В проекте «Концепции развития здравоохранения до 2020 г.», подготовленном Минздравсоцразвития России, изложены основные государственные и общественные меры по предупреждению преждевременной смертности и нетрудоспособности населения:
· совершенствование медико-гигиенического образования и воспитания населения;
· создание эффективной системы мер по борьбе с вредными привычками (злоупотребление алкоголем, табакокурение, наркомания и др.);
· создание системы мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях;
· мотивирование работодателей к участию в охране здоровья работников;
· профилактика факторов риска неинфекционных заболеваний;
· мотивирование руководителей учреждений системы школьного образования к участию в охране здоровья и формированию здорового образа жизни школьников.
Проблематика здорового образа жизни и профилактики НИЗ и нашла свое отражение и во многих основополагающих документах, принятых в последние годы в Российской Федерации. Это: «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года», «Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения», «Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака», «Основы государственной политики в области здорового питания», ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2015 года».
|
|
Особенно стоит отметить «Государственную программу развития здравоохранения Российской Федерации» на 2013-2020 гг. (Подпрограмма «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи») и Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
В РФ активно финансируются Федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Одной из таких программ является приоритетный национальный проект «Здоровье», целью которого является сохранение и укрепление здоровья населения России на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи, что, в свою очередь, должно привести к увеличению продолжительности жизни и рождаемости в стране.
|
|
Эффективность государственной политики здорового образа жизни, как и в целом социальной политики государства, во многом зависит от активности региональных и местных властей, от тех конкретных мероприятий, которые стали действенными, так как проводятся они с учетом местных особенностей, потребностей, традиций. В России, как, впрочем, и в других странах, можно выделить отдельные региональные идеи, целые комплексные программы или отдельные проекты в сфере ЗОЖ.
Одной из комплексных и масштабных программ, направленных на разработку и внедрение мер по формированию здорового образа жизни в регионах, является проект ВОЗ «Здоровые города». Проект был предложен Европейским региональным бюро (ЕРБ) ВОЗ в 80-е гг. ХХ века. В 1987 году появилась первая сеть «Здоровых городов», в которую вошло 11 муниципальных образований. География проекта постоянно расширяется. Основная его задача – разработка подходов для внедрения комплексной стратегии «Здоровье для всех» на уровне города. В 1996 году была создана российская сеть «Здоровые города, районы и поселки».
К настоящему времени более 100 российских городов в той или иной степени начали внедрение основных концепций программы. Ряд городов были официально присоединены к сети ЕРБ ВОЗ и получили свидетельства об аккредитации: Великий Устюг, Димитровград, Ижевск, Новосибирск, Новочебоксарск, Самара, Ставрополь, Ульяновск, Чебоксары, Череповец. Несколько городов в настоящее время находятся в стадии аккредитации. Работа в рамках программы «Здоровый город» осуществляется по следующим основным направлениям: профилактика заболеваний; пропаганда здорового образа жизни; сохранение и укрепление здоровья детей и подростков; здоровье на рабочем месте; улучшение качества жизни и здоровья пожилых людей; адаптация инвалидов трудоспособного возраста; здоровое городское планирование.
Следующей популярной формой современных программ являются корпоративные программы, направленные на формирование здорового образа жизни работников предприятий, учреждений, а иногда и членов их семей. Под корпоративными программами ЗОЖ понимают организованные и финансируемые работодателями программы, направленные на поддержку здоровья, посредством стимулирования и поддержания поведения, снижающего риски здоровью, улучшающие качество жизни, повышающие работоспособность и приносящие выгоды самой организации.
Формирование здорового образа жизни населения официально зафиксировано в качестве приоритета национальной политики России в сфере здравоохранения. Однако, за исключением Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», содержащего запрет курения на рабочих местах, национальные программы и нормативные акты фактически не предусматривают меры поддержки программ здоровья на предприятиях.
Требуют решения следующие вопросы поддержки корпоративных программ ЗОЖ в Российской Федерации:
1. Организационная помощь: разработка общенациональной программы укрепления здоровья на рабочем месте; включение мероприятий по укреплению здоровья занятого населения в комплексные национальные программы; вовлечение работодателей в общенациональные, региональные и городские кампании по укреплению здоровья населения.
2. Создание благоприятной среды для развития инициатив предприятий: налоговые льготы (например: списание на себестоимость расходов работодателя на оздоровительные мероприятия – до 12% ФОТ; отмена социальных страховых взносов на финансирование льготного питания).
|
|
Сегодня в России отсутствует налоговая поддержка предприятий, реализующих программы здоровья на рабочих местах. Вместе с тем, в целом ряде иностранных государств налоговое стимулирование программ здоровья на предприятиях рассматривается как поддержка инвестиций в человеческий капитал.
3. Информационная и методическая помощь предприятиям, не имеющим возможностей самостоятельно разрабатывать и проводить разнообразные программы здоровья: программы здоровья в России встречаются в основном на крупных предприятиях чаще всего охватывают несколько факторов риска и включают множество мероприятий, тогда как проекты небольших компаний, в основном, являются более узкими (например, мероприятия программы могут быть ограничены только диспансеризацией сотрудников или проведением Дня здоровья.
4. Модификация традиционных программ здоровья в государственных учреждениях: Многие элементы программ здоровья в российских государственных учреждениях унаследованы еще с советских времен, в то время как современные работники все больше нуждаются в программах и мерах, направленных на борьбу с новыми вызовами (избыточная масса тела в силу низкой физической активности и неправильного питания, курение, стрессы).
5. Организация и финансирования прикладных исследований по разработке и оценке программ здоровья на рабочем месте. В отличие от зарубежной практики, российский опыт в сфере организации программ здоровья на предприятиях мало изучен. Отсутствуют регулярные статистические данные, которые позволили бы проанализировать активность работодателей, понять, каков охват работников программами охраны здоровья, насколько они дифференцированы по предприятиям и видам деятельности, какие формы льгот представлены в большей или меньшей степени.
Здоровый образ жизни – слишком сложная и многоплановая проблема, чтобы она могла бы быть решена одним министерством или ведомством. Поэтому, существует понятие государственной политики межсекторального сотрудничества по формированию здорового образа жизни населения
|
|
Под межсекторальным сотрудничеством (взаимодействием) понимают долгосрочную и оперативную координацию всех программ, проектов и мероприятий разного географического масштаба, статуса и отраслевой направленности.
Межсекторальное сотрудничество обеспечивает два основных вида интеграции программ:
• вертикальную – от органов государственной власти – к управлению субъектом РФ или конкретному исполнителю,
• горизонтальную – на уровне государственных или региональных министерств и ведомств.
Для реализации программ межсекторального сотрудничества на государственном уровне государственными органами исполнительной и законодательной власти РФ интегрируется опыт работы различных министерств и ведомств; обобщаются научные разработки по проблеме. Межсекторальное сотрудничество означает не только участие всех структур власти, но и широкой общественности, а также межотраслевую интеграцию, синтез знаний, междисциплинарный подход к решению проблемы.
Межсекторальная успешность решения проблемы здорового образа жизни и профилактики заболеваний складывается из двух основных направлений работы:
1. Создание условий, способствующих здоровому образу жизни и профилактике заболеваний.
2. Формирование у граждан РФ понимания необходимости изменить образ жизни на здоровый, создание мотивации на здоровьесберегающее поведение, формирование навыков здорового образа жизни.
Россия заняла последнее место в рейтинге эффективности здравоохранения
29.09.2016 | Коментування вимкнено
Россия вновь опустилась на последнее место в составляемом экспертами агентства Bloombergрейтинге эффективности системы здравоохранения разных стран (Health-Care Efficiency Index). Впервые она была включена в него по итогам 2014 года, также став последней, а годом позже сумела обойти Бразилию.
Главным показателем (60% веса) при расчете занимаемого тем или иным государством места эксперты Bloomberg считают ожидаемую продолжительность жизни среднестатистического гражданина. Страны, где она составляет менее 70 лет, в рейтинг не включаются. Именно поэтому Россия впервые вошла в список только в 2014 году — до этого показатель продолжительности жизни россиян был ниже этой отметки.
В 2014 году ожидаемая продолжительность жизни среднего россиянина оценивалась в 70,5 лет. По прошествии двух лет ситуация ухудшилась — ожидаемая продолжительность жизни снизилась до 70,37 года. Снижение важнейшего показателя произошло вопреки некоторому увеличению госрасходов на здравоохранение (с 6,3% ВВП до 7,07% ВВП) и стоимости медицинских услуг на душу населения (с $887 до $893), свидетельствуют данные рейтинга.
Два года назад Россия замыкала рейтинг, находясь на 51-месте, теперь же перешла на 55-е. Это связано с тем, что в список дополнительно включили еще четыре государства. Выяснилось, что в этих государства госрасходы на медицину обеспечивают гражданам большую, чем в России, продолжительность жизни.
Так, в Иордании (51-е место) на здравоохранение тратят 7,45% ВВП или по $359 на человека, однако продолжительность жизни при этом оценивается в 74,5 года. Получается, что при меньших расходах казны иорданцы живут на три с лишним года дольше россиян. Казахстан (45-е место) тратит на здравоохранение 4,36% своего ВВП ($539 на человека), что обеспечивает его жителям жизнь длиной в 71,62 года.
Лидерами рейтинга, как и двумя годами ранее, стали Сингапур и Гонконг, при этом Гонконгу с 2014 года удалось выйти на первое место. Доля расходов на здравоохранение здесь выросла до 5,4% ВВП ($2021 на человека), а средняя продолжительность жизни здесь вплотную приблизилась к 84 годам. Дольше люди не живут ни в одной из включенных в рейтинг стран.
Кроме Гонконга, в десятку лучших вошли Сингапур (82,65 года; 4,92% ВВП; $2752), Испания (83,8 года; 9,03% ВВП; $2658), Южная Корея (82,16 года; 7,37% ВВП; $2060), Япония (83,59 года; 10,23%; $3703), Италия (82,69 года; 9,25% ВВП; $3258), Израиль (82,15 года; 7,81% ВВП; $2910), Чили (81,5 года; 7,79% ВВП; $1137), ОАЭ (77,37 года; 3,64% ВВП; $1611) и Австралия (82,25 года; 9,42%; $6031).