Садово-парковый французский стиль (барокко – конец XVI-середина XVIII вв.)

Садово-парковый классический французский стиль развивался совместно с архитектурным стилем барокко. Его расцвет наступил в середине XVII в. Необычайно благоприятное сочетание большого таланта художника Ленотра (1613—1700) и великодушного покровительства Людовика XIV (время правле­ния 1643—1715) сделало Францию законода­тельницей в садоводстве. Работая с 1632 г. ко­ролевским садовником, А. Ленотр создал ряд парковых ансамблей — Тюильри, Версаль, Марли, Со, Шантильи, Сен-Клу и др. До него при строительстве садов подражали итальян­цам. После создания им таких замечательных творений, как парки Тюильри, Марли, Сен-Клу и особенно Версаль весь мир начал подра­жать его идеям. Своими ансамблями Ленотр создавал прекрасную обстановку дворцовых резиденций, блестящие декорации для двор­цовых торжеств. Архитектура его парков раз­вивалась по единым законам, законам регу­лярного стиля.

Регулярный стиль предполагает строгую симметрию в планировке сада. Ему присущи прямые линии, строгая осевая композиция. И сейчас ее используют там, где хотят подчер­кнуть воздействие человека на природу, вне­сти в композицию ощущение порядка, стро­гость и торжественность. Эмоциональная особенность стиля — приподнятость, торже­ственность, обилие скульптур, театральность.

Регулярный стиль роскошен. Широкие прямые аллеи уходили в перспективу, стри­женные деревья, орнаментальные цветники на газоне, чарующие обилием цветов и оттенков. Самая важная черта регулярного стиля заклю­чается в том, что «искусственность не только выставлялась на первый план, но обязательно вытесняла всякую естественность. Сад образовывал обособленный мир и уединялся посред­ством высоких стен или густой изгороди». И такой вид порядка считался в высшей сте­пени желательным и универсальным. Такая точка зрения подкрепляется тем фактом, что люди испытывают удовольствие при ощуще­нии порядка. Они утверждают, что в основном предпочтение отдают порядку, нежели хаосу, симметрии, нежели асимметрии.

Важным элементом регулярною сада эпо­хи французского классицизма была вода: стро­гой формы бассейны с фонтанами, каскады, пристенные фонтанчики С низким партером резко контрастировали боскеты.— ровно под­стриженные в виде.стенок деревья и кустар­ники. Искусные дворцовые садовники ис­пользовали их для создания в саду целой системы маленьких «залов» и «кабинетов», размещая их вдоль; дорожек. Но какие-то идеи наверняка можно использовать в соб­ственном саду. Быть может, именно это и ста­нет той изюминкой, которой ему как раз и не хватает.

Чему же на практике можно научиться у великих садовников Франции? Например, оформлению, цветников с помощью фигурно подстриженных вечнозеленых кустарников. Для одного кустика достаточно пары квадрат­ных метров. Два или четыре куста, симмет­рично, расположенные, могут определить характер всею сада. Отлично смотрится в цен­тре клумбы куст, подстриженный в виде шара, конуса или другой необычной формы. Вечно­зеленые посадки можно оттенить белым или цветным гравием ми оживить цветущими растениями. Такие идеи вполне приемлемы и для наших условий. Уютным уголком мо­жет стать небольшая, диаметром в несколь­ко метров, полукруглая ниша со скамьей, отделенная от дома или улицы непроницае­мой для взоров живой изгородью или трелья­жем-опорой для вьющихся растений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: