Различают два вида планировки участка. К первому относят классический (регулярный) стиль. Доминантой этого стиля всегда является здание, и весь ландшафтный дизайн подчинен ему. При этом виде проектирования в основу каждой садовой зоны заложены геометрические фигуры, законы геометрии и симметрии. Это придает участку торжественность, парадность, которые скорее подавляют, чем располагают к отдыху. Характерным элементом регулярного стиля является партер, расположенный перед основным зданием и представляющий собой сочетание газона, цветников, воды, декоративных элементов, связанных между собой в сложном геометрическом рисунке. Обычно регулярный стиль применяют на небольших по площади равнинных участках, где очень сложно создать уголки дикой природы, так успокаивающе действующие на нервную систему. Для таких участков характерны прямые мощеные дорожки, кирпичные заборы, небольшие внутренние дворики, аккуратно постриженные живые изгороди, посаженные по прямым линиям. Здесь редко можно встретить сооружения из натуральной необработанной древесины, природные валуны и альпийские горки. На склонах регулярный стиль возможен при условии разбивки участка на террасы. Главной чертой регулярного стиля является выделение доминанты на фоне природы (например, клумбы).
|
|
В большинстве случаев в регулярном стиле оформляют приусадебный участок, т.к. это наиболее рациональный подход.
Ландшафтный или пейзажный стиль характерен для участков с большой площадью, зарослями кустарников и деревьев. Цель этого стиля - "вписать" участок в окружающий ландшафт с его дикой природой и натуральной красотой. При помощи этого стиля организуется приближенное к природе пространство, которое сопровождается линейными орнаментальными элементами, сочетающимися с декоративной зеленью. Пейзажный стиль начал складываться еще в пору ренессансных садов, которые находились в тесной гармонии с естественным природным окружением. Возникновение нового типа философско-просветительского мышления, ставившего на первое место человеческие чувства и эмоциональные переживания, способствовало переориентации садовой эстетики, от декоративной символики к естественной гармонии.
Теоретическое и практическое оформление пейзажного стиля произошло в Англии и по праву получило еще одно название – английский.
Пейзажные сады обретали самые разнообразные формы. Главная функция такого сада - эстетическая. Как правило, участок повторяет рельеф окружающей местности, особенности ее ландшафта, подчеркивая или скрывая архитектурный ансамбль внутренних построек. Прямые линии, симметрия, регулярность и правильность несвойственны этому стилю. Здание не доминирует над ландшафтом и большей частью скрыто в зелени посадок. С первого взгляда может показаться, что использование ландшафтного стиля не требует особых знаний и умения. На самом же деле, создание дикого участка требует немалых усилий, особенно если на участке планируют уголки, нехарактерные для данной местности. Вместо ковровых клумб здесь смешиваются холмы и валуны, вместо партерных газонов - открытые поляны и водоемы. Регулярные ритмичные посадки древесных растений вытеснены разнородными группами и массивами.
|
|
Здесь неприемлемы прямые дорожки, строгие формы и искусственные материалы, напоминающие о цивилизации. Для данного стиля больше подходит необработанная древесина, валуны, альпийские горки, водопады и другие детали, встречающиеся в природе. Для устройства заборов больше подходит бутовый камень неправильной формы, чем кирпич с его строгой геометрией и ровными швами. Извилистые дорожки делают без бордюров из плит различной величины и конфигурации, между которыми прорастает трава. По краям дорожек лучше всего высаживать кустарник, который придает им вид лесных тропинок. Ландшафтный стиль, по своей сути, предполагает подражание дикой природе, имитацию ее лучших образцов. Природа же, как известно, неисчерпаемый источник. Многообразие ее проявлений, фантастичность ландшафтов, богатство цвета и форм способствуют возникновению у садоводов новых и новых идей.
Решений здесь может быть множество, и зависят они от понимания природы, ее законов и способности увидеть прекрасное в, казалось бы, совсем неприметных мелочах.
Смешанный стиль ландшафта предусматривает комбинацию пейзажного и регулярного, например, плодоносящая часть сада сочетается с декоративными элементами. Такой утилитарный подход встречается довольно часто, поскольку приусадебные площади в большинстве случаев сравнительно невелики и приходится совмещать приятное с полезным.
Основные элементы ландшафтного дизайна можно условно разделить на две группы: естественные (газоны и зеленые насаждения) и искусственные (различные элементы мощения: камень, тротуарная плитка и т. д.). Используя естественные природные особенности данной местности (холмы, водоемы, лес, камни и т. д.), можно создавать красивые композиции, превращающие обычный сад в райский уголок.
Развитие ландшафтного дизайна за многовековую историю сформировалось в определенные стилевые формы, присущие разным народам. Любое ландшафтное решение обычно связано или с реально увиденным или с фантастическим вымыслом. Таким образом, внося в садовую композицию те или иные идеи, создают голландский, английский, японский или китайский сады. Вполне возможно совмещение в одном саду нескольких стилей для создания своего собственного и неповторимого ландшафта.
Наиболее распространенным и излюбленным стилем оформления малых участков сейчас является немецкий. Его особенностью является рациональность и лаконичность. В немецком стиле дизайна используют неприхотливые карликовые растения, которые не теряют своей декоративности на протяжении всего года. Кроме того, на небольшом участке располагаются все необходимые элементы и зоны, альпинарии, аккуратные газоны и живые изгороди, и место для отдыха. Малая площадь просто обязывает экономить каждый свободный сантиметр участка, в особенности это касается выбора растений для озеленения. Контейнерный способ высадки растений в данном случае наиболее эффективен, так как в случае необходимости их можно с легкостью переставить в другое место, и на зиму убрать в помещение или подвал.
|
|
Голландский сад как стилевое решение оформился ещё несколько веков назад. На картинах, относящихся к золотому веку голландской живописи (XVI – XVII вв.) можно увидеть сады, спланированные в этом стиле. Голландское садовое барокко оказало влияние на садоводство многих европейских стран. Его элементы можно встретить во французских садах и английских парках. Раньше такие сады разбивались на достаточно больших территориях и делились на так называемые «зелёные кабинеты», дающие ощущение уединения, и у каждого из них было своё особое убранство.
В старину голландские сады предназначались не только для отдыха, там всегда присутствовали какие-либо элементы развлечений – лабиринты из живых изгородей, фонтаны и т.д. В современном ландшафте такой развлекательной «изюминкой» стал садовый декор – клумбы-повозки, стилизованные мельницы и др.
Основной элемент голландского сада – тщательно ухоженный партерный газон. Он может быть окружён миксбордером или аккуратно подстриженной живой изгородью, но в центре газона будет минимальное число акцентов. Там может быть высажено невысокое штамбовое деревце, садовый топиарий.
Дом в голландском саду не является центром внимания. Он, как правило, находится несколько в стороне от центрального входа, как бы освобождая на небольшом участке место для клумб и миксбордеров, призванных радовать взгляд гостей и хозяев. Часто стены дома и хозяйственных построек увивают плющом или другими лианами, тем самым делая их частью садовой композиции.
Голландцы не сажают много деревьев, ограничиваясь небольшим количеством. Предпочтение отдается привитой березе или иве. Из фруктовых деревьев доминируют миндаль, сливы.
Английскому саду присуща пейзажная планировка. Здесь отдается предпочтение газонам и лужайкам, которых в одном саду может быть несколько. Обычно лужайки имеют неправильную форму и ограждаются живой изгородью. Центром садовой композиции является водоем, рядом с которым растет плакучая ива. Вообще деревья с плакучей или пирамидальной кроной являются неотъемлемыми элементами английского сада.
|
|
Английский пейзажный стиль характеризуется в первую очередь большими газонами, окруженными рощами деревьев, вблизи какого-либо водоема. Красиво вписываются сюда и руины многовековых построек. Такие сады более всего распространены в самой Великобритании, Канаде и северо-восточных штатах США. Этот же стиль был взят за основу для австралийского стиля ландшафтного дизайна, который, однако, впоследствии приобрел существенные отличия.
Английский сад — это участок при коттедже, с массовой, почти неконтролируемой посадкой однолетних и многолетних растений. Здесь нет четкой геометрии, как во французском декоративном саду, или какой-то системы, как в немецком. Нет здесь и средиземноморской эстетики. Лишь британская, чистая и практичная природная красота.
Цветы в английском саду встречаются редко, так как его основой является луговая растительность, требующая много влаги (поэтому такие сады следует обильно поливать).
Итальянские сады отличаются большим количеством вечнозеленых растений, красиво скомпонованных на небольшом пространстве, вертикальным озеленением из вьющегося по перголам винограда. Небольшие внутренние дворики-патио являются характерной чертой итальянского стиля.
По времени возникновения – в эпоху Ренессанса – итальянский сад старше французского и английского.
Итальянский сад, как и более поздний французский, имеет регулярную планировку, но в отличие от французского, располагается ступенями на более сложном рельефе холмов и предгорий. При недостаточном перепаде высот в саду рельеф можно организовать с помощью искусственно насыпанных террас и подпорных стенок.
Обилие камня – еще одна отличительная особенность итальянского сада. Из камня строили дворец, выполнялась ограда, а также многочисленные МАФ. Мощение отдельных дорожек также выполнялось с помощью камня.
В итальянском саду преобладающим является темно-зеленый цвет растений – самшита, лавра и др. Он великолепно сочетается с оттенками камня – бежевым, серым, золотистым, розовым и др. Также цветовую гамму дополняют яркие пятна цветущих растений, особенно в весенний период.
Французские сады чаще всего выполняют в регулярном стиле. Им присущи строгие геометрические формы, деревья с ухоженными кронами. Обязательным атрибутом являются дорожки, покрытые гравием или крупным песком, на пересечении которых размещают садовые скульптуры или фонтаны.
Восточный сад (японский или китайский) обычно отражает природный ландшафт этих стран. Поэтому на участке присутствуют горы, водоемы или ручьи с замысловатыми переходными мостиками. Садовые строения и мебель выполнены из бамбука в чисто восточном стиле. Растительность очень богата и представлена преимущественно местной фауной. Предпочтение отдается растениям с округлой кроной, хорошо гармонирующей состальными элементами садового участка. Восточный сад не только оазис в пустыне житейской рутины, предназначенный для мечтаний и развлечений, он служит и для труда и отдыха. К примеру, в китайском саду вещи высвобождают свой внутренний смысл и взаимно дополняют друг друга. В Китае есть традиция: при любой возможности отдавать предпочтение извилистым тропинкам, круглым клумбам и лужайкам неправильной формы. Отдельного разговора заслуживают японские сады, ставшие популярными во всем мире.
Существует немало трудов, стремящихся объяснить и описать философские основы японского сада и принципы его композиции. Японские сады проектируют так, чтобы смена красивых пейзажей шла непрерывно вдоль предусмотренного пути следования. Основными элементами таких садов являются небольшие озера с арочными мостиками, павильоны с черепичными крышами, пагоды, композиции из натуральных камней. Такой сад создается для отдыха, размышления, медитации. Являющийся продолжением жилых покоев и отделенный от всего окружающего оградой, сад воплощает особый мир тишины, покоя и красоты природы.
Человек и ландшафт — два живых организма. Мы взрослеем - он растет и преображается вместе с нами, и эта связь носит особый, своеобразный характер. Она заключается в непрерывной изменчивости произведений ландшафтной архитектуры. Каждую минуту меняется облик сада, сезонные перемены изменяют облик растительности и водоемов, с каждым годом меняется пространственное восприятие растущих деревьев и кустарников.
Эта нестабильность во времени и пространстве, динамика отношений и взаимовлияние приносят дух особого очарования, особенно если эффект восприятия во времени заранее предусмотрен автором.
Мавританский стиль возник в Европе под влиянием арабской культуры. Средневековые европейцы с интересом начали перенимать традиционную для арабов пышность и роскошь садов, создаваемую яркой растительностью, а также их особое отношение к воде, которое проистекает из исламских традиций. Благоприятный климат и огромное разнообразие растительности, характерные для районов формирования этого стиля, способствовали тому, что основными его отличительными чертами являются яркость красок и многообразие форм, которые на первый взгляд не подчиняются никакой системе.
Если говорить об общих принципах создания мавританского сада, то первым из них можно считать обилие экзотической растительности, среди которой преобладают цветущие растения. В мавританском саду обязательно должна быть вода, чаще всего она присутствует в виде бассейна, который может дополняться причудливыми фонтанами. Привычный для европейцев газон в мавританском саду, как правило, отсутствует, вместо него применяются различные виды мощения. Так как формирование стиля проходило в странах, климат которых довольно жаркий, в мавританском саду присутствуют обычно крытые галереи, дающие прохладу и защиту от солнца даже в самый палящий зной.
Мавританский сад, который создается на основе субтропической растительности, поражает не только своей пышностью и многоцветьем, но и ароматом, исходящим от цветущих растений. А покой, который снисходит на его восхищенного посетителя, нарушается только мерным журчанием воды. Для мавританского сада не характерна объемность и ощущение простора. Одним из элементов мавританского сада являются мозаики, которыми вымощены площадки сада и дно его водоемов. Мощению подлежат те участки, которые в европейском саду занимает газон.
Сад модерн - в этом стиле представлял собой открытую комнату, примыкавшую к дому и лишенную каких-либо украшений архитектуры.
Постмодернистские сады отличаются асимметрией и свободной планировкой, а также нестандартным, креативным подходом к дизайну.
Хай-тек имеет очевидные достоинства - он удобен для жизни, гармоничен и легок в уходе, прекрасно подходит занятым людям, так как не требует много времени для поддержания стиля и образа. Материалы, применяемые в большинстве случаев в этом стиле - то современные материалы: бетон, стекло, металл, пластик, зеркала.
Лаконичность, простота и выразительность – три ключевые параметра архитектурного стиля минимализм. В его основе лежат принципы органичного слияния формы и содержания. Несмотря на небольшое количество элементов, присущее стилю минимализм будь-то в дизайне интерьера или приусадебного участка, он обладает невероятной выразительностью и красотой.
Натургарден (nature garden) - главное его отличие, в первую очередь, экологичность. Растения должны обходиться без помощи человека и расти без прополок, формовок и рассадок. У композиций экологического сада, подобно природным группам растений, нет четких очертаний, не может быть бордюров
Контрольные вопросы для самопроверки:
1. Особенности и основные принципы формирования садов Древнего Египта и стран Двуречья?
2. Краткие особенности и теоретические положения ландшафтного искусства Древней Греции, и их значение для развития садово-паркового искусства?
3. Значение традиций Римского садоводства и основные приёмы «итальянского сада»?
4. Исторические периоды ландшафтного искусства средневековья?
5. Особенности испано-мавританского стиля садов в Испании?
6. Краткая характеристика садов эпохи Возрождения?
7. Итальянские сады эпохи Возрождения, их основные положения?
8. Основные черты стиля Барокко?
9. Основные принципы построения садов Дальнего Востока?
10. Основные принципы озеленения городов в советский период?
11. Основные исторические этапы садово-паркового искусства России.
12. Наиболее характерные черты русского паркостроительства?
13. Охарактеризуйте существующие стили проектирования.
14. Назовите основные черты классического (регулярного), ландшафтного (пейзажного) и смешанного стилей?
15. Особенности и основные принципы формирования французских, итальянских, английских, голландских, немецких и мавританских садов?
16. Дайте краткую характеристику современным стилям ландшафтного дизайна.