Регион | Численность населения (тыс. чел.) в зонах потенциально опасных объектов | ||||
Химические | Магистральные трубопроводы | Гидроди-намичес-кие | Радиационные | Взрыво-, пожароопасные | |
Центральный | |||||
Приволжский | |||||
Уральский | |||||
Северо-Кавказский | - | ||||
Северо-Западный | |||||
Забайкальский | - | ||||
Дальневосточный | |||||
Восточно-Сибирский | - | ||||
Западно-Сибирский | - | ||||
Всего: |
Очевидно, что структура санитарных потерь не только в различных ЧС, но и в каждой ЧС может существенно отличаться. При химических и радиационных авариях преобладают соответственно поражения химическими веществами и ионизирующим излучением; одновременно часть пораженных может получить различные травмы. Высказанное положение подтверждается данными о структуре поражений в ЧС, при которых ведущими были механические и термические факторы (табл. 4). Таблица 4
|
|
Структура поражений (% к госпитализированным по ведущему поражению) в различных чрезвычайных ситуациях (В.В. Мешков, В.М. Рябочкин и др., 1992)
Локализация поражений | Кол-во пораженных в различныхЧС | ||||||
а | в | г | д | е | ж | ||
Тяжелая черепно-мозговая травма | 18,9 | 23,6 | 14,0 | 16,2 | 20,2 | 6,9 | 5,8 |
Поражения груди и живота | - | 6,2 | - | 4,0 | 3,0 | 10,7 | 1,0 |
Переломы костей конечностей, таза, позвоночника | 14,5 | 43,2 | 12,6 | 23,7 | 11,6 | 16,1 | 27,0 |
Синдром длительного сдавления | - | - | - | 3,7 | 10,1 | - | 23,4 |
Обширные раны мягких тканей | 12,2 | - | 59,0 | - | 18,0 | - | 87,1 |
Поражения внутренних органов (в том числе баротравма легких) | 5,1 | - | - | - | 2,0 | - | - |
Ожоги тела | - | - | - | - | - | 87,0 | - |
Повреждения глаз | - | - | - | 5,0 | 15,4 | - | |
Сотрясения головного мозга, раны мягких тканей головы | 49,3 | - | 51,4 | 32,6 | - | - |
Примечание: а - Иваново (1984), смерч; б - Ульяновск (1983), авария теплохода «Суворов»; в - Свердловск (1988), взрыв на ж. д.; г - Ашхабад (1948), землетрясение; д - Арзамас (1988), взрыв на ж. д.; е - Уфа (1989), взрыв на газопроводе, ж. д. катастрофа; ж - Армения (городская больница, 1988), землетрясение.
Особенностью большинства ЧС с массовым поражением людей, о чем необходимо помнить, является появление большого числа пораженных с психоневрологическим стрессом, шоком, оглушенностью и т.д. Они наблюдались в 10-13% случаев среди пострадавших в Арзамасе, Иваново и до 64% - при землетрясениях.
Структура потерь среди детей и взрослых по локализации отличается незначительно. У беременных женщин, попавших в катастрофу, часто нарушается течение беременности. Так, при землетрясении в Ашхабаде (1948) у 8% беременных женщин наступили преждевременные роды, 32% - выкидыши; в Иванове и Свердловске (1984, 1988) соответственно - у 10 и 25% беременных женщин в течение 5 дней после катастрофы наступило прерывание беременности, у большинства выносивших беременность 50% родившихся детей погибли; в Хиросиме (1945) после ядерного взрыва у 15% беременных женщин наступили преждевременные роды, почти 25% женщин Хиросимы с прерванной беременностью умерли (до ядерного взрыва прерывание беременности наблюдалось только у 6% женщин).
|
|
Последствия ЧС мирного времени приобретают трагический характер в связи с выходом из строя лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) стационарного и амбулаторно-поликлинического типа, что значительно осложняет условия оказания медицинской помощи и лечение пораженных.
В зонах (районах) ЧС обычно значительно ухудшается санитарно-гигиеническое и санитарно-эпидемическое состояние, возникает реальная угроза возникновения и роста инфекционной патологии.
1.7. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Предупреждение ЧС обеспечивается заблаговременным проведением органами управления, силами и средствами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, комплекса организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Данный комплекс включает:
• организацию мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов;
• прогнозирование ЧС;
• оценку риска возникновения ЧС;
• организацию государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от ЧС;
• организацию и проведение государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
• участие в лицензировании видов деятельности в области промышленной безопасности и декларировании безопасности промышленных объектов;
• планирование и осуществление комплекса превентивных мероприятий, направленных на предупреждение ЧС;
• создание и совершенствование нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от ЧС;
• экономическое регулирование деятельности по снижению риска возникновения ЧС;
• создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации ЧС,
При возникновении ЧС в зависимости от их характера и масштабов защита населения может осуществляться по следующим основным направлениям (в комплексе или отдельно):
• локализация ЧС в целях снижения воздействия поражающих факторов ее источника;
• ограничение (запрет) доступа в зону ЧС;
• рассредоточение и (или) эвакуация из зоны ЧС;
• укрытие в защитных сооружениях;
• обеспечение средствами индивидуальной защиты;
• медицинское (в том числе медицинские мероприятия по защите) и другие виды первоочередного жизнеобеспечения.
Ликвидация последствий ЧС природного и техногенного характера осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникла ЧС, под непосредственным руководством соответствующего руководителя ликвидацией ЧС или лица, им уполномоченного.
|
|
При недостаточности имеющихся сил и средств для ликвидации последствий или локализации возникшей ЧС соответствующий руководитель (орган исполнительной власти) может обратиться к соответствующему вышестоящему руководителю (органу исполнительной власти) с целью получения необходимой помощи и (или) принятия на себя координации или руководства работами.
В ликвидации последствий ЧС могут принимать участие общественные организации, объединения и граждане под руководством соответствующих органов управления по делам ГОЧС, при наличии у участников ликвидации соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.
На все министерства и ведомства, привлекаемые к работам в системе РСЧС, возлагаются определенные задачи.
Основными задачами Минздрава России являются:
• обеспечение функционирования и развития службы медицины катастроф Минздрава России, службы надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой и поддержание их в состоянии готовности;
• организация разработки научно-методических основ подготовки ВСМК и ее работы при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, организация взаимодействия входящих в нее сил и средств, а также подготовка, усовершенствование и аттестация специалистов ВСМК;
• создание и организация работы федеральной и региональных межведомственных координационных комиссии ВСМК;
• разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания медицинской помощи и лечения пораженных (больных) с учетом характера ЧС;
• организация и координация работ по оказанию медицинской помощи пораженным (больным) в зонах ЧС;
• координация работ по эвакуации пораженных (больных) из зон ЧС;
• обеспечение экстренных поставок лекарственных средств для ликвидации ЧС;
• сбор, обобщение, анализ и представление органам государственной власти и органам управления РСЧС данных о пораженных (больных) в зонах ЧС;
• участие в организации и осуществление оперативного контроля измерений радиоактивного и химического загрязнения в зонах ЧС;
|
|
• наблюдение, оценка и прогнозирование санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Российской Федерации;
• предупреждение, выявление и пресечение нарушения требований санитарно-эпидемиологической безопасности и охраны здоровья населения;
• участие в организации и выполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зонах ЧС силами ведомственных формирований постоянной готовности;
• создание резервов медицинского имущества, лекарственных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических средств, рациональное их размещение и поддержание в готовности;
• разработка методических основ обучения и подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи в ЧС.
Таким образом, в общей системе РСЧС на Минздрав России возложены головные функции в решении вопросов организации медико-санитарного обеспечения населения в ЧС.
Рис. 1. Структурная организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций