Тема 4. Права вожатого

Раздел 1. «Вожатый-это»

Тема 1.Личность вожатого

Вожатый – лицо, достигшее 18 лет, имеющее высшее или среднее специальное образование, либо студент педагогического ВУЗа, успешно прошедший аттестацию.

Личностные качества: организаторские способности, отзывчивость, обязательность, ответственность, наблюдательность, организованность, активность, работоспособность, настойчивость, лидерские способности, исполнительность, опытность, образованность, добросовестность, находчивость, надежность, профессионализм, инициативность, отсутствие вредных привычек.

 

Тема 2. Компетенция и должностные обязанности вожатого

1. Обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролирует соблюдение ими опрятного внешнего вида. Чистоты одежды, установленного порядка в спальнях, иных помещениях жилых корпусов, столовой и пр.

2. Обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом.

3. Вожатый организует обязательное участие отряда во всех общих культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятиях.

4. Осуществляет контроль за приемом пищи в столовой, обращает внимание на культуру поведения.

5. Организует дежурство детей в жилых корпусах, в столовой, на закрепленной за отрядом территорией лагеря.

6. Вожатый следит за порядком и чистотой в комнатах. Организует влажную уборку помещения, следит за чистотой зубных щеток, полотенец, белья.

7. Должен объяснить детям, что на территории лагеря растут ядовитые травы и ягоды. Провести беседу о возможных последствиях соприкосновения этих растений с организмом.

8. В соответствие с общей план-сеткой составляет отрядный план работы. В конце смены – отчет.

9. Изучение индивидуальных особенностей, интересов, творческих склонностей детей, их развитие.

10. Создание благоприятных условий, позволяющих детям реализовать свои интересы и потребности.

11. Организовать отдых детей с пользой для их развития (физического, интеллектуального, творческого, личностного).

 

Тема 3. Ответственность вожатого

Несет юридическая ответственность за жизнь и здоровье детей.

Несет материальную ответственность за имущество лагеря (мебель, оборудование, постельное белье, бытовой и спортивный инвентарь).

Запрещено:

оставлять детей без присмотра,

самому или с детьми покидать территорию лагеря без ведома администрации,

пускать на территорию посторонних,

употреблять спиртные напитки, курить в присутствии детей,

применять насилие к детям,

пропускать планерки без уважительной причины.

Тема 4. Права вожатого

Право на отдых (один выходной в неделю, не менее 3-х за смену в 21 день).

Право на обеспечение благоприятных условий труда.

Право на получение заработной платы.

Право на отказ от выполнения требований, не предусмотренных трудовым договором.

Право на получение медицинской помощи.

Право на предоставление пакета социальных услуг.

Право на свободное использование методов воспитания, за исключением тех, что противоречат конвенции.

Право на объективную оценку своей деятельности.

Право на свободу слова.

ТАБУ:

Неодобрительные замечания по отношению к внешнему виду ребенка.

Попущение оскорблений между детьми.

Вожатые не должны навязывать детям свою волю (пожелания, просьбы, психологическая подложка).

Не должны проявлять самоуправства в момент неподчинения.

Не создавать стрессовых ситуаций.

Не заниматься личными делами в рабочее время.

Не всегда следует искать виноватых.

Не читать нотации.

Дети не должны чувствовать неприязнь.

Вожатый не должен потакать ленивым.

Не должен вести запрещенные беседы при детях (например, о выходе за территорию лагеря и пр.).

Не срывать плохое настроение на детях.

Нельзя запрещать, а потом это позволять и наоборот. Требования должны быть четкими.

Правила не должны вступать в конфликт с родительскими установками и важнейшими потребностями ребенка

В лагере нет чужих детей!

Вожатые должны взаимодействовать друг с другом. Требования должны быть согласованы.

Вожатые на должны устраивать разборок при детях.

Необходимо избегать открытых конфликтов с администрацией.

Ответственность за жизнь и здоровье детей.

 

 

Раздел 2. Временный детский коллектив (ВДК)

Тема 5.Периодизация смены.

Организационный период (2-3 дня)

Педагогическое поверье: как пройдет оргпериод, так и вся смена.

В этот период происходит адаптация, привыкание детей (и вожатых) к новым условиям, требованиям, режиму дня, к лагерю в целом. Вожатым важно четко распределить дела между собой, чтобы не заниматься одним делом вдвоем!!! Главная установка: мне надо как можно быстрее запомнить всех детей.

Чтобы процесс прошел безболезненно необходимо:

Предъявить требования, касающиеся отношений со взрослыми и внутри отряда.

Организация быта и режима лагеря.

Познакомить детей друг с другом (игры на знакомство), снять напряжение и тревожность (игры на раскрепощение). Уловить способности. Выявить лидеров (игры на выявление лидера)

Создать атмосферу комфорта и уюта.

Познакомить детей с лагерем (территория и традиции), его работниками; тематизмом смены и культурой (атрибутика, песни, знаки и пр.)

Приучить детей к выполнению санитарных норм и техники безопасности (нарисовать, что можно и что нельзя делать в лагере).

Организационно оформить отряд (где, что, зачем, почему). Оформление уголка и палат.

Старт коллективному творчеству – выяснить что хотят (игры, дела)? Планирование смены вместе с детьми.

Выборы органов самоуправления (командир, редколлегия, физорг и пр.)

Принять законы и правила отряда

В начале смены (коллектив на стадии «рассыпчатый песок») дети демонстрируют только социальные роли, а не свои (поэтому выявить лидера сразу очень сложно). Детям необходимо дать возможность самоутвердиться, предложив разнонаправленные дела, возможность выбора и самостоятельного планирования деятельности. Необходимо оформить представление детей о том, что их ждет.

Познакомить детей с лагерем и персоналом можно следующим образом:

Игра «Школа разведчиков». Пакет с вопросами: Какого цвета шторы …? Спросите у Галины Михайловны, заведующей столовой, что будет завтра на обед? Сколько клумб…?

Туристическая прогулка. Придумать истории (или кричалку) про различные уголки лагеря, про столовую, клуб, корпуса и пр.

Вертушка. У каждого объекта стоит сказочный герой и рассказывает историю.

 

25 дел оргпериода:

Конкурс врунов «Как меня собирали в лагерь»

Свечки-знакомства и свечки-ожидания.

Вперед спасатели (спасение территории около корпуса, уборка).

Конкурс на самого быстрого шнуровщика кроссовок.

Переходящий приз тому, кто первым явился на зарядку.

Чтение вслух интересной сказки или рассказ истории из жизни.

Выпуск газеты «ЭТО МЫ!».

Показательные выступления лучших чистильщиков зубов.

Эстафеты.

Музыкальные часы.

Графики дежурств.

Сказка по кругу. Каждый по предложению (или придумывание нового конца сказки).

Загадочный вечер (отгадывание загадок).

Борт-журнал «День за днем». Летописи отряда.

Викторины.

Выкладывание из камешков или шишек название отряда (например, перед входом в корпус).

Самый аккуратный чемодан, тумбочка.

Турнир по мини-футболу. С девочек – кричалки.

Утверждение плана дел.

Полундра. Быстрая эвакуация из корпуса.

Конкурс дизайнеров (оформление палат).

Скорейшее заправление кроватей.

Изготовление рекламного стенда отряда.

Тематические дни (например, День вежливости)

Джентльмен шоу и пр.

 

Основной период (12-20 дней). Основные дела (в соответствии с тематикой смены). Примерно на пятый день можно планировать поход, с 15-го – глобальные мероприятия (ярмарки, крупные события). Происходит сплочение отряда, развитие способностей и качеств личности.

Заключительный период (2-3 дня). Все что начали в организационный период, завершаем в итоговом. Познакомились с лагерем, с работниками, друг с другом, с вожатыми – необходимо попрощаться. Процедура и форма могут быть разнообразными (например, наказ или обращение к следующей смене, итоговый сюрприз и пр.). Если ребенок ходил в кружок или делал какие-то поделки в отряде, он должен обязательно забрать их домой.

 

 

тема 6.Технология развития коллектива

Коллектив – устойчивая во времени группа людей, успешно выполняющая свою общую основную деятельность, соответствующую социальным ценностям и нормам, способная обеспечить развитие каждому члену этой группы.

Основные характеристики: ответственность, открытость, нравственность, организованность, контактность, информированность, эффективность и пр.

Стадии развития коллектива (по Лутошкину)

I. Песчаная россыпь. Люди, которые не связаны между собой; каждый сам по себе. Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу. Отсутствует авторитетный центр. Структура формальна, лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ МЛО (межличностных отношений).

II. Мягкая глина. Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Эта группа может принять ту форму, какую захочет вожатый, поэтому важна организация детей. Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования вожатого. Вожатый играет роли советника и генератора идей. У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования – группы.

III. Мерцающий маяк. Взаимодействие более активное, нежели на предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства МЫ. Появляются лидеры. Вожатый сопровождает, консультирует. Дети ситуативно способны на крупное дело

IV. Алый парус. Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение отряда. Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Девиз: Один за всех и все за одного. Т.е. дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки. Начинают развиваться и обостряются в следующей стадии такие социально-психологические феномены как внутригрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы за сам факт ее существования; позиция ребенка: «Группу я люблю не потому, что она так хороша, а потому, что она моя») и внегрупповая враждебность (чем лучше я отношусь к своей группе, тем хуже к другой, особенно, если она сравнивается с моей).

V. Горящий факел. Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты вожатому, он чувствует тепло и жизнерадостность. Группа толерантна и стремится к сотрудничеству, вопреки соперничества. Способны договориться, прийти к соглашению. Ее можно назвать сплоченной и эффективной командой.

Однако группа не останавливается в своем развитии, постоянно происходят подъемы и спады, поэтому необходимо постоянно поддерживать сплоченность и готовность к взаимодействию, регулярно проводя тренинговые игры, игры на сплочение. Хорошо помогает общее дело.

 

4 стиля работы с группой

1. Разящие стрелы. Жесткие приказания, требования и настаивание. Стиль эффективен с I по III стадии.

2. Возвращающийся бумеранг. Требования должны совмещаться с мнениями детей (III –IV стадии)

3. Снующий челнок. Стиль уговоров, просьб и компромиссов. Этот стиль нельзя использовать в качестве основного, а должен быть только вспомогательным.

4. Плывущий плот - соглашающийся и уступчивый стиль. Малоэффективный, пользоваться им нежелательно.

 

Приемы создания детского коллектива:

Этап Приемы создания
1. Знакомство Игры на знакомство, снятие напряжения и раскрепощение. Свечка-знакомство («Расскажи мне о себе»)
2. Формальное создание группы Название отряда, эмблема, девиз, выбор органов самоуправления (командир, редколлегия и пр.)
3. Осознание принадлежности к группе (отряду) Место отряда (уголок), атрибутика, традиции, сигнал сбора, тайный знак, пароль, песня, правила.
4. Сплочение и развитие коллектива Игры на сплочение, доверие; совместная трудовая деятельность (дежурство, уборка территории); участие в КТД (коллективное творческое дело); Соревнование с другими отрядами; обсуждение жизни отряда (огоньки, или свечки, собрания)

 

Особенности создания коллектива:

Младший возраст. Однородный коллектив, команду создать практически невозможно. Ребенок сегодня дружит с одним, а завтра уже с другим. Большое значение имеют яркая одежда, интересные игрушки, продукты, которые привезли родители, т.е. интересы ситуативны. При подготовке к какому-либо мероприятию детей лучше разбивать на группы по 4-6 человек и каждой группе желательно взрослого куратора. Так дети лучше услышат, поймут и подготовят мероприятие.

Средний возраст. Девочки и мальчики образуют две основные микрогруппы. Разнополые группы работают не очень эффективно, т.к. энергия уходит на выяснение отношений. Единый коллектив создать также сложно, но мотивом может служить общее дело при четком распределении обязанностей. В связи с разницей физического и психического развития девочек и мальчиков желательно создавать однополые подгруппы, работающие на единую цель. Хорошо работают и без кураторов.

Старший возраст. У ребят велика склонность к общению со сверстниками, к познанию себя и других, поэтому они гораздо охотнее готовы собраться отрядом, чтобы всем вместе посидеть, поговорить, сходить на костер, чем для участия в мероприятии. Хотя хорошо мотивируются на возможность победы в мероприятии, на то, что отряд самый лучший. Очень хорошо взаимодействуют друг с другом, появляются влюбленные парочки, однако если появляется изгой, дружно объединяются против него.

 

Кризисы развития коллектива

3 день – Кризис неоправданных ожиданий (яркие мероприятия).

7 день – Кризис однообразия (мероприятия с жесткими правилами).

9 день – Кризис нелюбви (свечка).

13 день – Передел власти (день наоборот, похищение вожатого, заколдованные вещи).

17 день – Кризис «старичка» (лирические мероприятия).

19 день – страх расставания (прощальный концерт, пожелания, поздравления, подарки, свечка, награждение).

 

Раздел 3. Особенности работы с Временным детским коллективом

Тема 7. Конфликтология

Конфликт – столкновение противоположно направленных, несовместимых потребностей, мотивов, интересов, чувств, актов поведения. Протекает с высоким эмоциональным накалом.

Конфликты могут быть скрытыми или явными, но а основе их всегда лежит противоречие между двумя или более сторонами.

Тем не менее, отсутствие согласия не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия и разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей и препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди, чтобы преодолеть разногласия, вступают в открытое конфликтное взаимодействие, в процессе которого они получают возможность выражать различные мнения, утверждать защищаемую идею, выявлять больше альтернатив при принятии решения – именно в этом заключается ПОЗИТИВНЫЙ смысл конфликта.

Внутриличностный конфликт

Межличностный конфликт

Конфликт между личностью и группой

Межгрупповой конфликт

Конструктивный конфликт – способствующий принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений.

Деструктивный конфликт – препятствующий эффективному взаимодействию.

 

Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации:

Соперничество. Стремление добиться своего, во что бы то ни стало отстоять собственную точку зрения, заставить окружающих принять именно это видение решения проблемы, мнение другого не интересно.

Сотрудничество. Совместное решение проблемы, породившей конфликт, участники конфликта признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход.

Компромисс. Снятие противоречий осуществляется на основе взаимных уступок. Есть вероятность, что через некоторое время могут появиться дисфункциональные последствия компромиссного решения, неудовлетворенность «половинчатыми решениями», кроме того, проблема, породившая конфликт, не разрешена.

Избегание. Уклонение от разрешения конфликта, его игнорирование. Эта стратегия может быть уместна, если ситуация может разрешиться сама собой и если нет условий для ее разрешения, но скоро они появятся.

Приспособление. Односторонние уступки, собственные интересы приносятся в жертву ради интересов противоположной стороны. Отрицательные эмоции не выплескиваются, но накапливаются.

Факторы бесконфликтного общения:

Улыбка;

Доброжелательный тон;

Вежливость;

Нейтральность речи;

Приветливость;

Заинтересованность;

Непринужденность жестов.

Коммуникативные элементы:

Вербальные (7%);

Невербальные (55%);

Проксилингвистические (38%).

Факторы раздражения:

Партнер нервный;

Грубый;

Самоуверенный;

Упрямый;

Отводит глаза;

Нарушает индивидуальную зону;

Громко говорит.

Мальчик 12 лет с самого начала смены постоянно ругался с девочкой 12 лет. Девочка по комплекции была больше, чем он. Дело не закончилось только конфликтом на словах, начались драки. Девочке хватало одного удара, чтобы мальчик оказался на полу. Он стал действовать «умнее»: ночью мазал ее пастой, ставил подножки и т.д. Далее начались откровенные угрозы: «Кислоту на лицо вылью…». В ходе развития конфликта вожатые разговаривали с детьми, выясняли причины, наказывали, но ничего не помогло. Поэтому дожили до конца смены, следя за детьми, чтобы они не причинили друг другу физического ущерба.

Ребенок просится домой, объясняя это тем, что ему скучно, что хочет к маме. Любые попытки чем-либо его увлечь отвергает.

Мальчики 6 лет дерутся. Один начинает душить другого. Вожатая, узнав об этом, прибежала и, пытаясь разнять их, делает ребенку больно. Реакция ребенка: крик, слезы, истерика. Успокоить ребенка не могла его вожатая, другие вожатые. Он успокоился только после разговора с мамой.

В отряде был ребенок (12 лет), которого не уважали. Он постоянно вредничал, жаловался. Мальчики из отряда (13 лет) решили по-своему с ним разобраться, но не били его. Вожатые и воспитатели об этом не знали. Когда к этому мальчику приезжает отец, он рассказывает папе, что его бьют, обижают. А также говорит, что рассказывал об этом вожатым, но они не прислушались. Отец принимает решение забрать ребенка из лагеря и поговорить с обидчиком сына. Вожатые и воспитатели разговаривали с отцом, объясняли ситуацию. Но он увел одного из детей-обидчиков, пытался его запугивать, обещал встретиться с ним в городе. Как вести себя с агрессивно настроенным родителем, как защитить детей от открытых угроз?

Ребенок привез с собой в лагерь ящерицу, при этом 1,5 недели ее прятал. Когда вожатые это увидели, они предложили отдать ящерицу родителям. Он не согласился. Вожатые все же разрешили ее оставить. Но ребенок начал ловить ящериц и подсаживал их в коробку к первой – они начали размножаться. Вожатые решили их выпустить, предварительно рассказав об этом ребенку. Он не простил этого вожатым, и до конца смены отношения были натянутыми.

Девочка 14 лет еще до смены в своем городе создала себе репутацию «девушки легкого поведения». В начале смены мальчики из ее города рассказали всем о ее поведении. В результате дети в лагере начали ее дразнить, задирать, издеваться. Директор неоднократно вызывал ее маму. Как оказалось, мама очень многое позволяла своей дочери, не имела на нее влияния. Ситуация дошла до того, что девочку забрали из лагеря еще до конца смены.

В отряде был ребенок (12 лет), к которому изначально не очень хорошо отнеслись. Мальчик был достаточно крупным по сравнению с другими ребятами, его дразнили. Несколько раз он пытался убежать, но не за территорию, а прятался внутри. Вожатая несколько раз разговаривала с ним и с ребятами. Но, немного понаблюдав, она заметила, что ребенок часто сам способствует началу конфликта. Он уединялся еще с одним ребенком, полностью противоположным ему по комплекции (маленьким и худеньким). Они постоянно уходили из корпуса, с мероприятий, просто вдвоем гуляли по лагерю. Их приходилось постоянно искать, и так до конца смены. Никакие разговоры и убеждения не помогли.

Ребенок не хочет не в чем участвовать, просит, чтобы его оставили в покое. Говорит, что приехал в лагерь отдыхать. Другие дети, глядя на него, начинают вести себя так же.

Вожатому 17 лет, он едет в лагерь подвожатым. Его оформляют в лагерь как технический персонал. Директор при представлении вожатых называет подвожатого «Наша поломойка». Дети смеются, впоследствии не слушаются, пытаются унизить: «Ты поломойка, а не вожатый!». Детям объяснили, почему так сказал директор. Что можно сделать, чтобы изменить такую позицию детей?

Девочка не была принята отрядом, и сама противопоставляла себя ребятам. Начались пропажи конфет и проч., ее обвинили в воровстве. Ребята находят «улики» - фантики от конфет, пропавшее печенье в ее тумбочке. Все сходится, но похоже на то, что инсценируется самими детьми. Девочка все отрицает. До конца смены так и не удалось наладить отношения.

Ребенок семи лет требовал полного внимания вожатой. Он ревновал вожатую к другим детям, не подпускал их к ней. Если вожатая начинала заниматься с другими детьми, он сильно нервничал. Он мог даже избить этих детей, которым уделялось внимание, залезть в труднодоступное место, отказываться от еды и питья.

Ребенок просит переселить его в отдельную комнату, и дети просят о том же. Их раздражают его манеры.

Ребенок (мальчик 12 лет) занимается самоистязанием в прямом и переносном смысле. Сначала он объяснял то любовью к девочке, которая не отвечала ему взаимностью. Позже он «на публике» стал резать руки, прыгать с высоких турников, с балконов, потом показывал всем раны. Вожатые разговаривали с ним, обращались к медику, к администрации лагеря, но ничего не изменилось. В итоге – ребенка забрали родители.

Ребенок не участвовал в выступлении в концерте для родителей. Ребенок очень хотел выступать, но у него что-то не получалось и ему не разрешили выйти на сцену. Родители после концерта стали оскорблять вожатого в некомпетентности.

Воспитатель активно пытается навязать свои методы работы с детьми, поучает вожатых, диктует, что и как нужно делать. У воспитателя достаточно весомый авторитет в лагере, к нему прислушиваются. Но своим поведением ограничивает работу вожатых, мешает реализовать их творческий потенциал.

16. Мальчик не успевает дойти до туалета, и из-за неприятного запаха, его бьют.

17. Девочка изображает, что у нее постоянно болит сердце.

18. Борьба 1 и 2-го отрядов за лидерство в лагере.

19. Воспитатель уходит на выходной раньше, чем приходит подменный. При этом на отряде остается только вожатый.

Обсуждение конфликтов осуществляется по следующей схеме:

Участники

Источник конфликта

Последствия

Действия вожатого

Ролевая игра: Выбираются 4 участника (2 вожатых и 2 ребенка). Дается следующая ситуация: отряд собирается идти купаться, но двое детей отказываются. В лагере действует правило: либо идут все, либо не идет никто! Инструкции для детей (выдается на листочках, чтобы никто не видел):

Тебе очень нравится мальчик из отряда. Но родители положили с собой самый «страшный» купальник. Показаться в таком купальнике на пляже ты не можешь.

Ты наелся ягод, которые накануне привезли родители, и у тебя начались проблемы с желудком, ты каждые 15 минут бегаешь в туалет.

Игры:

Кулак – группа делится на пары. Один зажимает ладонь в кулак, задача партнера – разжать кулак любыми способами. Затем участники меняются местами.

Сплетни – все участники выходят из помещения. Остается один, которому зачитывается текст. Затем ему необходимо пересказать этот текст входящему и так далее до последнего человека. В конце зачитывается оригинал и сравнивается с получившимся вариантом.

 

 

Тема 8. Диагностика лидерства

Воздушные шарики

1 – лидеры, готовые разрабатывать свои планы действия уже сейчас (обычно экстраверты)

2 – лидеры-коммуникаторы, готовые быть правой рукой, организаторы, обеспечивают общение в команде (центроверты)

3 – «баба-яга против!» - лидеры, не желающие жить по стандарту, заданному кем-то, противостоит ведущему, но может быть генератором идей.

4 – лидер-аналитик, прогнозирующий ситуфцию, но в данный момент не желающий привлекать внимание

Камушки (пуговки) В коробочку высыпается большое количество камушков различной формы и цвета. Группа садится в круг за один стол. Коробочка кладется на середину. Участникам говорится, что необходимо выбрать тот камушек, который им больше нравится. Далее дается задание молча, не прикасаясь к камушкам других участников, выстроить камушки в линию по убыванию, составить из них букву, расположить от самого темного к самому светлому и пр.

Многоугольник в тумане Группа встает в круг, и все участники закрывают глаза (надевают повязки). На пол у ног игроков кладется веревка, и дается задание найти и поднять ее. Когда все участники держат веревку в руках, им предлагается складывать из нее различные геометрические фигуры. При этом соблюдаются правила: веревку должны держать все участники; члены группы могут говорить друг с другом, но никто не должен открывать глаза. Группе необходимо: образовать квадрат, создать равносторонний треугольник, сложить любую трапецию.

Палатка Участники делятся на команды по 5-6 человек в каждой. Все команды получают по стопке газетной бумаги и катушке ниток (скотч). Каждая команда должна построить из этих НЕМУДРЁНЫХ материалов палатку, в которой хватит места для всех его членов. Также можно использовать столы и стулья, находящиеся в комнате. На обсуждение и планирование строительства дается 4 минуты. В это время к бумаге и катушке прикасаться нельзя. В планировании работы, в самом строительстве должны участвовать все члены команды. На проведение строительных работ отводится 8 минут. В конце каждая команда должна продемонстрировать, что все ее участники действительно помещаются в палатке.

Гомеостат Группе дается задание без предварительной договоренности выбросить одинаковое количество пальцев на обеих руках.

Шеренга Группе необходимо в абсолютной тишине выстроиться в одну линию по:

росту

количеству братьев и сестер;

числу видимых пуговиц на одежде;

ширине улыбки;

размеру обуви;

длине волос;

длине большого пальца.

 

Социометрия + личностная диагностика

Социометрия (социометрический тест) – наиболее распространенный способ диагностики субъективных отношений выборов в малой группе. Вид испытаний для выявления степени определенных психических реакций человека на окружающих людей в различных ситуациях, выявления взаимных чувств, симпатий и неприязни в группе.

Социометрический статус – положение участника в группе, отражение степени его признания членами коллектива, меру приязни, личного предпочтения.

Определение вариантов выбора (сколько выборов)

Выбор наиболее эффективных критериев опроса:

Деловой

Эмоциональный

Коммуникативный

Функционально-ролевой

Организация и проведение социологического опроса

Мотивирование

Предъявление социометрических карточек

Интерпретация данных

 

І. Социометрическая карточка

ФИО______________________________________________

 

Вопросы и задания Фамилия членов группы Оценки (высчитываются потом)
  С кем из членов группы вы бы хотели провести каникулы? В порядке предпочтения 1._________________ 2._________________ 3._________________ 3 балла 2 балла 1 бал
  Кто из членов группы мог бы ее возглавить для ответственного задания? В порядке предпочтения 1._________________ 2._________________ 3._________________ 3 балла 2 балла 1 бал
  Если бы у вас была возможность переформировать группу, то с кем бы вы хотели остаться? +2 – Безусловно хочу остаться с этим человеком в группе +1 – Скорее хочу, чем не хочу остаться с этим человеком в группе 0 – Мне все равно, будет ли он со мной в одной группе -1 – Скорее не хочу, чем хочу остаться с этим человеком в группе -2 - Безусловно не хочу остаться с этим человеком в группе 1._________________ 2._________________ 3._________________ 4._________________ 5._________________ 6._________________ 7. и т. д.___________  
  Оцените вашу группу по пятибалльной шкале. 1 2 3 4 5  

 

Для анализа на первый вопрос строятся подобные матрицы.

Социометрическая матрица

,№   Кто выбирает Кого выбирают Количество взаимных выборов
            и т. д.
  Алексеева                
  Бердина                
  Викторов                
  Егоров                
  Иванов                
  Николаев                
  Палкина и т.д.                
  Количество выборов                
  Сумма выборов                

 

Микрогруппы определяются по матрице, исходя из количества взаимных выборов. При этом не важно, каким по порядку был этот выбор: первым, вторым или третьим.

Для определения неофициального лидера нужно подсчитать количество полученных выборов для каждого члена группы при ответе на второй вопрос, важна и степень предпочтительности выбора (1, 2 или 3).

Определение социометрического статуса членов группы определяется при ответе на третий вопрос:

St =

St – сумма оценок, полученных одним членом группы;

n – число членов группы.

Различают лидера и руководителя группы. Первый выбирается спонтанно, в результате межличностных отношений, ограничен рамками внутригрупповых отношений, не несет ответственности за состояние дел в группе. Руководитель группы – назначен официально, имеет определенные права и полномочия, но несет ответственность и представляет группу во внешней организации.

ІІ. Дворец, квартира, изба, шалаш.

4 рисунка в виде этих построек, все члены группы должны быть расселены в эти здания, а затем вычисляется социальный статус каждого:

ІІІ. Лестница.

Дети рисуют лестницу, на каждой ступеньки которой размещают имя одного или нескольких членов группы. Чем ближе к вершине лестницы, тем, соответственно, выше социальный статус члена группы.

 

ІV. Облачка.

Принцип тот же, что и в тесте «лестница». Чем ближе облачка к солнцу, тем, соответственно, выше социальный статус члена группы.

 

V. Таблица

Кто я? Кто я по мнению родителей? Кто я с точки зрения друзей?
>10. Много задумывается о себе, о своей самооценке. >7. Много значит мнение родителей. >7. Важно место в обществе, статус.

Чем больше совпадений, тем более ребенок открыт, естественен.

 

VІ. Личный герб.

 
 


1. - имя

 
 
2. – что я люблю делать

3. – что я делаю хорошо

 
 
4. – чему я хочу научиться

 
 
5. – мой жизненный девиз

6. – мой дом

7. – моя мечта

 

VІІ. Песочные часы.

 
 


 
1-4 – главные вещи в жизни

 
5 – назвать себя

6 – самый счастливый день в жизни

 
7 – что я люблю в жизни

 
8 – что я хочу исправить

9 – мой девиз

 
10 – что я хотел бы услышать перед смертью

 
 
11 – чему хочу научиться

12 – какой бы хотел совершить подвиг

13 – что хочу сейчас

 
 
 
14 – цель жизни

           
   
 
   
 
 

 

 


тема 9.Методы воздействия на детей

1. Не хочу, но делаю, так как быстро, привычно, удобно.

2. Просьбу выполнить легче, чем не выполнить.

3. Просьбу выполнить легче, чем приказ.

4. В игре согласиться легче.

5. Делай то, что понял.

6. Делай, если есть еще кто-то, или опыт предыдущих действий.

7. Взаимные уступки. Особенно хорошо работается, если первая уступка добровольна.

8. Легче уступают приятному человеку.

 

Почему ребенок не слушает

1. Затяжка времени.

2. Есть свои причины, которые наиболее весомы и он не видит выхода из ситуации.

3. Ребенок не понимает, что происходит.

Система поощрения и наказания

Поощрение – способ выражения положительной оценки поведения или деятельности отдельного ребенка и коллектива.

Способы поощрения: Одобрение (самый простейший), благодарность, награждение (вызывают сильные положительные эмоции и стимул к будущей деятельности).

ГЛАВНОЕ НЕ ПРИУЧИТЬ!!!

Необходимо учитывать:

1. Поведение подростка должно направляться не стремлением получить похвалу, а внутренними убеждениями и нравственными мотивами.

2. Поощрение не должно противопоставлять ребенка отряду.

3. Поощрение должно начинаться с ответа на вопрос: кому? сколько? за что?

4. Поощрение требует личностного подхода.

5. Справедливость.

Виды поощрения:

1. Связано с изменением в правах детей.

2. Изменения в обязанностях.

3. Связано с моральными санкциями.

Формы поощрения:

1. По логике естественных последствий (сделал - получил).

2. Традиционные (дети прекрасно знают, что за победу в каком-либо конкурсе из должен ждать приз).

3. Экспромт (дети не ждали никакого поощрения).

 

Наказание

 
 
НУЖНО НАКАЗЫВАТЬ НЕ РЕБЕНКА, А ЕГО ПОСТУПОК.  

 

 


Не должно вредить здоровью (ни физическому, ни психическому).

Если есть сомнения наказывать или не наказывать – не наказывайте.

За один раз – одно.

Срок давности (должно быть своевременным).

Наказан – прощен.

Без унижения.

Дети не должны бояться наказания.

Должно быть сообразно ситуации.

Важно:

Проявлять терпение

Объяснить причину

Выслушать обе стороны

Нельзя наказывать: за то, что ребенок отличается от других; за то, что он имеет отличную от вашей точку зрения.

В наказании и поощрении необходима своевременность. Наказывать мгновенно и справедливо.

Если «сцепились» двое наказать следует обоих, т.к. не бывает одного виновного. Если «достанется» обоим – обиженных не будет, все останутся довольны.

Маленьких детей вообще наказывать не имеет смысла, им необходимо только все объяснять.

При разговоре с провинившимся ребенком нужно делать акцент на том, что накажут не только его, но еще и вожатого.

Взрослым детям можно дать возможность выбрать наказание самим. Сказать, например: «Ну и чего вы заслуживаете после такого?» (предварительно «раздуть», преувеличить их поступок).

Если ребенок жалуется родителям, то им необходимо объяснить мотив наказания, рассказать всю ситуацию и роль в ней «наказанного». («В целях воспитания и предупреждения подобного рода происшествий было необходимо поступить … и наказать…»).

Необходимо в начале смены установит четкие рамки дисциплины, не выходить за них на протяжении всего пребывания в лагере, т.к. ребенок ежедневно «проверяет» вожатого.

Необходимо создать себе такой авторитет, чтобы обида вожатого была для ребенка худшим наказанием.

Наказывать детей должен только вожатый (ни директор, ни старшие воспитатели), т.к. именно вожатый непосредственно работает с детьми, а не администрация.

Правила, ограничения обязательно должны присутствовать в жизни ребенка. Но их не должно быть слишком много, они должны быть гибкими.

Тон, которым сообщено требование или запрет, должен быть скорее дружески-разъяснительным, чем повелительным.

Наказывая ребенка, правильнее лишать его приятного, чем делать плохое.

 

 

Индивидуальная Сумма оценок за день (награждается ребенок, который хорошо выступил и пр.)
Система оценок

 

       
 
Групповая/коллективная Награждается отряд за то, что кто-то хорошо себя проявил
 
Смешанная

 

 


Итоги оценок подводятся каждый вечер.

Источником положительных и отрицательных поступков является детская гиперактивность. Поэтому положительные и отрицательные оценки нужно ставить отдельно.

 

 

Тема 10.Работа с гиперактивными, агрессивными и тревожными детьми

Портрет гиперактивного (синдром дефицита внимания с гиперактивностью - СДВГ) ребенка:

Дети чрезмерно подвижны, бегают, крутятся. Избыточная моторная активность бывает бесцельной, не соответствующей требованиям конкретной обстановки.

Импульсивность детей с СДВГ выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, с трудом ожидается своей очереди, перебивает других, не выслушивает до конца обращенные к нему вопросы.

Нарушение внимания проявляются у детей с СДВГ в слабости концентрации, неспособности сохранить внимание более нескольких минут, отвлекаемость.

Нарушение координации. Это могут быть нарушения мелкой моторики, нарушение равновесия и зрительно-пространственной координации.

Эмоциональные нарушения. Может наблюдаться запаздывание эмоционального развития, неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам.

Нарушение межличностных отношений. У детей с СДВГ часто осложнены взаимоотношения со сверстниками. Они стремятся руководить другими, поэтому у них бывает мало друзей. Такие дети все время ищут товарищей, напарников для игр и занятий, но быстро их теряют из-за своих особенностей: невнимательности во время игр, отвлекаемости и импульсивности.

Поведенческие расстройства. Возможно сочетание чрезмерной двигательной активности и деструктивного поведения. Они могут мешать вожатым проводить мероприятие, отвлекать других детей, провоцировать их неправильное поведение.

Правила работы с гиперактивными детьми:

Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

Быть драматичным и экспрессивным.

Снизить требования в аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

Посадить ребенка во время мероприятий рядом с собой.

Использовать тактильный контакт.

Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

Давать четкие, короткие и конкретные инструкции.

Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

Предоставлять ребенку возможность выбора.

Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.

Для гиперактивных детей

Кричалки-шепталки-молчалки.

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилам, волевой регуляции. Из цветного картона необходимо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» - синяя ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

Час тишины и час можно Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому – научиться управлять его поведением. Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д. Часы можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены. С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их «не слышит»).

Передай мяч Цель: снять излишнюю активность. Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной вкруг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.

Броуновское движение Цель: Развитие умения распределять внимание. Все дети встают в круг. Ведущий один за другим выкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать рукой или ногой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

Давайте поздороваемся Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания. Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться нужно определенным образом:

1 хлопок – здороваемся за руку;

2 хлопка – здороваемся плечами;

3 хлопка – спинами;

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

Сиамские близнецы Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними. Детям предлагается разбиться на пары, встать плечом к плечу, обнять друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь они – сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище и две руки. Детям необходимо попробовать походить по помещению, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д. Чтобы «третья нога» действовала дружно, ее можно скрепить веревочкой или скотчем. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но и спинами, головами и др.

Зеваки Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции. Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (хлопок в ладоши) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Если игра проводится под музыку или под групповую песню, то дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни, оговоренное заранее.

Король сказал Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что будет показывать разные движения, а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова: «Король сказал». Кто ошибается, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге.

Запрещенное движение Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем. Дети стоят лицом к ведущему. Выбирается движение, которое нельзя будет выполнять. Под музыку дети повторяют движения, которые показывает ведущий, но тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

 

Портрет агрессивного ребенка

Агрессия – это склонность к причинению другим морального и физического ущерба.

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения и физический ущерб людям

5 видов агрессии:

Физическая (физические действия против кого-либо);

Вербальная (угрозы, крики, ругань);

Косвенная:

Направленная (сплетни, злобные шутки);

Ненаправленная (крики в толпе, топанье и т.д.);

Раздражение (вспыльчивость, грубость);

Негативизм (оппозиционная манера поведения).

Э. Фромм выделяет «доброкачественную» (имеет инстинктивную природу – появляется в момент опасности как реакция на угрозу) и «злокачественную» агрессию…

Направления работы:

Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;

Обучение навыкам саморегуляции;

Формирование доверия к людям и эмпатии;

Для агрессивных детей

Помочь детям доступным способом выразить гнев, а вожатому – беспрепятственно провести мероприятие может так называемый «Мешочек для криков». Перед началом занятия каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку криков» и как можно громче прокричать в него. Т.О, он «избавляется» от своего крика на время занятия. После дети могут «забрать» свой крик обратно.

 

Обзывалки Цель: Снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов и мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: А ты… морковка! Помните, что это игра, поэтому обижаться мы друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: А ты… солнышко». Игру следует проводить в быстром темпе.

Застывшая скульптура. При потасовке ее участникам предлагается замереть, изображая глиняную скульптуру, застывшую в агрессивных позах. Остальным предлагается побыть скульпторами и поменять что-то в этой скульптуре. Например, положение рук, ног, выражение лица. Возможно, получится совсем другая скульптура, например совместная деятельность или рукопожатие.

Прорвись в круг. Если агрессия направлена на одного участника группы, или он отвергаем, можно использовать следующее упражнение. Участники встают в круг, держась за руки. Отвергаемый участник стоит вне круга и его задача – оказаться в центре круга. Это упражнение проявляет скрытую агрессию группы, дает возможность отреагировать ее и группе и отвергаемому участнику. После отреагирования агрессии группа может отнестись к этому участнику по-другому. Иногда нужно большое участие психолога, он должен оказать поддержку участнику, особенно если ее не оказывает никто из членов группы.

Скажи мне о Тане. Выбирается один доброволец, он выходит из круга, но садится невдалеке. Участники задают вопросы друг другу про добровольца и отвечают про него в третьем лице. Доброволец должен при этом молчать. Например: «Любит ли Таня долго спать?» - «Она очень любит спать…». Далее следует обсуждение, где происходит отреагирование агрессии и других возникших чувств, предполагающее высказывание и их осознание.

Узкий мост. На полу ведущий чертит две длинные линии на некотором расстоянии друг от друга. Это будет мост. Выбираются два участника, которые идут с разных концов моста. На середине они встретятся. Задачей каждого является дойти до конца моста. Можно задать дополнительное условие, что они оба торопятся. Ведущий обращает внимание на то, как они пройдут мост. Сумеют вежливо разойтись или один столкнет другого? Проводится обсуждение.

Говорим гадости. Группа делится на две команды, участники становятся друг напротив друга. Каждая получившаяся пара говорит по очереди. Члены одной команды говорят гадости, а члены другой команды отвечают на них комплиментами. Главное правило: говорить ровно, выдержанно, начинать с «Вы», добавлять «сэр» или «мисс». Мат не употреблять. Например: «Вы дрянь, сэр». Участник другой команды, стоящий напротив сказавшего гадость, должен ответить ему комплиментом, в соответствии с теми же правилами. Например: «Вы очаровательны, мисс». При несоблюдении правил команде присуждается штрафное очко. Обсуждение: Что задевает, в каких ситуациях трудно удержаться в рамках упражнения?

Бумажные мячики (Снежки). Эта игра учит канализировать свои агрессивные чувства через игру, дает возможность снять эмоциональное напряжение в группе или эмоционально включиться в работу усталым или апатичным детям. Материалы: Старые газеты или что-нибудь подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды. Инструкция: «Возьмите каждый по большому листу газеты, как следует скомкайте его и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По моей команде вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду «стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, за разделительную линию» (2-3 минуты).

Изобрази свою злость. Упражнение позволяет осознать особенности переживания и проявления этого чувства. Материалы: бумага и любые изобразительные средства; пластилин. Инструкция: «Изобразите свою злость в виде живого существа или какого-нибудь образа». Вариант: Возьмите плотную бумагу, типа оберточной. Изобразите свою злость, «вырвав» ее из бумаги. Работа с плотной бумагой требует физических усилий и, таким образом, высвобождает энергию. Обсуждение заключается в том, что дети рассказывают о том, что они изобразили, что хотели передать.

Обвинения. Их группы приглашается доброволец, который усаживается на «горячий» стул. Все остальные участники рассаживаются на своих стульях двумя шеренгами друг напротив друга, как бы за длинным воображаемым столом, во главе которого сидит наш доброволец. Одна из шеренг объявляется обвинителями, другая – защитниками. Тренер предлагает группе поиграть в нечто вроде процедуры суда. Это делается примерно так: «У нас сегодня суд над очень известным правонарушителем и, можно сказать, преступником. Вот он сидит, казалось, наш товарищ, а на самом деле – злостный преступник и правонарушитель. Мы будем его судить. Процедура будет такой. Встает первый обвинитель и произносит краткую обвинительную речь, в которой обвиняет нашего героя в конкретном правонарушении или преступлении. Не надо обвинять в чем-то фантастическом. Попробуйте вспомнить что-то вполне правдоподобное о нашем герое, что можно положить в основу вашего обвинения. Сам «преступник» пока молчит и не отвечает на обвинение. За него работает «штатный защитник» - тот, кто сидит во второй шеренге напротив обвинителя. «Защитник» должен защитить подсудимого от нападок обвинителя. Если это не сможет сделать «штатный защитник», я предоставлю слово любому защитнику из шеренги защитников. Важно, чтобы защита обязательно состоялась». Так продолжается до исчерпания пар «обвинителей» и «защитников». Только после этого предоставляется оправдательное слово «подсудимому». Цель: развитие умения «справляться», принимать замечание, толчок для рефлексивного процесса.

Копилка обид. Детям предлагается нарисовать ил описать «копилку» и поместить в нее все обиды, которые они переживали до сегодняшнего дня. После этого проводится обсуждение: что делать с этой копилкой. Психолог говорит о бесплодности накопления обид, о жалости к самому себе как одной из самых плохих привычек. Все решают, что можно сделать с копилкой. Психолог поддерживает предложение разорвать ее и предлагает действительно это сделать. Обсуждение: Что делать с текущими обидами? Еще раз подчеркивается, что умение выразить обиду, досаду важно для себя. Реванш, месть, не решают проблему. Поддерживаются предложения типа: записывать, а потом рвать записку, мысленно отправлять обиду в небо (или пускать по ветру/по воде), следя, как по мере удаления она становится все меньше и меньше. Как относиться в дальнейшем к обидчику? Прощение обиды.

 

Портрет тревожного ребенка

Тревога – эпизодическое проявление беспокойства и волнения

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях в том числе и таких, которые к этому не располагают.

Физиологические признаки тревожности:

Учащенное сердцебиение;

Поверхностное дыхание;

Сухость во рту:

«Ком» в горле;

Слабость в ногах.

Психологические (поведенческие признаки) тревожности

Ребенок грызет ногти;

Качается на стуле;

Барабанит пальцами;

Теребит волосы (не путать с кокетством);

Раскачивает ногой и пр.

Направления работы:

Повышение самооценки

обучение умению снижать мышечное напряжение

Отработка навыков уверенного поведения.

Для тревожных детей

Драка Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук (подходит и для агрессивных детей). «Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко сожмите челюсти. Пальцы зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а вдруг вы видите этого человека в последний раз и стоит ли тогда драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»

«Подарок под елкой» «Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданный подарок перед вами! Вы рады? Улыбнитесь!»

«Корабль и ветер» «Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, а теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»

Как вариант для повышения самооценки подойдет игра «Золотой стул».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: