Почему мы используем метод взаимодействия
Собрания - прекрасный способ начала перемен к лучшему;
Совместная работа людей в небольших группах - ключ к успеху крупных организаций;
Эффективный способ проведения собрания дает практические результаты;
Не существует единственно верного способа проведения собрания;
На собраниях имеется редкая возможность создать атмосферу безопасности и сотрудничества, позволяющую участникам реализовать свои лучшие способности;
Большинство людей обладает высоким творческим потенциалом, который, как правило, недостаточно используется.
Люди поддерживают то, что создают сами;
Качество принимаемых решений повышается, если они основаны на общем согласии (консенсусе);
Равенство вклада и участия каждого члена группы повышает производительность группы в целом.
Роли участников собрания
Лидер группы (председатель).
Организует собрание;
Продуманная подготовка места проведения собрания может значительно повысить эффективность работы группы. Помните также, что дискомфорт может стать сильным отвлекающим фактором и сбивать группу с цели.
Подготовка рабочей комнаты окажется полезной, если предусмотрит:
Наличие плоской стены или подставки для летописи;
Расстановку стульев, позволяющую всем участникам сидеть лицом к ведущему, летописи и другим членам группы;
Достаточно свободного места, чтобы участники не чувствовали себя стесненными. При этом расстановка полукругом без столов обладает следующими преимуществами:
Отсутствие барьеров между людьми;
Возможность работы с большими группами;
Летопись всегда на виду.
Что понадобится:
Плакатная бумага;
Плоская стена;
Скотч;
Маркеры.
С чего начать?
Часто у членов группы нет четкого представления о том, чего они хотят от собрания. Но чем яснее цель, тем проще решить, как к ней продвигаться, поэтому в самом начале стоит поговорить об ожиданиях группы от сегодняшней встречи. Лучше всего сформулировать свои ожидания, как если бы они уже сбылись. Затем ради создания спокойной и рабочей обстановки членам группы надо подумать о том, что могло бы им помешать и как они хотят, чтобы к ним относились во время собрания. Например, если кому-то мешают посторонние разговоры, надо сказать об этом. Из этих замечаний строятся соглашения группы на время совместной работы.
Находит ведущего;
Вносит идеи;
Ведет себя, как член группы, позволяя ведущему следить за ходом собрания.
Ведущий.
Помогает группе достичь желаемых результатов;
Остается нейтрален (лишь спросив разрешение группы, может выходить из роли ведущего и делать свои замечания по теме)
Удерживает членов группы от подавления и критики идей друг друга;
Создает атмосферу безопасности для открытой дискуссии;
Добивается максимального (но в разумных пределах!) участия от всех членов группы;
Не дает группе уклоняться от поставленной цели;
Направляет собрание в нужное русло - предлагает ход его проведения и, при необходимости, - альтернативы;
Дает возможность летописцу успевать записывать все важное;
Находит человека, чтобы следить за временем;
Начинает собрание с примерно следующего объяснения своей роли: "Я буду нейтральным ведущим, свои идеи буду предлагать, только если вы мне позволите. Моя задача - не дать вам уклониться от поставленной задачи и помочь достичь нужных результатов. Это ваше собрание - я хочу сделать так, чтобы оно принесло вам пользу".
Летописец.
Записывает на плакатной бумаге все, что происходит на собрании;
Остается нейтрален (лишь спросив разрешение группы, может выходить из роли летописца и делать свои замечания по теме);
Отдает предпочтение ключевым словам и сочетаниям, а не целым предложениям;
Разделяет самостоятельные идеи с помощью:
ü письма чередующимися темными цветами (синим, зеленым, фиолетовым, черным, коричневым);
ü выделения/подчеркивания яркими цветами (красным, оранжевым, желтым, розовым);
ü использования "пулек" (*) вместо номеров;
Начинает с примерно следующего объяснения своей роли: "Я здесь для того, чтобы вести летопись собрания. Я не буду предлагать своих идей без вашего разрешения. Если я пропущу что-то важное или запишу что-нибудь неверно - подскажите мне, пожалуйста. Это будет память вашей группы".
Член группы.
Вносит идеи;
Следит за правильностью записей летописца;
Открыто делится, если чем-то недоволен;
Помогает создать соглашения группы и придерживаться их;
Способствует активному участию других членов группы;
Придерживается поставленной задачи и не уходит в сторону;
Берет на себя часть ответственности за принятие решений.
Летопись (лист плакатной бумаги на стене).
Показывает, что все идеи услышаны и записаны;
Позволяет группе сосредоточиться на идеях, а не друг на друге;
Помогает придерживаться поставленной цели;
Позволяет избежать повторений;
Помогает быстро сориентироваться опоздавшим;
Способствует активному участию группы;
Фокусирует внимание на одном предмете - помогает не отвлекаться.