Все разбивочные работы на трассе дороги или линейного сооружения должны выполняться в соответствии с СНиП и ВСН.
Для уменьшения влияния инструментальных погрешностей и погодных условий на результаты измерений рекомендуется: все измерительные работы выполнять дважды разными методами, приемами или на различных частях измерительных шкал; не работать на неустойчивом основании и при сильном порывистом ветре; пользоваться зонтом, чтобы исключить влияние неравномерного нагрева зрительной трубы и уровней прибора; устанавливать прибор так, чтобы визирный луч проходил от земли на расстоянии свыше 1,0 м и не менее 2-3 м от боковых нагретых поверхностей.
Детальная разбивка земляного полотна производится закреплением трассы на основе разместившихся на ней пунктов плановой и высотной основы.
Детальную разбивку земляного полотна ведут в следующей последовательности: вдоль восстановленной трассы выделяют основные проектные участки между смежными переломами, плана и про-дольного профиля трассы; в характерных переломах профиля земной поверхности восстанавливают поперечники или нормали к кривым и устанавливают границы земляного полотна с выделением его бровок; производят зачистку или пропашку границ откосов насыпей и выемок, расстановку и закрепление разбивочных знаков для производства основных земляных работ; их разбивочные знаки устанавливают раздельно для каждого проектного участка за пределами работ; одновременно устанавливают места размещения приборов для геодезического управления работой рабочих органов строительных машин после достижения в процессе строительства основного очертания поверхности земляного полотна на каждом участке производят детальную разбивку всех его элементов для окончательной планировки поверхностей полотна и откосов.
Рабочая разбивка контуров насыпей и выемок, других сооружений, высотных отметок, линий уклонов поверхности откосов и т.д. производится от установленных знаков пикетов и реперов не реже чем через 50 м на прямых и 10-20 м на кривых непосредственно перед выполнением соответствующих технологических операций.
Разбивка границ откосов земляного полотна производится раздельно на каждом проектном участке вдоль поперечников или нормалей к кривым, продолженным во всех основных переломных точках местности. Размещение створов и визирных поверхностей ведется из расчета непрерывной их видимости водителем строительной машины.
В местах сопряжения смежных прямолинейных проектных участков продольного профиля трассы, кроме рабочих разбивочных знаков и приборов устанавливают дополнительно контрольные створные визирки и откосников на уровне проектных высот. Между этими точками разбивают линию проектною уклона и в соответствии с ней оценивают результаты выполненных строительных работ. Откосники устанавливают по специальным шаблонам.
Схема установки откосников по границе земляного полотна
Лекция 2