Тема 6.Методика научных исследований

Учебные вопросы:

Виды и типы научных исследований. Типологизация иклассификация научных исследований. Понятие методики (криминологического) исследования. Методы выявления взаимосвязей явлений социальной действительности. Методы сбора, обработки и анализа информации: опрос, наблюдение, изучение документов, социальный эксперимент, экспертные оценки, экстраполяция, аналогия, моделирование, статистический, факторный, корреляционный анализ, психологические процедуры (тесты, социометрия). Процедура оперативного исследования: подготовительный этап, разработка программы исследования, определение его эмпирических объектов, разработка методики данного конкретного исследования, пилотажное (пробное) исследование, доработка методик, сбор первичной информации, количественная и логическая обработка данных, интерпретация результатов, формулировка выводов, рекомендаций и предложений.

Дифференциация научных исследований: типологизация (по типическому признаку) –диагностические,экспланационные (объясняющие), прогностические; классификация: 1)фундаментальные методические, эмпирические и теоретические;2)прикладные прикладные методологические, конструирование объекта и технологии прикладного исследования.

Методика научного исследования – это средство познания социальных процессов, явлений социальной действительности; упорядоченная совокупность приемов, процедур, операций, правил исследованияна основе одного или чаще определенного сочетания нескольких методов.

Методы научного исследования. Философские: диалектический, аналитический, интуитивный, герменевтический (понимание, толкование) и др. Общенаучные подходы и методы: исторический, системный,структурно-функциональный, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, иные. Частнонаучные методы: сбора, обработки и анализа информации, статистические, иные.

Например, методы сбора информации - опрос, наблюдение, изучение документов, социальный эксперимент, психологические процедуры (тесты, социометрия); методы анализа информации - экспертные оценки, экстраполяция, аналогия, моделирование, статистический, факторный, корреляционный анализ.

Методика криминологического исследования как средство познания социальных процессов, явлений социальной действительности – это упорядоченная совокупность приемов, процедур, операций, правил исследования преступности, ее причин и личности преступника на основе одного или чаще определенного сочетания нескольких методов.

В криминологических исследованиях используются как общенаучные методы познания - общие способы изучения процессов и явлений, определения тенденций их изменений (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, исторический и системный подход, моделирование и др.), так и частнонаучные методы - специальные способы и приемы конкретного обследования объекта или изучения процесса (статистические, социологические и др.). Применение тех или иных методов в любом исследовании на различных объектах обусловлено в основном предметом, целями и задачами исследования.

Итак, по типическому признаку выделяют: диагностические, экспланационные (объясняющие) и прогностические исследования;различают также (классификация): фундаментальные и прикладные исследования.

Прикладные криминологические исследования проводятся в основном с учетом программ социально-экономического развития региона, целевых программ профилактики и, следовательно,предопределяются ведущими направлениями борьбы с преступностью: а) выявление и изучение тенденций правонарушений и обуславливающих их факторов для получения прогностических выводов о возможных их изменениях и выработки перспективных мероприятий по предупреждению преступности; б) комплексный анализ криминальной обстановки за квартал, год в целях текущего криминологического планирования; в) текущий (непрерывный) анализ криминологической обстановки на основе оценки суточной и декадной криминологической информации; г) исследование отдельных криминологических проблем борьбы с преступностью.

При рассмотрении социальных процессов обнаруживается бесконечная цепь взаимосвязей и социальных влияний, которые могут быть описаны в терминах функциональных зависимостей[16]. При выявлении взаимосвязей явлений социальной действительности криминологи пользуются универсальными методами сбора, обработки и анализа информации – такими как опрос (анкетирование, интервьюирование), наблюдение (выборочное), изучение документов, социальный эксперимент, экспертные оценки (Делфи – метод независимого интеллектуального эксперимента, «мозговой атаки» - метод зависимого интеллектуального эксперимента), экстраполяция (метод наименьших квадратов), аналогия, моделирование, статистический, факторный, корреляционный анализ, психологические процедуры (тесты, социометрия – метрическое изучение эмоционально-психологических связей) и пр.

Поскольку в основе своей исследовательская деятельность является информационной, аналитической, можно изучение социальных явлений на уровне информационных процессов объяснить исключительно в системе понятий, описывающих и использующих работу компьютера. В качестве инструментария обработки данных используют программное (компьютерное) обеспечение: пакеты прикладных программ статистического анализа StatGraph, SPSS, STATISTICA и др. [17].

Процессы обычно изучаются с помощью математических моделей, структуры – информационных. Понятия информационной и математической моделей близки друг к другу, поскольку и та и другая являются знаковыми системами. Модель – условный образ, отображающий существенные свойства исследуемого объекта (или процесса) так что его изучение дает новую информацию о моделируемом объекте.

Сущность моделирования социальных процессов, явлений состоит в условном воспроизведении изучаемых объектов с последующим решением возникающих задач по аналогии.Такое воспроизведение может принимать вид схем, графиков, математических формул. Знаковая (графическая, математическая, информационная) модель есть аналог исследуемого объекта (прототипа) и средство научного познания. Применение аналогии – общепринятый и естественный способ мышления. Выводы по аналогии вообще – это выводы, в которых посылки относятся к одному объекту (модели), а заключение – к другому (прототипу).

Информационная модель преступности – портрет преступности как системы, как совокупности преступлений. Математическая модель преступности предполагает подход к преступности как процессу совершаемости преступных деяний. Математическая модель в особой, символической форме выражает структурные и количественные связи, присущие изучаемым объектам.

Так, поведение толпы во время массовых беспорядков описывается системой дифференциальных уравнений. Оценка параметров системы уравнений позволяет получить прогноз развития криминальной ситуации и выработать меры воздействия на нее, разработать типовой план специальных мероприятий для органа внутренних дел.

Математические модели в криминологии классифицируют по принципу их работы на: модели распределения, модели взаимосвязи (зависимости), модели имитационные, модели распознавания образа. Наиболее перспективно использование этих моделей для прогностического моделирования преступности и преступного поведения лиц, уже совершавших преступные деяния.В рамках правового (криминологического) исследования моделированию подвергаются прежде всего типичные социальные явления и процессы, на которые можно и нужно воздействовать силами правоохранительных органов и взаимодействующих с ними организаций.

Криминологическое исследование, как правило, строится следующим образом:

· обоснование исследования –актуальность, теоретическая и практическая актуальность;

· выявление и постановка проблемы, формулировка целей научно-практического исследования, его направлений и задач – выдвижение гипотез;

· выявление и отбор источников информации (статистика ИЦ, уголовные дела, отказные материалы, экспериментальные данные);

· определение объема выборки, построение модели;

· выбор параметров, методов, техники сбора информации;

· измерение параметров, выбор и реализация методов анализа, обработки собранной информации, эмпирических данных, завершение основных этапов исследования;

· интерпретация (математическая, криминологическая), представление полученных результатов;

· теоретические выводы, практические рекомендации по внедрению результатов исследования – достижение его цели;

· определение сметной стоимости научно-исследовательских работ[18].

Как последовательность действий исследователя (коллектива) процедура оперативного криминологического исследования включает: подготовительныйэтап, разработка программы исследования, определение его эмпирических объектов, разработка методики данного конкретного исследования, пилотажное (пробное) исследование, доработка методик, сбор первичной информации, количественная и логическая обработка данных, интерпретация результатов, формулировка выводов, рекомендаций и предложений.

Подготовительный этап занимает в криминологических исследованиях особое место. Главное для исследователя не только верно выбрать проблематику, сформулировать гипотезу, изучить социальную практику и опыт иных исследователей проблемы, подобрать группу исполнителей, но и разработать анкеты (вопросники), иные схемы, документы, научно обосновать потребность в результатах опроса (наблюдения) и провести пилотажную проверку эффективности конкретной методики сбора и обработки криминологической информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: