В первой половине XIX В

Тема 10. РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Административно-территориальное деление. Разложение крепостнической системы хозяйствования. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений.

Развитие государственной идеологии в первой половине XIX в. Н.М. Карамзин. Теория официальной народности. Влияние государственно-правовых идей Запада. Государственно – политическая программа декабристов.

Сущность и особенности административно-политических реформ Александра I. Непременный совет. Негласный комитет. Организация министерств. Кабинет министров. Реформа Сената. Святейший Синод. План М.М. Сперанского. Причины неудачи модернизации российской администрации. Учреждение Государственного совета.

Власть и общество при Николае I. Бюрократизация государственного управления. Собственная Его Императорско­го Величества канцелярия. Усиление полицейского характера и милитаризация аппарата управления. Роль Третьего отделения. Система секретных ко­митетов. Кодификация законов. Управление государственным хозяйством. Министерство государствен­ных имуществ. П.Д. Киселев. Государственные финансы. Е.Ф. Канкрин. Военные поселения. Охрана правопорядка. Сословная реформа. Крестьянский вопрос и попытки его разреше­ния. Усиление репрессивных мероприятий самодержавия в конце 40-х гг. Го­сударственное управление сферой образования, культуры и искусства. Геополитическое развитие России и система управления окраинами.

 

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

Первая половина XIX в. характеризовалась кризисом феодально-крепостнической формации, в недрах которой шел процесс формирования капиталистического уклада. Это отражалось и на самодержавном и дворянско-бюрократическом государстве, которое переживало все углубляющийся кризис. Характерной особенностью абсолютизма этого времени явилась его способность к лавированию, гибкой смене курса политики, к второстепенным уступкам.

У наиболее дальновидных чиновников России возникали более последовательные и широкие планы преобразования государственного строя. Характерными в этом отношении являлись планы крупнейшего государственного деятеля М. М. Сперанского, занимавшего ряд важнейших государственных постов (директор департамента Министерства внутренних дел, статс-секретарь царя, государственный секретарь). В октябре 1809 г. по поручению Александра I Сперанский составил план государственных преобразований - "Введение к уложению государственных законов". В этом проекте Сперанский указывал на нарастание недовольства народных масс крепостнической системой и в целях предотвращения революции рекомендовал царю дать стране конституцию. Сперанскому удалось осуществить лишь некоторые мероприятия: 1 января 1810 г. был учрежден законосовещательный Государственный совет; 25 июня 1811 г. - " Общее учреждение министерств", которое вводило бюрократическое единообразие в организацию и деятельность министерств; в 1810-1812 гг. проведен ряд финансовых мероприятий. Объективно планы Сперанского были направлены на ограничение самодержавия.

К 1819 г. Н .Н. Новосильцев представил Александру I "Государственную грамоту Российской империи" - умеренный конституционный проект, расширявший политические права дворян, но не содержавший уже никаких элементов буржуазной государственности.

Усложнение управления и суда и расширение к началу XIX в- законодательства вызвали появление, наряду со старыми высшими, наследованными еще от XVIII в., ряда новых учреждений. Важное значение в государственном строе России имел Негласный (неофициальный) комитет (1801-1803). Он состоял из так называемых "молодых друзей" Александра I: П. А. Строганова, В. П. Кочубея и Н. Н. Новосильцева. На заседаниях Комитета обсуждалось большинство правительственных мероприятий начала XIX в., в том числе и проекты реформ государственного аппарата (реформы Сената, создание министерств, реформы просвещения и т.д.).

Созданный законодательным актом 1 января 1810 г. Государственный совет был высшим законосовещательным учреждением, члены которого назначались царем из влиятельных чиновников России; по должности в состав Совета входили министры. Председатель Государственного совета назначался императором. Аппарат Государственного совета состоял из общего собрания, четырех департаментов, двух комиссий и государственной канцелярии. В действительности Государственный совет не был единственным законосовещательным учреждением России. Довольно часто после рассмотрения в Комитете министров. Собственной его императорского величества канцелярии, Синоде, отдельных высших комитетах. Военном и Адмиралтейском советах законопроекты поступали на утверждение царя, минуя общее собрание Государственного совета.

В первые годы царствования Александра 1 проводится ряд реформ Правительствующего Сената, изменивших его функции, состав и положение в системе государственного аппарата. Сенат представлял собой совокупность ряда полусамостоятельных департаментов, скрепленных главенством стоявшего над Сенатом генерал-прокурора, который со времени возникновения министерств был одновременно министром юстиции.

Возникшая еще в конце XVIII в. Собственная его императорского величества канцелярия приобрела характер общегосударственного высшего учреждения с 1812 г. Она связывала императора со всеми правительственными учреждениями по наиболее важным вопросам внутренней политики. 31 января 1826г. в составе канцелярии были созданы первое и второе отделения, 3 июля 1826 г. - третье, 26 октября 1828 г. - четвертое, 29 апреля 1836 г. - пятое, и, наконец, 30 августа 1842 г. - шестое отделение. Каждое из этих отделений составляло самостоятельное высшее государственное учреждение с особым начальником, ответственным только перед императором, штатами и делопроизводством.

В условиях усложнения задач государства необходимы были новые формы более гибкого и оперативного центрального управления. Новая система управления - министерская, основанная на принципе единоначалия, созрела еще в недрах старой коллегиальной системы. В начале XIX в. происходит замена коллегиального управления министерским. Манифестом 8 сентября 1802 г. в России создавались первые восемь министерств. Коллегии были сохранены и расписаны между министерствами. Особое место в истории министерств заняло " Общее учреждение министерств " 25 июня 1811 г., определившее единообразие организации и делопроизводства министерств, систему взаимоотношений их структурных частей, а также взаимоотношения министерств с другими учреждениями. Каждое министерство получило следующую структуру: во главе министерства стоял министр с товарищем; при министре имелись канцелярия и совет. Рабочий аппарат министерства состоял из нескольких департаментов, которые делились на отделения, а отделения - на столы. В основу организации каждого министерства был положен принцип единоначалия.Министры назначались императором и были ответственны только перед ним. Закон предписывал министерствам подавать ежегодные финансовые Отчеты в Министерство финансов и Государственный совет, а о "видах и Предприятиях к усовершенствованию' сообщать самому царю.

Основными административно-территориальными единицами дореформенной России являлись губернии и уезды. С начала века сложилась ведомственная ("линейная") система управления; все местные должностные лица и учреждения (за исключением наместников и генерал-губернаторов) были распределены по соответствующим министерствам-ведомствам.

Уезд являлся самой мелкой административной единицей. Увеличение населения в уездах и рост крестьянских волнений вызвали необходимость разделения уездов на более мелкие территориальные полицейские единицы По "Положению" 3 июня 1837 г. учреждались станы. Центром стана являлось местечко или заштатный город.

Специфика управления отдельными окраинами определялась местными задачами царизма. Например, на Кавказе она была вызвана частыми войнами с Турцией и Персией и почти постоянным состоянием войны с борющимися за свою независимость горскими народами, в Польше - необходимостью укрепления западных границ и угрозой восстания и т. п. "Местные" задачи военного подавления окраин требовали предоставления администрации этих окраин широкой самостоятельности в действиях, известной "независимости" от центральных, а порой и высших правительственных учреждений.

Консервативные реформы Николая I. Реф. гос. Управления: Усилена личная роль монарха. Собственная его императорского величества канцелярия возглавила законодательство и всю систему гос управления. Роль Госсовета принижена. Структура канцелярии: 1) 1-е отделение – готовило проекты указов, контролировало исполнение «высочайших повелений» министрами, местной администрацией, управляло кадрами; 2) 2-е отд-е – обобщало, кодифицировало законодательство; 3) 3-тье отд-е - создано по проекту Бенкендорфа об устройстве высшей полиции, вело политический сыск, следствие, жандармерию, негласный контроль над всем гос аппаратом, являлось органом внесудебной расправы 4) 4-е отд-е – канцелярия императрицы, попечительство над благотворительными, учебными заведениями; 5) 5-е отд-е – управление гос крестьянами; 6) 6-ое отделение – управление Кавказом. Николай пригласил Сперанского для того, чтобы начать наведение порядка с законодательства. Так называемая Уложенная комиссия была распущена Екатериной, а росс. законодательство не менялось с 1649 г. Накопилось большое количество дублирующихся, либо взаимоисключающих законов. К 1835г. Сперанский издает 15-ти томный свод законов Российской Империи. Строительство железной дороги – создан Департамент железных дорог. Во всех остальных сферах изменения отсутствуют или очень незначительны. На всех уровнях усиливается царская власть, роль полиции и др органов МВД. Сформирована четко устроенная система полицейских органов, должностей, решавших вопросы местного управления, суда. Социальные реформы: В 1842 г. выходит указ «Об обязанных крестьянах», который был своеобразным продолжением указа Александра «О вольных хлебопашцах». Крепостные крестьяне могли получить личную свободу и землю от помещика, но не в собственность, а только в пользование, за которое он должен был выполнять те же самые повинности, но которые не могли быть увеличены по желанию помещика. В 1847 г. издается указ, который дает право креп. крестьянам выкупиться на волю в случае продажи имения помещика за долги, за ту же цену, которая устанавливается на торгах. Выкупившегося крестьянина причисляли к государственным. В этом же 1847 г. была проведена инвентарная реформа на окраинах. Правительство осуществило точную фиксацию крестьянских повинностей, которые больше не могли быть увеличены. В целом вся политика Николая по крестьянскому вопросу подготовила, прежде всего, в общественном сознании, необходимости ликвидации крепостного права.

Денежная система: Е.Ф.Канкрин, возглавлявший министерство финансов в 1820–1840-егг., провел ряд мер по укреплению расстроенной финансовой системы страны. Крупнейшей из них стала проведенная в 1839–1843 гг. денежная реформа.

Манифестом от первого июля 1839 г. «Об устройстве денежной системы» главной платежной монетой в стране устанавливалась серебряная (российской чеканки), а монетной единицей – серебряный рубль.

Манифестом от первого июля 1841 г. в стране было объявлено о выпуске в обращение новых денежных знаков – кредитных билетов, которые имели хождение на всей территории империи наравне с разменной монетой. Кредитные билеты обеспечивались всем состоянием (активом) государственных кредитных учреждений и обменивались на монету из расчета: один кредитный рубль за 3 руб. 50 коп. ассигнациями.

Замена денежных знаков государственными кредитными билетами осуществлялась постепенно и была прекращена весной 1853 г. После этого в России остался только один вид бумажных денег – государственные кредитные билеты, обменивавшиеся на серебряные монеты в соотношении 1:1.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: