Работа грузового автомобильного транспорта характеризуется двумя основными показателями:
1)объемом перевозок грузов
2)грузооборотом
Объем перевозок измеряется в тоннах и показывает количество груза, которое уже перевезено или необходимо перевезти за определенный период автомобильным транспортом.
Грузооборот (Р) измеряется в тонно-километрах и показывает объем транспортной работы по перемещению груза, которая уже выполнена или должна быть выполнена в течение определенного периода времени.
Общий объем перевозок и грузооборот АТП распределяются по группам грузов в соответствии с принятой номенклатурой.
Это распределение называется структурой перевозок и грузооборота.
Структура дает количественную и качественную характеристику перевозок и показывает удельный вес каждого груза в общем объеме перевозок и грузооборота.
При определении объема перевозок необходимо учитывать, что одни и те же грузы могут перевозиться несколько раз.
Например, некоторые строительные материалы, а также промышленные или продовольственные товары сначала завозят на соответствующие склады, а затем развозятся в торговую сеть.
|
|
Повторность приводит к тому, что объем перевозок может быть больше фактического количества груза, произведенного в данном городе.
Коэффициент повторности представляет собой отношение объема перевозок в тоннах к фактически произведенному или потребляемому количеству груза
nповт=
где Qпер – количество перевезенного груза
Qпотр – потребленное количество груза
Например:
Для нужд строительства необходимо перевезти 15 тыс т различных отделочных материалов, из которых
6 тыс т – перевозится 1 раз
5 тыс т – 2 раза
4 тыс т – 3 раза
Объем перевозок груза при этом составит
(6 * 1 + 5 * 2 + 4 * 3) = 28 тыс т
Коэффициент повторности 28 тыс т /15 тыс т = 1,87
Величина коэффициента повторности зависит от правильности организации доставки груза.
Сокращение повторности перевозок – важнейшая народнохозяйственная задача.
Коэффициент повторности перевозок не должен превышать 1,1-1,3
Годовой грузооборот и объем перевозок, как правило неравномерно распределяются по отдельным месяцам и кварталам. Это ведет к неравномерному использованию ПС.
Для устранения такого несоответствия приходится принимать следующие меры:
1)привлечение ПС из других районных АТП
2)увеличение продолжительности работы на линии
Коэффициент неравномерности определяется по формуле
Например
Так если в 1 кв перевезено 40 тыс т и выполнено 480 тыс т/км,
Во 2 кв – 47 тыс т и 705 тыс т/км
В 3 кв – 62 тыс т и 620 тыс т/км
В 4 кв – 51 тыс т и 714 тыс т/км
То среднее значение объема перевозок и грузооборота составит
|
|
Коэффициенты неравномерности будут равными отношению максимальных величин объема перевозок и грузооборота ксредним за определенный период времени.
Nнр = 62/50 = 1,24Nнр= 714/630 = 1,13
Грузовые потоки
Грузовыми потоками (грузопотоком) называется количество груза в тоннах, следующего в определенном направлении за определенный период времени.
Грузопотоки бывают односторонние и двусторонние.
Больший по величине грузопоток будет основным (прямым), меньший – обратным.
Разность между большим и меньшим грузопотоками называется неравномерностью и вызывает порожний пробег части ПС в обратном направлении из-за невозможности обеспечения его грузом.
Грузопотоки характеризуются структурой – отраслевой, групповой и родовой.
Отраслевая структура определяется принадлежностью грузов к какой-либо отрасли народного хозяйства.
Групповая структура характеризуется принадлежностью грузов к определенной группе и их общим назначением:
- строительные группы
- твердое и жидкое топливо
- продовольственные товары
Родовая структура характеризует груз только по присущим им свойствам: сыпучие, твердые, тарные, наливные и т.д.
Для изучения грузопотоков составляют шахматные таблицы, в которых дают сведения о корреспонденции (грузообмене) между грузообразующим и грузополучающим пунктами.
Графически грузопотоки могут быть представлены в виде схем илиэтор грузопотоков.
Этора имеет прямое (по которому следует наибольшее количество груза) и обратное направления движения груза.
Отношение величин грузопотоков в прямом и обратном направлениях называется коэффициентом неравномерности грузопотоков по направлениям.
Из эпюры грузопотоков можно определить:
1)количество груза, отправляемого из каждого пункта
2)количество груза, прибывающего в каждый пункт
3)количество груза, проходящего транзитом через каждый пункт
4)объем перевозок на каждом участке и на всей линии
5)грузооборот на каждом участке и на всей линии
6)среднее расстояние перевозки грузов
Кроме того, эпюра грузопотоков помогает выявлять нерациональные встречные перевозки, т.е. перевозки одинакового груза во встречных направлениях.
Грузопотоки могут быть представлены в виде картограмм.
Картограмма – графическое изображение грузопотоков на карте (плане, схеме), местности где осуществляются перевозки по автомобильным дорогам и улицам.
Эпюры и картограммы дают возможность наглядного представления схемы перевозок груза, что имеет важное значение для разработки маршрутов движения ПС и обеспечения высокой экономической эффективности перевозок.
Упаковка и тара.
Сохранность грузов при их транспортировке и выполнении погрузочно-разгрузочных работ обеспечивается за счет упаковки.
Под упаковкой понимается средство или комплект средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, а также защиту окружающей среды от загрязнений.
Упакование – это подготовка продукции к обращению (транспортировке, хранению, реализации и потреблению).
При перевозке грузов очень важным является соблюдение требований по упаковке грузов.
Основным элементом упаковки является тара.
Тара различна по форме и весу.
Классификацию транспортной тары можно представить следующей схемой:
1.По размерам:
- крупногабаритная (размеры превышают 1200*1000*1200мм)
- малогабаритная (размеры в пределах 1200*1000*1200мм)
2.По обороту тары:
- разовая (тара, предназначенная для однократного использования)
- возвратная (тара, бывшая в употреблении, которая подлежит возврату и повторному использованию)
- многооборотная (тара, рассчитанная на ее многократное использование)
3.По степени жесткости конструкции:
|
|
- жесткая (тара, не меняющая форму и размеры при ее наполнении)
- мягкая (тара, формы и размеры которой меняются при ее наполнении)
4.По материалу изготовления:
- тара, изготовленная из одного материала (деревянная, бумажная, картонная, металлическая, стеклянная)
- комбинированная (изготовленная их двух и более различных материалов)
5.По конструктивным особенностям:
- разборная (тара, конструкция которой позволяет разобрать ее на отдельные части и вновь собрать)
- неразборная (тара, конструкция которой не позволяет разобрать ее на отдельные части)
- складная (тара, которую можно сложить без нарушения конструкции)
- разборно-складная (тара, сочетающая в себе конструктивные особенности разборной и складной тары)
6.По прочности:
- прочная
- хрупкая
7.По герметичности:
- герметичная (тара, конструкция которой обеспечивает непроницаемость газов, паров, жидкостей)
- негерметичная (тара, конструкция которой не обеспечивает непроницаемость газов, паров, жидкостей)
Наиболее распространенными видами тары, используемой при транспортировке грузов, являются:
1)ящики
2)бочки
3)барабаны
4)мешки
5)короба
6)стеклянные баллоны
7)фляги
8)рулоны, пакеты
При эксплуатации тары необходимо выполнять ряд требований:
- тару следует загружать не более номинальной массы брутто
- способ загрузки тары должен исключать появление остаточных деформаций тары
- груз в таре должен находится ниже уровня ее бортов
- опрокидывающиеся стенки тары должны быть в закрытом положении.