий характер семинаров. При планировании семинаров необходимо учитывать:
• особенности работы ДОУ и существующие проблемы,
• задачи развития деятельности ДОУ,
• новые исследования в педагогике, психологии, методиках.
Семинары могут иметь различную длительность и характер (теоретический, практический, теоретико-практический, тренинговый).
Открытый просмотр – выполняет две важные задачи:
1) повышение профессионализма педагогов;
2) распространение передового педагогического опыта.
При проведении открытых просмотров большое внимание необходимо уделять организации наблюдения и обсуждения.
|
|
Педагогический совет (совет педагогов) – это не только форма методической работы, но и высший орган управления образовательной деятельностью, в который входят все педагоги ДОУ. Одна из основных функций совета педагогов – рассмотрение и утверждение задач, направлений образовательной работы ДОУ, а также все вопросы, связанные с управлением образовательным процессом. Успешность проведения педагогических советов зависит от ряда факторов:
• качества предварительной подготовки,
• искусства председателя вести ход обсуждения,
• общего настроя участников,
• последующего выполнения принимаемых решений.
Среди нетрадиционных форм необходимо отдавать предпочтение научно разработанным: решение педагогических задач, мозговой штурм (атака), деловые игры и др. Данные формы решают специфические задачи в методической работе, подразделяются на игровые и неигровые.
Типичные недостатки при использовании нетрадиционных форм:
• преобладание игровой атмосферы над учебной, проблемной;
• не соблюдение требований к проведению различных форм;
• отсутствие изучения адаптации педагогов к той или иной форме;
• недостаточное сочетание с традиционными формами.
Деловая игра – это метод имитации принятия решений в различных ситуациях по заданным или вырабатываемым участниками правилам. Деловая игра имеет сложную структуру и включает следующие компоненты:
• тема игры (должна давать возможность создания игровой модели адекватной реальной обстановке);
• цель игры;
• игровая ситуация (характеристика условий, в которых разворачивается действие игры);
• игроки (характеристика ролей);
• игровые задачи (проблемы, которые должны разрешить играющие);
• алгоритм решения игровых задач (предписания, регламентирующие порядок действий игроков, их последовательность);
• правила игры (ограничения, за рамки которых не должны выходить играющие);
• информационный массив игры (сведения, справочный и технологический материал).
Мозговой штурм – это процесс решения проблемы в условиях коллективного взаимодействия.
Участники: руководитель или группа управления (секретарь, психолог), группа генераторов идей, группа аналитиков.
Основные правила:
• быстрый темп;
• недопустимость критики и отрицательных оценок в ходе выдвижения идей;
• примерно равный уровень подготовки участников.
Этапы проведения:
1. Подготовительный этап:
– знакомство с правилами, деление на группы;
– разминка (для эмоционального и интеллектуального настроя);
– постановка проблемы.
2. Этап «генерации» – генераторы предлагают способы решения проблемы.
3. Этап «анализа» – аналитики оценивают предложенные идеи по определенным критериям и синтезируют выбранные идеи.
4. Итоговый этап: руководитель или группа управления анализируют деятельность обеих групп.
Дополнительный материал
В исследованиях Л. Атмаховой обоснована такая форма организации методической работы как методическая служба в ДОУ – это связующее звено между жизнедеятельностью педагогического коллектива, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом, содействующее становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов (по определению Л. Атмаховой).
Методическая служба рассматривается как функциональная подсистема управления учреждением на уровне организации методической работы в ДОУ, призванная к системному развитию профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Деятельность методической службы выстраивается с позиции трех управленческих уровней (с соответствующими структурными компонентами):
• стратегический (научно-методический совет);
|
|
• тактический (предметно-педагогические циклы, методические секции, творческие мастерские и научно-исследовательские коллективы);
• информационно-аналитический (экспертная комиссия).
Компетентность
• Профессиональная компетентность педагога ДОУ
• Квалификация специалиста
• Профессиональные квалификационные группы
• Формы методической работы