ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Учебно-практическое пособие
Москва Альфа-Пресс 2008
Рецензенты:
Е. И. ЗАЙЦЕВ, д-р экон. наук, проф. (СПбГИЭУ) Е. А. КОРОЛЕВА, д-р экон. наук, проф. (СПбГУВК)
С 32 Сергеев В. И., Григорьев М. Н., Уваров С. А.
ЛОГИСТИКА: ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ: Учебно-практическое пособие. — М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2008. — 608 с.
ISBN 978-5-94280-332-2
В учебно-практическом пособии приводится систематическое описание информационных технологий и моделей, эффективность и целесообразность их практического применения, а также решения задач в современной логистике и эффективного использования информационных ресурсов фирмы. Дана подробная характеристика информационных систем и программных продуктов, применяемых в сфере логистики и управления цепями поставок, и практические рекомендации для пользователя.
Пособие адресовано студентам вузов, слушателям программ дополнительного послевузовского образования (в первую очередь обучающихся по программе «Логистика и управление цепями поставок»), а также может оказаться полезным преподавателям и аспирантам вузов, специалистам- практикам в сфере логистики и автоматизации управления бизнес-процессами.
|
|
УДК 005.932 ББК 65.40
ISBN 978-5-94280-332-2
© Сергеев В. И., Григорьев М. Н., Уваров С. А., 2008 9 туч 9»» * ал © ООО Издательство «Альфа-Пресс», 2008
ВВЕДЕНИЕ
Учебный курс «Информационные системы и технологии в логистике и управлении цепями поставок» относится к ряду дисциплин специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок», и данное учебное пособие разработано исходя из требований соответствующего Государственного образовательного стандарта. Данная учебная дисциплина изучается студентами всех форм обучения на (V курсе, она тесно связана с прочими дисциплинами специальности и предполагает успешное освоение студентами курса «Информатика».
Цель данного курса состоит в получении учащимися навыков применения информационных технологий, а также информационных задач и моделей в современной логистике и управлении цепями поставок, эффективного использования информационных ресурсов фирмы. В настоящее время не существует общепризнанного учебника по этой учебной дисциплине. Его создание — дело ближайшего будущего. Данное учебное пособие призвано частично восполнить данный пробел.
Важным вопросом является соотношение понятий «информационные системы и технологии в логистике» и «информационная логистика». По нашему мнению, первая дефиниция относится к результативному внедрению в логистику как в функциональный менеджмент и как в самостоятельную предпринимательскую деятельность информационной составляющей. Под «информационной логистикой» мы понимаем результативное применение логистического подхода к управлению информационной составляющей совокупного ресурсного потенциала предпринимательской фирмы.
|
|
На практике зачастую происходит подмена первого понятия вторым, и хотя термин «информационная логистика» получил довольно широкое распространение, научных и учебных работ, выполненных в этом направлении, немного. Символично, что это определение отсутствует в терминологическом словаре, правда, при наличии термина «информационный поток», определяемого как совокупность циркулирующих в логистической системе между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Подобное определение, равно
ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
1.1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В СИСТЕМЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Информационные ресурсы составляют одну из важнейших подсистем ресурсного потенциала фирмы, а информация является ключевым элементом логистических операций. Информация конкретизирует потребности объектов логистических систем и звеньев цепей поставок. Главная задача информационного обмена заключается в согласовании требований различных субъектов к размерам заказов, доступности запасов, скорости перемещения ресурсов.
Информационный поток, будучи неотъемлемой составляющей интегрированного логистического потока, должен адекватно отражать реальную практическую деятельность в сферах физического распределения, производства и материально-технического снабжения.
По нашему мнению, перспективы информационной логистики весьма велики, потому хотя бы, что фирма как система по своему определению требует взаимосвязи между частями для образования сложного интегрированного целого. Поэтому система информационного потока должна обеспечивать информацией все другие подсистемы логистики и создавать механизм обратной связи.
На рис. 1.1 представим упрощенную схему потоков информационной логистики, показывающую прохождение основных информационных потоков, необходимых для функционирования данной предпринимательской фирмы.
В процессе выработки целей и задач организации система управления (руководство фирмы) рассматривает внутренние возможности и конъюнктуру рыночной окружающей среды.
С традиционно сложившейся точки зрения основная задача предпринимательской фирмы — производить продукцию, приносящую
Рис. 1.1. Схема потоков информационной логистики |
прибыль и увеличивать выработку. В этом случае менеджмент, включая незначительный технический и вспомогательный персонал, функционально мог быть сведен к генеральному менеджеру, лицу, принимающему решение (ЛПР). Схематически простейшее представление об этой организационно-информационной структуре представлено на рис. 1.2.
Предполагалось, что большинство ресурсов фирмы должно быть направлено на производство, т. е. на человеческие и материальные ресурсы, полностью сосредоточенные на поставке товаров потребителю. Информационные затраты уходили лишь на координацию процессов производства, их рассматривали как некий «налог» на производственные операции. Да и экономическая теория стала рассматривать информацию наряду с землей, трудом и капиталом в качестве ресурса относительно недавно.
Рис. 1.2. Традиционная организационно-информационная структура материальный поток; информационный поток |
Однако современная стадия конкурентной борьбы заставили изменить отношение менеджмента к информации. Организация производства стала гораздо сложнее, выросла межфирменная конкуренция, ускорились темпы научно-технического прогресса, изменился характер государственного регулирования. Стремление использовать новых специалистов, чтобы справиться с возникающими проблемами, привело к значительному увеличению численности управленческого персонала и к образованию новых уровней и функциональных направлений управления. Фирмы стали включать в штат специалистов, функциональных и технических работников, сливавшихся с менеджментом, так как их главной задачей стала обработка информации, а не прямое производство товаров или оказания услуг. Современная организационно-информационная структура представлена на рис. 1.3. Данная схема не претендует на полноту и носит иллюстративный характер.
|
|
Информация, с которой оперирует современная фирма, приобрела новый смысл. Ни одна подсистема фирмы не может отвечать требованиям эффективного управления, если не будет сориентирована в альтернативах, возникающих из всего массива информации в целом. Это объясняет существенный рост экономического, юридического персонала, а также специалистов маркетинга и логистики. Так возникла проблема организации объема информационной работы, созданного ростом внутрифирменных взаимодействий, да и число внешних хозяйственных связей возрастало достаточно быстро.
Так в сфере логистики оказалась востребованной информационная логистика. Она может оказаться эффективной лишь в том случае, если в структуре фирмы ей будет предоставлен высокий уровень комплектации в лице главного функционального менеджера — директора по логистике (на правах заместителя директора фирмы). Только в этом случае такие задачи логистики как рационализация материальных потоков предприятия, максимальная загрузка производст-
Рис. 1.3. Современная организационно-информационная структура ► материальный поток; информационный поток |
венных мощностей заказами потребителей, экономия материальных затрат на всем протяжении логистического потока, а также оптимизация затрат на снабжение, производство и реализацию готовой продукции смогут быть выполнены.
|
|
Следует заметить, что на современном этапе конкурентной борьбы логистика выполняет, кроме всего прочего, функцию целеполага- ния. Поэтому логистическая структура управления не просто обменивается информацией с прочими структурами фирмы: в ряде случаев информационные потоки, исходящие из логистической структуры, носят характер документов функционального менеджмента. На рис. 1.4 представлена такая система потоков.
Одновременно для выработки решения, адекватного как изменению рыночной ситуации, так и ресурсного потенциала фирмы, логистическая служба нуждается в определенной информации. Система информационной логистики предусматривает комплекс информации, потоки которой являются для службы логистики входящими.
Рис. 1.4. Система входящих и исходящих информационных потоков службы логистики |
В постиндустриальной экономике, определяемой еще как информационное общество, особое значение информации состоит в том, что она — прежде всего средство производства, столь же необходимое для функционирования фирмы как сырье, материалы, рабочая сила, капитал, а не только предмет потребления.
Ход развития научно-технического прогресса привел к созданию информационной технологии — использованию вычислительной техники и систем связи для создания, сбора, передачи, хранения, обработки информации для всех сфер общественной жизни. Сложные сочетания рыночных взаимоотношений, существующей инфраструктуры и стратегического управления сформировали следующие доминирующие направления развития информационной технологии:
• формирование и развитие новой категории — информационного продукта, существующего в виде программных средств, баз данных и служб экспертного обеспечения; хорошо выполненный информационный продукт сохраняет свою ценность дольше, чем конкретные носители информации;
• способность к взаимодействию логических элементов информационной технологии; она означает возможность для двух или более сторон, представленных машиной или человеком, провести идеальный обмен информационным продуктом;
• ликвидация промежуточных звеньев, обусловленная внедрением новых технологий, которые обеспечивают преобразование информации в формы, доступные и удобные для немедленного использования потребителем; использование новых информационных технологий ведет к созданию более совершенного рынка, под которым понимается рынок с минимальным количеством промежуточных звеньев между покупателем и продавцом;
• глобализация на базе транспьютерных систем и нейрокомпьютеров позволяет фирмам и транснациональным корпорациям успешно вести дела с мировом масштабе, проводить выгодные операции на периферии, покупать и продавать более эффективно, используя знания о состоянии рынка;
• конвергенция — результат совместного развития четырех вышеназванных тенденций; она проявляется в исчезновении различия между изделиями и услугами, информационным продуктом и средствами, использованием информации в быту и в производственных целях.
Постепенно эти тенденции начинают оказывать влияние на информационную составляющую коммерческой сделки. Эффективность обращений к системам обеспечения информационной технологии при осуществлении торговых операций на 30% выше, чем при использовании традиционного подхода. В табл. 1.1 показана применимость систем обеспечения информационной технологии при совершении коммерческих сделок.
Таблица 1.1
Использование систем обеспечения информационной технологии в коммерческой деятельности |
Наряду с вышеуказанным с помощью информационных систем и технологий могут быть решены и такие актуальные на сегодняшний день задачи, как:
• детальное управление производственными запасами (с одновременным повышением эффективности использования складских мощностей);
• оптимальное использование внутризаводского и внутрисклад- ского транспорта;
• автоматизированный отбор грузов и их позаказное комплектование;
• учет отправляемых грузов и постоянное диспетчерское сопровождение на всем пути следования к заказчику.
1.2. ИНФОРМАЦИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГИСТИКИ
В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка логистической информации, циркулирующей в логистических системах.
Логистическая информация — это целенаправленно собираемая совокупность фактов, явлений, событий, представляющих интерес
и подлежащих регистрации и обработке для обеспечения процесса управления логистической системой предприятия.
Существует три формы представления логистической информации: символьная, текстовая, графическая.
Символьная форма основана на использовании символов — букв, цифр, знаков, в том числе знаков пунктуации.
Текстовая форма использует образующие тексты символы, но расположенные в определенном порядке.
Графическая форма является самой емкой и сложной. К ней относятся различные виды изображений.
Логистическая система — это сложная структурированная организационная система, в которой процессы управления направлены на оптимизацию материальных и сопутствующих им информационных, финансовых, кадровых и прочих потоков от точки их зарождения до точки ликвидации (утилизации). Часто логистическую систему рассматривают как цепочку (сеть), по которой товар из сырья превращается в готовое изделие и затем через систему продаж попадает к конечному потребителю, поэтому ряд авторов ставит знак равенства между понятиями логистическая система и логистическая цепь.
Логистические системы по характеру взаимодействия с окружающей средой относятся к классу открытых систем.
Процесс управления потоками включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, гармонизацию интересов участников логистической системы ради достижения максимальной конкурентоспособности организации. Типичными задачами, решаемыми системой управления логистической структурой, являются: определение структуры складов сырья и готовой продукции для уменьшения операционных издержек; оптимизация схемы транспортных операций для снижения издержек; выбор мест производства товара для поставки на конкретный рынок
Логистическая система как всякая система характеризуется архитектурой. Архитектура системы — это концепция, определяющая модель, структуру, выполняемые функции и взаимосвязь компонентов системы.
Информационный поток — это системная совокупность сообщений, циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой, необходимых для управления и контроля логистических операций.
Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов.
Информационные потоки классифицируются: в зависимости от вида связываемых потоком систем — горизонтальный и вертикальный; в зависимости от места прохождения — внешний и внутренний; в зависимости от направления по отношению к логистической системе — входной и выходной.
Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или отставать от него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным (в системах толкающего типа), так и в противоположную (в системах вытягивающего типа).
Например, опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе; опережающий информационный поток в прямом направлении — это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза; одновременно с материальным потоком поступает информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока; вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки грузов по количеству и качеству, разнообразные претензии, подтверждения.
Путь, по которому движется информационный поток, может не совпадать с маршрутом движения материального потока.
Управлять информационным потоком можно следующим образом: изменяя направление потока; ограничивая скорость передач до соответствующей скорости приема; ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.
Информационный поток измеряется количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени. За единицу количества информации принята двоичная единица — бит или байт.
В практике хозяйственной деятельности информация может измеряться также количеством обрабатываемых или передаваемых документов; суммарным количеством документострок, обрабатываемых или передаваемых документов.
Вследствие перечисленного выше информационный поток представляет собой более сложное явление, чем материальный, в частности, он охватывает и такие подразделения предприятия, через которые материальные объекты прямо не проходят.
Информация становится логистическим производственным фактором. Благодаря ее эффективной обработке могут существенно сократиться расходы на складирование, достичь лучшего управление запасами, согласованности действий поставщика и потребителя, заменить складирования готовой продукции складированием полуфабри катов и сырья. Благодаря оперативному использованию информации удается также ускорить транспортировку за счет согласованности всех звеньев транспортной цепочки. Недостаток своевременной информации вызывает накопление материала, поскольку неуверенность потребителя, как и неуверенность поставщика, обычно вызывает желание подстраховаться.
Информационная логистика (information logistics) — область логистики организации, изучающая и решающая проблемы организации и интеграции информационных потоков для принятия управленческих решений в логистических системах.
На первых стадиях своего развития информационная логистика рассматривалась как информационное обеспечение движения материального потока. По мере распространения в деловую практику логистических систем во все большей мере стала ощущаться необходимость развития и внедрения в практику информационных логистических систем.
Информационная логистическая система — гибкая структура, состоящая из персонала, производственных объектов, средств вычислительной техники, необходимых справочников, компьютерных программ, различных интерфейсов и процедур (технологий), объединенных связанной информацией, используемой в управлении организацией для планирования, контроля, анализа и регулирования логистической системы. Часто используется тождественный термин «логистическая информационная система» (ЛИС). Информационные логистические системы по характеру взаимодействия с окружающей средой относятся к классу открытых систем.
Информационная логистическая система при грамотном использовании позволяет органически объединять все логистические подсистемы, включая заготовительную логистику, внутрипроизводственную логистику, распределительную логистику и т. д., т. е. создать связующие стержни, на которые нанизывались бы все элементы логистической системы.
Информационная логистическая система является частным случаем информационной системы, под которой принято понимать систему, предназначенную для хранения, передачи или обработки данных.
Данные — это информация, представленная в формализованном виде, пригодном для автоматизированной обработки. Данные формируются в группы, образуя компоненты баз данных.
Наименьшим компонентом является элемент данных — информационный объект, определяемый его наименованием и совокупностью описывающих его значений (величин). Объектом может быть процесс, явление, предмет, страна, область науки и т. д.
Совокупность элементов данных, которая описывает рассматриваемый объект, именуется записью (например, изделие — его номер, наименование, размеры, стоимость, материал, из которого оно изготовлено). Для передачи данных последние формируются в блоки данных. Для хранения они компонуются в файлы, каталоги, массивы, таблицы, списки. Файл — это набор информации, рассматриваемый как единое целое. Это объект, имеющий свое имя и являющийся основным элементом хранения данных. Расположение и структура данных в файле, включая размер и последовательность компонентов, определяются принятым его описанием. В файл добавляются новые и стираются ненужные записи. Каждый файл состоит из атрибутов и содержимого. Атрибутами файла является совокупность байтов, выделяющих его из множества остальных файлов. К атрибутам в первую очередь относятся его имя, тип содержимого, дата и время создания, фамилия создателя, размер файла, условия предоставления разрешений на его использование, метод доступа к нему.
База данных — совокупность текстовых и (или) цифровых данных, систематизированных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования исходной информацией, как правило, представляют собой специальным образом организованные один файл либо несколько групп файлов. Для работы с ними используется система управления базой данных (СУБД). База данных характеризуется совокупностью требований, определяемых представлениями пользователей о необходимой им информации. Каждая из отдельно рассматриваемых баз данных одновременно может обслуживать тысячи пользователей. Все большее распространение получают распределенные базы данных и создаваемые на их основе информационные хранилища. Создание распределенных баз данных требует их тиражирования — копирования всех изменений, вносимых в одну из частей распределенной базы. Данные в базе располагаются и для того, чтобы их можно было легко найти и обработать. Эти задачи выполняются системой управления базой данных.
Все большее распространение получают реляционные базы данных, а также объектно-ориентированные базы данных.
Реляционная база данных — база данных логически организованная в виде набора отношений ее компонентов. Характерной особенностью реляционной базы данных является структура, выполненная в виде таблиц. Строки таких таблиц соответствуют записям, столбцы — атрибутам (признакам хранимых данных). Такие данные являются ядром реляционной базы. Использование реляционных баз данных позволяет: собирать и хранить данные в виде таблиц; обновлять их содержание; получать разнообразную информацию по атрибутам или записям; отображать полученные данные в виде диаграмм или таблиц; выполнять необходимые расчеты по материалам базы.
Объектно-ориентированные базы данных — это базы данных, в которых данные представлены в виде объектов. В них создаются модули объектов, в том числе прикладных программ, которые управляются внешними событиями с помощью графического интерфейса пользователя.
Хранение данных — процесс обеспечения целостности, доступности и защищенности данных. Хранение данных является одной из главных функций информационной системы. Это связано с тем, что потеря либо искажение данных может иметь катастрофические последствия, поэтому применяется множество технологий хранения и восстановления данных, основной из которых является резервирование данных. Эта процедура реализуется в основном за счет использования дублирующих запоминающих устройств.
Передача данных — процесс транспортирования данных из одной информационной системы в друтую. Различают два вида передачи данных: синхронную и асинхронную передачи. В первом случае каждый блок данных укладывается в равные такты, отсчитываемые специальным генератором, и работа передатчика и приемника подчиняются взаимной синхронизации, во втором случае этот режим не соблюдается. Для повышения надежности могут использоваться подтверждения о получении адресатом данных.
Блок данных — последовательность символов фиксированной длины, используемая для представления данных.
Обработка данных — процесс выполнения последовательности операций надданными. Она выполняется в соответствии с заданием пользователя, либо в соответствие с прикладной программой. Обработка может осуществляться одним либо группой процессоров в одной либо нескольких информационных системах, работающих параллельно. В последнем случае происходит распределенная обработка данных.
Обработка может осуществляться в двух режимах, первый из них — интерактивный режим, второй — фоновый режим. Информационная система может выполнять задания по обработке данных по очереди, но чаще всего она работает в режиме разделения времени.
Фоновый режим — технология, при которой обработка прикладных процессов осуществляется только тогда, когда компьютер свободен от задач, решаемых в режиме реального времени. Фоновый режим позволяет эффективно использовать имеющиеся ресурсы. В фоновом режиме выполняются прикладные программы, имеющие низкий приоритет, тогда, когда необходимые для этого ресурсы не используются в интерактивном режиме для высокоприоритетных программ. В фоновом режиме выполняются также вспомогательные операции. Рассматриваемый режим, как правило, поддерживается многозадачными операционными системами. Прикладная программа, которая выполняется, либо может выполняться в рассматриваемом режиме, также называется фоновой. Ранее фоновый режим именовался пакетным. Его сущность заключалась в подготовке и поочередной обработке последовательности прикладных программ.
Архитектура информационной системы характеризует ее общую логическую структуру, аппаратное обеспечение, программное обеспечение, описывает методы кодирования информации, т. е. процесса представления данных последовательностью символов. Архитектура определяет также интерфейс пользователя с системой.
Аппаратное обеспечение (hardware) — комплекс электронных, электрических и механических устройств, входящих в состав информационной системы или сети.
Программное обеспечение (software) — комплекс компьютерных программ, обеспечивающий обработку или передачу данных, а также разработку новых программ.
Программное обеспечение совместно с аппаратным обеспечением являются важнейшими характеристиками информационных систем и сетей. Оно определяется функциональностью, качеством, размерами.
Функциональность представляется целями, которые должны быть достигнуты, типами используемых данных и результатами, которые необходимо получить.
Качество программного обеспечения характеризуется скоростью обработки данных, отсутствием тупиковых ситуаций, поведением при возникающих отказах.
Размеры программного обеспечения определяют сложность используемой системы, объем и типы ее запоминающих устройств, затраты на обслуживание.
По видам выполняемых функций программное обеспечение делится на классы: системное, ядром которого является операционная система; прикладное, представленное комплексом прикладных программ; инструментальное программное обеспечение, предназначенное для разработки программ всех видов, сетевое (если информационная система входит в сеть).
К системному программному обеспечению относятся: операционные системы, операционные оболочки, операционные среды.
Операционная система — комплекс программ, обеспечивающий в информационной системе выполнение других программ, распределение ресурсов, планирование, ввод-вывод и управление данными.
Операционная оболочка — комплекс программ, ориентированных на определенную операционную систему и предназначенный для облегчения диалога между пользователем и компьютером, путем выполнения наиболее часто повторяющихся программ, например, копирование диска, загрузка файла и т. д. Классическим представителем программ данного класса является Norton Commander.
В настоящее время функции операционной системы и операционной оболочки совместились в так называемых операционных средах типа Windows. Данная операционная среда объединила в себе функции и операционной системы, и операционной оболочки, существенно расширив возможности пользователя в процессе работы в диалоговом режиме. Она является 32-разрядной, многозадачной и многопоточной, характеризуется удобным графическим интерфейсом и создана для работы с персональными компьютерами. Используя ее, пользователь получает возможность работы сразу с несколькими прикладными процессами, каждый из которых на экране представляется в виде окна, внутри которого находятся данные, относящиеся к соответствующему прикладному процессу. Указав курсором нужное окно, пользователь запускает один из них. Остальные находятся в режиме ожидания. Данная среда оперирует с двумя типами окон: прикладные окна, в которых выполняются прикладные процессы, и групповые окна, служащие для индикации документов, видов сервиса.
Операционная среда Windows выполняет свыше 600 функций полиэкранной технологии, она содержит также обширные средства работы в сетях, также характеризуется возможностью модульного расширения архитектуры и способностью работать на многих аппаратных платформах. Фирма Microsoft предлагает для нее ряд платформ и стандартных прикладных процессов. В их число входит комплекс программ Windows for Workgroups, который предназначен для коллективной работы в информационной сети. Сама Windows также может использоваться в качестве операционной платформы, располагаясь над другими операционными системами. Развитием Windows стала сетевая операционная система Windows NT, аббревиатура NT происходит от New Technology
Прикладное программное обеспечение — специальные профессионально ориентированные программные средства, направленные на решение узко специализированных задач. В эту группу программ, например, включить: интегрированные программные пакеты, системы управления базами данных, программы-планировщики, электронные таблицы, текстовые редакторы, программы электронной почты, деловая и презентационная графика.
Интерфейс пользователя — система взаимодействия человека с информационной системой. Адаптация функционирования комплексов прикладных процессов к образу мышления человека требует создания дружественных интерфейсов. Наряду с этим термином широко используется понятие интерфейс — как порядок (протокол) взаимодействия между объектами любой системы.
Информационная система, как каждая открытая система, предназначена для выполнения двух главных задач — обработки данных и передачи данных. В соответствии с этой моделью область функций, расположенная между прикладными процессами и физическими средствами соединения, называется областью взаимодействия и делится на семь слоев, именуемых уровнями. Каждый слой выполняет определенные функции (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Функции, выполняемые уровнями области взаимодействия |
Уровни выполняют широкий комплекс функций, связанных с передачей данных между прикладными процессами, и не зависят друг от друга. Любой уровень состоит из активных объектов. Каждый из них взаимодействует с другими объектами на том уровне, на котором они расположены, предоставляет услуги соседнему сверху уровню и получает услуги с соседнего нижнего уровня. Сложные уровни часто делятся на расположенные друг над другом подуровни. Перед каждым из них ставятся определенные задачи.
Платформа — функциональный блок, интерфейс и услуги которого являются базой для размещения на нем процессов, объединенных какой-либо целью. Интерфейс и услуги каждой платформы определяются стандартом, вводимым международной организацией либо группой производителей. Благодаря платформе размещенные на ней процессы могут не «знать» о существовании различных протоколов или операционных систем, но при этом использовать те функции, которые эти протоколы и операционные системы, выполняют.
В литературе чаще всего упоминают прикладные платформы, транспортные платформы, операционные платформы и аппаратные платформы.
Прикладная платформа служит для размещения прикладных процессов.
Транспортная платформа обеспечивает передачу данных через коммуникационную сеть, она определяет услуги, предоставляемые физическим, канальным, сетевым и транспортным уровнями.
Операционная платформа выполняет набор прикладных процессов под управлением любой из группы операционных систем, входящих в нее.
Аппаратная платформа определяет возможности использования различных устройств.
Характеристики платформы подбираются так, чтобы создать возможность применения ее в большом круге задач. Каждая платформа предоставляет на стандартном интерфейсе свои услуги и услуги, находящихся под ней функциональных блоков.
К необходимости создания множества платформ привело существование большого числа существующих протоколов и операционных систем, а также многоуровневость области взаимодействия.
Две и более взаимодействующие друг с другом информационные системы и соединяющие их каналы связи образуют информационную сеть.
Канал связи — средство или путь, по которому передаются сигналы или данные.
Различают два класса каналов связи: асинхронный и синхронный. В синхронном канале обеспечивается синхронизация выполняемого процесса передачи. Асинхронный канал характерен тем, что передача через него не требует синхронизации работы отправителя и получателя данных.
Каналы связи в соответствии с формой передаваемых сигналов делятся на аналоговые, по которым передаются аналоговые сигналы, характеризующиеся частотной полосой пропускания, и дискретные, передающие дискретные сигналы, другое название — цифровые.
Каналы связи в зависимости от способа передачи сигналов классифицируют по нескольким видам.
Симплексный канал направляет сигналы только в одном направлении.
Полудуплексный канал позволяет передать сигналы в двух направлениях, но поочередно. Такая передача экономически целесообразна также в любых типах каналов при взаимодействии партнеров типа «запрос-ответ», когда перед ответом необходимо время для обработки запроса. Например, при работе с абонентской системой, в которой расположена база данных.
Дуплексный канал осуществляет одновременную передачу сигналов в обе стороны. Дуплексный канал используется в тех случаях, когда требуется высокая пропускная способность.
Наряду с информационной сетью различают коммуникационную сеть, часто именуемую также сетью передачи данных. Если главной задачей первой является обработка данных, то вторая в основном предназначена для передачи данных. На базе коммуникационной сети может быть построена не только одна, но и группа информационных сетей. Главной задачей коммуникационной сети является доставка адресатам блоков данных, которые при этом не должны терять своей целостности, доставляться без ошибок и искажения. Важными в сети являются также операции по предотвращению перегрузок, больших очередей и переполнения буферов систем. С этой целью происходит управление потоком данных. На основе интеграции обработки и передачи данных строятся интеллектуальные сети. Наряду с многопрофильными сетями распространение получают сети, предназначенные для выполнения определенных целей. Например, сеть Hermes, созданная Европейским объединением железных дорог, сеть Aeronet — информационная сеть Международного общества связи для авиации, сеть SWIFT (Society for Worldwide interbank Financial Telecommunications) — банковская сеть, предназначенная для выполнения расчетов между банками.
Высокопроизводительные коммуникационные сети стали именоваться базовыми сетями. Примером такой сети является сеть TWB- NET (Transcontinental WideBand NETwork) — Трансконтинентальная широкополосная сеть.
Коммуникационные сети подразделяются на корпоративные и государственные (общественные). Примером корпоративных являются сеть корпорации World Com, сеть Mark III. Среди государственных сетей широко известна французская сеть Transpac. В Европе создана международная коммуникационная сеть IXI. Важное значение в США имеет сеть Fed Wire. Fed Wire связывает банки федерального резерва и банки — члены расчетной палаты США.
В зависимости от технологии передачи данных выделяются сети с маршрутизацией данных и сети с селекцией данных. Первые каждый блок данных передают только одной системе — адресату, а вторые — всем системам.
В зависимости от используемых физических средств соединения выделяют кабельные и беспроводные сети. Однако часто используются смешанные ассоциации, в которых совместно работают кабельные и беспроводные сети.
В зависимости от покрываемой территории различают локальные, территориальные, глобальные и смешанные сети.
Локальная сеть (другое название — локальная вычислительная сеть, ЛВС) — это сеть, информационные системы которой расположены на небольшом расстоянии друг от друга. Она охватывает небольшое пространство, чаще всего здание. Большие локальные сети именуются корпоративными сетями
Территориальная (региональная) сеть охватывает большое пространство — район, область, регион, страну, группу стран. В том случае, когда она охватывает континенты, используется определение глобальной сети. Сеть использует разнообразные типы каналов.
Глобальная сеть — это сеть, расположенная в нескольких странах.
Метасеть — это глобальная сеть, состоящая из групп взаимодействующих друг с другом территориальных сетей.
Часто сети характеризуются ресурсами. Ресурсы сети — это совокупность технических и программных средств компьютеров, которые можно совместно использовать в сети.
Управление сетью либо ее частью обеспечивает административная система. На административную систему, именуемую в больших сетях центром управления сетью, а в малых — консолью, возлагаются следующие функции:
• сбор информации и учет работы компонентов сети (время работы соединений, сведения о загрузке каналов и ресурсах сети, регистрация ошибок, сведения об отказах);
• подготовка отчетов о работе сети;
• осуществление диагностики компонентов сети, индикация их состояний;
• контроль передачи блоков данных в коммуникационной сети;
• восстановление работы после отказов и неисправностей, удаленной загрузки программ;
• управление конфигурацией (включение и выключение абонентских систем, ведение справочника сети, создание резервных каналов, изоляция неисправных компонентов);
• осуществление услуг для пользователей, связанного с показом им динамического состояния сети, и оказание помощи в разборе неясных ситуаций.
Административная система может совмещаться с узлом коммутации (если он в сети есть) либо абонентской системой. Если в сети функционирует несколько административных систем, то одна из них назначается главной. Работой каждой системы руководит администратор.
Информационная логистика обеспечивает две стороны общего логистического процесса: оптимизацию и интеграцию каждого основного и его обслуживающих потоков по горизонтали, синхронизацию и интеграцию процессов управления по вертикали.
Интеграция информационных процессов означает, что любая информация подготавливается и записывается в базу данных только один раз, причем она может использоваться для разных целей. Информационные процессы взаимоувязаны и взаимодействуют через посредство единой базы данных. Поэтому содержание и структуру базы данных надо проектировать совместно с учетом требований всех информационных систем предприятия.
Горизонтальная интеграция материального потока и информационного обслуживания в логистической подсистеме дает возможность связать воедино информацию и обеспечить ею материальный поток в логистической цепи поступления товара и сырья, предварительной их обработки, монтажа, проверки и сбыта. Горизонтальная интеграция, кроме всего прочего, позволяет органично связать материальные и товарные потоки с общей системой планирования и управления на уровне организации. Наличие подобной связи в идеальном случае дает возможность добиться того, чтобы ни одно соответствующее решение о производственном процессе не могло быть принято и реализовано без соотнесения его с общей стратегией и целями организации.
Вертикальная интеграция логистической информационной системы заключается в связи и воздействии друг на друга различных уровней в иерархии управления организацией, начиная со структур стратегического планирования развития организации и кончая уровнем оперативного руководства отдельными производственными участками.
Вертикальная интеграция охватывает все уровни как прямыми — сверху вниз, так и обратными — снизу вверх связями, позволяя верхнему уровню иметь достаточную информацию о состоянии отдельных элементов производства и оперативно реагировать на происходящие изменения.
С другой стороны, подобная система может быстро влиять на производственные процессы с целью обеспечения выпуска на рынок продукции, необходимой в настоящий момент; реализации в кратчайшие сроки целевых заказов потребителей; стабильного поддержания высокого качества.
Информационное обеспечение логистики на предприятии представляет собой деятельность по прогнозу, переработке, учету и анализу информации и является инструментом интеграции элементов системы логистического управления.
Документ — письменный акт установленной или общепринятой формы, составленный определенными и компетентными должностными лицами, а также гражданами для изложения сведений о фактах, или удостоверения фактов, имеющих юридическое значение, или для подтверждения прав и обязанностей. Документ — это письменное подтверждение факта совершения логистической операции.
Выделяют первичные документы (путевой лист, товарно-транспортная накладная) и вторичные документы (журнал учета приходных ордеров и др.). Для первичных документов обязательны следующие реквизиты: наименование, дата составления, наименование организации, от имени которой был составлен документ, содержание операции, измерители операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение операции и правильность ее выполнения, личные подписи указанных лиц.
Маршрут документа — путь перемещения документа в процессе его обработки; упорядоченный список исполнителей, которых документ «обходит» в течение своего жизненного цикла.
Документооборот как понятие может трактоваться двояко: как перемещение и/или совместная обработка информации сотрудниками подразделений на предприятии, а также предприятием, его подрядчиками и логистическими партнерами; либо как движение документов в пространстве и во времени с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки.
Информационная готовность определяется способностью предприятия предоставлять запрашиваемые потребителем данные на всех стадиях выполнения заказа. Информационная готовность рассчитывается как отношение числа быстрых и точных ответов на запросы к общему числу запросов за определенный промежуток времени.
Информационные технологии — совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения надежности и оперативности работы с ними.
Трактовка термина «информационные ресурсы» дана в ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ (в ред. от 10 января 2003 г.). В соответствии с ней информационные ресурсы — это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
В соответствии со ст. 6 упомянутого закона информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений.
Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством Российской Федерации. Физические и юридические лица являются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования.
Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем иных установленных законом способов. Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне.
Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа. Согласно ст. 10 упомянутого закона документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную. Обязательным условием включения информации в информационные ресурсы является документирование информации. Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Федерации (ст. 5 упомянутого закона).
1.3. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
В течение последних лет бурно развиваются основанные на информатике новые логистические технологии. Информационные системы занимают в этих технологиях центральное положение. Сегодня внимание все более обращается на информационный поток, при помощи которого планируют материальный поток, управляют им и контролируют его. Совершенствование информационного обеспечения и организации нередко может принести самый больший эффект.
Информационная система состоит из двух основных составляющих: ИТ-инфраструктуры и ИТ-сервисов, предоставляемых на ее основе.
ИТ-инфраструктура компании формируется из совокупности компьютерного, телекоммуникационного, технологического оборудования и программного обеспечения. ИТ-инфраструктура обеспечивает возможность прохождения информационных процессов. От нее зависит предоставление ИТ-сервисов бизнес-подразделениям компании. Управление ИТ-инфраструктурой необходимо для ее надежного функционирования, для предоставления надежных сервисов и измерения их качества. Управление также позволяет оптимизировать ИТ-инфраструктуру, прогнозировать ее рост и изменение, принимать управляющие решения на основе достоверной информации.
Интегрированная система обеспечивает единую среду для оперативного управления существующими вычислительными комплексами предприятия, СУБД и корпоративным ПО, телекоммуникационным и сетевым оборудованием, устройствами хранения данных, персональными и мобильными компьютерами пользователей, периферийным и технологическим оборудованием (электроснабжение, кондиционирование).
Информационные логистические системы должны отвечать следующим требованиям: масштабируемость, распределенность, модульность, открытость. Масштабируемость — способность системы поддерживать как единичных пользователей, так и множество пользователей.
Распределенность — способность системы обеспечивать совместную обработку документов несколькими территориально разнесенными подразделениями предприятия или несколькими удаленными друг от друга рабочими местами.
Модульность — способность системы предоставлять пользователям возможность настраивать и выбирать функции системы исходя из специфики и сложности деятельности предприятия, т. е. система автоматизации — гибкая и состоит из отдельных модулей, интегрированных между собой (сбыт, склад, закупки, производство, персонал, финансы, транспорт).
Открытость — система автоматизации интегрирована в другие информационные системы, она имеет открытые интерфейсы для разработки новых приложений и интеграции с другими системами.
При функционировании информационные логистические системы должны выполнять приведенные ниже основные задачи:
• непрерывное обеспечение управляющих органов логистической системы достоверной, актуальной и адекватной информацией о движении заказа (о протекании функциональных и информационных процессов);
• непрерывное обеспечение сотрудников функциональных подразделений предприятия адекватной информацией о движении продукции по цепи поставок в режиме реального времени:
• реализация системы оперативного управления предприятием по ключевым показателям (себестоимость, структура затрат, уровень прибыльности);
• обеспечение прозрачности информации об использовании инвестированного капитала для руководства;
• предоставление информации для стратегического планирования;
• предоставление руководству информации о структуре общих затрат и расходов;
• обеспечение возможности своевременного выявления «узких мест»;
• обеспечение возможности перераспределения ресурсов предприятия;
• обеспечение возможности оценки сроков исполнения заказов потребителей;
• обеспечение прибыльности предприятия за счет оптимизации логистических бизнес-процессов.
Логистические информационные системы обычно разделяются на три группы: плановые, диспетчерские (диспозитивные), оперативные (исполнительные).
Логистические информационные системы, входящие в разные группы, отличаются как своими функциональными, так и обеспечивающими подсистемами. Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач. Обеспечивающие подсистемы могут отличаться всеми своими элементами, т. е. техническим, информационным и математическим обеспечением. Остановимся подробнее на специфике отдельных информационных систем.
1. Плановые системы — логистические информационные системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений о структурах и стратегиях. Они используются главным образом для создания и оптимизации звеньев логистической цепочки. Для плановых систем характерна пакетная обработка задач. Среди решаемых задач могут быть следующие: создание и оптимизация звеньев логистической цепи; управление условно-постоянными, т. е. мало изменяющимися данными; планирование производства; общее управление запасами; управление резервами и другие задачи.
2. Диспетчерские или диспозитивные логистические информационные системы — системы для принятия решений на среднесрочную и краткосрочную перспективу, создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Например, обеспечение управления внутризаводским транспортом, запасами готовой продукции, обеспечение материалами и подрядными поставками, запуск заказов в производство. Некоторые задачи могут быть обработаны в пакетном режиме, другие требуют интерактивной обработки (on-line) из-за необходимости использовать как можно более актуальные данные. Диспози- тивная система подготавливает все исходные данные для принятия решений и фиксирует актуальное состояние системы в базе данных. Эти системы могут решать следующие задачи: детальное управление запасами (местами складирования); распоряжение внутрискладским или внутризаводским транспортом; отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.
3. Оперативные (исполнительные) системы. Создаются на уровне административного или оперативного управления, но иногда содержат также некоторые элементы краткосрочной диспозиции. Особенно важны для этих систем скорость обработки и фиксирование физического состояния без запаздывания (т. е. актуальность всех данных), поэтому они в большинстве случаев работают в режиме online. Речь идет, например, об управлении складами и учете запасов, подготовке отправки, оперативном управлении производством. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в компьютер. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т. п.
Выше рассмотрены особенности информационных систем различных видов в разрезе их функциональных подсистем. Но, как уже отмечалось, различия имеются и в обеспечивающих подсистемах. Остановимся подробнее на характерных особенностях программного обеспечения плановых, диспозитивных и исполнительных информационных систем.
Создание многоуровневых автоматизированных систем управления материальными потоками связано со значительными затратами, в основном в области разработки программного обеспечения, которое, с одной стороны, должно обеспечить многофункциональность системы, а с другой — высокую степень ее интеграции. В связи с этим при создании автоматизированных систем управления в сфере логистики должна исследоваться возможность использования сравнительно недорогого стандартного программного обеспечения, с его адаптацией к местным условиям.
В настоящее время создаются достаточно совершенные пакеты программ. Однако применимы они не во всех видах информационных систем. Это зависит от уровня стандартизации решаемых при управлении материальными потоками задач.
Наиболее высок уровень стандартизации при решении задач в плановых информационных системах, что позволяет с наименьшими трудностями адаптировать здесь стандартное программное обеспечение. В диспетчерских информационных системах возможность использовать стандартный пакет программ ниже. Это вызвано рядом причин, например: производственный процесс на предприятиях складывается исторически и трудно поддается существенным изменениям во имя стандартизации; структура обрабатываемых данных существенно различается у разных пользователей.
В исполнительных информационных системах на оперативном уровне применяют, как правило, индивидуальное программное обеспечение.
Управление процессами и оборудованием требует интеграции информационных систем коммерческого характера и систем управления автоматикой.
Чтобы логистические информационные системы могли обеспечить требуемую эффективность логистических процессов, их надо интегрировать вертикально и горизонтально.
Вертикальная интеграция логистических информационных систем выражается в связи плановых, диспозитивных и исполнительных систем, горизонтальная интеграция — в связи отдельных комплексов задач в диспозитивных и исполнительных системах.
Считается, что главную роль во всей архитектуре логистических систем играют диспозитивные системы, которые определяют требования к соответствующим исполнительным системам.
В отдельных звеньях логистической цепочки для контроля и управления сложными быстропротекающими техническими процессами используются полностью автоматические логистические системы. В области экономического анализа и контроля, наоборот, прерогативу принятия решений оставляет за собой человек, а компьютер предоставляет ему нужную информацию.
Для контроля и управления оперативными логистическими процессами важным является обмен информацией в режиме on-line, который позволяет минимизировать время реакции на возникшую ситуацию. Для экономического контроля часто достаточно периодической пакетной обработки данных. Ряд данных о логистических процессах можно вообще обрабатывать автономно на месте, например, на складе, что позволяет существенно сократить объем передачи данных и время реакции на результаты их обработки. Принципиальной основой для создания децентрализованных баз логистических данных является возможность принимать решения на месте при информационной связанности всех децентрализованных подразделений.
По оценкам специалистов, на логистические информационные системы приходится 10—20% всех логистических издержек. Важной особенностью является тот факт, что цены аппаратного оборудования в мире быстро понижаются, при этом быстро растет отношение производительности компьютеров к их цене. Отношение стоимости программного обеспечения к аппаратному оборудованию постоянно растет как из-за увеличения масштаба и сложности информационных систем, так и из-за удешевления аппаратного оборудования
1.4. ИНФОРМАЦИОННО-ЛОГИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В совершенствовании организационно-хозяйственной деятельности предприятия с информационно-логистической точки зрения важнейшее значение имеет управление запасами.
Работы по автоматизации управления запасами (Inventory Control) начались в США с начала 1960-х гг. В результате активного роста крупносерийного и массового производства товаров народного потребления и торговли после Второй мировой войны стало очевидно, что использование математических моделей планирования спроса и управления запасами ведет к существенной экономии средств, замороженных в виде запасов и незавершенного производства.
Первые автоматизированные системы управления запасами в промышленном производстве основывались на расчетах по спецификации состава изделия (Bill of Materials). По плану выпуска продукции формировались планы производства и рассчитывался объем закупки материалов и комплектующих изделий.
Конец 60-х гг. XX в. связан с работами Оливера Уайта (Oliver Wight), который предлагал рассматривать в комплексе производственные, снабженческие и сбытовые подразделения. Такой подход и применение вычислительной техники впервые позволили оперативно корректировать плановые задания в процессе производства (при изменении потребностей, корректировке заказов, нехватке ресурсов, отказах оборудования).
В публикациях Оливера Уайта и Американского общества по управлению запасами и производством были сформулированы алгоритмы планирования, известные сегодня как MRP (Material Requirements Planning — планирование потребностей в материалах), — в конце 1960-х гг., и MRPII (Manufacturing Resource Planning — планирование ресурсов производства) — в конце 1970-х — начале 1980-х гг.
Методы планирования на заданные интервалы времени потребностей в материалах, необходимых для изготовления изделий (MRP), учитывают информацию о составе изделия, состоянии складов и незавершенного производства, а также заказов и планов-графиков производства.
Заказы (Orders) упорядочиваются, например, по приоритетам или по срокам отгрузки.
Формируется объемный план-график "производства (Master Schedule). Обычно он создается по группам продукции и может быть использован для планирования загрузки производственных мощностей.
Цели MRP-систем:
• удовлетворение потребностей в материалах, компонентах и комплектующих для планирования производства и доставки потребителю;
• поддержание низких уровней запасов материальных ресурсов (MP), готовой продукции (ГП);
• планирование производственных операций, расписаний доставок, закупочных операций.
В процессе реализации этих целей система обеспечивает поток плановых количеств MP и запасов продукции за время, используемое для планирования. Система MRP начинает свою работу с определения, сколько конечной продукции и в какие сроки необходимо произвести. Затем система определяет время и необходимые объемы MP для удовлетворения потребностей производственного расписания.
Ядром MRP-системы является программный комплекс, который проводит все расчеты и анализ по определенным алгоритмам на основании производственного расписания и информации о MP. На выходе программный комплекс дает набор документов, в том числе схемы доставки MP по подразделениям, объемы и сроки поставок. Таким образом, MRP-система запланирован но «проталкивает» MP по подразделениям.
В отличие от методов теории управления запасами, предполагающих независимый спрос на всю номенклатуру, MRP часто называют методом расчетов для номенклатуры «зависимого спроса» (т. е. формирования заказов на узлы и комплектующие изделия в зависимости от заказа на готовую продукцию). Алгоритм MRP не только выдает заказы на пополнение запасов, но и позволяет корректировать производственные задания с учетом изменяющейся потребности в готовых изделиях.
Основные недостатки MRP-систем:
• значительный объем вычислений и предварительной обработки данных;
• возрастание логистических издержек на обработку заказов и их транспортировку из-за стремления фирм уменьшить запасы MP и перейти на работу с малыми заказами с высокой частотой их выполнения;
• нечувствительность к кратковременным изменениям спроса;
• большое число отказов из-за большой размерности системы и ее комплексности.
К этому прибавляются общие недостатки всех толкающих систем: недостаточно точное отслеживание спроса и обязательное наличие страховых запасов, что, с одной стороны, замораживает оборотные средства, но, с другой, дает системе большую, чем у вытягивающих систем устойчивость при резких колебаниях спроса или при ненадежности поставщиков. Для толкающих систем характерно наличие жестко заданного производственного расписания.
MRP-системы используются, как правило, в тех случаях, когда спрос на MP сильно зависит от спроса потребителя на ГП или когда надо работать с большой номенклатурой MP. Вообще, MRP-системы предпочтительнее метода J IT (точно во время) когда имеется достаточно длинный производственный цикл.
Заметим, что методы MRP получили распространение в США и практически не применялись в Японии. Дело в том, что японские методы управления в машиностроении в основном были ориентированы на массовое производство, а американские — на мелкосерийное.
Наличие перечисленных недостатков повлекло за собой создание MRPII систем, обладающих большей гибкостью планирования, обеспечивающих лучшую организацию поставок и лучшую реакцию на изменения спроса. Важное место в MRPII занимают блоки прогнозирования спроса, размещения заказов и управления запасами.
MRPII — это замкнутая система, относящаяся к детальному планированию производства, к финансовому планированию себестоимости материалов и производственных затрат, а также к моделированию хода производства. В ней планируются не только выпуск изделий, но и ресурсы для выполнения плана. Начальным этапом в работе системы является прогнозирование и оценка производственных мощностей (Capacity Requirements Planning). Предусмотрен также этап объемного планирования (Master Production Scheduling). Его результаты становятся исходной информацией для планирования потребностей в материалах (MRP), изготавливаемых и поступающих по кооперации.
Замкнутость системы MRPII означает наличие обратных связей для планирования в модулях, отвечающих за управление производством и его учет (Execution, Production activity control), а также то, что модули оценки производственных мощностей, снабжения, планирования и учета функционируют как компоненты единой системы с использованием интегрированной базы данных.
Классическая система MRPH Standart System