Курс лекций
Дисциплина «Менеджмент»
для студентов заочного отделения
Шадринск, 2015
Составитель: преподаватель Е.А.Чепарухина
Курс лекций предназначен для самостоятельной работы студентов заочного отделения по дисциплине «Менеджмент».
Курс состоит из 6 разделов и списка рекомендуемой литературы.
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин
Протокол №____________от____________2015г.
Председатель цикловой комиссии:____________(Е.А.Чепарухина)
Раздел 1. Эволюция концепций менеджмента
Исторические периоды возникновения и развития менеджмента
Возникновение и развитие менеджмента связано с необходимостью достижения определенных целей, которые невозможно достичь в результате индивидуальной работы. Еще в доисторическую эпоху возникали большие племена, которые коллективно занимались земледелием, пасли скот, охотились. Уже в те времена наблюдалось разделение труда: одни люди непосредственно занимались трудовой деятельностью, другие - управляли ими. Между этими двумя группами людей постепенно складывались определенные управленческие отношения. Отдельные признаки управления появляются уже в древнейших обществах, где происходит трансформация высшей касты священников в религиозных функционеров, по сути, в менеджеров.
Постепенно появляется новый тип деловых людей. Помимо соблюдения ритуальных почестей, они заведовали сбором налогов, управляли государственной казной, ведали имущественными делами, вели деловую документацию, бухгалтерские расчеты, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции, которые в настоящее время определяют содержание управленческого труда. Побочные результаты такой управленческой деятельности — появление письменности (так как запомнить весь объем информации было невозможно) и потребности в расчетах.
Таким образом, в самом начале менеджмент формировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превращаясь со временем в социальный институт и профессиональное занятие.
Первой управленческой революцией считается зарождение письменности в древнем Шумере и образование особой касты «жрецов-коммерсантов», связанных с торговыми операциями.
Вторую революцию в управлении относят к 1760 г. до н.э. и связывают с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством с целью регулирования отношений между различными социальными группами.
Третью управленческую революцию относят к временам правления вавилонского царя Навуходоноссора II (605—562 гг. до н.э.) и связывают с соединением государственных методов управления и контролем за деятельностью в сфере производства и строительства.
I период - Древний период (с 9-7 тыс. до н.э. и примерно до XVIII в.)
В этот период были самые простые зачаточные формы упорядочения организации. В Др. Египте сформировался достаточно развитой государственный управленческий аппарат. В Риме – тоже самое.
Одним из первых кто дал характеристики управления в этот период были:
Сократ (470-399 гг до н.э.), Платон (428-348 гг до н.э.), А. Македонский (356-323гг до н.э.).
Великая индустриальная революция XVII—XVIII в. оказала более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. По мере того как индустрия перерастала границы мануфактуры и созревала современная система акционерного капитала, владельцы капитала все более удалялись от занятия бизнесом. Руководитель-собственник был заменен акционерами; вместо единственного руководителя-собственника появилось несколько наемных менеджеров. При этом под администрированием понималось формулирование общих целей и политики компании, а менеджмент в первоначальном и узкотехническом смысле понимался как контроль их реализации.
II период – Индустриальный период (1776-1890гг.)
Основными представителями развития государственного управления являлись:
Адам Смит, Роберт Оуэн, Чарль Бейбидж
Этот период характеризовался представителями классической политической экономики, которые сделали анализ форм разделения труда, дали характеристику обязанностей государя и государства. И даже использование вычислительной техники в управленческом труде.
III период – Период систематизации (с 1856- 1960)
В этот период формировались новые школы, управленческий аппарат, меняются взгляды на управление. Появляются менеджеры, которые обеспечены работой и ведется их обучение. Их представителями являются Тейлор, Файоль, Гилбретт, Вебер, Мэйо, Маслоу и другие.
IV период – Период информационный (1960 – по настоящее время)
Появление данного периода связано с применением математики и компьютеров в управлении, т.е. сочетание труда человека и ЭВМ.
Рост объема производства, ускорение оборота капитала, расширение банковских операций, влияние технического прогресса чрезвычайно усложняют управление. Оно уже не могло быть сферой приложения одного лишь здравого смысла, а потребовало специальных знаний, навыков и умений экспертов. Язык догадок и интуиции приобретает четкую калькуляционную основу — все переводится в формулы и деньги. Каждый производственный процесс выделяется в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Число функций возрастает, обостряется проблема их координации и соединения на новой основе. Чтобы их объединить, за каждой функцией закрепляется штат специалистов (отдел, подразделение).
Менеджер координирует работу специалистов, используя для этого систему принятия решений, цели политики компании и др.
Менеджмент зародился в частном секторе, но встал на ноги как научная и социальная сила не в средних и малых фирмах, хотя там свободное предпринимательство очень развито, а в крупных корпорациях. Годовыедоходы некоторых корпораций нередко превышают бюджеты многих государств. Если в докапиталистический период развития общества функция управления еще не была обособлена от непосредственной производительной деятельности и сводилась в основном к функции надзора и принуждения к труду, то развитие капитализма ведет к возрастанию роли функций управления производством, которое все более усложняется, дифференцируется, становится самостоятельной, специфической областью деятельности. Появляется многочисленный штат специалистов, прошедших подготовку в школах бизнеса и системах профессионального обучения.
Управление как наука возникла в США в началеXX в. Этому способствовали: демократичность страны; трудолюбие граждан; высокий престиж образования; отсутствие государственного вмешательства в экономику; свобода от консервативных догм Старого света; создание монополий, приводившее к усложнению управления ими. В этих условиях возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса.
Возникновение научного управления связано с работами Фредерика Тейлора, в частности, с выходом в свет в 1911 г. его книги «Принципы научного управления». Система Тейлора характеризуется следующими положениями:
• нормализация приемов и условий работы;
• специализация функций в производстве;
• отбор работников, их обучение и тренировка;
• точные инструкции каждому работнику;
• специальная подготовка работника;
• отделение административной работы от исполнительской;
• введение института мастеров;
• учет и контроль всех видов работ.
Главная идея Тейлора — управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. Практическое применение идей Тейлора обеспечило значительный рост производительности труда. Следует отметить и некоторые недостатки системы Тейлора, прежде всего игнорирование человеческого фактора. Тейлоризм трактует человека не как субъект, а просто как фактор производства, социальные условия которого совершенно не принимаются во внимание. Он низводит рабочего до механического исполнителя предписанных ему научно обоснованных инструкций.
Значительный вклад в теорию и особенно практику управления внес Генри Форд. Механик и предприниматель, он был известен как талантливый организатор массового производства автомобилей в США. Форд принял систему Тейлора и старался заменить на своих заводах ручную работу машинной.
Четкая система контроля и планирования, конвейерное производство, непрерывные технологические цепочки позволили организовать управление и работу заводов Форда в режиме автомата, а человек стал придатком машины. Г.Форд был убежден, что организация промышленности есть наука, и все прочие науки служат этому делу. Он являл собой прекрасный пример широкого применения самых разнообразных знаний в практической деятельности.
Крупный вклад в теорию управления внес Анри Файоль, разработавший «общий подход» к администрации и сформулировал некоторые принципы административной теории. В работе «Общее и промышленное управление» (1916 г.) им определены функции, принципы и элементы управления. В качестве главных функций управления выделены техническая, коммерческая, финансовая, страховая, учетная, административная. К важнейшим принципам управления Файоль относит: разделение труда, власть, дисциплину, единство распорядительства, подчинение частных интересов общему, вознаграждение, централизацию, иерархию, порядок, справедливость, инициативу, единение персонала. Основной вклад в теорию менеджмента А. Файоля в том, что он рассматривает управление как универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации, контроля и координации. Из качеств, необходимых менеджеру, Файоль придавал наибольшее значение компетентности и наличию знаний. Он считал, что даже самый образованный менеджер не может быть компетентным во всех вопросах, связанных с управлением крупным предприятием; количество знаний возрастает вместе с опытом. Несомненная заслуга Файоля в поставке вопроса о необходимости выделения собственно управленческой деятельности (менеджмента) в отдельный объект исследования.