-выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, совместно с учителем намечать программу индивидуальной работы с ними с целью лучшей адаптации младших школьников к школе;
-разрабатывать и осуществлять совместно с учителями и родителями развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей школьников и задач их развития на каждом возрастном этапе;
-держать под контролем переходные, переломные моменты в жизни школьников;
-осуществлять диагностико-коррекционную работу с неуспевающими и недисциплинированными учащимися;
-диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности учащихся, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания, и осуществлять их коррекцию;
-выявлять и устранять психологические причины нарушений межличностных отношений учащихся с учителями, родителями, и другими людьми;
-консультировать администрацию, учителей и родителей по психологическим проблема обучения и воспитания детей, развитию их внимания, памяти, мышления, характера и др.;
-проводить индивидуальные и коллективные консультирования учащихся по вопросам жизненного самоопределения самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
-вести профориентационную работу, которая не может приуроченная только к выпускным классам. Профориентация выступает как итог длительной работы по выявлению и развитию способностей, ценностных ориентаций, жизненных перспектив учащихся.
Специфика задач и форм работы школьного психолога зависит от типа детского учреждения: средняя общеобразовательная школа, специальная средняя образовательная школа (математическая, языковая, спортивная и др.), школа-интернат и т.д.
Функции школьного психолога
- психологическое просвещение - приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим знаниям.
- психологическое консультирование - помощь в решении тех проблем, с которыми к нему приходят сами учителя, родители, учащиеся
- психодиагностика- углубленное проникновение психолога во внутренний мир школьника. Результаты психодиагностического обследования дают основания для заключения о дальнейшей коррекции или развитии ученика, об эффективности профилактической или консультативной работы, проведенной с ним;
- психокоррекция или устранение отклонений в психическом и личностном развитие школьника;
-работа по развитию способностей ребенка, формированию его личности.