Поиск и изучение литературы

 

Поиск литературы. Работу по выбранной теме, как правило, следует начинать с подбора и первичного ознакомления с необходимой литературой по проблеме исследования: учебников, учебных пособий, монографий, периодической литературы и т.п.

Приступая к поиску литературы необходимо определить:

1. Тему и круг вопросов, входящих в нее.

2. Хронологические и языковые рамки поисков.

3. Наличие библиографических списков и указателей по теме.

При подготовке выпускной квалификационной работы необходимо использовать различные источники информации. Это могут быть энциклопедии, словари, справочники. Справочные издания дают возможность быстро получить общее представление о предмете и начальные сведения об имеющейся по этому поводу литературе. В энциклопедиях публикуются статьи-справки, статьи-образцы, статьи-толкования. Часто тематические статьи содержат списки литературы, которые затем можно использовать при составлении общего библиографического списка работы. Следует отметить, что эти списки можно проверить по алфавитному каталогу библиотеки и установить наличие данного источника в фонде библиотеки.

К справочно-информационным изданиям относится универсальная энциклопедия, которая представляет собой однотомное или многотомное издание, содержащее сведения по всем отраслям знаний:

- «Большая советская энциклопедия»;

- «Советский энциклопедический словарь»;

- «Новая Российская энциклопедия» (в 12 томах);

- «Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Эфрона» (1890 – 1907).

Отраслевая энциклопедия – справочное издание, дающее свод знаний («Новая философская энциклопедия» в 4 томах, «Советская историческая энциклопедия» в 16 томах, «Педагогическая энциклопедия» в 4 томах и др.).

Энциклопедический словарь – словарь со статьями, дающими в совокупности систематизированный свод знаний о мире и человеке в целом (универсальный) или о какой-либо области (отраслевой). Например, «Литературный энциклопедический словарь», «Математический энциклопедический словарь», «Педагогический энциклопедический словарь».

Следующий источник поиска информации – каталоги и картотеки библиотеки. Система каталогов – совокупность дополняющих друг друга взаимосвязанных библиотечных каталогов, раскрывающих состав и содержание фондов библиотеки в разных аспектах. По способу группировки библиографических записей выделяются алфавитные и систематические каталоги. В алфавитном каталоге все карточки на книжный фонд расставлены в порядке фамилий авторов либо названий книг; алфавитный каталог раскрывает фонд библиотеки по авторскому признаку и отвечает на вопрос, какие книги того или иного автора имеются в библиотеке.

В систематическом каталоге карточки на книжный фонд распложены по отраслям знаний в соответствии с определенной системой библиотечно-библиографической классификации (ББК). Систематический каталог раскрывает фонд библиотеки по содержанию и отвечает на вопрос, какие книги есть в библиотеке по той или иной отрасли знания, по тому или иному вопросу.

Систематическая картотека журнальных и газетных статей базируется на аналитической росписи периодических и продолжающихся изданий, сборников, разделов монографий, руководств, пособий. По тематике отражаемых материалов она является универсальной, однако, ее границы избираются с учетом систематического изучения потребностей читателей. Структура картотеки аналогична структуре систематического каталога. Внутри отделов принята расстановка карточек по мер поступления периодических изданий.

Согласно ББК выделяются следующие разделы в систематическом каталоге:

1. Общенаучное и междисциплинарное знание.

2. Естественные науки:

20 - естественные науки в целом;

22 - физико-математические науки;

24 - химические науки;

26 - науки о Земле (геодезические, геофизические, геологические и географические науки);

28 - биологические науки.

3. Техника. Технические науки.

4. Сельское и лесное хозяйство. Сельскохозяйственные и лесохозяйственные науки.

5. Здравоохранение. Медицинские науки.

6/8. Общественные и гуманитарные науки:

60 - общественные науки в целом;

63 - история, исторические науки;

65 - экономика, экономические науки;

66 - политика, политические науки;

67 - право, юридические науки;

68 - военное дело, военная наука;

70/79 - культура, наука, просвещение;

71 - культура, культурология;

72 - наука, науковедение;

74 - образование, педагогическая наука;

75 - физическая культура и спорт;

80/84 - филологические науки, художественная литература;

80 - филологические науки в целом;

81 - языкознание;

82 - фольклор, фольклористика;

83 - литературоведение;

84 - художественная литература (произведения);

85 - искусство, искусствознание;

86 - религия, мистика, свободомыслие;

87 - философские науки;

87.2 - метафизика, гносеология;

87.3 - история философии;

87.4 - логика;

87.6 - социальная философия;

87.7 - этика;

87.8 - эстетика;

88 - психология.

9. Литература универсального содержания.

 

Учебная библиотека АмГПГУ с 1998 года также ведет электронный каталог на базе библиотечной программы «Марк 2, который также возможно использовать в процессе подготовки ВКР.

Ценным справочно-библиографическим пособием являются также картотеки библиотеки. Система картотек аналитически раскрывает содержание газет, журналов, продолжающихся изданий и сборников по всем отраслям знания, по определенным темам и вопросам, о крае и т.д.

Центральное место среди картотек занимает систематическая картотека статей. Она содержит сведения о статьях из периодических, продолжающихся изданий, сборников. Картотека универсальна по содержанию, отражает информацию по всем отраслям знаний. Принцип организации картотеки тот же, что и систематического каталога. К систематическому каталогу имеется алфавитно-предметный указатель или «ключ» для облегчения поиска необходимой литературы, представляющий собой алфавитный перечень различных явлений, понятий, вопросов, научных терминов, литература о которых отражена в систематическом каталоге. Алфавитно-предметный указатель имеет форму картотеки, в которой каждое наименование записано на отдельной карточке. После наименования предмета справа от него на карточке проставлены шифры тех отделов каталога, в которых имеется литература о данном предмете. Например: Биогеография 28.08; Геометрическая оптика 22.34; Диалектология 81.

Если литературы недостаточно, необходимо вести поиск в информационно-библиографических изданиях Книжной палаты, НИИВО (Министерство образования и науки РФ), отраслевых указателях новой литературы по специальным и гуманитарным наукам ИНИОН, прикнижной библиографии.

Работа с источниками.

Одной из особенностей чтения специальной литературы является то, что оно протекает в определенной последовательности: сначала предварительное ознакомление с книгой и только после этого ее тщательная проработка.

Предварительное ознакомление с книгой. Ценность каждого научного произведения колеблется в весьма широких пределах. Далеко не каждую книгу следует читать полностью, в ряде случаев могут быть нужны лишь отдельные ее части. Поэтому для экономии времени и с тем, чтобы определить цели и подходы к чтению книги, рекомендуется начинать с предварительного ознакомления с ней в целях общего представления о произведении и его структуре, организации справочно-библиографического аппарата. При этом необходимо принять во внимание все те элементы книги, которые дают возможность оценить ее должным образом. Делать это правильнее всего в следующей последовательности: заглавие, автор, издательство (или учреждение, выпустившее книгу), время издания, аннотация, оглавление, авторское или издательское предисловие, справочно-библиографический аппарат (указатели, приложения, перечень сокращений и т.п.).

Чтение книги. Существуют два подхода к чтению научно-литературного произведения: беглый просмотр его содержания и тщательная проработка произведения в целом или отдёльных его частей. Беглый просмотр содержания книги необходим в тех случаях, когда предварительное ознакомление с ней не дает возможности определить, насколько она представляет интерес, и для того, чтобы быть в курсе имеющейся литературы по определенному вопросу. Беглый просмотр книги - «поисковое чтение».

Тщательная проработка текста («сплошное чтение») - это усвоение его в такой степени, в какой необходимо по характеру выполняемой работы.

Записи при чтении. Чтение научной и специальной литературы, как правило, должно сопровождаться ведением записей, что способствует лучшему усвоению прочитанного, дает возможность сохранить нужные материалы в удобном для использования виде, помогает закрепить их в памяти, позволяет сократить время на поиск при повторном обращении к данному источнику.

В пределах целей, преследуемых при чтении той или иной книги, записи должны быть предельно полными. Это, как правило, занимает гораздо меньше времени, чем повторное обращение к книге. Необходимо по возможности предвидеть и будущую потребность в материале, имеющемся в книге, и в пределах разумного взять из нее все, что только возможно, или уж во всяком случае, сделать так, чтобы нужные данные в дальнейшем можно было бы легко найти.

Существует ряд практических приемов, направленных на то, чтобы записи в процессе чтения занимали бы как можно меньше времени, и на то, чтобы ими в дальнейшем можно было легко пользоваться:

- лаконизм в изложении;

- использование сокращений;

- применение условных знаков-символов (например, математических: равно, больше, меньше и т.д.);

- наглядность и обозримость записей, и такое их расположение, которое давало бы возможность уяснить логические связи и иерархию понятий (использование системы заголовков, подзаголовков и ключевых слов, расчленение текста за счет абзацных отступов, подчеркиваний, нумерации отдельных понятий и т. д.);

- ведение записи только на одной стороне листа.

Насколько различны цели и условия чтения научной, учебной и специальной литературы, настолько могут быть различными и виды тех записей, которыми это чтение сопровождается. Среди видов записей следует отметить:

- выписки;

- пометки и выделения в книгах;

- перечень страниц, содержащих материалы по определенным вопросам;

- оценочные записи на библиографических карточках личной картотеки;

- составление плана книги;

- тезис (основные положения книги);

- конспект (краткое изложение прочитанного).

- словарь терминов и понятий.

По мере накопления литературы формируется «рабочая картотека»: карточки с записью выходных данных прочитанных источников.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: