ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет внебюджетного образования
Кафедра социально-гуманитарных и общеправовых дисциплин
Методические рекомендации
По самостоятельному изучению дисциплины
Для студентов I курса заочной формы обучения
Факультета внебюджетного образования по дисциплине
«История государства и права зарубежных стран»
Специальность 40.05.21 – Правоохранительная деятельность
Квалификация выпускника -специалист
Пермь - 2017
Методические рекомендации по самостоятельному изучению дисциплины для студентов I курса заочной формы обучения факультета внебюджетногообразования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» - Пермь, Пермский институт ФСИН России, 2017.
Автор составитель:
Кулипанова Н.Г. - кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-гуманитарных и общеправовых дисциплин факультета внебюджетного образования Пермского института ФСИН России.
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин (протокол № 9 от «27» октября 2017 г.).
Пермский институт ФСИН России
614012, г. Пермь, ул. Карпинского,125
Методические рекомендации по самостоятельному изучению дисциплины
"История государства и права зарубежных стран" - одна из важнейших дисциплин в системе юридического образования, дающая знания основ исторического развития государственно-правовых учреждений и институтов. Эта учебная дисциплина не только содействует формированию общеправовой культуры, но и приобщает студента уже на начальных этапах обучения к специфической правовой терминологии и лексике, формирует навыки юридического мышления, дает возможность самостоятельно анализировать правовые тексты, как с точки зрения их прикладного значения, так и с точки зрения значения данного документа для общемирового процесса развития «социо-нормативной культуры."(Н.И.Крашенинникова).
История государства и права зарубежных стран, несомненно, является одним из самых объемных и, в связи с этим, одним из самых трудных для усвоения курсов в системе образования будущих юристов. Трудности эти связаны со спецификой предмета и обилием исторического материала. Во-первых, данный курс охватывает огромный исторический период почти в 6 тысяч лет: от момента образования так называемых протогосударств(рубеж IV-III тысячелетия до н.э.) до наших дней; во-вторых, в рамках курса изучается процесс развития государственно-правовых институтов многих стран, каждая из которых прошла свой путь исторического развития, формируя при этом богатый понятийный аппарат, который также требует дополнительного изучения и "привыкания" к своеобразным терминам и понятиям; в- третьих, изучение исторических процессов невозможно без усвоения дат важнейших государственно-политических и правовых событий.
Изучение курса следует начать с понятия его предмета. Эта учебная дисциплина исследует возникновение и развитие государственно-правовых институтов в странах, оказавших наибольшее влияние на историю мировой государственности и права. При этом изучаются как общие закономерности, так и специфические черты истории государства и права отдельных стран, исследуются основные причинно-следственные связи, определившие их развитие.
История государства и права зарубежных стран изучается в хронологической последовательности в рамках основных периодов: история государства и права Древнего мира (включающего в себя страны Древнего Востока и Античного мира), Средних веков, Нового времени, Новейшего времени. Эта периодизация соответствует четырем основным эпохам развития мировой цивилизации, важнейшей частью которых являются государство и право.
Хронологические рамки первого периода: IV тысячелетие до н. э. по V век н.э.
Хронологические рамки второго периода: V век н.э. по XVII- вв н.э
Хронологические рамки третьего периода: XVII- XVIIIвека до начала XX века
Хронологические рамки четвертого периода: начало XX века по настоящее время.
В рамках первого периода изучается государственно- правовая история таких стран, как Древний Египет, Вавилон, Индия, Китай, а также государства античнойцивилизации: Афины, Спарта, Древний Рим.
В рамках второго периода- Франкское государство, Англия, Франция, Германия, Арабский Халифат, страны Дальнего Востока: Китай, Индия, Япония.
В рамках третьего периода - Англия,Франция, Германия,США, Япония, Китай,Индия.
В рамках четвертого периода - больше внимания уделяется не столько изучению государства и права отдельных вышеназванных стран, сколько изучению общих закономерностей развития государственных и правовых институтов в рамках мировых правовых систем: романо-германской и англо-американской.
Методология курса- это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется получение объективных знаний о процессах возникновения и эволюции государственно-правовых явлений. Методология курса включает в себя как общенаучные методы познания такие как: анализ, синтез, индукция, дедукция, так и специальные научные методы такие как: исторический, логический, сравнительный, системно-структурный, толкования, прогностический.
В ходе изучения курса " История государства и права зарубежных стран" студент должен знать основные памятники права и историческую практику их применения, процессы возникновения и развития государственных институтов и правовые системы ряда зарубежных стран; уметь анализировать государственные и правовые явления в их историческом развитии, важнейшие правовые памятники, исторически осмысливать государственно-правовые явления; сформировать научно-юридическое мировоззрение, общеправовую культуру.
Раздел 1.