Автомобильный транспорт играет первостепенную роль в пассажирских перевозках, транспортировке грузов на короткие и средние расстояния. Он занимает ведущее положение в городских и пригородных перевозках пассажиров и грузов, а также на подвозе грузов к станциям железных дорог, речным пристаням, морским портам и от них к потребителям.
В районах Сибири и Дальнего Востока, где сеть железных дорог развита слабо (или их вовсе нет), а использование рек затруднительно (замерзают), автотранспорт является основным видом транспортировки грузов и на дальние расстояния. Дальние, межрайонные перевозки автомобильный транспорт осуществляет также при перевозке некоторых сельскохозяйственных, скоропортящихся грузов (фрукты, овощи и др.). Однако перевозки по автомагистралям являются более дорогими, чем по водным или железнодорожным путям.
Общая протяженность автодорог России 945 тыс. км, из которых большую часть (3/4) составляют дороги с твердым покрытием.
География автомобильных дорог страны очень схожа с географией железнодорожного транспорта. Наибольшей густотой сети отличаются районы европейской части, между которыми на основных направлениях экономических связей автомобильные трассы проложены параллельно железнодорожным магистралям. Также характерен радиально-кольцевой рисунок сети автомобильных дорог (вокруг Москвы, других крупных городов и промышленных узлов).
|
|
От Московской кольцевой дороги лучами расходятся 12 крупных автомагистралей:
Москва – Санкт-Петербург,
Москва – Рига,
Москва – Минск – Брест,
Москва – Харьков – Симферополь – Ялта,
Москва – Воронеж – Ростов,
Москва – Волгоград – Астрахань,
Москва – Рязань – Пенза – Самара,
Москва – Нижний Новгород – Казань,
Москва – Ярославль и др.
Кроме Москвы очень крупными автомобильными узлами являются:
Санкт-Петербург, от которого помимо Московского шоссе автомагистрали идут
на север через Петрозаводск к Мурманску,
на юг через Псков, Витебск, Киев и Одессу,
на запад через Таллинн, Ригу в Калининград.
Ростов-на-Дону с межрайонными автодорогами
Ростов – Краснодар – Новороссийск,
Ростов – Армавир – Грозный – Баку,
Ростов – Волгоград и др.
В восточных районах плотность сети автодорог резко снижается. Большое значение имеют:
Амурско-Якутский тракт (Невер в Амурской области – Алдан – Томмот – Якутск), соединяющий Якутию с другими районами страны;
Ангаро-Ленский тракт (Заярск – Усть-Кут), связывающий верховья Лены с Сибирской магистралью;
Чуйский тракт (Бийск в Алтайском крае – Горноалтайск – Монголия)
Кяхтинский тракт (Улан-Удэ – Кяхта в Бурятии), связывающие нашу страну с Монголией;
|
|
Колымское шоссе (Магадан – Якутск);
автомагистраль Хабаровск – Владивосток,
автомагистраль Абакан – Кызыл (Усинский тракт) и др.
Намечается строительство автодорог в Западной Сибири (Новый Уренгой – Советский – Ивдель (Свердловская область)) на Ямале и Гыданском полуострове.
В грузообороте автомобильного транспорта выделяются строительные материалы (кирпич, цемент и др.), грунт, сельскохозяйственные грузы (зерно, сахарная свекла, картофель и др.), лесные грузы, черные металлы, товары народного потребления.
Подавляющая часть перевозок пассажиров (80%) приходится на внутригородские перевозки. Доля дальних, междугородных поездок пассажиров очень мала (2%).