Педагогический статус социально-культурной деятельности

Теоретическая база СКД как ресурс развития науки.

Научный статус и общественное признание той или иной науки в значительной мере зависят от степени разработанности ее теоретических основ, которые прежде всего раскрывают ее предметное поле, цели, закономерности, функции, связи с практикой.

Как самостоятельное фундаментальное научное и образовательное направление в российском информационном пространстве, как родовая основа семейства профессиональных образовательных стандартов для специальностей и специализаций социокультурного профиля, социально-культурная деятельность не является исключением. Она составляет основное содержание практического труда как профессионалов, так и непрофессионалов, занятых в современной социокультурной сфере.

Социально-культурная деятельность как целостное явление может быть описана с помощью ряда системных признаков: историчность, компоненты; интегративные качества и коммуникативные свойства, присущие каждому из элементов; функциональные характеристики.

Термин СКД в обыденной жизни употребляется в 3 значениях: как общественная практика, в которой задействовано сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной социокультурной сферы; как учебный предмет, обладающий определенной логикой и структурой; как исторически сложившаяся отрасль научных знаний, теория, которая развивается благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков.

Теория СКД является одной из составных частей теории педагогики, общепедагогической системы научных знаний. Она базируется на фундаментальных для педагогической науки положениях из области человекознания, социологии, психологии, истории, культурологи и т. д.: переводит эти положения с присущего им общего на уровень особенного, тем самым в известной мере развивает их. В свою очередь, теория СКД является базовой отраслью научных знаний для множества более узких специализированных дисциплин, входящих в образовательные стандарты подготовки кадров для сферы искусства, СМИ, туризма, информационных технологий и других.

Современная социокультурная практика не только включает в себя любительские занятия в сфере досуга, но и, что особенно важно, представляет собой огромный педагогический в своей основе профессиональный труд, распространяющийся далеко за рамки традиционного досуга на такие трудоемкие сферы, как профессиональная система образования и последующая карьера специалистов, профессиональное искусство и народное творчество, массовая физическая культура и профессиональный спорт, профессиональная социальная работа и социально-культурная реабилитация, межкультурный, также и профессиональный, обмен и сотрудничество.

Педагогический статус социально-культурной деятельности

Как и любая наука, теория, методика и организация социально-культурной деятельности выстраиваются на новых методологических основаниях и подходах

Здесь следует остановиться подробнее на диалектике развития самого термина «подход» применительно к предмету нашего курса. Если всего лишь несколько десятилетий назад исследователи культурно-просветительной работы ограничивались использованием дефиниций типа «половозрастной» или «индивидуальный» подход, то в настоящее время в изучении социально-культурной деятельности мы наблюдаем существенное расширение этого перечня. Речь идет о системном, синергетическом, средовом, коммуникативном, ситуационном и целом ряде других подходов, благодаря которым наши представления о природе и возможностях социально-культурной деятельности претерпели не только прогрессивные, но поистине революционные изменения. Избранный нами междисциплинный взгляд на огромный по своим

масштабам воспитательный и образовательный опыт в сфере досуга и творчества позволил определить сам процесс воспитания и образования как с педагогических, так и с культурологических позиций/ выявить сущность этого процесса как вхождение человека (ребенка, подростка, взрослого) вместе с педагогом, менеджером, технологом в современную социально-культурную среду, в созданный человечеством и природой богатейший мир культуры и культурных ценностей, приобщение к неиссякаемым родникам народной педагогики и народного творчества. Непременными слагаемыми этого процесса являются освоение, усвоение и

присвоение народно-педагогического опыта и культурных ценностей, а

основу его содержания составляет выработка у людей активного, заинтересованного отношения к духовному богатству каждого народа, умений и навыков творческой деятельности и взаимодействия с этим миром.

Глубочайшим педагогическим смыслом пронизано все - и сам акт вхождения субъектов социально-культурной деятельности, Педагога и его Ученика, в бесконечно богатую кладовую культурных ценностей, и сам момент взаимодействия этих субъектов, выстраиваемый по законам

педагогики, и сама постоянная направленность этого взаимодействия на свободный выбор занятий, на инициирование творческих усилий и способностей субъектов.

С самого начала эта педагогическая парадигма приобрела универсальный и систематический характер Во-первых, она распространяется как на область собственно досуга, свободного времени, так и на обширную область профессионально занятого, рабочего времени, затрачиваемого на требующую высокой квалификации деятельность и за пределами

досуга Во-вторых, она определяет четкий социально-педагогический статус огромного отряда специалистов-профессионалов, задействованных наравне с непрофессионалами в многочисленных государственных и негосударственных учреждениях и организациях социально-культурного профиля. В-третьих, она служит методологическим фундаментом

для возникновения, развития и педагогического обоснования семейства

неизвестных ранее научно-образовательных дисциплинарных направлений, а также нового поколения педагогических, по сути, технологий, источником для которых явилось родовое понятие <<социально-культурная деятельность». Причем речь здесь идет о закономерном для учебного процесса непрерывном «отпочковании» таких дисциплин, как социально-культурная анимация, социально-культурное проектирование, социально-культурная реабилитация, социально-культурные технологии и т.д.

Подобный генезис педагогической парадигмы представляется абсолютно закономерным и объективно необходимым. В результате педагогическая парадигма становится, по существу, доминирующим, системообразующим элементом структуры, содержания, самой сущности предмета социально-культурной деятельности. Она выступает в качестве принципиального положения при рассмотрении, сравнительном анализе и оценке этого предмета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: