Основные характеристики и особенности комплексной работы для итоговой аттестации выпускников начальной школы. Спецификация работы

Цель работы Одним из планируемых результатов обучения в начальной школе является способность учащих- ся к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе: — комплекса знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информаци- онных сис темах; — умений учебно-познавательной и предметно-практической деятельности; — обобщённых способов деятельности; — коммуникативных умений. В связи с этим целью комплексной итоговой работы является оценка уровня сформирован- ности учебной компетентности выпускников начальной школы, т. е. их способности работать с ин- формацией, представленной в различной форме (литературных и научно-познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.), и решать учебно-практические и учебно-познавательные зада- чи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных дей- ствий. Сформированные умения и навыки учебной деятельности являются основой для продолже- ния образования в основной школе.

Структура и содержание работы В соответствии с целью работы её структура и содержание определяются двумя междисци- плинарными программами: «Чтение. Работа с текстом» и «Программа формирования универсаль- ных учебных действий». Для итоговой оценки в программе «Чтение. Работа с текстом»1 выделяются следующие три блока учебных действий (умений): — блок «Поиск информации и понимание прочитанного»: находить в тексте конкретные сведе- ния, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака; понимать информацию, представленную в неявном виде; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; — блок «Преобразование и интерпретация информации»: соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать неслож- ные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос; — блок «Оценка информации»: высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о про- читанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта

подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов. Каждый из перечисленных блоков может быть включён в комплексную работу как объект итого- вой оценки. Очевидно, что все планируемые результаты, входящие в данную программу, не могут быть охвачены формализованной итоговой оценкой, осуществляемой в виде письменной работы. На итоговую оценку выносятся только умения, которые необходимы для продолжения обучения в основной школе и которые можно проверить в рамках письменной работы. Время завершения обучения в начальной школе характеризуется тем, что происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Поэтому основой для оценки являются тексты разно- го содержания. Содержание части текстов не должно выходить за пределы жизненного опыта вы- пускников начальной школы. Однако бо2льшая часть текстов должна включать разнообразные учеб- ные и практические ситуации, выходящие за пределы детского опыта, поскольку в основной школе ученикам предстоит работать именно с такими текстами. Среди универсальных учебных действий, составляющих основу для продолжения обучения, для комплексной оценки выбраны следующие группы действий: — в сфере регулятивных универсальных учебных действий — способность принимать и сохра- нять учебную задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролиро- вать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; — в сфере познавательных универсальных учебных действий — использовать знаково-симво- лические средства, в том числе моделирование, владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач; — в сфере коммуникативных универсальных учебных действий — адекватно передавать инфор- мацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предмет- ное содержание и условия деятельности в речи. Таким образом, комплексная работа будет оценивать сформированность отдельных универ- сальных учебных способов действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) в ходе решения различных задач на межпредметной основе, что позволит получить интегрированную оценку уровня сформированности учебной компетентности. Для проведения комплексной оценки разработаны специальные комплексные задания. В каж- дом задании предлагается одна ситуация, описанная в одном или нескольких текстах, в которых информация может быть представлена в разной форме, с привлечением рисунков, диаграмм, схем, таблиц и др. Каждое комплексное задание состоит из отдельных вопросов или заданий. Для данной комплексной итоговой работы было разработано 7 отдельных комплексных зада- ний.

Как видно структура вариантов не является параллельной. Нет точного соот- ветствия между заданиями, стоящими под одними и теми же номерами в двух вариантах (см. план комплексной итоговой работы). Такой подход к формированию вариантов (его можно назвать сба- лансированным) является наиболее оптимальным для оценки учебной компетентности. Варианты работы состоят из двух частей, каждая из которых направлена на оценку достижения планируемых результатов по одной из оцениваемых междисциплинарных программ. Выполнение заданий в каждом варианте предполагает использование основных метапредметных умений и способов действий, а также предметных знаний и умений, сформированных у учащихся началь- ной школы в процессе изучения практически всех предметов (математики, русского языка, чтения, окружающего мира), требования к которым не выходят за рамки планируемых результатов в части «Выпускник научится». При видимом структурном и содержательном отличии вариантов на этапе разработки обеспе- чена их равноценность по статистическим характеристикам.

Характеристика заданий Особенности оценки сформированности комплексных умений работы с информацией, а также универсальных учебных действий определяют характеристики заданий, которые используются в работе. В основе каждого комплексного задания лежит реальная ситуация, представленная в тек- стах разного типа: сплошных и несплошных (таблицах, рисунках и др.). В работе используются разнообразные типы и формы заданий. По форме ответа можно выде- лить следующие типы заданий: — задания с выбором одного или нескольких правильных ответов; — задания со свободным кратким ответом (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова (слов) на отведённом месте, указать местоположение предмета); — задания со свободным развёрнутым ответом (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу, сделать рисунок). Распределение заданий с учётом формы представления ответа приведено в таблице 2. Следует обратить внимание на то, что для каждого комплексного задания были разработаны именно те формы и модели заданий, которые наиболее адекватно позволяют оценить проверяемое умение или способ действий. Исследования показывают, что в данном возрасте учащиеся с одинаковым уровнем подготовки почти с одинаковым успехом справляются со всеми типами заданий (с выбо- ром ответа, кратким ответом или развёрнутым ответом).

Особенностью заданий, которые используются в данной работе, является их ориентация не только на констатацию сформированности отдельных умений, но и на диагностику качества овла- дения данным умением, а также на выявление недочётов или ошибок учащихся. Эта особенность или реализована при подборе дистракторов (неправильных ответов) для заданий с выбором от- вета, или заложена в шкале и критериях оценивания заданий с кратким или развёрнутым отве- том. Разработанные шкалы оценивания для заданий позволят учителю составить представление о полноте и правильности ответа, об уровне сформированности умения (устойчивом или неустойчи- вом), выявить недочёты в подготовке каждого ученика.

Время выполнения Для оценки учебной компетентности выпускников начальной школы требуется включение в работу достаточно большого числа разнообразных заданий, построенных на основе разных тек- стов и ситуаций. Одного урока для адекватной оценки учебной компетентности недостаточно. Исследования показывают, что оптимальным временем для достижения поставленной цели, с учё- том возрастных особенностей выпускников начальной школы, является 90 мин. Поэтому на выпол- нение всей комплексной работы отводится 2 урока с перерывом в 10—15 мин. Время выполнения каждой части составляет один урок (40 мин). Выполнение отдельных комплексных заданий зани- мает от 10 до 40 мин.

Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом Комплексные итоговые работы проводятся на основе стандартизированного инструментария, который прошел апробацию на выборке учащихся, представляющих разные типы и виды образо- вательных учреждений, расположенных как в городской, так и в сельской местности (далее — вы- борка стандартизации). В связи с этим можно говорить о нормах выполнения выпускниками на- чальной школы (учащимися 4 класса) как отдельных заданий, так и работы в целом. Выполнение отдельных заданий оценивается от 0 до 3 баллов в зависимости от полноты и ка- чества ответа. Максимальный балл за выполнение задания зависит от его структуры, уровня слож- ности, формата ответа и особенностей проверяемых умений. Проверка выполнения заданий осу- ществляется на основе разработанных критериев, учитывающих реальные ответы выпускников начальной школы. За выполнение заданий с выбором одного правильного ответа ученик получает 1 балл. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно (выставляется 0 баллов). Если ответ отсутствует, то ставится 0 баллов независимо от типа зада- ний. За выполнение заданий с выбором нескольких ответов может быть выставлено от 0 до 3 бал- лов. За выполнение заданий с кратким или развёрнутым ответом ученик также может получить от 0 до 3 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа. Оценка выполнения заданий со свободным развёрнутым ответом ведётся с соблюдением сле- дующих общих правил. Если наряду с верным ответом дан и неверный ответ, то задание считается выполненным неверно. Если наряду с верным ответом дополнительно приведён ответ, не относя- щийся напрямую к данной задаче, задание считается выполненным частично.

Правильные ответы на задания с выбором ответа и с кратким ответом, решения заданий с раз- вёрнутым ответом и описание полных и частично верных ответов на эти задания приводятся в разделе «Рекомендации по оценке выполнения заданий комплексной работы». Выполнение учащимся работы в целом оценивается итоговым баллом. Результаты выполнения комплексной работы представляются для каждого ученика по 100-балльной шкале как процент от максимального балла за выполнение заданий всей работы. Принятый в статистике минимальный критерий освоения учебного материала находится в пре- делах от 50 до 65% от максимального балла. В зависимости от степени введения стандарта (планируемых результатов) в практику началь- ной школы каждая школа устанавливает свой минимальный балл. Для первого этапа введения комплексных работ можно ограничиться минимальным критерием в 40% от максимального бал- ла. В этом случае минимальный критерий выполнения комплексной работы составит 20 первичных баллов. Вывод по результатам выполнения комплексной работы делается с учётом полученного балла. Если выпускник начальной школы получает за выполнение всей работы число баллов ниже задан- ного минимального критерия освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения в основной школе. При такой под- готовке можно прогнозировать возникновение у ученика трудностей в изучении отдельных пред- метов в основной школе. Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный крите- рий освоения учебного материла (от 20 до 37 баллов), то можно сделать вывод о том, что уча- щийся демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продол- жения образования на следующей ступени, на уровне правильного выполнения основных учебных действий. Если ученик набрал от 38 до 50 баллов, то можно сделать вывод о том, что учащийся демонстрирует овладение основными учебными действиями на повышенном уровне, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: