Формирование растительных композиций. Виды и их особенности

Древесно-кустарниковые композиции. В ландшафтном проектировании ис­пользуются массивы, рощи, группы, рядовые посадки, отдельно стоящие де­ревья и кустарники.

Массивы представляют собой сомкнутые древесные и кустарниковые на­саждения площадью не менее 0,5 га. Их оптимальная ширина, обеспечиваю­щая защиту от шума, пыли и визуальную изоляцию, составляет 100—150 м.

Выделяются разновидности массивов:

по составу:

‾ чистые — состоящие из одной породы;

‾ смешанные;

по преобладающей древесной породе:

‾ хвойные (темно- и светлохвойные);

‾ лиственные (широко- и мелколиственные); по структуре:

‾ одноярусные;

- многоярусные;

по форме:

‾ компактные;

‾ вытянутой формы;

‾ сложной формы.

Массивы создают благоприятные условия для развития растений и гнез­дования птиц и используются в качестве экологических «ядер» парков и других ландшафтно-рекреационных территорий, а также для изоляции рекреа­ционных территорий от неблагоприятного окружения.

Массивы лесного типа имитируют естественный ландшафт, они занима­ют площадь от 1 до 4 га в парках и десятки гектаров в лесопарках. Выбор глав­ных пород массива определяет его облик: ель, пихта, граб с темными ствола­ми и густой листвой образуют сумрачные тенистые насаждения; сосна, бере­за, лиственница, ясень, имеющие прозрачные кроны, образуют солнечные и светлые насаждения. Сопутствующие породы улучшают и обогащают насаж­дения массива.

Парковые массивы с малой вертикальной сомкнутостью позволяют соз­дать глубинные перспективы.

Рощи обычно представлены небольшими однородными по породному со­ставу и возрасту насаждениями площадью 0,25—1,5 га (березовая роща, дуб­рава), не прорезанными дорогами и предназначенными для восприятия из­вне. В роще пространство между стволами, как правило, просматривается.

Боскеты — парковые композиции регулярного типа, образующие замкну­тые участки правильной геометрической формы, ограниченные шпалерами (густыми древесно-кустарниковыми насаждениями в виде стриженых зеле­ных стен и живых изгородей) (рисунок 29).

Куртины — большие группы из 20—50 деревьев или кустарников, которые обычно создают чистыми по породному составу и используют для выявления декоративных качеств того или иного вида растений.

Группы создают из композиционно взаимосвязанных деревьев и кустар­ников, высаженных с соблюдением законов биологической совместимости и с учетом условий обзора (рисунок 30, 31).

Выделяют группы:

по величине:

малые — состоящие из 3—5 деревьев;

средние — до 9 деревьев;

большие — до 18 деревьев;

по композиционному построению:

симметричные в плане — треугольник, простые ряды, шахматный поря­док, круг, подкова и др.;

компактные — максимально сближенная посадка растений (например, группа-букет из нескольких экземпляров берез, высаженных в одну посадоч­ную яму);

- свободные — состоящие из нескольких пород или одного вида растений, с силуэтом, напоминающим шатер, др.

Древесно-кустарниковые группы образуют промежуточное звено между лесными массивами, рощами и открытыми пространствами и могут разме­щаться на опушках массивов, лужайках, полянах, у поворота и развилки до рожек и дополняться посадками цветочных растений, а также декоративными валунами, скульптурой.

Линейные посадки деревьев и кустарников используются для выявления линейных планировочных элементов, создания аллей, а также для разграниче­ния разных по назначению пространств (рисунок 32). Линейные посадки могут создаваться или из одних деревьев, или только из кустарников, или комбинированные, ярусные — из деревьев совместно с кустарниками. Деревья выбираются с ров­ным, прямым стволом и правильной кроной, деревья одной породы — обычно с одинаковыми параметрами (высота штамба, высота растения, диаметр кро­ны), чтобы посадки создавали впечатление упорядоченности.

В устройстве разреженных рядовых посадок особое значение имеет ли­нейность построения композиции: растения могут высаживаться прямоли­нейно либо криволинейно в один, два ряда или по многорядной схеме. Пред­ставляют интерес и веерные схемы таких рядовых посадок, обладающие осо­бой декоративностью. К линейным посадкам относятся и аллейные посадки, согласованно в композиционном отношении обрамляющие с обеих сторон парковые дороги; на основе линейных схем посадок выполняют также живые изгороди, шпалеры и зеленые стены.

В линейных посадках важна и ритмичность построения композиции. Кроме наиболее простого метрического порядка расположения деревьев од­ной породы с равными интервалами между растениями могут применяться и более сложные рисунки ритма — чередующиеся, динамические с нарастанием либо убыванием интервалов или изменением параметров растений и др. Соз­дание ощущения ритмичности рядовой посадки требует введения не менее трех элементов построения, однако более устойчивое впечатление возникает при наличии 5—8 элементов ряда. Ритмические модели построения про­странств применяют также при организации сложных абстрактных компози­ций с включением линейных элементов, а также разреженных модульных древесно-кустарниковых композиций.

Аллейные посадки могут обладать разными пространственными качества­ми, в зависимости от густоты и ширины размещения деревьев. Густые посад­ки быстро смыкаются и образуют тенистый свод. Разреженные посадки соз­дают полутень (рисунок 33).

Аллеи бывают однопородные и смешанные, с использованием контраст­ных по высоте и форме деревьев, симметричные и асимметричные. В старин­ных парках создавались иногда сплошные или почти сплошные аллейные по­садки (через один-два метра) в виде стены стволов или шпалеры (ряд густо посаженных деревьев или высоких кустарников, стриженных в стенку), а так­же применялись деревянные решетки (трельяжи) с вертикальной вьющейся растительностью.

Иногда практикуется многорядная посадка в квадрат или в шахматном по­рядке. Последняя наряду с формированием более плотных массивов дает кро­не возможность лучше развиваться. В композициях исторических парков использовался прием многорядной посадки деревьев в шахматном порядке не­посредственно в полотно аллеи (в покрытии аллеи устраивались посадочные лунки). Для создания затененных аллей возможна посадка по их оси древес­ных групп-букетов, при этом расстояние между лунками увеличивается. Из­вестны сводчатые аллейные посадки (с сомкнутыми кронами) и формованные (с применением специальной стрижки). В прошлом крытая аллея, дорожка, свод которой образовался из переплетенных ветвей деревьев или легких дере­вянных или металлических арок, увитых лианами, назывались биндаж или берсо.

При создании стандартных аллеи, озеленении улиц, бульваров минималь­ное расстояние между деревьями и кустарниками нормируется. В проектной практике принято усредненное расстояние между стволами деревьев, равное 5 м. Однако существуют и более дифференцированные рекомендации. Нормы даются для взрослых растений в зависимости от их величины при достижении зрелости — отдельно для светолюбивых и теневыносливых пород. При высоте деревьев 25, 20 и 15 м расстояние между стволами для светолюбивых пород составляет 6, 4—5, 3—4 м, а для теневыносливых — 4—5, 3—4 и 2,5—3 м соот­ветственно высоте растений.

Для высоких, средних и низких кустарников расстояния при рядовой по­садке растений принимаются соответственно 1,0—1,5, 0,6—1,0, 0,4—0,6 м. В ассортиментных и агротехнических справочниках нормы посадок кустар­ников приводятся в количестве растений на погонный метр. Нормируются также ширина полос зеленых насаждений и расстояние посадки деревьев и кустарников от зданий и сооружений.

Отдельно стоящие деревья и кустарники (солитеры), обладающие высоки­ми декоративными качествами, размещаются обычно на полянах в компози­ционно важных местах. В качестве одиночных посадок могут применяться не только высокие раскидистые деревья, но и красивоцветущие кустарники и де­коративные формы хвойных пород (рисунок 34).

Покрытия поверхности земли лианами. Для формирования растительного покрытия горизонтальных поверхностей наряду с травянистыми газонами могут использоваться и лианы. Создать цветущий ковер с множеством сире­невых, розовых, белых цветков можно из клематиса; эффектное покрытие с красивой текстурой листвы летом и богатой осенней окраской может дать де­вичий виноград пятилисточковый, а вечнозеленое — плющ обыкновенный.

Композиции травянистых растений. Они формируются из посадок цве­точных культур и декоративных трав и размещаются как акценты у планиро­вочных узлов объектов озеленения, дополнят древесно-кустарниковые ком­позиции, оформляют садово-парковые сооружения: беседки, трельяжи, под­порные стенки, др. К основным типам композиций травянистых растений относятся: разные виды партеров, цветники, газоны и декоративные газон­ные композиции.

Партеры — открытые геометрически строгие композиции большой пло­щади, формирующие парадные части регулярных парков; включают декоративные элементы из инертных материалов и газонных поверхностей, цветоч­ные арабески, бордюры, клумбы, рабатки, а также низкие стриженые кустар­ники, декоративные вазы, скульптуру и водные устройства (фонтаны, фигурные бассейны). Партеры обычно имеют выраженное плоскостное реше­ние в форме прямоугольника с соотношением сторон от 1:2 до 1:7; существу­ют и заглубленные партеры (буленгрины).

Исторически сложились кружевные (преимущественно из инертных ма­териалов), наборно-орнаментальные (из инертных материалов и газона), анг­лийские (из газона и песчаных поверхностей), разрезные (из цветочных эле­ментов и песчаных поверхностей), оранжерейные (с экспозицией кадочных и горшочных растений), водные виды партеров. С позиции применения расти­тельных элементов современные партеры можно подразделить на цветочные, цветочно-газонные, газонные, цветочно-орнаментальные и комбинирован­ные.

В цветочных партерах вся поверхность полностью заполняется цветущи­ми растениями, однако допускается окаймление композиции полосой газона.

В цветочно-газонных партерах газон используется в качестве фоновой по­верхности для цветочных элементов.

Газонный партер может состоять из газона с цветочной рабаткой или бор­дюром по краю, иногда с включением скульптурных элементов.

Цветочно-орнаментальные партеры имеют объемный рисунок из цвету­щих растений, часто в обрамлении стриженого кустарникового бордюра на фоне газона; иногда рисунок может создаваться только из низких формован­ных кустарников.

Комбинированные партеры выполняют из растительных элементов в соче­тании с инертными включениями и малыми формами архитектуры.

Цветники — декоративные композиции из цветущих растений в откры­том грунте. Цветники могут иметь разную величину и решаться с использова­нием регулярных или пейзажных приемов композиции ландшафта, приобре­тая геометрически правильную или свободную форму. Могут выступать в ка­честве самостоятельных элементов цветочного оформления либо входить в состав более сложных композиций, например, партеров. К регулярным цвет­никам относятся бордюры, рабатки, клумбы, модульные цветники.

Бордюры представляют собой узкую (до 40 см шириной) линейную посад­ку низких (не выше 50 см) однотонных цветущих растений, декоративных трав или формованных кустарников; используют для обрамления клумб, до­рожек, выделения рисунка в цветниках и партерах, поэтому их составляют из одного вида растений. Растения подбирают компактные, чтобы полоса выгля­дела аккуратно. Для бордюров хороши алиссум, бегония, вербена, виола, ло­белия, очитки, низкорослые сорта агератума и тагетеса (рисунок 35).

Рабатки — композиции в виде сравнительно узкой цветочной полосы, ширина которой колеблется от 40—50 до 150 см. Рабатка шире и пестрее бор­дюра, может быть однотонной и многоцветной, из нескольких видов или сор­тов цветочных растений, которые образуют свободный рисунок или регуляр­ный геометрический орнамент. Рабатки бывают односторонние и двусторон­ние, асимметричные и симметричные. В односторонних рабатках низкие растения располагают на переднем плане, высокие — на заднем. В двусторон­них рабатках высокие растения высаживают в центре, а низкорослые — по краям. При значительной протяженности в рабатках делаются разрывы.

Арабески — орнаментальные цветники, в основу рисунка которых поло­жены переплетения геометрических фигур либо стилизованные мотивы рас­тительного мира. Решаются преимущественно как однотонные композиции, однако допускается введение контура из цветочных или декоративно-лист­венных травянистых растений контрастного тона, низких стриженых кустар­никовых бордюров. Обычно применяются как элемент композиции партеров и крупных клумб.

Клумбы — многоцветные цветники правильной геометрической формы, чаще компактной — круглой, квадратной, прямоугольной. Рисунок их стро­ится с учетом центральной либо осевой симметрии (рисунок 33).

Клумбы могут создаваться плоскостными, из низкорослых растений, или объемными, с повышением от границ контура к центру; последний тип часто рассчитан на включение в центр композиции декоративных ваз с растениями, кустарников, экзотических кадочных растений, скульптуры, в том числе зеле­ной каркасной. При введении клумб в рисунок партера их слегка приподни­мают над его поверхностью.

Модульные цветники создаются на основе применения повторяющихся геометрических элементов — модулей разной формы — квадратной, треуголь­ной, шестигранной. Композиция модульного цветника может быть плоскост­ной или объемной, но избранная форма модуля остается неизменной. Обыч­но используется несколько (от 5 до 12) звеньев одного модуля, часто разно­размерных.

Контуры модулей могут быть подчеркнуты мощением, заполнение — ре­шаться однородно или разнообразно (газонное покрытие, разные виды или разные сорта одного вида цветущих растений, ковровые растения, инертные материалы, иногда — невысокие кустарники).

К регулярным приемам цветочного оформления относятся также цветоч­ные композиции в контейнерах и вазах, зеленая каркасная скульптура.

Цветочные композиции в емкостях — декоративных вазах и цветочницах разного типа — располагаются на мощении и могут быть мобильными и ста­ционарными. Решаются однотонно либо многокрасочно, часто имеют цен-тричную композицию с размещением в центре контейнера пышных объем­ных растений, при достаточной высоте размещения дополняются ампельны­ми растениями.

Зеленая каркасная скульптура — достаточно сложная, но эффектная ком­позиция, выполняемая из ковровых и низких компактных цветущих расте­ний, высаженных в ячейки заполненной растительным грунтом каркасной конструкции. Решается в виге декоративных ваз, стилизованных скульптур­ных имитаций разных предметов, зданий и сооружений, объектов животного и растительного мира. Выразительность композиций достигается четкостью силуэта, контрастом фактур и окраски фрагментов скульптуры.

Крупномасштабные цветочные композиции — массивы, группы, цветущие поляны, лужайки, цветочные опушки — находят все более широкое примене­ние. Им свойственны свободные живописные очертания контуров, согласо­ванность с рельефом участка, древесно-кустарниковыми композициями (рисунок 36).

Крупномасштабные композиции в виде цветочных массивов размером более 100 кв. м формируют на полянах и опушках рощ преимущественно из одноцветных растений — многолетников ярких расцветок. Групповые посад­ки свободных живописных очертаний размером от 3—5 до 50—60 кв. м — рас­пространенный вид оформления в парках. Цветущие поляны представляют собой обширные (до 2000 кв. м) композиции естественного характера с выра­женным доминированием одного вида цветущих многолетних растений. Цве­точные лужайки — композиции сезонного характера с размещением миниа­тюрных, часто мелколуковичных растений живописными пятнами разнове­ликих групп. Цветочные опушки являются неяркими цветниками линейного типа, предназначенными для выявления контура древесно-кустарниковых групп и рассчитанными на восприятие с некоторой дистанции.

Ленточные цветники могут создаваться как одноцветными, так и много­цветными, имеют вытянутую форму со свободными волнистыми очертания­ми, располагаются вдоль аллей или оформляют кромки полян. Ширина ком­позиций может достигать 3 м.

Миксбордеры — смешанные цветочные бордюры, рассчитанные на созда­ние эффекта непрерывного цветения в течение всего периода вегетации, рас­полагаются вдоль дорожек, площадок. Ширина полос миксбордера может достигать 5 м, длина — десятков метров. Это преимущественно многоярусные цветочные композиции свободных очертаний с криволинейным контуром. Ассортимент может включать до 25—30 видов разнообразных растений (лет­ников, двулетников и многолетников) трех-четырех доминирующих окрасок, причем при подборе растений учитываются не только сроки их цветения и окраска цветков, но и сезонные изменения формы и окраски листьев.

Композиции миксбордеров нередко дополняются красивоцветущими и декоративными кустарниками — как лиственными, так и хвойными. Расте­ния располагают в соответствии с их высотой: самые низкие, стелющиеся — ближе к дорожке, средние и высокие — на заднем плане. Обязательным усло­вием композиции миксбордера является плотный, обычно темный, фон — живая изгородь, стена. Важен также и спокойный фон газона вокруг цветни­ка, обеспечивающий цельность восприятия всей композиции.

Абстрактные цветочные композиции являются самостоятельными элемен­тами цветочно-декоративного оформления; формируются плотными, имею­щими четкие контуры, многоцветными посадками красочных цветущих и ковровых растений. Этот тип цветников часто ориентирован на активное ис­пользование объектов декоративно-прикчадного искусства, использование водных устройств и эффектов декоративной подсветки. Они могут решаться как сюжетные композиции, часто по мотивам произведений изобразительно­го искусства, и для облегчения обзора обычно размещаются на откосах либо рассчитаны на восприятие сверху, с террас или из окон зданий. В абстрактные цветочно-декоративные композиции могут также включаться элементы, соз­данные плотными посадками кустарников.

Цветочные композиции широко используются при создании выставоч-но-экспозиционных объектов — монокультурных садов, садов сезонного и непрерывного цветения, вьющихся и водных растений, каменистых садов, альпинариев, японских садов и др. Наиболее чг.сто встречаются монокультур­ные и каменистые цветники.

Монокультурные цветники — композиции, созданные на основе одного вида цветочных растений. Наряду с более широко известными садами краси-воцветущих кустарников (розарии, сирингарии) встречаются монокультур­ные композиции травянистых растений (георгинарии, гортензиарии, ирида-рии, примулярии и др.). Моноцветники часто устраиваются в виде системы повторяющихся через определенные промежутки геометрических элементов модульной композиции, однако могут иметь и свободное пейзажное ре­шение.

Каменистые цветники — композиции из декоративных растений в сочета­нии с камнями, чаще свободных очертаний, нередко включают мини-водо­емы, элементы террасированного или холмистого микрорельефа. Каменистые участки могут занимать до 20—25 % площади композиции. В отличие от аль­пинариев, где подбор ассортимента ориентирован на экспозицию горных (альпийских) растений, в каменистых цветниках используют как почвопо-кровные, так и среднерослые красивоцветущие и лиственно-декоративные многолетники (бадан, камнеломки, очитки, др), а также многие однолетни­ки, красиво сочетающиеся с камнем (бегония всегдацветушая, алиссум мор­ской, др.). В качестве фона для цветочных растений в композиции могут вво­диться карликовые стелющиеся формы хвойных, роль объемных акцентов на­ряду с камнями иногда отводится невысоким красивоцветушим кустарникам.

Газоны состоят из дернового покрова, созданного путем посева и выращи­вания' определенных видов трав, преимущественно многолетних злаков. Они подразделяются на газоны декоративные, спортивные и специального назна­чения. Декоративные газоны, создаваемые в парках, скверах, садах, на жилых территориях, служат универсальным зеленым фоном для архитектурных со­оружений, скульптуры, древесно-кустарниковых композиций и цветочно-де­коративных элементов, зависят от специфики устройства и содержания объ екта озеленения и представлены партерными, обыкновенными и луговыми, в том числе мавританскими (цветущими), газонами.

Партерные газоны формируются на идеально ровной поверхности из од-ного-двух видов густых низкорослых кустящихся трав одноцветной окраски с тонкими стеблями; их располагают в местах массовых посещени: у зданий, декоративных водоемов, фонтанов, скульптурных групп.

Обыкновенные газоны занимают значительную часть озеленяемых террито­рий любого назначения. К ним предъявляются такие требования, как долго­летие, устойчивость к механическим повреждениям, теневыносливость, при этом используют смеси из нескольких злаковых многолетних трав с разными типами кущения.

Луговые газоны создаются обычно в крупных парках путем улучшения ес­тественных травостоев; по видовому составу представлены разнотравьем.

Мавританские газоны создаются путем подсева к газонным злаковым тра­вам цветущих растений (маргаритка, тысячелистник, василек, лен, резеда, ко­реопсис, др.). Получаются пестроцветные газоны, которые очень декоратив­ны в период массового цветения. По окончании цветения участок скашива­ют, превращая его в обычный зеленый газон.

Спортивные газоны должны формировать эластичную упругую дернину и быть устойчивы к вытаптыванию и регулярному уходу (стрижка, прополка, ремонт, полив). Для их создания применяются сложные многокомпонентные (до 10—12 компонентов) травосмеси.

Газоны специального назначения имеют преимущественно защитную функ­цию, препятствуя образованию пыли, эрозионным процессам, и применяют­ся на откосах автомобильных и железнодорожных магистралей, территориях аэродромов, гидротехнических сооружений. Применение газонных рулонных покрытий позволяет упростить процесс создания газона.

Декоративные газонные композиции создают чередованием участков зла­ков, имеющих разную окраску либо различающихся по высоте стебля. Выде­ляют фигурные, узорчатые или полосные варианты композиций с живопис­ными пейзажными либо геометризированными схемами узоров. Могут вклю­чать вкрапления цветочных растений и низких декоративных форм хвойных и красивоцветущих кустарников. Дифференциация сроков скашивания неко­торых видов декоративных газонных композиций обусловливает их достаточ­ную сложность в эксплуатации.

Современные тенденции формирования растительных композиций. Подбор ассортимента растений для растительных композиции осу­ществляется исходя из комплекса требований, учитывающих целевое назначение объекта проектирования, биологические и экологические особенности растений, климатические условия и природные особенности участка (почвы, рельеф, гидрология, инсоляция и др.).

К биологическим свойствам растений относятся: величина, темпы роста, долговечность, морозоустойчивость, светолюбивость и теневыносливость, требовательность к влаге и почвам.

Величина. Подбор ассортимента древесных растений осуществляется с учетом их параметров, прежде всего высоты.

К деревьям первого класса величины (высотой более 20 м) относятся ель обыкновенная, лиственница сибирская, сосна обыкновенная, береза повис­лая, дуб черешчатый, клен остролистный, липа крупнолистная, тополя белый и черный, др.

К деревья» второго класса величины (высотой 10—20 м) относятся ель ка­надская, лиственница японская, береза пушистая, груша обыкновенная, ива ломкая, клен полевой, липа мелколистная, др.

Деревья третьего класса величины (высотой до 10 м) — сосна Банкса, клен та­тарский, рябина обыкновенная, черемуха обыкновенная, яблоня ягодная и др.

К высоким кустарникам, первого класса величины (высотой 2—5 м), отно­сятся можжевельник обыкновенный, боярышники кроваво-красный и одно-пестичный, бузина черная и красная, калина обыкновенная, карагана древо­видная (акация желтая), клен Гиннала, сирень обыкновенная, др.

К кустарникам средней высоты, второго класса величины (высотой 1— 2 м), относятся сосна горная, барбарис обыкновенный, смородина золоти­стая, спирея иволистная, хеномелес Маулея, др.

К низким кустарникам, третьего класса величины (высотой до 1 м), отно­сятся можжевельник казацкий, миндаль низкий, спиреи аргута и японская и др.

Темпы роста. При формировании растительных композиций важно учи­тывать темпы роста разных пород деревьев и кустарников, так как при сочета­нии быстрорастущих и медленнорастущих пород первоначальная композиция может сильно видоизмениться.

По темпам роста древесные растения подразделяют на:

- весьма быстрорастущие деревья (тополя, береза повислая, робиния лже­акация (белая акация), клены серебристый и ясенелистный и др.) и кустарни­ки (карагана древовидная (акация желтая), бузича красная, пузыреплодник калинолистный, спирея Вангутта, чубушник венечный, форзиция яйцевид­ная и др.);

- быстрорастущие лиственные деревья (ясени обыкновенный и пенсиль­ванский, дуб красный и др.), хвойные деревья (лиственницы европейская и сибирская, сосны обыкновенная и веймутова, ель обыкновенная и др.), кус­тарники (лох узколистный, клен татарский, к&чина обыкновенная и др.);

- умеренного роста деревья (вяз шершавый, клены остролистный и ноле­вой, дуб черешчатый, граб обыкновенный, липы мелколистная и крупнолист ная, пихта сибирская, ель колючая, туя западная и др.) и кустарники (сирень обыкновенная, хеномелес Маулея и др.);

- медленнорастущие деревья (груша уссурийская, яблоня лесная, сосна кедровая европейская и др.) и кустарники (боярышник однопестичный, обле­пиха крушиновая, ирга канадская, бирючина обыкновенная и др.);

- весьма медленнорастущие породы (самшит вечнозеленый, тис ягодный, все карликовые формы лиственных и хвойных пород).

В ширину крона деревьев обычно растет медленнее, чем в высоту, но в ширину деревья продолжают расти и после прекращения роста в высоту.

Долговечность растений в значительной мере зависит от условий их про­израстания — климатических, почвенных, условий освещенности. В наиболь­шей степени на продолжит' льность жизни зеленых насаждений влияют за­грязненность воздушного бассейна, почв, характерные для среды городов, в первую очередь крупных.

По долговечности деревья и кустарники разделяют на:

- весьма долговечные (деревья, живущие до 500 лет и более, кустарники — до 100 лет и более) — дуб черешчатый, можжевельник обыкновенный, роза собачья, др.;

- долговечные (деревья с продолжительностью жизни 200—500 лет, кустар­ники — 50—100 лет) — ели колючая и обыкновенная, лиственницы европей­ская и сибирская, сосны обыкновенная и кедровая сибирская, клен остроли­стный, орех маньчжурский, ясень обыкновенный, сирень обыкновенная, др.;

- средней долговечности (деревья с продолжительностью жизни 100—200 лет, кустарники — 25—50 лет) — пихта сибирская, туя западная, береза повис­лая, конский каштан обыкновенный, тополь канадский, боярышник одно­пестичный, клен Гиннала, кизильник блестящий, лох серебристый, смороди­на золотистая, др.;

- недолговечные — ива белая плакучая, клен ясенелистный, рябина обык­новенная, тополь дрожащим, пузыреплодник калинолистный, снежноягод­ник белый, чубушник венечный, спиреи иволистная, японская, др.

Быстрорастущие породы, как правило, менее долговечны, чем медленно­растущие.

При подборе ассортимента растений важен также учет избирательной устойчивости разных древесных пород к факторам среды. Например, к пони­женным температурам устойчивы ель обыкновенная, береза пушистая, то­поль дрожащий, др. Теневыносливостью обладают ель обыкновенная, клен остролистный, липы мелколистная и крупнолистная, др.

Учет и использование экологических свойств растений. Экологические свойства растений проявляются в их оздоровительном воздействии на окру­жающую среду и разной степени устойчивости к неблагоприятным факторам окружающей среды.

Оздоровительное воздействие растений выражается в снижении загазо­ванности, запыленности воздушного бассейна, улучшении микроклиматических характеристик среды. Наибольшим оздоровительным эффектом обла­дают лиственные деревья, особенно с шершавыми листьями. Они осаждают пыль.

У отдельных древесных пород выявлены газопоглотительные свойства: клен серебристый и липа войлочная улавливают за один час до 569 мг серни­стого ангидрида; разные виды ив, тополей, ясеней, шелковица — не менее 200 г хлора за сезон; сирень обыкновенная и тополь бальзамический поглощают свинец.

Массивы зеленых насаждений являются озонаторами воздуха. Чистота и ионизированный состав воздуха имеют особенно важное значение для лечеб­ных и оздоровительных учреждений.

Фитонцидность растений. Растения выделяют фитонциды — летучие ме­таболиты, обладающие бактерицидными свойствами, защищающие растения и создающие их природный иммунитет к болезням. Количество фитонцидов, поступающих в воздух, весьма значительно. Например, 1 га можжевелового леса в сутки выделяет до 30 кг, другие хвойные породы — до 5 кг, листвен­ные — до 2 кг летучих бактерицидных веществ.

Эфиромасличные растения выделяют в воздух ежегодно 175 млн тонн эфирных масел. Фитонциды пихты уничтожают коклюшную палочку и возбу­дителей дифтерии, фитонциды дуба через 10—15 мин убивают возбудителей дизентерии, брюшного тифа. Летучие фракции листьев березы и тополя уби­вают микробы золотистого стафилококка. Благодаря действию фитонцидов 1 куб. м воздуха в лесу содержит значительно меньше бактерий, чем в боль­ших городах.

Наиболее эффективными с точки зрения фитонцидное породами явля­ются ель колючая сизая, сосны, туя западная, ивы, клен остролистный, робиния лжеакация, можжевельники, кипарисовики.

Экологическая устойчивость растений выражается в способности проти­востоять загрязненности окружающей среды, уплотнению почв под воздейст­вием антропогенных факторов.

Лиственные породы способны содержать в своей зеленой массе гораздо большую концентрацию загрязнителей без видимых патологических измене­ний, нежели хвойные. В нескольких сотнях метров от ТЭЦ зеленые насажде­ния лиственных пород выдерживают содержание серы в листве до 3,5—4,5 % от сухого веса против 0,2 % у хвойных пород. Даже в радиусе 1 км от источни­ка загрязнения в листьях дуба, березы, липы может содержаться серы в 1,5—2 раза больше фоновой концентрации.

Насаждения сосны, ели, пихты, березы повислой, лещины обыкновенной относятся к категории древостоев, очень чувствительных к воздействию 502, хлористых соединений и пыли, загрязненности окружающей среды в целом. Несколько устойчивее лиственница, которая мало подвержена хроническому воздействию, но чувствительна к сильному кратковременному. Средней устойчивостью обладают липа, тополь, ясень, бук, ива, рябина. Наиболее устойчивы к загрязненности окружающей среды клены остролистный и се­ребристый, дуб черешчатый, можжевельник казацкий, туя западная.

При озеленении индустриальных городов в местах наибольшей концен­трации окислов азота, сернистого газа и пыли в первый ярус древесных наса­ждений следует вводить тополь и липу (как быстрорастущие породы со сред­ней чувствительностью), во второй — клен и иву, в подлесок — барбарис, жи­молость, тую. На большом удалении от промышленных предприятий рекомендуются посадки тополя, березы, осины, калины с кустарниковым ярусом из лещины, сирени и спиреи. На открытых сухих участках с супесчано-суглинистыми почвами можно культивировать посадки дуба.

Для очищения воздуха особенно эффективны посадки липы, клена, ши­рокие листья которых хорошо задерживают и поглощают химические веще­ства.

Учет и использование декоративно-художественных свойств растений. Декоративность растений связана с их биологическими особенностями и оп­ределяется совокупностью внешних признаков — размерами и типом ветвле­ния, силуэтом, формой и плотностью кроны, фактурой и окраской коры и по­чек, величиной, формой и окраской листьев, цветков и плодов. Художествен­ная выразительность растительных композиций связана со временем и продолжительностью воздействия декоративных свойств (сезонной динами­кой облика растений), а также такими качествами растений, как аромат, ше­лест листвы и др.

Деревья и кустарники обладают огромным разнообразием форм и окра­сок, и их декоративно-художественные свойства существенно различаются у насаждений разного породного состава.

По высоте деревья и кустарники подразделяют на три группы в соответст­вии с классом величины (I, II и III величины).

Архитектоника, то есть художественно выраженная пространственная структура растения, характеризуется формой ствола, конструкцией каркаса кроны (ветвление), формой и плотностью кроны, конструкцией штамба, воз­растной и сезонной динамикой облика, что важно учитывать при проектиро­вании растительных композиций.

Форма кроны и силуэт. В зависимости от формы и силуэта древесные по­роды условно делятся на две группы. К первой относятся растения с четкой регулярной формой кроны: пирамидальной и конической (ель колючая, пих­та сибирская, тополь китайский пирамидальный); колонновидной или вере­тенообразной (туя западная колонновидная, можжевельник виргинский); овальной и сферической (липа мелколистная, ива ломкая шаровидная, роби­ния лжеакация шаровидная).

Вторую группу образуют деревья и кустарники, отличающиеся живопис­ной формой кроны: раскидисто-шатровой или раскидисто-ажурной (конский каштан обыкновенный, дуб черешчатый, орех маньчжурский, клен остроли­стный, робиния лжеакация и др.); плакучей (ива белая плакучая, рябина обыкновенная плакучая, береза повислая и др.); зонтичной (сосна черная); стелющейся (сосна горная, можжевельник горизонтальный стелющийся, ки­зильник горизонтальный и др.).

Растения первой группы (и нередко второй) применяются в садово-пар­ковых композициях для подчеркивания регулярности, высаживаются по сто­ронам партера и вдоль аллей. Рядовая посадка деревьев со строгим четким си­луэтом ритмична и выразительна.

Глухие регулярные посадки используются для создания эффекта неожи­данности, когда в конце аллеи внезапно раскрывается вид на ярко освещен­ный водоем или поляну. В некоторых случаях отдельные деревья с пирами­дальным или колонновидным силуэтом или их группы используются для соз­дания композиционного акцента в открытом пространстве в конце аллеи, на острове, поляне или на фоне живописного массива насаждений.

Пригодность к стрижке. Важным свойством древесных растений является способность некоторых видов хорошо переносить декоративную стрижку (формовку), что позволяет придавать им необходимый силуэт, форму, а ино­гда и фактуру кроны.

Из вечнозеленых растений в условиях средней полосы Европейской части России пригодны для формовки ель обыкновенная, пихта сибирская, туя за­падная, можжевельник обыкновенный, самшит вечнозеленый, тисы ягодный и остроконечный. Благодаря крепким стволам и ветвям, компактной кроне, тису можно придавать четкие геометрические формы. Его темная хвоя хоро­шо контрастирует с газонами, разными покрытиями и служит прекрасным фоном для цветочных посадок.

Из лиственных пород стрижке неплохо поддаются липы мелколистная и крупнолистная, тополя, клены ясенелистный и татарский, барбарисы обык­новенный и Тунберга, боярышники колючий и однопестичный, карагана древовидная, кизильник блестящий, чубушник венечный, бирючина обыкно­венная.

Особенности составления композиций с участием цветочно-декоративных растений. При создании растительных композиций широко используются цветочно-декоративные растения.

Многолетние и однолетние цветочно-декоративные растения. При подборе ассортимента для цветочного оформления населенных мест важно, чтобы цветочные композиции возможно больший промежуток времени сохраняли декоративность.

Более рационально применение многолетних растений. Весной быстро разрастаются ландыши, барвинок, арабис. Декоративны тюльпаны, флоксы, дельфиниумы, астры и многие другие.

Наряду с многолетними широко применяются и однолетние цветочные растения. Достаточно быстрый декоративный эффект может быть получен посадкой бегонии, петунии, пеларгонии, лобелии, сальвии, тагетеса и др.

Подбор ассортимента цветочных растений подчиняется требованиям композиции. Так, для цветочного оформления партеров, где важно поддер­живать плоскостное решение пространства с маловыраженным рельефом, обычно подбираются ковровые растения или яркоцветушие летники низкого и карликового роста (компактные низкорослые сорта бегонии всегдацвету-щей с белыми, розовыми и красными цветками, агератума с синими, голубы­ми, белыми и розовыми цветками, бархатцев с цветками лимонной и золоти­сто-оранжевой гаммы).

Раннецветущие цветочные растения выполняют важную декоративно-ху­дожественную роль ранней весной: когда многие деревья еще не имеют лист­вы, крокусы, нарциссы, тюльпаны уже украшают пейзаж.

Вьющиеся травянистые растения применяются для вертикального озеле­нения — декорирования беседок, арок, оград, трельяжей; обычно это краси-воцветущие виды: ипомея, настурция, душистый горошек.

Ампельные растения — декоративные растения с длинными свисающими побегами. Они высаживаются в подвесных кашпо и корзинах, а также в уста­новленных на почве высоких вазах, с которых растения могут свисать. Кон­тейнеры с ампельными растениями устанавливаются на балконах, парапетах, ступенях.

Почвопокровные травянистые растения — низкорослые красивоцветушие и лиственно-декоративные дикорастущие многолетники — применяются для замены газона и создания зеленых ковров. Основные требования, предъяв­ляемые к почвопокровным растениям, — низкий рост, красивые листья или цветы, способность быстро укрыть почву, невзыскательность к условиям про­израстания. К ним относится, например, седум (очиток) ложный. Он живо­писен, имеет красивые розовые цветки, появляющиеся на солнце, сохраняет рыхлой почву между деревьями и кустарниками. Сквозь ковер из очитка лег­ко прорастают мелколуковичные (крокус, подснежник и др.). Долговечное низкое покрытие создает копытень, большими зелеными листьями напоми­нающий плющ.

Многолетние злаки используются преимущественно для создания газонов. Состав травосмеси обычно подбирают с учетом функционального назначения газона (партер, лужайки для игр, стадион) и условий произрастания (почва, климат и микроклимат, инсоляция); в частности, существуют специальные травосмеси для тенистьр мест. Однако определенные требования предъявля­ются и к декоративным свойствам трав: так, для партерных газонов, где важ­ны густота фактуры и однородность окраски на протяжении всего периода ве­гетации, оптимальны мятлик луговой или овсяница красная. Для мавритан­ских газонов, где злаки играют роль фона для цветущих растений, имеет значение их высота и гармоничность сочетания окраски с цветочными вкрап­лениями.

Особое значение окраска злаков приобретает при подборе ассортимента для декоративных газонных композиций. Вариации колористической гаммы злаков достаточно богаты и включают темно-зеленый (мятлик луговой), свет­ло-зеленый (овсяница луговая), серебристый (овсяница голубая), зеленый (низко стриженная овсяница красная), зеленый с темно-красным отливом (высокая нестриженая овсяница красная) и другие тона.

Приемы колористической композиции растительных компонентов ланд­шафта. Растительные элементы объектов озеленения чрезвычайно разнооб­разны. Как правило, они формируются при активном участии окружающего ландшафта, но могут решаться и обособленно от окружения. В этом отноше­нии особенно важно сформировать гармоничные в колористическом отноше­нии композиции.

Окраска листвы образует основной цветовой фон зеленых насаждений. Восприятие цвета зависит также от фактуры поверхности листьев (матовой или глянцевой), формы листьев и их размера. Цветовая гамма растений по­стоянно меняется в зависимости от их возраста, сезона года, погодных усло­вий и освещенности.

Для создания выразительных и запоминающихся композиций следует ис­пользовать прием цветового контраста, а также контраста по светлоте тона. Более контрастны композиции из хвойных в сочетании с лиственными поро­дами, менее — только из лиственных. Растения с сизой, голубоватой, сереб­ристой листвой (ольха серая рассеченнолистная, ива белая шелковистая, ива пурпурная карликовая, жимолости обыкновенная, татарская, каприфоль, из травянистых — хоста Зибольда) контрастируют по цвету с экземплярами с желтой и оранжевой листвой (сорта спиреи японской, барбарис Тунберга желтый, пузыреплодник калинолистный золотистый, др.). При этом следует избегать излишней пестроты, хаоса красок.

Все цвета можно разделить на хроматические и ахроматические. Хромати­ческие — это цвета спектра. Ахроматические — белый, черный и все оттенки серого. Белый цвет, как контраст со всеми темными оттенками, вносит свет и оживление, создает эффект объемности в растительных композициях. Черный цвет, напротив, уменьшает объемность и усиливает действие теплых тонов — желтого и красного. Насыщенность (чистота) зависит от степени «разбавле­ния» спектрального цвета белым. Можно усилить насыщенность цвета, раз­местив рядом оттенок, усиливающий основной цвет. Например, насыщен­ность бледно-красного цвета растения можно усилить, разместив его рядом с сизо-зеленым, желтого — включив в композицию фиолетовый. Цвет способен создать впечатление легкости или тяжести, теплоты или холода объекта, вы­звать у человека чувство веселья или грусти.

По степени и характеру физиологического и эмоционального воздействия цвета расположены в том же порядке, в каком они следуют в цветовом спек­тре. Соответственно они разделяются на теплые активные (красный, оранже­вый, желтый), которые действуют возбуждающе, и холодные пассивные (си­ний, голубой, фиолетовый), которые действуют успокаивающе. Зеленый на­ходится в середине спектра — это цвет физического равновесия. Все теплые тона производят впечатление близких. Это цвета переднего плана, зрительно приближающиеся к нам. Холодные цвета, напротив, отдаляются, их используют для передачи глубины пространства: растения с темной или сизой лист­вой лучше высаживать вдали, на расстоянии, а с желтой, светлой — вблизи. Такой же эффект пространственного удаления создаст размещение на заднем плане темнолиственных пород, синих и голубых пятен цветников.

Выбор растений одной цветовой гаммы — теплой или холодной, — делает возможным формирование однотонных композиций. Красный цветник в те­плой гамме можно составить из алых роз, пурпурнолистных георгин, канн и других видов. Можно сформировать цветочные композиции из разных оттен­ков близких цветов: сочетания оранжевых и желтых лилий или лилейников, белых и кремовых тысячелистников. Основная задача нюансных композиций — показать многообразие оттенков одного цвета. Холодные пурпурные, малиновые, розовые тона роз, пионов, флоксов принято сочетать с серебри­стыми, сизыми тонами листвы полыни, монарды, а также сиреневыми тона­ми соцветий лаванды, дельфиниума, иссопа.

Для контрастных композиций подходят сочетания тонов холодной и теп­лой гаммы, например ярко-желтых и красных тюльпанов с синими и голубы­ми мускари. Однако, контрастные композиции не должны применяться из­лишне часто. Все цветочные композиции ландшафтного объекта могут быть решены в одном доминирующем цвете. Можно разделить цветники на моно­хромные участки, а в самых важных местах разместить контрастные группы.

Физиологическое или терапевтическое воздействие цвета наиболее часто используется при формировании среды лечебно-оздоровительных учрежде­ний. В санаториях отдельные участки сада оформляют в серебристо-синих то­нах, организуют так называемые «голубые сады», действующие успокаиваю­ще на нервную систему человека. С этой целью могут быть использованы та­кие растения, как ель колючая голубая, ива белая шелковистая, лохи узколистный и серебристый, из цветочных растений — мускари, незабудка, лобелия, василек, агератум и др.

Создание растительных композиционных доминант и фоновых насаждений. Практический интерес представляют также приемы создания растительных композиционных доминант и фоновых насаждений.

В качестве доминант растительных композиций — главных, наиболее вы­разительных элементов пейзажа — используются отдельностояшие деревья и кустарники, а также древесно-кустарниковые группы. Они должны обладать высокими декоративными качествами и контрастировать с окружением.

Использование одиночных деревьев (солитеров). В качестве доминант ис­пользуются отдельностояшие величественные деревья с выразительной фор­мой кроны. Обычно это дубы черешчатый и красный, липа мелколистная, бе­реза повислая, тополь белый, клен серебристый, ива белая плакучая, конский каштан обыкновенный, ель обыкновенная, пихта сибирская, лиственница сибирская, туя западная. На небольших открытых пространствах в качестве солитеров могут использоваться также колонновидные кустарники кипари-совик Лавсона Эльвуда, можжевельник виргинский, тис ягодный колонновидный.

Для создания качественного солитера рекомендуется высаживать однопо-родную группу деревьев. Путем постепенного отбора с течением ряда лет в ней оставляется наиболее жизнеспособный и. красивый одиночный экземпляр.

Использование древесно-кустарниковых групп. Растения в группах подбира­ются так, чтобы создавать выразительные пространственные композиции. При этом они должны быть совместимы друг с другом не только декоративно, но и экологически.

Наиболее распространены следующие сочетания пород: ель обыкновен­ная и береза повислая; ель обыкновенная и рябина обыкновенная; сосна обыкновенная и лиственница сибирская; лиственница сибирская и ель обык­новенная; липа мелколистная, ель обыкновенная, береза повислая, листвен­ница сибирская, ясень обыкновенный; клен остролистный, ива белая, ясень обыкновенный; сосна обыкновенная, клен остролистный, липа мелколист­ная. Дуб черешчатый редко используется в смешанных группах, в основном вместе с липой мелколистной и кленом остролистным. Гораздо более декора­тивен он в составе чистой по породному составу группы или в роли одиноч­ного акцента — солитера.

Применение в группах красивоцветущих деревьев и кустарников с замет­ными плодами также позволяет разнообразить композиции, создавая сезон­ные декоративные акценты с учетом сроков их цветения и плодоношения.

Как и в природе, в ландшафтном проектировании группа строится по принципу многоярусности. Многоярусная группа создается из деревьев, ко­торые формируют первый ярус, окружающий их кустарник — второй ярус. В группах из деревьев нескольких видов быстрорастущие растения обычно за­нимают верхний ярус, а теневыносливые и растущие медленно образовывают второй ярус. Ядро или композиционный центр группы создается из одного или нескольких растений, обычно более высоких.

Декоративны и эффективны в качестве композиционных доминант дре­весные группы в виде «хоровода» (посадка деревьев или крупных кустарников кольцом) или «букета» (посадка в одну лунку 3—5 экземпляров деревьев). Группы-букеты могут создаваться и многоярусными.

Создание фоновых насаждений. В композиционном отношении массивы часто используются как фон, на котором выделяются декоративные объекты и композиции. Ассортимент массива древесно-кустарниковых насаждений подбирается по биологическим и декоративным признакам. При этом компо­зиции растений должны формировать полноценные фитоценозы, создавая экологически устойчивые комплексы посадок. Массивы насаждений, так же, как и группы, могут быть однопородными или смешанными.

Структуру массива создает ядро и внешний контур, опушка. Для ядра применяются породы деревьев и кустарников, наиболее устойчивые в определенных условиях произрастания. ассортимент массива обогащается посадкой по опушкам других древесных пород.

массивы могут быть прозрачными (светлыми, просматриваемыми вглубь) и непрозрачными (темными). в прозрачных массивах, например бе­резовых, кустарники не высаживаются, а в непрозрачных — высаживаются как внутри массива, так и на опушках, и насаждения имеют два или несколь­ко ярусов. в массивах рекомендуется создавать либо сохранять подрост (мо­лодое поколение древесных пород), обеспечивающий своевременную смену растений без нарушения облика массива.

Декоративная формовка зеленых насаждений. Искусство фигурной стриж­ки растений (топиарное искусство) известно давно. при декоративной стриж­ке (формовке) растений их кронам придают искусственную форму, что дости­гается обрезкой, подвязкой и переплетением ветвей. формовка бывает про­стая и сложная. при простой используется одна из геометрических форм (шар, конус, пирамида, параллелепипед и др.), при сложной — сочетание не­скольких разных элементов или создаются топиарные скульптуры, например фигуры животных.

Искусственное создание сложных форм растений — достаточно длитель­ный и трудоемкий процесс. Например, однолетние сеянцы кустарников вы­саживаются и обрезаются в первый год до 5—7 см. Через год кустики, каждый из которых имеет по 4—5 побегов, обрезаются на высоту 10 см от земли, в конце сезона их еще раз подрезают. В течение нескольких последующих сезо­нов кусты стригутся дважды в год, при этом им придается желаемая форма. Каждый раз побеги оставляются длиннее на 5—8 см.

Устройство живых изгородей и зеленых стен. Наиболее часто используется стрижка древесных пород для создания живых изгородей и зеленых стен — линейных плотно сомкнутых древесных, кустарниковых или древесно-кустарниковых насаждений, которые применяются для обрамления и простран­ственного разделения участков территории, создания зеленых кулис, защиты от пыли, ветра, снега и т. п.

Живые изгороди и зеленые стены создаются из кустарников, деревьев или их сочетаний, высаживаемых в два, три и более рядов. Как и аллейные посад­ки, они могут быть одно- и многоярусными, чистыми или смешанными по породному составу.

Расстояние между растениями в рядах и междурядьях в среднем составляет 0,3—0,5 м. Плотность изгороди может достигаться также смешанными много­ярусными посадками разновысоких деревьев и кустарников; расстояния между ярусами принимаются до 0,7 м. В зависимости от высоты живые изгороди под­разделяются на низкие — высотой 0,5—1 м, средние — 1—2 м и высокие — выше 2 м. Живые изгороди высотой до 0,5 м называются бордюрами и приме­няются для окантовки газона, партера, цветника, для устройства орнаментов.

Зеленые стены могут иметь высоту от 3,0—3,5 м и выше. Они создаются плотными (до 0,5 м), как правило, двурядными посадками деревьев с ветвле нием боковых побегов не выше 0,2—0,3 м от земли и расстоянием между ря­дами 1,0—2,0 м. Ассортимент пород включает ель обыкновенную, тую запад­ную, липы мелколистную и крупнолистную, вяз шершавый, граб обыкновен­ный, бук лесной, клены полевой и ясенелистный и др.

Для высоких живых изгородей выбирают кустарники I класса величины (боярышник колючий, ирга канадская, карагана древовидная, чубушник ве­нечный и др.), которые для создания большей плотности высаживаются в шахматном порядке.

В живых изгородях средней высоты, используемых для разграничения про­странства, хорошо зарекомендовали себя барбарис обыкновенный, бирючина обыкновенная, смородина золотистая, спирея иволистная.

Низкие живые изгороди и бордюры создают из можжевельника обыкновен­ного, самшита вечнозеленого, барбариса Тунберга, кизильника блестящего, спиреи японской, хеномелеса Маулея.

Широко распространены как живые изгороди из свободнорастуших кус­тарников в естественном состоянии, так и формованные регулярные. Регу­лярные живые изгороди создаются обычно из одного, свободнорастущие — из одного или нескольких видов кустарников.

Формованные живые изгороди по способу создания подразделяются на стригущиеся и выращиваемые с помощью специальных каркасов. Для выяв­ления светотеневых эффектов живые изгороди стригутся под небольшим уг­лом, с отклонением от вертикали примерно на 5—10°.

Вертикальное озеленение. Вертикальное озеленение используется для де­корирования зданий, оформления малых архитектурных форм — беседок, трельяжей, пергол, арок, подпорных стенок. В вертикальном озеленении при­меняются как вьющиеся и лазающие, гак и ампельные (свисающие) растения.

Для вертикального озеленения стен зданий, как правило, используют де­коративно-лиственные лианы, способные достигать высоты 15—25 м (5—8 этажей): девичий виноград пятилисточковый, винограды культурный и амур­ский, гортензию черешковую, актинидию острую, древогубец круглолист­ный, кирказон маньчжурский.

При подборе ассортимента растений следует учитывать ориентацию озе­леняемой поверхности по сторонам света, обеспечивая оптимальный для жизненных функций разных видов световой, тепловой и влажностный ре­жим. На южных стенах растения находятся в благоприятных условиях осве­щения, но могут испытывать недостаток влаги. На северные стены прямые солнечные лучи не попадают, поэтому здесь растения могут испытывать не­достаток тепла и света, однако иметь хорошее или даже избыточное увлаж­нение.

Само вертикальное озеленение не увеличивает влажность здания, наобо­рот, своими присосками лианы забирают влагу с поверхности стен. Кроме того, при покрытии стен густооблиственными вьющимися растениями дождевая вода большей частью перехватывается листьями и побегами и сбегает с них не достигая стен.

Декорирование зданий лианами не требует специальных приспособле­ний, если растения могут сами подниматься по вертикальной поверхности. К таким лианам принадлежат самоприсасывающиеся растения, имеющие на концах усиков подушечки-присоски, с помощью которых они прикреп­ляются к поверхности стены (например, девичьи винограды триостренный и пятилисточковый Мигогат). Такой же способностью обладают древовид­ные лианы, образующие на своих побегах придаточные корешки. Самопри­сасывающиеся растения лучше прикрепляются к шероховатой поверхности (неоштукатуренный кирпич, бетон, естественный камень и т. п.) и сравни­тельно плохо приживаются на стенах, окрашенных масляными красками (особенно синтетическими). Для растений, которые крепятся усиками, не­обходимо устройство конструктивной решетчатой основы (пристенные трельяжи, штакетные стенки, сетки), которая должна отстоять от стены на 5—10 см.

Высаживать лианы наиболее целесообразно в открытый грунт, в ямы раз­мером 50x50 или 60x60 см и глубиной 60—70 см. Используют два варианта по­садки растений для вертикального озеленения — за отмосткой и в корыте у наружной стены.

Для вертикального озеленения применяются не только растущие снизу вверх растения, но и ампельные, свешивающиеся, например с уступов или верха стен здания, подпорных стенок, оград. Особенно часто применяются ампельные растения в озеленении балконов и лоджий зданий. При использо­вании такого варианта вертикального озеленения используется посадка не­крупных лиан и ампельных травянистых растений в контейнеры, располо­женные по верхнему краю озеленяемой поверхности.

Беседки, арки, трельяжи (вертикальные плоскостные ажурные решет­ки-каркасы для вьющихся растений) обычно декорируют не только красиво-цветущими лианами — плетистыми розами, клематисами, жимолостью ка­прифолью, но и однолетними красивоцветущими вьющимися растениями: ипомеей, настурцией, фасолью, душистым горошком и др. Однако высота вьющихся летников невелика, поэтому их чаще используют в некрупных ком­позициях. При озеленении пергол — садово-парковых построек с плоским или сводчатым каркасом-решеткой, поддерживаемым столбами или камен­ными колоннами, чаще используют лианы.

Широко применяется декорирование травянистыми растениями под­порных стенок, при этом рекомендуется применять стелющиеся или сви­сающие многолетники. Используются как ампельный вариант композиции, когда растения высаживают в грунт по верху стены, так и точечное оформле­ние, когда растения размещают в заполненных землей специальных разры­вах кладки, создавая систему живописных пятен на вертикальной поверхно­сти стены.

Каменный сад

Обычно сад камней представляет собой ровную площадку, большая часть которой засыпана песком или мелкой галькой (рисунок 37). Но главным элементом являются, на первый взгляд, хаотично расположенные на ней группы неотесанных камней. Однако беспорядочность только кажущаяся, на самом деле расположение и композиция камней в группах подчиняются определенным правилам, исходящим из мировоззренческих концепций дзэн-буддизма. Камни в группах располагают по три, в соответствии с буддийской триадой. На поверхности сада с помощью граблей делаются бороздки, идущие вдоль длинной стороны сада и образующие кольцевые окружности вокруг камней. Традиционно считается, что поверхность сада символизирует океан, а камни — острова, но посетитель сада может представить на его месте что-то своё. Сад камней продолжает архитектуру дома и зависит от его интерьера. Функционально сады камней предназначены для медитаций, отстранения от мирской суеты и повседневных проблем. Конструкция подобных сооружений, подчиняясь нормам дзэн-буддизма, подчеркивает тягу японцев к любованию природой, размышлению, уединению. Здесь в явном виде выступают такие принципы, как умение видеть прелесть обыденного и изящество простоты.

Также, одной из основных особенностей сада камней является то, что в какой бы точке ни стоял наблюдатель, его взор упадёт на равное число камней.

Одним из красивых приемом художественного оформления приусадебного участка стал рокарий или каменный цветник. Он имеет ряд отличительных особенностей от альпийской горки:

- рокарий не имеет ярусности, хотя в нем допускается использование каменных пиков;

- для плоской композиции из растений и камней не требуется интенсивная освещенность

- при построении рокария используются как крупные камни, так и гравийная отсыпка;

- основу композиции рокария составляют карликовые хвойные породы, которые не используются в альпийских горках.

Различают 3 вида рокариев, которые основаны на различных областях Земли.

Европейский рокарий украшают растения в средней полосе (рисунок 38).

Английский рокарий подразумевает использование растений, но основной акцент делается на сдержанности общей композиции (рисунок 39). Для этого вида рокария используются такие растения как: полынь, злаки, некоторые виды хвойников.

Для японского рокария характерно обилие каменных фрагментов и минимальное присутствие растительности (рисунок 40).

Существует также еще один вид рокария – «мобильный» (рисунок 41). Такой каменный сад разбивается на небольшой мобильной территории.

Основная схема рокария – это несколько крупных камней, гравийная подсыпка и низкорослые многолетние растения, хаотично расположенные между камней. Внешние очертания композиции должны быть приближены к природному, естественному рисунку местности. Рокарий не должен иметь правильной формы, к примеру, прямоугольной или квадратной. Для него предпочтительны свободные изгибы и границы. Рокарий может быть разбит и на склоне, главное чтобы участок не имел ярко выраженных перепадов (рисунок 42).

В цветовой гамме камней для рокария необходимо придерживаться бежевых, желтых и коричневых оттенков (рисунок 43). На их фоне гораздо выгодней смотрятся растения зеленого цвета.

Также необходимо избегать преобладания серого цвета в композиции. Но если, же гравий серого цвета, то большие камни должны быть другого цвета.

При размещении рокария на приусадебном участке или даче, главное, добиться его естественного вида. Камни должны представлять собой имитация природных выступов скальных пород на поверхности земли.

При устройстве рокария основная художественная линия должна принадлежать камням, растения же служат лишь эффектным дополнением. Поэтому к посадке растений приступают лишь после формирования каменистого сюжета. Относительно видов растений предпочтительно использовать почвопокровные, хвойные и лиственные виды, с хорошо развитой корневой системой и высокими декоративными признаками. В качестве ярких акцентов в рокарии могут быть использованы розы, азалия, барбарис.

Основная нагрузка при уходных работах в рокарии идет по линии растений. Хвойные и лиственные растения требуют периодической обрезки и прищипки. Также необходимо проводить борьбу с сорными растениями и рыхлить почву.

Живописный ландшафт Альпийских гор вдохновил садоводов на создание альпийских горок, которые состоят из комбинации камня с традиционными для горной местности растениями.

При разработке дизайна альпийской горки, в первую очередь необходимо учитывать, что это имитация скалистых природных участков и основой такой композиции должны стать камни и невысокие растения, характерные для этого ареала произрастания. В свою очередь, определение «горка» диктует форму альпинария – возвышенность (рисунок 44).

Различают несколько вариантов альпинариев:

- скальный утес – нагромождение крупных валунов с минимумом растений;

- горный склон – сложная высокая композиция из камней разного размера и с большим разнообразием стелящихся и низкорослых растений;

- долина – крупные камни, частично выступающие из грунта, окруженные обильно цветущими декоративными растениями;

- ущелье – более сложный по выполнению вид, который требует оформления склонов.

При устройстве альпийской горки необходимо учитывать, что растения будут нуждаться в солнечном свете, и поэтому склоны горки необходимо ориентировать к югу и востоку.

Работы по закладке альпинария лучше всего начинать осенью, чтобы земля могла усесться к весне. Камни для альпинария следует использовать однотипные, тогда он будет смотреться естественно. Видовой состав растений должен быть представлен низкорослыми и вечнозелеными растениями.

Висячие сады

Висячие сады одно из Семи чудес света (рисунок 45). Более корректное имя для этого сооружения — Висячие сады Амитис: именно так звали жену вавилонского царя Навуходоносора II, ради которой сады были созданы. Предположительно располагались в древнем государстве Вавилон, возле современного города Хилла. Согласно альтернативной версии, основанной на повторной расшифровке клинописных табличек, могли находиться в Ниневии, столице Ассирийского царства, и были построены в начале VII века до н.э.

Висячий сад - архитектурное сооружение, небольшой сад, расположенный на крыше, галерее, специальных каменных опорах. Имеет насыпной почвенный слой для произрастания трав, цветов, декоративных кустарников, деревьев.

Вместо сплошного почвенного слоя используются также особые переносные ёмкости для растительного грунта, небольшие бассейны для водных растений.

Висячие растения в кашпо – это интересное решение практически для любого сада: ниспадающая листва и цветы наполняют светом и красками любой темный угол. Существуют разные типы вертикальной посадки растений, наземные, настенные, пристенные и подвесные конструкции (рисунок 46).

Висячие клумбы отличный вариант для озеленения участка с небольшим размером, и тем самым, сэкономить место.

Современные технологии озеленения крыш позволили создать многочисленные вариации на тему висячих садов, а также сохранить уникальные сооружения прошлых веков.

Озеленение крыш — термин, обозначающий частично или полностью засаженные живыми растениями крыши зданий. Для этого между зелёным слоем и крышей помещается водонепроницаемый мембранный слой; также могут использоваться дополнительные слои, защищающие крышу от корней, дренаж и системы полива.

Озеленённые крыши позволяют собирать дождевую воду (таким образом, снимая нагрузку с канализационных систем и не давая относительно чистой дождевой воде смешаться со сточными водами), обеспечивают защиту от городского шума и от холода, а также защищают здания от перегрева в жару, что, помимо естественного повышения комфорта, значительно снижает затраты на кондиционирование и в несколько раз продлевает жизнь самих крыш, спасая их от погодных воздействий. Кроме того, «зелёные крыши» служа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: