Автомобильный транспорт России

Автомобильный транспорт играет первостепенную роль в пассажирских перевозках, транспортировке грузов на короткие и средние расстояния. Он занимает ведущее положение в городских и пригородных перевозках пассажиров и грузов, а также на подвозе грузов к станциям железных дорог, речным пристаням, морским портам и от них к потребителям.

В районах Сибири и Дальнего Востока, где сеть железных дорог развита слабо (или их вовсе нет), а использование рек затруднительно (замерзают), автотранспорт является основным видом транспортировки грузов и на дальние расстояния. Дальние, межрайонные перевозки автомобильный транспорт осуществляет также при перевозке некоторых сельскохозяйственных, скоропортящихся грузов (фрукты, овощи и др.). Однако перевозки по автомагистралям являются более дорогими, чем по водным или железнодорожным путям.

Общая протяженность автодорог России 945 тыс. км, из которых большую часть (3/4) составляют дороги с твердым покрытием.

География автомобильных дорог страны очень схожа с географией железнодорожного транспорта. Наибольшей густотой сети отличаются районы европейской части, между которыми на основных направлениях экономических связей автомобильные трассы проложены параллельно железнодорожным магистралям. Также характерен радиально-кольцевой рисунок сети автомобильных дорог (вокруг Москвы, других крупных городов и промышленных узлов).

От Московской кольцевой дороги лучами расходятся 12 крупных автомагистралей:

Москва – Санкт-Петербург,

Москва – Рига,

Москва – Минск – Брест,

Москва – Харьков – Симферополь – Ялта,

Москва – Воронеж – Ростов,

Москва – Волгоград – Астрахань,

Москва – Рязань – Пенза – Самара,

Москва – Нижний Новгород – Казань,

Москва – Ярославль и др.

Кроме Москвы очень крупными автомобильными узлами являются:

Санкт-Петербург, от которого помимо Московского шоссе автомагистрали идут

на север через Петрозаводск к Мурманску,

на юг через Псков, Витебск, Киев и Одессу,

на запад через Таллинн, Ригу в Калининград.

Ростов-на-Дону с межрайонными автодорогами

Ростов – Краснодар – Новороссийск,

Ростов – Армавир – Грозный – Баку,

Ростов – Волгоград и др.

В восточных районах плотность сети автодорог резко снижается. Большое значение имеют:

Амурско-Якутский тракт (Невер в Амурской области – Алдан – Томмот – Якутск), соединяющий Якутию с другими районами страны;

Ангаро-Ленский тракт (Заярск – Усть-Кут), связывающий верховья Лены с Сибирской магистралью;

Чуйский тракт (Бийск в Алтайском крае – Горноалтайск – Монголия)

Кяхтинский тракт (Улан-Удэ – Кяхта в Бурятии), связывающие нашу страну с Монголией;

Колымское шоссе (Магадан – Якутск);

автомагистраль Хабаровск – Владивосток,

автомагистраль Абакан – Кызыл (Усинский тракт) и др.

Намечается строительство автодорог в Западной Сибири (Новый Уренгой – Советский – Ивдель (Свердловская область)) на Ямале и Гыданском полуострове.

В грузообороте автомобильного транспорта выделяются строительные материалы (кирпич, цемент и др.), грунт, сельскохозяйственные грузы (зерно, сахарная свекла, картофель и др.), лесные грузы, черные металлы, товары народного потребления.

Подавляющая часть перевозок пассажиров (80%) приходится на внутригородские перевозки. Доля дальних, междугородных поездок пассажиров очень мала (2%).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: