Всей семьёй идут гулять

Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»

Ход урока

I. Организационный момент

Чистописание

Суф фи кс

III. Актуализация знаний

- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

1) Землю согрело, не опоздай с посевом. (Земля - тарелка: что положишь, то и возьмешь (т. е. каково обработаешь, сколько назему, каковы семена и пр.).

2) Разлитую воду не соберёшь. (Пролитого не подберешь.)

- Найдите слова с приставками. Выпишите их, выделите приставки.

 

IV. Самоопределение к деятельности

- Спишите слова. Выделите в них корень.

Столик, пенёк, лётчик.

- Назовите окончания. (Нулевые окончания.)

- Объясните лексическое значение каждого слова.

Столик – это небольшой стол для посетителей в ресторане, столовой, для служебных надобностей.

Пенёк - нижняя часть ствола срубленного, спиленного или сломленного дерева вместе с оставшимися в земле корнями.

Летчик - специалист, управляющий самолет, вертолетом. Синоним – пилот.

 

- Сравните слова по составу. Чем они похожи? (Состоят из корня и части после корня.)

- Кто уже знает, как называется часть слова, которая стоит после корня? (Ответы детей.)

- Сформулируйте тему урока.

 

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 164 (с. 89).

- Прочитайте стихотворение.

(Далее работа по вопросам и заданиям упражнения.)

- Как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс.)

Упр. 165 (с. 89).

- Прочитайте группы слов.

- Сравните слова в каждой группе. Чем они похожи и чем отличаются?

- С помощью какой части слова образованы новые слова?

- Выполните письменные задания к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)

- Прочитайте ниже сведения о языке.

- Что такое суффикс?

- Для чего служат суффиксы?

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 166 (с. 90).

- Прочитайте текст. О каком городе в нём говорится?

- Выполните задания.

- Прочитайте однокоренные слова, которые вы выписали, и назовите в них суффиксы. (Тверь, тверичи (-ич-), тверские (-ск-).)

- Какие ещё слова в тексте имеют суффикс -ск-? (Русский, конских.)

- А как называют жителей нашего города (села)?

- Прочитайте ниже сведения о языке.

- Что нужно сделать, чтобы найти в слове суффикс?

- Приведите примеры.

Упр. 167 (с. 90).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

Шарады

Корень мой находится в цене.

В очерке найдите приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка.)

Корень — с дорогой роднится,

В сборе приставка таится,

Суффикс как в слове дневник.

Целым же — в космос проник. (Спутник.)

 

VIII. Рефлексия

(Работа в парах.)

- Прочитайте слова.

Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт.

- Разделите их на две группы. (1) Домик, берёзка, рыбак; 2) переход, отлёт, пригород.)

- По какому признаку вы разделили слова? (В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй - с помощью приставок.)

- Что такое приставка? Для чего она служит?

- Что такое суффикс? Для чего он служит?

- Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Записать десять слов с суффиксами.

05.12.17

А) Минутка чистописания.

Предлагает определить букву, которую будут писать на минутке чистописания.

- В слове «знания» она обозначает согласный, звонкий, парный, твёрдый звук.

Показывает образец письма на доске.

Век живи — век учись.

Предлагает записать пословицу в тетрадь, подчеркнуть грамматическую основу, разобрать предложение по частям речи и охарактеризовать его.

Я бегу.(повеств. Невоскл)

Я бегу домой к маме.(повеств.невоскл)

Карточки с заданиями.

Б)Предлагает подумать, о чем можно рассказать, глядя на схему.

 

В) Предлагает прочитать стихотворение, найти однокоренные слова и выписать их.

Всей семьёй идут гулять

Ночью вдоль дорожек


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: