Понятие жаргона и его место в системе речевой деятельности

Наркозависимого

Наркомания на современном этапе развития общества по праву считается одной из глобальных проблем человечества. Главным образом, это затрагивает молодежь и подрастающее поколение. Хотя уже не одно поколение людей стало жертвой пагубного влияния массовой наркотизации, которая привела к чудовищным последствиям, изменив ход психического и физического здоровья граждан.

Наркомания на сегодняшний день – это проблема ущемления личностной свободы и соблазна перед запретным плодом. Проблема великого страха. Страха, большего, чем даже страх смерти. Представители наркоманской «общины» - носители своеобразного локального сленга и особых, принятых лишь в отдельной среде, ритуалов и приемов этикета, которыми обязательно сопровождается употребление или покупка товара.

Рассматривая данную тему, следует отметить, что рядом с широко популярными наркотическими средствами на мировой рынок за последние десятилетия вышел ряд новых психотропных наркотиков. Самыми опасными, и, вместе с тем, популярными, оказались амфетамины и галюциногены.

Наркомания как, своего рода, маргинальное явление, вызвала на месте столкновения культур появление двуязычия и особого запаса лексики, характерной лишь для этого автономного круга пользователей. Внутри этого круга царят незримые и малопонятные для человека «из вне» законы, стандарты и нормы.

Носители маргинальной культуры – маргиналы – заинтересованы в сохранении обособленности и автономности от внешнего мира своей культуры и ее особенностей. Враждебное вмешательство в систему критично.

«В молодежной, особенно в подростковой среде, деление на «своих» и «чужих» происходит по иным, чем у взрослых, основаниям. Большое значение в этом играют субкультурные факторы. Принадлежность к той или иной субкультуре сопровождается противостоянием традиционной культуре, эпатажем ее образцов и носителей. «Чужие» могут стать «врагами» только потому, что они другие. Не важно, живут ли в другом дворе, приехали ли из другого города, имеют ли другую национальность, веру, внешность. Поэтому особенности социокультурной среды общения являются значимым фактором формирования экстремального типа сознания молодежи».

Арго, как особый вид языка носителей маргинальной культуры, и служит для этих целей. Язык арго возникает, как стихийное явление, как результат рефлексирования маргиналов на окружение, на вторжение внешних раздражителей за черту зоны комфорта той или иной субкультуры. Рассматривая язык наркозависимых, можем выделить его основные функции:

1. Конспиративная - укрыть внутреннюю информацию от посторонних лиц, не имеющих отношения к маргинальному сообществу наркозависимых.

Арго возникает стремительно и стихийно. Отдельные лексемы могут отправится в массы и найти свое место в разговорном языке, в широком кругу носителей.

В последние годы, кстати, наблюдается особая тенденция перехода аргонистической лексики в общеупотребительную. Вызвано это возрастающей популярностью маргиналов. Однако, в большинстве своем, лексика наркозависимых – потемки для непосвященных граждан.

2. Опознавательная – способ распознать в социальной среде себе подобных – представителей той же субкультуры, в данном случае, такого же наркозависимого.

3. Номинативная – арго – это настоящий питомник для тех понятий, явлений, физических и моральных ощущений, которые не находят своего отображения в современном литературном языке и не имеют точных эквивалентов. Это, своего рода, кладезь уникальных лексических единиц и фразеологизмов.

4. Мировоззренческая (обслуживающая деятельность наркозависимых) - при общении маргиналов между собой многие "плохие", с нашей точки зрения, слова имеют нейтральный характер. Значительное количество арготизмов преступным миром воспринимается иначе, чем законопослушными людьми.

5. Эмоционально-выразительная - социальная обособленность и отчужденность деклассированных элементов, стрессы и ряд других раздражающих внешних факторов – причина постоянного обогащения речи наркозависимых эмоционально-экспрессивными единицами. Это, своего рода, стремление к самоутверждению и попытка заявить о себе в социуме.

Анализ лексических и фразеологических единиц, употребляемых в кругу наркозависимых дает нам основания рассматривать наличие у жаргона наркоманов и такой функции как агитационная, которая является своего рода пособником в приобщении все большего количества людей в ряды деклассированных элементов.

«Лица, принадлежащие к маргинальной культуре, становятся двуязычными: в своей среде они употребляют арго, а при общении в обычных условиях используют национальный литературный язык. Механизмы овладения арготической речью упрощены, поскольку арго не имеет собственной грамматики и отличается от литературного языка только по лексическому составу.

В арго, как и в литературном языке, широко распространена синонимия. Для обозначения понятия " попасться ", к примеру, употребляются: " погореть ", " подзасекнуться ". Наибольшее количество синонимов имеют слова, часто употребляемые маргиналами.

Арготизмы часто проникают в просторечие и даже в литературный язык.

Для этого арготизм должен часто употребляться в речи, иметь яркую эмоционально-экспрессивную окраску, давать удачную характеристику предмету или явлению и не быть слишком грубым и вульгарным.

Например, слово «беспредел» в арго обозначало нарушение воровских законов, но сейчас оно выражает другое понятие и практически стало литературным».

На современном этапе развития язык активно использует арго в прессе или литературе. Это придает речи большей живости, а информации – своего рода достоверности и объективности изображаемого. Арго выходит на уровень национального признания, как особой и неотделимой от литературного языка, части. Кроме этого, арго может не только выполнять эстетическую роль и обогащать литературный язык, но и становиться действительно полезным в профессиональной деятельности в среде специалистов, имеющих дело с деклассированными елементами.

Генофонд выступает системой, которую специалисты различных областей деятельности всячески стараются сохранить от пагубного влияния наркотической лавины. Педагоги и медики, психологи и социологи - большое количество ведущих научных умов заняты всесторонним изучением аспектов зависимости граждан от наркотических веществ.

Однако, несмотря на то, что проблема наркомании и всемирной массовой наркотизации захлестнула человечество, лингвистика долгое время оставалась в стороне от изучения данного явления, и лингвистический аспект изучения жаргона наркозависимых не находил своего отражения в научных трактатах. Отечественная лингвистика может похвастаться лишь отдельными примерами исследования речи наркозависимых, которые, к тому же, носили скорее, лексикографический характер. Чаще всего эти работы имеют прикладной характер и ориентированы на такого читателя как родители, педагоги или сотрудники внутренних дел и соответствующих органов.

«Сегодня мы все чаще наблюдаем ситуацию, когда социальные изменения сначала отрабатываются на уровне повседневных практик, причем именно посредством лингвистических механизмов конструирования реальности (посредством PR-технологий и др.), а затем уже проецируются на изменения социальных институтов. Опираясь на сконструированные мифы, можно легитимизировать определенные социальные изменения, на утверждении которых «работают» ключевые символы, образы и идеи, не без помощи СМИ закрепляемые в общественном сознании».

К сожалению, лингвистические знания практически не используются компетентными лицами при диагностике наркомании. Это является существенным упущением, ведь при правильном использовании лексического материала мы можем не только распознать в потенциальном наркозависимом фактического, но и определить, каким типом запрещенного препарата тот злоупотребляет. В результате обычного общения с наркозависимым, а уж тем более, при наблюдении за его общением в среде себе подобных, мы уже можем получить начальный фонд необходимых знаний.

Все больше молодежи оказывается вовлеченными в последнее время в среду наркотической преступности. Как говорилось выше, это связано с необычайной популяризацией наркомании как явления в современном обществе. Успех в борьбе с этой всесильной системой невозможен, если сотрудники внутренних дел не обладают в должной мере хотя бы минимальными знаниями в сфере характерных способов и уловок, к которыми прибегают преступники при организации, совершении и сокрытии противозаконных деяний.

«Молодежь привлекает в жаргонизмах необычность звучания, эмоционально-экспрессивная окраска. Чаще всего жаргоны используются для забавы. Их возникновение не связывается с особой необходимостью в этом, в них отсутствует секретность или условность».

Общество – система не монолитная, однако, несмотря на ее членимость и пестроту – целостная и принимаемая, как единый организм. Вместе с этим, дифференциация отдельных индивидов по классовому признаку находит свое отражение в системе языка.

Следовательно, жаргонизмы, употребляемые в среде наркозависимых, попадая на улицы, в среду разговорного литературного языка, метафоризируются и переосмысливаются, приобретая другое, общее значение. Проще говоря, лексика наркозависимых ориентирована на узкий круг пользователей, ведь процессы, явления и вещества, описываемые нею, не находятся в широком использовании носителей того или иного языка, однако, эта лексика выходит в массы и обретает широкое значение. Оно не закреплено за конкретным кругом пользователей. Чаще всего, заимствованный из лексики наркоманов социолект оказывается дубликатом уже существующего в языке термина. Таким образом, мы можем заявить, что заимствования носят спекулятивный характер.

Подводя итог, хочется отметить, что разговорная речь не только активно заимствует лексические единицы арго наркозависимых, но и рождает новые лексемы из предложенных корней. Быстрая распространяемость маргинальных социолетов в среде людей не имеющих наркотической зависимости свидетельствует о тесном переплетении культур последних и тех, кто злоупотребляет запрещёнными препаратами. Само явление создания лексических единиц в системе арго наркозависимых продиктовано барьерной причиной, а именно – желанием деклассированных элементов выделиться из социального гнезда и отделить себя особой лексикой, понятной лишь представителям субкультуры. Это помогает человеческим единицам и легко опознавать себе подобных в обществе.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: