Требования к структуре, содержанию курсовой работы

Студент может выполнять работу на основе данных реальной или условной организации (предприятия), что согласуется с руководителем. Для того чтобы смоделировать управляемость предприятием, достоверно оценить необходимую численность сотрудников, структуру штатного расписания и должностные инструкции, деятельность предприятия должна быть описана в виде действующих алгоритмов и документально-информационных связей между отделами.

По объему курсовая работа должна быть не менее 30-35 страниц печатного текста и включать следующие обязательные структурные компоненты: 1) титульный лист; 2) письменный отзыв руководителя работы; 3) содержание (оглавление); 4) введение; 5) основная часть (теоретическая, практическая, опытно-экспериментальная), состоящая из глав и параграфов; 6) заключение; 7) библиографический список; 8) приложения (иллюстративный и графический материал).

Титульный лист является первым листом работы, он оформляется на стандартном бланке или изготавливается в компьютерном (печатном) варианте; он должен содержать информацию о том, где, когда, кем и по какой дисциплине и теме выполнялась курсовая работа, кто является научным руководителем с указанием его ученой степени и звания. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но на нем номер страницы не проставляется.

Содержание (оглавление) располагается за титульным листом, включает наименование всех частей работы с указанием номеров страниц, с которых начинается изложение каждой главы и параграфа, в том числе введения, заключения, приложений и библиографического списка. При формулировке заголовков глав и параграфов следует следить за тем, чтобы обеспечивалось не только раскрытие темы, но и прослеживалась взаимосвязь и логическая преемственность отдельных частей работы.

Во введении объясняется актуальность выбранной темы, раскрывается ее значимость, степень разработанности, определяются объект и предмет исследования, используемые методы исследования, цели и задачи, которые намечается реализовать, логика и структура курсовой работы. Введение по объему должно занимать 2-3 страницы.

Важно помнить, что цель представляет собой конечный результат исследования, то, ради чего оно выполнялось. Цель работы конкретизируется в поставленных задачах, которые являются «ступеньками», ведущими к ее достижению. Цели и задачи должны быть конкретными и четкими. Для этого рекомендуется использовать такие глагольные формы и речевые обороты, как «изучить…», «провести анализ…», «рассчитать…», «выявить связь…», «оценить уровень…», «разработать методику…» и др. таким образом, исходя из цели определяются задачи работы, то есть каким образом предполагается достигнуть поставленную цель. Важно грамотно сформулировать задачи, так как их решение составляет содержание глав курсовой работы. Очень часто задачи перекликаются с названиями глав курсовой работы.

Во введении курсовой работы следует описать объект, предмет и использованные методы исследования.

Выбор методов получения информации зависит от уровня управления в организации, от доступности информации. Среди методов исследования во введении могут быть перечислены такие общенаучные методы, как диалектический, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, наблюдение, моделирование, эксперимент, а также ряд специальных методов: опрос (в т.ч. анкетный, экспертный и др.), анализ документов, сравнение и сопоставление, балансовые увязки, группировки, эконометрическое моделирование и др. Студент должен знать, где, каким образом и для чего он использует те или иные методы исследования. В большинстве случаев при подготовке курсовой работы целесообразнее использовать документальный метод и опрос (интервью или анкетирование).

Объект курсовой работы – это то, что субъект исследования (то есть студент) будет рассматривать в своей работе.

Предмет курсовой работы – конкретные свойства объекта, которые будут рассматриваться в данной работе, детализация объекта исследования.

Степень изученности темы - насколько полно и в каком аспекте и кем данная тема изучена в научной литературе, учебниках и учебных пособиях. В работе перечисляются фамилии наиболее известных ученых, занимающихся разработкой данной темы. Если существуют различные подходы к изучаемой проблеме, то целесообразно сгруппировать авторов по приверженности к той или иной точке зрения.

Так как написание курсовой работы носит творческий характер, то на начальном этапе трудно точно представить будущую работу.

Основная часть - наиболее сложная, важная и трудоемкая часть курсовой работы. Она должна содержать материал, отражающий результат исследований студента по избранной теме, четко и логически последовательно раскрывать содержание в соответствии с планом. На основе изученных источников в основной части работы рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы к ее решению, излагается собственная позиция студента.

Вся основная часть должна быть логически выстроена, все части связаны между собой, одна последовательно вытекать из другой. Любая научная работа – это единое целое, а не сумма составных частей.

Как правило, курсовая работа состоит из 2-3 равноценных по объему глав, в каждой из которых имеется 2-4 параграфа. При необходимости и по согласованию с научным руководителем количество глав и параграфов может быть изменено. Не допускается включение в работу параграфов объемом менее двух страниц, и глав, не имеющих деления на параграфы. В конце каждого параграфа и/или главы необходимо делать выводы, которые не должны подменяться сообщением о проделанной работе, такими, как «рассмотрено», «изучено», «проанализировано» и так далее. Они не просто подводят промежуточные итоги работы. Связь выводов с общей логикой работы и поставленными задачами позволяет «перекинуть мостик» к новому параграфу и придать работе необходимую цельность.

Важнейшие теоретические положения темы следует излагать своими словами и при необходимости подкреплять цитатами. Не допускается прямое переписывание текста из учебников или другой литературы, должна быть произведена творческая обработка материала. В случае обнаружения фактов плагиата (использования фрагментов текста другого автора без соответствующих ссылок), в т.ч. представление работы или ее части из сети Интернет, работа возвращается студенту на переработку.

Первая глава, как правило, теоретическая. В ней обсуждаются вопросы, связанные с понятийным аппаратом, рассматриваются различные точки зрения на проблему, различные позиции авторов, излагаются аргументы в их критику или поддержку, а после анализа точек зрения о дискуссионных вопросах - и собственная позиция.

Выполненная на высоком уровне первая глава должна обладать следующими характеристиками:

1) глубокий анализ понятий и категорий, необходимых для раскрытия темы работы;

2) анализ подходов различных авторов к рассматриваемым вопросам;

3) группировка и обобщение рассмотренных подходов;

4) соответствие структуры и содержания главы теме и цели работы;

5) наличие выводов по отдельным параграфам и/или главе в целом.

Вторая глава является расчетно-аналитической. Эта часть работы раскрывается с использованием фактических материалов, содержит основные расчеты показателей хозяйственной и управленческой деятельности организации (предприятия) по выбранной теме; в ней дается обоснование выбранных методов и конкретных методик, представляются основные результаты, их качественный и количественный анализ, широко используется фактический материал.

Эмпирический анализ должен начинаться с характеристики объекта, который служит источником информации. Им может быть организация, выбранная в качестве места прохождения производственной практики, а также любое территориальное образование, социальная группа, по которым студент располагает необходимыми данными. Общая характеристика организации (территории, группы) должна показать ее основные особенности, имеющиеся сильные и слабые стороны, текущее состояние и перспективы развития, которые являются значимыми с точки зрения раскрытия темы. Односторонняя, узкая характеристика не позволит в дальнейшем учесть важные специфические особенности и выработать реалистичные рекомендации. В то же время следует учесть и то, что типичной ошибкой студентов является представление в данной части работы большого количества избыточной информации, логически не связанной с дальнейшим изложением.

Студенты могут выполнять аналитическую главу с использованием имеющихся баз данных, источников, в которых приведена статистическая информация, результаты социологических исследований, дан анализ моделей и др. Анализ и обработку цифровой информации следует проводить с помощью современных методов экономического анализа. Вторая глава заканчивается отдельным параграфом, посвященным практическим рекомендациям и конкретным решениям, направленным на совершенствование изучаемых процессов и явлений. Рекомендации должны быть конкретными и вытекать из результатов предыдущего анализа.

Например, недостаточным будет указание на то, что необходимо совершенствовать оценку персонала. Следует указать, чт о именно в оценке персонала требуется изменить и как это осуществить. Здесь же необходимо представить не менее 2-3 хорошо продуманных и проработанных рекомендаций.

Выполненная на высоком уровне вторая глава должна обладать следующими характеристиками:

1) глубокая характеристика организации (территории, группы), выявление ее характеристик, значимых с точки зрения предмета исследования;

2) наличие грамотно составленной методической части исследования, в том числе программы социологического исследования, характеристики используемой статистической и иной информации с указанием ее источников и степени достоверности, описания используемых моделей и пр.;

3) глубокий анализ полученных результатов, предполагающий выявление взаимосвязей, оценку силы влияния факторов, расчет зависимостей и пр.;

4) наличие выводов по отдельным параграфам и/или главе в целом;

5) конкретность рекомендаций, в том числе разработка планов, методик, документов, технологий др.;

6) обоснованность предлагаемых рекомендаций, в том числе расчет предполагаемых затрат, экономического эффекта, окупаемости и др.

Содержание работы иллюстрируется схемами, таблицами, диаграммами, графиками, рисунками и т.д.; которые оформляются непосредственно в тексте работы или отдельными приложениями, если по объему они составляют более половины страницы.

Следует помнить, что достоинство работы зависит не только от качества использованных источников, достижения содержательной целостности изложения, логически верно выстроенной структуры, но и от умелого включения материалов, отражающих личный опыт студентов, результаты их самостоятельных исследований.

При высказывании студентом собственного мнения необходимо избегать местоимения «я». Изложение материала ведется с использованием безличных оборотов, либо от третьего лица единственного числа или первого лица множественного лица. Например: «Можно предположить, что…», «Представляется важным…», «Автор считает, что …», «По мнению автора…», «На наш взгляд…».

Суждения, характеристики, предположения и выводы необходимо подкреплять ссылками на имеющиеся концепции и факты. При обращении к теоретическим работам отечественных и зарубежных авторов, материалам эмпирических исследований, необходимо указывать источники, а в случае заимствования оригинальных идей - дословно цитировать, заключая эту часть текста в кавычки.

В заключении кратко обобщаются ранее сделанные по тексту выводы и рекомендации. Заключение является логическим завершением курсовой работы. Оно призвано показать, выполнены ли поставленные во введении задачи, достигнута ли цель работы. В сжатой форме должны быть представлены наиболее важные результаты проделанной работы, сформулированы основные выводы и рекомендации.

Следует особо подчеркнуть, что заключение пишется по всей работе, а не только по последней главе. Желательно, чтобы в нем содержалась информация о проблемах, которые остались нерешенными и требуют дальнейших исследований. Наличие таких сведений не свидетельствует о слабости работы. Напротив, оно показывает осознание студентом глубины изучаемой проблемы и сложности ее решения.

По объему заключение не должно превышать 2-3 страниц текста.

Библиографический список помещается в конце курсовой работы. При подборе литературы не надо увлекаться составлением чрезмерно большого списка. В нем должны быть только «рабочие» источники, то есть те, которые на самом деле были использованы при написании курсовой работы. Как правило, чем длиннее список, тем больше вероятность того, что в данном списке много не очень нужных и важных для работы публикаций (а возможно и не использованных, а поставленных для количества). Библиографический список должен включать в себя не более 15-20 источников.

Приложения (таблицы, диаграммы, схемы, рисунки, фотографии и пр.) наглядно отражают наиболее важные положения и выводы.

Следует иметь в виду, что по содержанию курсовая работа может иметь рефера­тивный, практический или опытно-экспериментальный характер, что обуславливает особенности ее внутренней структуры.

Так, структура курсовой работы реферативного характера включает: введение; теоретическую часть, в которой дается история вопроса, уро­вень разработанности проблемы в теории и практике посред­ством сравнительного анализа литературы; заключение; библиографический список; приложения.

Структура курсовой работы практического характера включает: введение; основную часть, которая обычно состоит из двух разделов: в первом разделе содержатся теоретические основы раз­рабатываемой темы; во втором разделе содержится практическая часть, которая представляется расчетами, графиками, таблицами, схема­ми и т.п.; заключение; библиографический список; приложения.

Структура курсовой работы опытно-экспериментального характера включает введение, где раскрывается актуальность и значение темы, определяются цели и задачи эксперимента; основную часть, которая обычно состоит из двух разделов: в первом разделе излагаются теоретические основы разрабатываемой темы, дается история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике; во втором разделе содержится практическая часть, в которой описываются план проведения эксперимента, характеристика методов экспериментальной работы, обоснование выбранного метода, основные этапы эксперимента, обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы; заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации о возможности применения полученных результатов; библиографический список; приложения.

Характер курсовой работы определяется студентом по согласованию с преподавателем учебной дисциплины.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: