Понятие, виды и содержание предпр. Правоотношений

Под предпринимательскими правоотношениями понимаются урегулированные нормами предпринимательского права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной деятельности некоммерческого характера, внутрихозяйственные отношения, а также отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности

Предпринимательскому правоотношению как одному из видов правоотношений присущи общие признаки, характерные для всех правоотношений: возникновение, изменение или прекращение только на основе правовых норм; связанность субъектов правоотношений взаимными правами и обязанностями; волевой характер; охрана по стороны государства; индивидуализированность субъектов, строгая определенность их взаимного поведения, персонификация прав и обязанностей

Основанием возникновения, изменения и прекращения предпринимательских правоотношений являются юридические факты, в роли которых выступают действия и события. Основная роль принадлежит действиям субъектов предпринимательской деятельности. События выступают в качестве правоизменяющих или правопрекращающих обстоятельств.

Субъектами предпринимательских правоотношений выступают лица, непосредственно осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые в лице органов власти регулируют и контролируют эту деятельность.

Содержание предпринимательских правоотношений состоит из единства материального и волевого компонентов. Материальное содержание составляет фактическая деятельность субъектов предпринимательской деятельности. Волевое содержание образуют субъективные права и

обязанности участников этих правоотношений.

Объектами предпринимательских правоотношений могут быть: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество; действия обязанных субъектов; собственная деятельность субъектов предпринимательского права; неимущественные блага (фирменное наименование, товарный знак, коммерческая тайна и др.).

В науке предпринимательского права предпринимательские правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию классифицируются на следующие виды:

1) Абсолютно вещные правоотношения. Они возникают на основе права собственности.

Право собственности дает его субъекту возможности владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом. Это право используется для осуществления предпринимательской деятельности на базе собственного имущества государством,

муниципальными образованиями, субъектами частной собственности. Объектом правоотношения, по поводу которого оно возникает, выступает вещь.

2) Абсолютно-относительные вещные правоотношения. Складываются и реализуются при осуществлении права хозяйственного ведения, оперативного управления. Они являются абсолютно-относительными потому, что субъект реализует свои возможности в сфере предпринимательской деятельности вне взаимодействия с другими субъектами. Он владеет, пользуется и распоряжается имуществом самостоятельно «абсолютно», не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительных правоотношениях.

Правовые отношения такого вида возникают и реализуются субъектами предпринимательской деятельности, которые используют в качестве основы своей деятельности предоставленное им государственное или муниципальное имущество. Объем прав таких субъектов определяется соответствующим собственником и закрепляется в соответствующем законе или уставе.

3) А бсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. С кладываются по поводу ведения собственной деятельности, которая выступает в качестве объекта правоотношения. Возникают по поводу ведения бухгалтерского и налогового учета, формирования статистической отчетности, применения положений технического регулировании и т.п. Субъект предпринимательской деятельности самостоятельно определяет свои действия в соответствии с действующим законодательством.

4) Неимущественные предпринимательские правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектом предпринимательской деятельности (фирменного наименования, товарного знака, коммерческой тайны и других). Никто, кроме субъекта – носителя этих прав, без его разрешения не может воспользоваться фирменным наименованием, товарным знаком и знаком обслуживания, менять наименование места происхождения товара и т.п.

5) Особая группа - обязательственные правоотношения. Характерным для них является то, что один субъект предпринимательской деятельности вправе требовать от другого субъекта совершения соответствующих действий. Обязанный субъект обязан их исполнить, то есть передать имущество, выполнить работы, оказать услуги и т.д.

Обязательственные правоотношения подразделяются на четыре разновидности: 1) хозяйственно-управленческие (возникают в результате актов гос.органов); 2) внутрихозяйственные (складываются между подразделениями); 3) территориально-хозяйственные (отношения публичных образований между собой и организациями); 4) оперативно-хозяйственные (между несоподчиненными субъектами в силу предпринимательских договоров)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: