Таблица 5.1
Соотношение показателей и критериев оценивания компетенций
со шкалой оценивания
(форма промежуточной аттестации – дифференцированный зачет)
Код комп. | Показатели компетенции (дескрипторы) | Критерии оценивания | Шкала оценивания |
ОК-5, ОПК-5 | знать базовые теоретические понятия культуры речи и стилистики русского языка, общего языкознания и терминоведения; характерные способы и приемы отбора языкового материала в соответствии с различными видами речевого общения; уметь составлять и редактировать тексты, ориентированные на различные формы речевого общения; реферировать и аннотировать литературу по специальности; владетьнавыками употребления язы-ковых единиц в соответствии с нормами современного русского литературного языка. | Обучающийся использует ресурсы функциональных стилей современного русского литературного языка в соответствии с критериями культуры речи. Имеет представление о типах речевых культур в деловом общении и строит свое речевое поведение, не допуская ошибок, которые препятствуют достижению целей коммуникации. Использует языковые средства в соответствии с условиями, целями общения в стандартных ситуациях межличностного и публичного делового общения, не допуская ошибок, разрушающих процесс обмена информацией. Умеет составлять и редактировать несложные тексты наиболее частотно употребляемых жанров официально-делового стиля (заявление, служебная записка и др.) и научного стиля (курсовая работа, отчет о практике, научный доклад, научная статья). | Удовле-твори-тельно (3) |
знать базовые теоретические понятия культуры речи и стилистики русского языка, общего языкознания и терминоведения; характерные способы и приемы отбора языкового материала в соответствии с различными видами речевого общения; уметь составлять и редактировать тексты, ориентированные на различные формы речевого общения; реферировать и аннотировать литературу по специальности; владетьнавыками употребления языковых единиц в соответствии с нормами современного русского литературного языка. | Обучающийся использует ресурсы функциональных стилей современного русского литературного языка в соответствии с критериями культуры речи. Умеет дифференцировать типы речевых культур в деловом общении и свободно переключаться с одного регистра на другой, достигая поставленные коммуникативные цели. Правильно использует языковые средства в соответствии с условиями, целями общения в ситуациях межличностного и публичного общения. Умеет составлять и редактировать тексты основных жанровых разновидностей официально-делового и научного стилей. В сложных ситуациях профессионального общения допускаются отдельные ошибки в употреблении языковых средств, относящиеся к явлениям коллизии общелитературной и профессиональной нормы или изменения (динамики) норм профессионального языка. | Хорошо (4) | |
знать базовые теоретические понятия культуры речи и стилистики русского языка, общего языкознания и терминоведения; характерные способы и приемы отбора языкового материала в соответствии с различными видами речевого общения; уметь составлять и редактировать тексты, ориентированные на различные формы речевого общения; реферировать и аннотировать литературу по специальности; владетьнавыками употребления языковых единиц в соответствии с нормами современного русского литературного языка. | Обучающийся демонстрирует уверенное владение ОК-4 на повышенном уровне (см. критерии для оценки «хорошо»). При этом умеет решать любые коммуникативные задачи в рамках формируемой в соответствии с требованиями ФГОС ВПО деятельности, правильно используя терминологическую лексику и иные языковые средства, представляющие профессиональную информацию. | Отлично (5) |
|
|
|
|
Примечание: обучающийся получает оценку «неудовлетворительно», если не владеет речевыми умениями и навыками на пороговом уровне (оценка «удовлетворительно»).
Таблица 5.2
Порядок перевода баллов в оценку и определение уровня
сформированности компетенции
Уровень сформированности компетенции (элемента компетенции) | Количество набранных баллов | Оценка | |
высокий | 90 -100 | отлично | |
повышенный | 70 - 89 баллов | хорошо | |
пороговый | 60 - 69 баллов | удовлетворительно | |
не сформирован | менее 60 баллов | неудовлетворительно |
7.3. Типовые контрольные задания
На промежуточную аттестацию выносятся компетенции:
ОК -5 «Обучающийся обладает способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия»;
ОПК-5 «Обучающийся обладает способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь».
При проведении зачета обучающемуся предлагают выполнить три задания. Первое и второе задания выполняются в устной форме, третье задание – в письменной форме.
Например:
Вариант № 1.
1. Понятие речевой культуры и культура речи как лингвистическое учение.
2. Вариантные морфологические формы в системе склонения имен существительныхи их характеристика.
3. Практическое задание.
Исправьте ошибки в словосочетаниях разъяснение о смысле постановления, потребность средств для производства, указал о том и приведите примеры правильного употребления данных словосочетаний в предложениях.
Вариант № 2.
1. Жаргоны, арго, сленг.
2. Типичные ошибки в построении подчинительных словосочетаний.
3. Практическое задание.
Составьте заявление о приеме на работу.
Вариант № 3.
1. Научный стиль.
2. Склонение фамилий в текстах документа. Трудности в употреблении аббревиатур.
3. Практическое задание.
Употребите сокращенные наименования в контексте, выявляющем их родовую принадлежность.
ООН, ЮНЕСКО, ВПК, МКАД.
7.4. Примерные перечень вопросов для подготовки к зачету
1. Русский язык в его современном состоянии.
2. Понятие речевой культуры и культура речи как лингвистическое учение.
3. Критерии культуры речи.
4. Современный русский литературный язык. Общее понятие о литературной норме.
5. Жаргоны, арго, сленг.
6. Понятие профессионального подъязыка.
7. Просторечие.
8. Функциональные стили современного русского языка. Факторы, влияющие на формирование функциональных стилей.
9. Официально-деловой стиль.
|
|
10. Научный стиль.
11. Публицистический стиль.
12. Разговорный стиль.
13. Значение слова и лексическая сочетаемость.
14. Многозначность и омонимия.
15. Плеоназм и тавтология.
16. Паронимы. Правильное пользование паронимами как фактор речевой точности.
17. Синонимы и их стилистическое использование.
18. Антонимы и их стилистическое использование.
19. Исконная лексика и иноязычные заимствования.
20. Заимствования и их стилистическое использование.
21. Понятие об активном и пассивном составе лексики.
22. Устаревающие и устаревшие слова.
23. Новые слова и их типы. Неологизмы и проблема понятности документа.
24. Специальная лексика, ее функции. Термины и профессионализмы.
25. Лексика в сферах профессиональной коммуникации и проблемы культуры речи.
26. Термины-эквиваленты и параллельные термины в отраслевой терминосистеме.
27. Полный и краткий варианты термина.
28. Понятие профессионального варианта нормы.