Социально-культурная сфера как объект проектирования включает в себя,как было
показано выше, широкий круг явлений, процессов и институтов, относящихся по
своей природе, функциям и другим параметрам либо к сфере преимущественно
“социального”, либо — “культурного”. Преобладающая ориентация разрабатываемых
проектов на решение социальных или культурных проблем во многом определяет
специфику проектной деятельности.
Проектирование,ориентированное на решение социальных, социально-
психологических, воспитательных проблем, по своей сущности является
социально-педагогическим. В свою очередь, проектная деятельность,
осуществляющаяся в сфере культуры, входит в группу технологий, используемых
прикладной культурологией.
Рассмотрим специфику каждого из этих видов проектирования на примере
проблемного поля,объекта и функций специалистов социально-педагогической и
социально-культурной сфер.
Задачи и функции специалиста, работающего в социально-педагогической сфере, а
|
|
также технология его деятельности определяются теми специфическими проблемами,
которые возникают в системе "человек-среда"
[72]. Специфика этих проблем заключается в том, что они носят
социально-личностный характер, т.е. переживаются личностью как трудности,
преграды, препятствия, возникающие в процессе удовлетворения социальных
потребностей человека (в признании, самоутверждении, оценке, статусе, смысле
жизни и др.), достижения значимых для личности ситуаций, а также
актуализируются в виде психологических состояний, вызванные этими преградами
(тревога, неудовлетворенность, беспокойство, депрессия и т.д.).
"Проблемное поле" социальной педагогики включает в себя: непризнание
ближайшим окружением, потеря авторитета, отверженность (аутсайдерство),
социальная незащищенность личности, отсутствие условий для самореализации,
неблагоприятное самочувствие человека в социальной среде, неадекватная оценка
со стороны других, отсутствие эмоциональной поддержки, чуткости, внимания,
внутренний дискомфорт, чувство неполноценности, низкая или завышенная
самооценка. Суть этих проблем — разлад между личностью и ближайшим значимым
для нее окружением — школьным коллективом, семьей, неформальной группой и
т.д.
Характер проблем определяет не только задачи социальной педагогики, но и
объект педагогического проектирования и регуляции. Им является не столько
личность — носитель проблем, сколько ее социальное окружение, которое в
процессе социально-педагогического влияния должно принципиально измениться,
ибо обрести статус, авторитет, ощутить личностную значимость и эмоциональную
|
|
поддержку человек может лишь в том случае, если меняется нему отношение со
стороны значимых других. Следовательно, суть социальной педагогики не сводима
к механизму социализации, более того, она имеет как бы противоположный вектор
усилий — не "подключить" ребенка к социуму, а наоборот, социум "приблизить" к
личности, сделать его более гуманистичным, комфортным (чутким,
поддерживающим, признающим, слушающим, оценивающим).
Таким образом объект социальной педагогики включает в себя как носителя
социально-педагогических проблем — личность, так и социальную среду,
порождающую их.
Функции социального педагога определяются гуманистической природой данной
профессии, ее сверхзадачей — содействовать реализации социальных прав
личности, которые полностью зависят от характера ближайшего окружения,
социальной среды "обитания человека", от уровня социально-психологической и
духовно-нравственной культуры личностей, составляющих это ближайшее
окружение. К функциям с ярко выраженной социально-педагогической ориентацией,
реализуемых в том числе посредством разработки и реализации соответствующих
проектов, можно отнести следующее:
— социально-психологическую, суть которой выражает способность понимать,
идентифицировать и выражать проблемы личностей, социальных общностей и групп,
находить источники их социального дисфункционирования, дисгармонии;
— посредническую функцию, которая предполагает компетентное участие
социального педагога посредством различных техник в социально-психологической
взаимоадаптации личностей и коллективов, создании конструктивных
(восстанавливающих) отношений человека и среды;
— функцию профилактики, т.е. предупреждения, устранения или минимизации
социальных факторов, вызывающих отклоняющиеся формы поведения посредством
воздействия на социальную среду, модификации социальных норм и ценностей
окружения;
— коммуникативную функцию — восстановление позитивных, развивающих
отношений между девиантами и социально-культурной средой;
Вторая группа функций отражает культурологическую направленность деятельности
социального педагога. Она включает:
— компенсаторную функцию — создание дополнительных условий для
творческого развития и самореализации личности, социально-позитивного выхода
нереализованной энергии путем включения человека в различные виды
социально-культурной деятельности. Реализация этой функции предполагает
владение социальным педагогом различными видами социально-культурного
творчества, использование социально-педагогического потенциала различных видов
и жанров искусства;
— социально-культурную функцию, которая является одной из основных в
функциональной модели социального педагога. Ее суть заключается в решении
определенного рода проблем — социально-культурных, которые в отличие от
социально-психологических проблем носят внеличностный характер.
Социально-культурные проблемы — это несоответствие объективного положения дел и
нормы, существующего и должного, целей и результатов деятельности,
несоответствие, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для
достижения целей, препятствий, преград или трудностей на пути гармонизации
социокультурной среды; это факты неблагополучия, утраты, характерные для
личности или социальной группы в целом в тех или иных сферах культурной жизни.
Если личностные (социально-психологические) проблемы переживаются человеком
как дефицит чего-то субъективно значимого, то в данном случае личность
(общность, социальная группа) есть лишь носитель социально-культурных
|
|
проблем, не всегда ощущающий (и переживающий) несоответствие или
неблагополучие как проблему.
Социально-культурные проблемы есть основа формулировки целей и задач
культурологического характера в процессе разработки и реализации социально-
педагогических программ, т.е. задач, связанных с гармонизацией культуры
личности, социальной группы, общности (исторической, художественной, духовно-
нравственной, политической, экологической культуры и т.д.). По отношению к
социально-психологическим проблемам они носят для социального педагога
вторичный характер (задачи — средства).
Сказанное выше дает основание обозначить сущность характеризуемой профессии
как социально-культурная педагогика, ибо характер и содержание задач
определяется, в основном, первой составляющей, а средства их решения —
второй.
Основу профессионального мастерства социального педагога составляют различные
технологии использования социально-культурной деятельности в решении
социально-психологических проблем (мы их уже называли — артпедагогика,
библиопедагогика, социопедагогика, техника развивающего диалога и ведения
беседы и т.д.). Базовой, стержневой является технология разработки и
реализации социально-педагогических программ, каждая из которых представляет
собой систему мероприятий и акций, взаимоувязанных единой целевой установкой
и ориентированных на решение социально-психологических и социально-культурных
проблем.
Таким образом, в профессиях социально-педагогической направленности
преобразованию (в рамках того или иного проекта) подлежат: личность и
социально-психологическая среда — ее социальное окружение, которое в
результате воздействия должно принципиально измениться, ибо обрести статус,
авторитет, ощутить личностную значимость и эмоциональную поддержку человек
может лишь в том случае, если меняется к нему отношение со стороны значимых
других. Суть социальной педагогики — “приблизить” социум к личности, сделать
|
|
его более гуманистичным (чутким, поддерживающим, признающим, слушающим,
оценивающим), содействовать реализации “социальных прав” личности, которые
полностью зависят от характера ближайшего окружения, от уровня
социально-психологической и духовно-нравственной культуры личностей,
составляющих “зону непосредственного развития” человека. Проективный характер
данной профессии обнаруживается, практически, во всех функциях социального
педагога: в социально-психологической, посреднической, профилактической и др.
Успешная реализация большинства функций, характерных для профессий социально-
педагогической направленности, зависит от степени овладения технологией
социокультурного проектирования, определяется способностью специалиста
грамотно и компетентно разработать и реализовать социально-педагогическую
программу, снимающую или частично разрешающую (оптимизирующую) обозначенные
выше проблемы.
При обосновании объекта, задач и функциональной модели специалиста
культурологической направленности акценты меняются противоположным образом —
социально-педагогическая составляющая (от характера проблем до
технологических приемов) является в данном случае факультативной, она
реализуется, в основном, на уровне проектирования и регуляции социально-
культурных процессов, субъектом которых выступает личность и социальная
общность.
Объект и предмет специалиста социально-культурной сферы определяется
содержанием и характером задач, диктуемых реальными проблемами и нуждами
соответствующей области практики, выявление которых требует проведения
предварительных исследований (относящихся, преимущественно, к компетенции
прикладной культурологии).
Теоретико-исследовательские и проектные задачи прикладной культурологии можно
представить, как минимум, в виде трех групп:
Первая группа задач ориентирована на выявление закономерностей создания,
сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, практик и
разработку на этой основе условий и способов оптимизации этих процессов
(преимущественно, на институциональном, “отраслевом” и технологическом
уровнях — в деятельности различных государственных и общественных институтов
и учреждений, обеспечивающих социальную коммуникацию культурных ценностей,
охрану культурного наследия и т.д.);
Вторая группа задач предполагает получение практически ориентированного
знания о закономерностях формирования и развития различных субъектов культуры
(личности, социальной группы, этнокультурной общности, региона, общества в
целом) и поиск оптимальных механизмов и технологий регулирования социально-
культурных процессов на соответствующих уровнях. Именно здесь проектирование,
направленное на оптимизацию культурной деятельности оказывается возможным и
наиболее эффективным в силу статусной, содержательной, нормативно-правовой и
административно-территориальной определенности как объекта, так и субъекта
социально-культурного регулирования.
На уровне функционирования социально-культурной общности прикладные
культурологические исследования должны обеспечить теоретическую базу
технологиям, ориентированным на оптимизацию становления и динамики различных
субъектов саморазвития культуры: самодеятельных групп, объединений, клубов,
ассоциаций, движений и т.д.
На общенациональном и региональном уровнях прикладная культурология
разрабатывает методологические основания государственной культурной политики
(ее приоритеты, цели, задачи, механизмы и т.д.), обеспечивает теоретическую
базу деятельности территориальных органов управления культурой, предлагает
функционально-содержательные модели организационных структур и учреждений,
соответствующих региональной культурной специфике и способствующих решению
территориальных проблем. Культурологические знания о закономерностях
формирования и проблемах развития отечественной и региональных культур могут
найти применение в социально-культурном проектировании процессов, характерных
как общества в целом (т.е. национальной культуры); так и для культурной жизни
конкретной территории. Они позволят сориентировать проекты и программы на
стратегическую цель культурной политики: создание условий для саморазвития
культурной жизни, поддержку приоритетных направлений и видов культурной
деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих
оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни социума,
развитию исторической, экологической культуры личности, созданию духовно
насыщенного "культурного пространства" — среды становления и развития
человека.
Задачи и содержание проектной деятельности специалиста, работающего в
социокультурной сфере (т.е. профессионала, объектом деятельности которого
являются различные субъекты или феномены культуры), не тождественны
теоретико-исследовательским целевым установкам прикладной культурологии. Их
характер определяется, с одной стороны, спецификой объекта проектирования, с
другой — содержанием социально-культурных проблем, носителем которых является
вполне определенный субъект культуры. Проблемы эти имеют различный уровень
локализации и радиус действия (общенациональный, региональный, отраслевой,
личностный и т.д.) и предстают в форме субъективно воспринимаемого
несоответствия между оптимальным уровнем культурного развития (человека,
социальной группы, региона и т.д.) и его реальным состоянием. Причем, острота
переживания ситуации и глубина ее анализа, как уже отмечалось, культурно
обусловлены — они задаются представлением о норме, эталоне и являются
результатом оценки социокультурной ситуации субъектом — профессионалом, который
принимает на себя ответственность за данное состояние и доступными ему
способами (включая профессиональные технологии, ресурсы) оптимизирует
культурную жизнь личности, социальной группы, самодеятельной общности,
территории в целом. Сегодня, например, "проблемное поле" прикладной
культурологии определяется негативными тенденциями и процессами, связанными с
разрушением нормативно-ценностной базы и утратой чувства духовной самобытности
российской культуры; снижением уровня художественной, исторической,
экологической, духовно-нравственной культуры личности и общества; слабым
использованием педагогического потенциала искусства; размыванием
историко-культурного своеобразия и уникальности территорий (особенно малых
городов и поселений российской провинции); утратой технологий традиционных
ремесел и промыслов, предметов и памятников, имеющих историко-культурную и
художественную ценность; отсутствием условий для художественного развития
молодых дарований; снижением моральных критериев во взаимоотношениях между
людьми; дисфункционированием социальных институтов и учреждений, составляющих
культурную инфраструктуру и др.[73]
Мы видим, что все составляющие объекта проектирования и профессиональной
деятельности специалиста культурологической направленности (личность,
общность, регион, общество) являются носителями не социально-психологических,
а культурологических проблем. Именно “проблемное поле”: на одном уровне —
определяет характер исследовательских и проектных задач прикладной
культурологии как научной дисциплины, на другом — задает сферу компетенции,
функции и содержание деятельности специалиста, работающего в социально-
культурной сфере, а, следовательно, и содержание его профессиональной
подготовки. Используя специфические социально-культурные технологии, он
должен квалифицированно определять индивидуальные особенности и задатки
человека, его предрасположенность к различным областям художественного
творчества; содействовать в рамках конкретных проектов и программ
формированию исторической, художественной, духовно-нравственной,
политической, экологической культуры личности; создавать на социально-
психологическом и региональном уровне духовно насыщенное "культурное
пространство" как естественную среду становления и развития человека.
Таким образом, объектом проектной деятельности специалиста социокультурной
сферы могут выступать:
Во-первых, социально-культурная среда (цель проектной деятельности —
создание духовно насыщенного культурного пространства и оптимизация условий
саморазвития культурной жизни человека, социальной группы, территории в целом);
Во-вторых, образ жизни (поддержка приоритетных направлений и видов
культурной деятельности, способствующих росту качественных параметров образа
жизни, формированию художественной, духовно-нравственной, исторической,
экологической культуры; создание условий для творческого развития и
самореализации личности путем включения человека в различные виды
социально-культурной деятельности);
В-третьих, сферы жизнедеятельности личности — образовательная,
производственная, досугово-рекреационная, туристско-экскурсионная,
информационная и др. (совершенствование в рамках проекта деятельности
соответствующих учреждений или создание новых).