Тема 10. РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Административно-территориальное деление. Разложение крепостнической системы хозяйствования. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений.
Развитие государственной идеологии в первой половине XIX в. Н.М. Карамзин. Теория официальной народности. Влияние государственно-правовых идей Запада. Государственно – политическая программа декабристов.
Сущность и особенности административно-политических реформ Александра I. Непременный совет. Негласный комитет. Организация министерств. Кабинет министров. Реформа Сената. Святейший Синод. План М.М. Сперанского. Причины неудачи модернизации российской администрации. Учреждение Государственного совета.
Власть и общество при Николае I. Бюрократизация государственного управления. Собственная Его Императорского Величества канцелярия. Усиление полицейского характера и милитаризация аппарата управления. Роль Третьего отделения. Система секретных комитетов. Кодификация законов. Управление государственным хозяйством. Министерство государственных имуществ. П.Д. Киселев. Государственные финансы. Е.Ф. Канкрин. Военные поселения. Охрана правопорядка. Сословная реформа. Крестьянский вопрос и попытки его разрешения. Усиление репрессивных мероприятий самодержавия в конце 40-х гг. Государственное управление сферой образования, культуры и искусства. Геополитическое развитие России и система управления окраинами.
|
|
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
Первая половина XIX в. характеризовалась кризисом феодально-крепостнической формации, в недрах которой шел процесс формирования капиталистического уклада. Это отражалось и на самодержавном и дворянско-бюрократическом государстве, которое переживало все углубляющийся кризис. Характерной особенностью абсолютизма этого времени явилась его способность к лавированию, гибкой смене курса политики, к второстепенным уступкам.
У наиболее дальновидных чиновников России возникали более последовательные и широкие планы преобразования государственного строя. Характерными в этом отношении являлись планы крупнейшего государственного деятеля М. М. Сперанского, занимавшего ряд важнейших государственных постов (директор департамента Министерства внутренних дел, статс-секретарь царя, государственный секретарь). В октябре 1809 г. по поручению Александра I Сперанский составил план государственных преобразований - "Введение к уложению государственных законов". В этом проекте Сперанский указывал на нарастание недовольства народных масс крепостнической системой и в целях предотвращения революции рекомендовал царю дать стране конституцию. Сперанскому удалось осуществить лишь некоторые мероприятия: 1 января 1810 г. был учрежден законосовещательный Государственный совет; 25 июня 1811 г. - " Общее учреждение министерств", которое вводило бюрократическое единообразие в организацию и деятельность министерств; в 1810-1812 гг. проведен ряд финансовых мероприятий. Объективно планы Сперанского были направлены на ограничение самодержавия.
|
|
К 1819 г. Н .Н. Новосильцев представил Александру I "Государственную грамоту Российской империи" - умеренный конституционный проект, расширявший политические права дворян, но не содержавший уже никаких элементов буржуазной государственности.
Усложнение управления и суда и расширение к началу XIX в- законодательства вызвали появление, наряду со старыми высшими, наследованными еще от XVIII в., ряда новых учреждений. Важное значение в государственном строе России имел Негласный (неофициальный) комитет (1801-1803). Он состоял из так называемых "молодых друзей" Александра I: П. А. Строганова, В. П. Кочубея и Н. Н. Новосильцева. На заседаниях Комитета обсуждалось большинство правительственных мероприятий начала XIX в., в том числе и проекты реформ государственного аппарата (реформы Сената, создание министерств, реформы просвещения и т.д.).
Созданный законодательным актом 1 января 1810 г. Государственный совет был высшим законосовещательным учреждением, члены которого назначались царем из влиятельных чиновников России; по должности в состав Совета входили министры. Председатель Государственного совета назначался императором. Аппарат Государственного совета состоял из общего собрания, четырех департаментов, двух комиссий и государственной канцелярии. В действительности Государственный совет не был единственным законосовещательным учреждением России. Довольно часто после рассмотрения в Комитете министров. Собственной его императорского величества канцелярии, Синоде, отдельных высших комитетах. Военном и Адмиралтейском советах законопроекты поступали на утверждение царя, минуя общее собрание Государственного совета.
В первые годы царствования Александра 1 проводится ряд реформ Правительствующего Сената, изменивших его функции, состав и положение в системе государственного аппарата. Сенат представлял собой совокупность ряда полусамостоятельных департаментов, скрепленных главенством стоявшего над Сенатом генерал-прокурора, который со времени возникновения министерств был одновременно министром юстиции.
Возникшая еще в конце XVIII в. Собственная его императорского величества канцелярия приобрела характер общегосударственного высшего учреждения с 1812 г. Она связывала императора со всеми правительственными учреждениями по наиболее важным вопросам внутренней политики. 31 января 1826г. в составе канцелярии были созданы первое и второе отделения, 3 июля 1826 г. - третье, 26 октября 1828 г. - четвертое, 29 апреля 1836 г. - пятое, и, наконец, 30 августа 1842 г. - шестое отделение. Каждое из этих отделений составляло самостоятельное высшее государственное учреждение с особым начальником, ответственным только перед императором, штатами и делопроизводством.
В условиях усложнения задач государства необходимы были новые формы более гибкого и оперативного центрального управления. Новая система управления - министерская, основанная на принципе единоначалия, созрела еще в недрах старой коллегиальной системы. В начале XIX в. происходит замена коллегиального управления министерским. Манифестом 8 сентября 1802 г. в России создавались первые восемь министерств. Коллегии были сохранены и расписаны между министерствами. Особое место в истории министерств заняло " Общее учреждение министерств " 25 июня 1811 г., определившее единообразие организации и делопроизводства министерств, систему взаимоотношений их структурных частей, а также взаимоотношения министерств с другими учреждениями. Каждое министерство получило следующую структуру: во главе министерства стоял министр с товарищем; при министре имелись канцелярия и совет. Рабочий аппарат министерства состоял из нескольких департаментов, которые делились на отделения, а отделения - на столы. В основу организации каждого министерства был положен принцип единоначалия.Министры назначались императором и были ответственны только перед ним. Закон предписывал министерствам подавать ежегодные финансовые Отчеты в Министерство финансов и Государственный совет, а о "видах и Предприятиях к усовершенствованию' сообщать самому царю.
|
|
Основными административно-территориальными единицами дореформенной России являлись губернии и уезды. С начала века сложилась ведомственная ("линейная") система управления; все местные должностные лица и учреждения (за исключением наместников и генерал-губернаторов) были распределены по соответствующим министерствам-ведомствам.
Уезд являлся самой мелкой административной единицей. Увеличение населения в уездах и рост крестьянских волнений вызвали необходимость разделения уездов на более мелкие территориальные полицейские единицы По "Положению" 3 июня 1837 г. учреждались станы. Центром стана являлось местечко или заштатный город.
Специфика управления отдельными окраинами определялась местными задачами царизма. Например, на Кавказе она была вызвана частыми войнами с Турцией и Персией и почти постоянным состоянием войны с борющимися за свою независимость горскими народами, в Польше - необходимостью укрепления западных границ и угрозой восстания и т. п. "Местные" задачи военного подавления окраин требовали предоставления администрации этих окраин широкой самостоятельности в действиях, известной "независимости" от центральных, а порой и высших правительственных учреждений.
|
|
Консервативные реформы Николая I. Реф. гос. Управления: Усилена личная роль монарха. Собственная его императорского величества канцелярия возглавила законодательство и всю систему гос управления. Роль Госсовета принижена. Структура канцелярии: 1) 1-е отделение – готовило проекты указов, контролировало исполнение «высочайших повелений» министрами, местной администрацией, управляло кадрами; 2) 2-е отд-е – обобщало, кодифицировало законодательство; 3) 3-тье отд-е - создано по проекту Бенкендорфа об устройстве высшей полиции, вело политический сыск, следствие, жандармерию, негласный контроль над всем гос аппаратом, являлось органом внесудебной расправы 4) 4-е отд-е – канцелярия императрицы, попечительство над благотворительными, учебными заведениями; 5) 5-е отд-е – управление гос крестьянами; 6) 6-ое отделение – управление Кавказом. Николай пригласил Сперанского для того, чтобы начать наведение порядка с законодательства. Так называемая Уложенная комиссия была распущена Екатериной, а росс. законодательство не менялось с 1649 г. Накопилось большое количество дублирующихся, либо взаимоисключающих законов. К 1835г. Сперанский издает 15-ти томный свод законов Российской Империи. Строительство железной дороги – создан Департамент железных дорог. Во всех остальных сферах изменения отсутствуют или очень незначительны. На всех уровнях усиливается царская власть, роль полиции и др органов МВД. Сформирована четко устроенная система полицейских органов, должностей, решавших вопросы местного управления, суда. Социальные реформы: В 1842 г. выходит указ «Об обязанных крестьянах», который был своеобразным продолжением указа Александра «О вольных хлебопашцах». Крепостные крестьяне могли получить личную свободу и землю от помещика, но не в собственность, а только в пользование, за которое он должен был выполнять те же самые повинности, но которые не могли быть увеличены по желанию помещика. В 1847 г. издается указ, который дает право креп. крестьянам выкупиться на волю в случае продажи имения помещика за долги, за ту же цену, которая устанавливается на торгах. Выкупившегося крестьянина причисляли к государственным. В этом же 1847 г. была проведена инвентарная реформа на окраинах. Правительство осуществило точную фиксацию крестьянских повинностей, которые больше не могли быть увеличены. В целом вся политика Николая по крестьянскому вопросу подготовила, прежде всего, в общественном сознании, необходимости ликвидации крепостного права.
Денежная система: Е.Ф.Канкрин, возглавлявший министерство финансов в 1820–1840-егг., провел ряд мер по укреплению расстроенной финансовой системы страны. Крупнейшей из них стала проведенная в 1839–1843 гг. денежная реформа.
Манифестом от первого июля 1839 г. «Об устройстве денежной системы» главной платежной монетой в стране устанавливалась серебряная (российской чеканки), а монетной единицей – серебряный рубль.
Манифестом от первого июля 1841 г. в стране было объявлено о выпуске в обращение новых денежных знаков – кредитных билетов, которые имели хождение на всей территории империи наравне с разменной монетой. Кредитные билеты обеспечивались всем состоянием (активом) государственных кредитных учреждений и обменивались на монету из расчета: один кредитный рубль за 3 руб. 50 коп. ассигнациями.
Замена денежных знаков государственными кредитными билетами осуществлялась постепенно и была прекращена весной 1853 г. После этого в России остался только один вид бумажных денег – государственные кредитные билеты, обменивавшиеся на серебряные монеты в соотношении 1:1.