Вопрос 1: Понятие личности. Структура психологии личности.
Личность, общежитейский и научный термин, обозначающий:
1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова);
2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности
ЛИЧНОСТЬ - это конкретный человек, представитель определённого общества, класса, коллектива, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и имеющий свои индивидуальные особенности.
В психологии, говоря о структуре личности, принимают взаимосвязь:
ЛИЧНОСТЬ - ЧЕЛОВЕК - ИНДИВИД
"ЧЕЛОВЕК" - собирательное понятие (биологическое и общественное) "ЛИЧНОСТЬ" - конкретный человек со всеми его индивидуальными особенностями, т.е. - это сложный комплекс индивидуально своеобразных, индивидуально выраженных психических и социальных процессов, свойств, состояний и образований.
"ИНДИВИД" - конкретный человек со всем своеобразием своих физических, физиологических, психических и социальных качеств и свойств. ПОД СОДЕРЖАНИЕМ ЛИЧНОСТИ понимают духовный мир человека, его индивидуальное сознание, которое является отражением общественного сознания, социальной и природной среды.
ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ЛИЧНОСТИ.
- представления - убеждения
- знания - специальные навыки и умения
- понятия - мнения, суждения по отдельным явлениям
- взгляды и событиям
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ.
ПСИХИЧЕСКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ
СОСТОЯНИЯ ПРОЦЕССЫ СВОЙСТВА
1)подъем - угнетение 1)чувства - воля
2)удовлетворение 2)темперамент
- неудовлетворение - характер
3)направленность 3)способности
ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Знания | Навыки | Умения | Привычки |
Центральной частью духовного мира личности является МИРОВОЗРЕНИЕ.
В качестве природного существа человек наделен определенными жизненными силами (ФОНОВЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ)
- состояние здоровья
- уровень физического развития
- уровень и состояние развития нервной системы
- другие факторы
Этими факторами определяется, физическая и психическая нагрузка, которую, может выдержать человек. От них зависят работоспособность, настроение, успехи в учёбе и службе, взаимоотношения с товарищами и командирами, они оказывает влияние на развитие индивидуальных свойств личности лежат в основе индивидуальной работы с военнослужащими.
Считают, что взаимодействие и единство социальных и биологических факторов исходя из определяющей роли общественных условий формирования и развития личности человека, его сознания и поведения т.е. развитие способностей в основном наследственных.
СОДЕРЖАНИЕ ЛИЧНОСТИ – ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ, ВСЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОТОРОГО ТЕСНО СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
Психологическая структура личности воина | Психические процессы | Различные формы отражения предметов и явлений |
На основе ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ возникают СОСТОЯНИЕ, формируются ЗНАНИЯ, НАВЫКИ, УМЕНИЯ. Психические процессы существенно влияют на формирование ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ И КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ.
1) ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
- ощущения
- восприятие
- внимание
- память
- представление
- мышление
- речь
- воображение
2) ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ
- эмоции
- чувства
3) ВОЛЕВЫЕ
- механизмы волевых действий
- волевые качества
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА устойчивые психические явления, влияющие на поведение воина.
Психические свойства характеризуют личность воина главным образом с социально-психологической стороны.
Психические свойства включают:
- направленность
- темперамент
- характер
- способности
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ временные целостные состояния психики воина.
Психические состояния влияют на протекание психических процессов, проявление свойств личности.
1)ВИДЫ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ:
- личностно-ситуативные
- глубокие - поверхностные
- продолжительные - кратковременные
- осознанные - неосознанные
2) ГРУППЫ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
а) положительные б) Отрицательные
- уверенность - неуверенность
- бодрость - подавленность
- подъем - сомнение
- приподнятость - боязнь
- собранность - рассеянность
- сдержанность - раздражительность
ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ психические качества человека приобретённые им в ходе деятельности
Психические образования характеризуют степень развития личности воина. К ним относятся:
знания | умения | навыки | привычки |
Таким образом рассмотрев личность о точки зрения психологии мы можем перейти к анализу воинского коллектива, как суммы отдельных личностей.