ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ
Типы детских лагерей и санаториев
Под оздоровительно-образовательными учреждениями – субъектами этого вида деятельности – понимаются стационарные лагеря, дачи, загородные оздоровительные центры, базы; образовательные и культурно-просветительные учреждения, а также спортивные сооружения и другие учреждения, занимающиеся оздоровительно-образовательной деятельностью с детьми и подростками.
Существует следующая классификация типов детских лагерей:
1. Детские санатории. Программы включают оздоровительные учреждения, спортивные игры, купание, закаливание и т.д. Здесь не планируется грандиозных развлекательных мероприятий, основное внимание педагогов направлено на утверждение здорового образа жизни детей и подростков.
2. Профильные лагеря. В них устраиваются массовые мероприятия, дискотеки, работают различные кружки, секции, студии, мастер-классы проходят систематические репетиции, просмотры, выступления. Основная роль в таком лагере отводится вожатым, аниматорам, руководителям кружков.
|
|
3. Лагеря – санатории. В данных учреждениях медицинские процедуры совмещаются с массовыми мероприятиями и творческими программами. Распространены в южных курортных районах страны (Анапа, Туапсе, Сочи).
4. Загородные центры. В этих лагерях ребенку помогают решить его психологические проблемы. Здесь предусмотрено создание атмосферы безопасности для ребенка, выявления его проблем, предусмотрен поиск способов их решения. Для этого создаются микрогруппы, организуются успокаивающие прогулки и беседы.
5. Лагеря с дневным пребыванием детей (школьные лагеря). Организуются с целью развития, оздоровления и отдыха детей по месту жительства.
Помимо традиционных направлений появились и новые тенденции в организации летнего отдыха детей, которые наиболее ярко выразились в создании региональных социально-педагогических программ: поддержка одаренных детей и подростков, организация активного отдыха детей с девиантным поведением, патриотическое воспитание. Организуются семейные лагеря, плавучие лагеря, лагеря инспекторов дорожного движения, хореографов, лагеря детских общественных организаций, летние мастер-школы, профилактические летние лагеря и смены, исторические лагеря, лагеря народных ремесел, фольклора, детские площадки, летние центры детских общественных организаций.
Основные задачи детских оздоровительных лагерей и санаториев:
1. Создание условий для благоприятного оздоровления детей;
2. Укрепление физического и психологического здоровья ребенка;
|
|
3. Организация разнообразной досуговой деятельности и прежде всего – активного общения с природой;
4. Расширение детского кругозора;
5. Раскрытие у детей способностей на основе реализации интересов и неудовлетворенных в школе потребностей (прежде всего духовных, интеллектуальных, а также двигательных);
6. Развитие у ребенка творческих, спортивных способностей;
7. Получение навыков коммуникативного общения и приобретения новых друзей;
8. Приобщение детей к разнообразному социальному опыту современной жизни, создание в лагере стиля и тона семейных отношений, подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;
9. Приобщение ребенка к самостоятельному образу жизни и ответственности за свои поступки.
Возрастные особенности детей или что должен знать вожатый о своих воспитанниках?
Чтобы добиться успеха в своей деятельности, вожатый должен стать для детей и подростков не только старшим товарищем, но и другом, к которому бы прислушивались, человеком, умеющим предотвращать конфликты, контролировать ситуацию, разрешать уже возникшие конфликты, умело предоставляющий детям свободу. Вожатый должен помнить, что готовых рецептов в решении педагогических ситуаций нет, но есть некоторые закономерности, зная которые можно найти свой, наиболее удачный выход. Знание возрастных особенностей детей, характеристик их физического развития, их особенностей поведения в том или ином возрасте поможет в процессе воспитательной деятельности.
Физический рост, развитие | Особенности поведения | Советы вожатому |
Развитие детей дошкольного возраста (5-6 лет) | ||
- руки и ноги растут быстрее тела; - общее управление телом хорошее, координация глаз и рук улучшается к 7 годам. | - высокий уровень активности; - стремление к общению вне семьи; - стремление научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо; - понимание различий пола; - ребенок может быть как целеустремленным, так и самоуверенным, агрессивным. | - организация подвижных игр при ограничении прыжков и бега; - развитие умений лазать и пользоваться качелями; - использование ритмических видов деятельности; - обучение правильным навыкам труда; - обеспечение конкретности поручений и творческой свободы их выполнения; - предоставление детям свободы действий, развитие способностей. |
Развитие детей младшего школьного возраста (7-11 лет) | ||
- рост девочек опережает рост мальчиков; - вначале мальчики и девочки имеют равные силы, затем мальчики становятся сильнее. | - стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек; энергичны в развитии, быстры в действии, настойчивы, инициативны; - часты беспокойные состояния, дети нуждаются в постоянной деятельности; - шумны, спорят; - любят коллективные игры; - боятся поражения, чувствительны к критике, интересы постоянно меняются; - начинают осознавать нравственные нормы; - пробуждается интерес, любопытство ко всему вокруг. | - учет того обстоятельства, что дети этого возраста особенно нуждаются в похвале; - использование таких видов деятельности, которые дают простор проявлению мускульной активности; - организация коллективных спортивных игр, занятий по интересам; - организация разумного руководства, разумное направление создающихся интересов к окружающему миру; - стремление обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей. |
Развитие детей среднего подросткового возраста (12-14) | ||
- девочки обычно выше мальчиков; - половое созревание; - быстрый рост мускулатуры; - переутомление опасно; - девочки менее активны. | - мальчики склонны к групповому поведению; - дети испытывают внутреннее беспокойство; - антагоринзм между мальчиками и девочками; - мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых; - дисциплина может страдать из-за авторитета; - стремление к соревновательности, подчиняют свои интересы мнению команды; - сопротивление критике; - проявляется интерес к заработку; | - организация коллективных игр; - использование общего энтузиазма при выполнении порученных заданий. |
Развитие детей старшего подросткового возраста (15-16) | ||
- наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями; - завершение роста скелета; - среди детей усиливаются различия, так как многие из них уже повзрослели, а другие только начинают взрослеть; - мальчики отстают в развитии в среднем на два года. | - девочки начинают интересовать мальчиками раньше, чем мальчики девочками; - наблюдается беспокойство о совей внешности; - растет социальная активность; -стремление к достижению независимости от своей семьи; - поиск себя; - происходит выбор будущей профессии; - возникновение первой любви; - появление крайностей в поведении. | - оказание помощи подросткам, чтобы они были приняты своими сверстниками; - руководство поведением подростков построить так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых; - создание необходимых условий для отдыха; - учет возрастных особенностей, проявляющихся в повышенном интересе к другому полу. |
|
|