Политика деятельна, выражает действия в функциях

Значимость на 2 плана: способность человека к деятельности и сама деятельность. Содержание политики определяется: её субстрактным носителем(кто несёт и для чего).

Ф-ии политики:

1) общие (анализирует политику с (.) зрения содержания, направленности, значимости политики, как общественного явления.

-интегративная(интересы различных групп и людей объединяется в единое целое, что обеспечивается одним институтом -государством. единая институцмональность выражает общие массовидные интересы.

-корректирование политического процесса.

-целепологание(Разработка перспективных целей и моделей общественно политического развития общества и государства и организация, мобилизация масс на их выполнение).

- регулятивная.

-оценочно-контрольная.

- политическая социализация(то есть последовательное включение людей в осознанный процесс политической жизни и действия, что требует политических знаний и культуры).

2) частные (отражает факты взаимодействия политики с другими сферами, соприкосновение со сферами, которые не являются политическими.)

Цель, средства

Всякая политическая деятельность включает в себя цель и средства. Основанием деятельности является цель, но основание цели лежит вне деятельности - в сфере человеческих ценностей и идеалов. Цель представляет собой образ желаемого будущего, идеальный результат, к которому стремятся политические субъекты и который является побудительным мотивом деятельности. Цель в политике, кроме мотивационной, выполняет и организационную, мобилизационную функции. Общая характеристика цели состоит в интегративном выражении общих интересов, стремлений людей к лучшей жизни, благосостоянию. Но она трудно реализуется, поскольку общая цель при своей реализации расчленяется на многие конкретные цели, а между ними существуют противоречия, как впрочем и между общей целью и отдельными целями. Гармонизацию целей и призвано достигать государство, ибо оно есть единственный институт политической системы общества, который может это сделать.

Средства- способы достижения политических целей. Поэтому они носят служебный характер, «подчиняются» целям, их обслуживают. Средства есть конкретные инструменты влияния субъектов политики на объекты. Одна и та же цель может осуществляться разными средствами. Если общая цель относительно стабильна, устойчива, то конкретные цели подвижны, а средства политической деятельности представляют собой очень изменчивые инструменты действий субъектов. Вопрос о взаимовлиянии целей и средств в политике рассматривается, как правило, в зависимости от их нравственной оценки и выделяются три позиции данного отношения. Первая заключается в том, что нравственный характер политики определяется ее целью. Основателем подобного подхода был итальянец Н. Макиавелли, который выдвинул тезис: «Цель оправдывает средства». Ради достижения поставленных целей он считал оправданными и приемлемыми любые средства, включая вероломство, коварство, жестокость, обман политического противника. Вторая позиция исходит из приоритетного влияния средств на нравственную значимость политики, ее цели. И, наконец, третья - между целями и средствами существует взаимовлияние, при котором как цель, так и средства ее достижения взаимодополняют друг друга. С одной стороны, цель предопределяет используемые средства, а с другой - средства определяют как результат цели, так и его качественную характеристику (реалистичность, утопичность и т.п.). Между целью и средством ее достижения всегда существует противоречие, которое может оперативно разрешаться, но может и консервироваться на длительное время. Поскольку средства являются более конкретными, оперативными и подвижными орудиями политической деятельности, то они непосредственно влияют на результаты политики, могут корректировать цель. Отсюда очевидно, что политик обязан владеть механизмами использования средств, не абсолютизировать какое-то одно средство, быть готовым к их смене и т.п.

При этом очень важно использовать средства политической деятельности, адекватные ее целям, поскольку сами средства могут исказить цель. В результате возникает серьезная социальная дестабилизация общества. М.В. Лазарев отмечает: «Возможность разрыва между целями и средствами политической деятельности существует в силу различной их природы. Первые формируются в среде идеологии, вторые - в среде культуры. Если в процессе политических изменений цели отрываются от наличных средств, то происходит простое заполнение ячеек старой политической структуры новыми людьми. Именно выбором целей политических изменений, соответствующих наличным средствам, возможностям, представлениям людей, определяется норма, то есть упорядоченность развития».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: