Школьное историческое образование в России XX в

Методика преподавания истории, как научная дисциплина.

Методика обучения истории – это научная педагогическая дисциплина, изучающая закономерности процесса обучения истории в школе. На основе выявления этих закономерностей она вооружает учителя правилами, приемами обучения истории в школе.

Предметом МОИ является процесс обучения истории в школе. Под процессом обучения понимают протекающую в единстве внутреннюю интеллектуальную и внешнюю учебную деятельность учителя и учащихся, направленную на достижение оптимальных результатов образования и развития учащихся.

Методика обучения истории опирается на закономерности процесса обучения, разработанные дидактикой. Что такое закономерности процесса бучения? Это объективные, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи между основными компонентами процесса обучения. Этот процесс состоит из следующих компонентов: цель, средства (содержание и методы), результат.

Рассмотрим эти компоненты:

Цели обучения — это намеченные результаты обучения. Цели обучения истории всегда отражают потребности общества, изменения в общественных отношениях. Четкое определение целей обучения является одним из условий его эффективности. Педагогическая наука в соответствии с развитием общества, его потребностями разрабатывает задачи воспитания подрастающего поколения. Основные цели образования содержатся в государственном образовательном стандарте по истории и примерной федеральной программе по истории. Методика призвана их уточнять применительно к возможностям, которые дает история, для образования, воспитания и развития учащихся.

Содержание образования - педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности.

Способы передачи учебной информации и руководства ее усвоением в органическом сочетании со способами учебной деятельности самих школьников называются методами обучения. Методы состоят из более частных методических приемов. Хотя в методах обучения истории проявляются общие для всех учебных предметов принципы дидактики, специфика истории как науки и как учебного предмета требует и специфики методов, приемов. Методика исследует объективно существующие зависимости между методами и методическими приемами и другими компонентами обучения и на этой основе разрабатывает их систему.

Результаты обучения истории. Критерии оценки методов и процесса обучения истории в целом служат его результаты, т.е. объем, глубина, научность и прочность знаний, способность ими оперировать, приобретать их самостоятельно из разных источников, а также уровень воспитанности и общего развития учащихся.

Школьное историческое образование в России XX в.

После революции началось создание принципиально новой системы Исторического образования, основанного на марксистско-ленинской теории. В 1918 в Москве открылась Социалистическая академия общественных наук, преобразованная в 1924 в Академию коммунистическую, имевшую в своём составе Институт истории. В 1925 образовалось общество историков-марксистов, оказавшее значительное влияние на Историческое образование в СССР. В 1919 историко-филологические факультеты университетов были реорганизованы в факультеты общественных наук (ФОНы) с историческими отделениями в составе; в университеты направлены на преподавательскую работу коммунисты — преподаватели и научные работники. В 1921 для подготовки кадров учёных-марксистов был организован Институт красной профессуры (ИКП), в 1925 ИКП был разделен на несколько институтов, в том числе и институт истории. В 1925 вместо ФОНов были созданы гуманитарные факультеты, в том числе этнологические с историко-археологическими отделениями (в 1931 эти факультеты были упразднены). В 1931 основан Московский институт истории, философии и литературы — МИФЛИ (в 1941 слившийся с соответствующими факультетами МГУ). В 1931—37 действовал Ленинградский институт истории, философии и лингвистики (ЛИФЛИ).

 

Перестройка исторического образования в конце 20-х — начале 30-х гг., как показал опыт, была во многом неоправданной и привела на практике по существу к ликвидации его системы, что было тесно связано с происшедшим в это время фактическим упразднением преподавания истории как учебного предмета в средней школе. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 «О преподавании гражданской истории в школе», в котором были разработаны основные принципы преподавания и изучения истории, обратило внимание на недопустимость игнорирования исторического образования и создало перелом в его развитии в СССР. В 1934 в Московском и Ленинградском университетах, а затем во многих других университетах и педагогических институтах открылись исторические факультеты. Во 2-й половине 30-х гг. под руководством ЦК ВКП(б) была осуществлена подготовка новых учебников истории для средней и высшей школы; в ходе этой работы было найдено марксистско-ленинское решение ряда крупных проблем истории СССР и всеобщей истории. Большой вклад в развитие исторического образования в СССР внесли крупные советские учёные Б. Д. Греков, Н. М. Дружинин, Е. В. Тарле, М. В. Нечкина, М. Н. Тихомиров, Е. А. Косминский, А. М. Панкратова, С. Д. Сказкин, В. М. Хвостов, И. И. Минц, А. С. Бубнов. Ем. Ярославский и многие др., принявшие участие в создании учебников истории для высшей и средней школы.

В 30-х гг. сформировалась современная система советского Исторического образования. В 1971 специалисты готовились в более чем 150 университетах и педагогических институтах страны (по дневной, вечерней и заочной формам обучения). Учебные планы специальности «история» предусматривают изучение курсов истории СССР, археологии, всеобщей истории (древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени, истории южных и западных славян, стран Азии, Африки и Латинской Америки), таких исторических дисциплин, как историография, источниковедение и др., курсов истории философии, истории религии и атеизма, истории искусства. Значительное место уделяется изучению методологических и социально-экономических дисциплин (марксистско-ленинская философия, научный коммунизм, политическая экономия), истории КПСС, а также одного или нескольких иностранных языков. Так как основной задачей исторического образования является подготовка преподавателей истории и обществоведения, в учебных планах имеется цикл педагогических дисциплин — педагогика, психология, методика преподавания истории и обществоведения и др. Около 20% учебного времени в университетах занимает специализация студентов (в области истории СССР, всеобщей истории, археологии, музееведения, архивоведения, этнографии, истории религии и научного атеизма, истории отдельных стран), в педагогических институтах подготовка историков осуществляется без специализации. Учебная и производственная практика проводится в школах, археологических и этнографических экспедициях, архивах, музеях и др. В Дальневосточном (во Владивостоке), Ереванском, Ленинградском, Ташкентском, Тбилисском университетах на факультетах востоковедения и в Институте восточных языков при МГУ готовятся историки-страноведы по странам Азии и Африки; в Московском, Ленинградском, Тбилисском и Уральском (в Свердловске) университетах — по специальности «история искусств». Срок обучения в университетах — 5 лет, в педагогических институтах — 4 года (подготовка учителей истории со знанием иностранного языка — 5 лет). Обучение в университетах и большинстве педагогических вузов завершается защитой дипломной работы и сдачей государственных экзаменов. В 1971 по специальности «история» в университетах и педагогических институтах (с учётом студентов-заочников и вечерников) обучалось 104,7 тыс. студентов (из них около 45 тыс. — в университетах); на исторические факультеты было принято около 20 тыс. чел. (в том числе 7,7 тыс. — в университеты), выпущено 15,7 тыс. специалистов с Историческое образование (свыше 6 тыс. из университетов). Кроме того, свыше 3 тыс. студентов обучалось по специальности «историко-архивоведение» в Московском историко-архивном институте.Научные и научно-педагогические кадры историков готовятся в системе аспирантуры вузов, научно-исследовательских учреждений АН СССР, республиканских академий, Академии общественных наук при ЦК КПСС по специальностям: история КПСС, история СССР, история рабочего и коммунистического движения, всеобщая история, история международных отношений и внешней политики, историография и источниковедение и др. В 1971 в аспирантуре по историческим специальностям обучалось свыше 3 тыс. чел.

В 1971 в средней общеобразовательной школе работало свыше 166 тыс. учителей истории, в вузах и научно-исследовательских учреждениях — 26,5 тыс. научных и научно-педагогических работников в области истории, в том числе около 12 тыс. докторов и кандидатов наук. В 1937—71 Высшая аттестационная комиссия утвердила в учёной степени доктора исторических наук 1,7 тыс. чел. и в учёной степени кандидата исторических наук — 15,7 тыс. чел.В конце 60-х гг. в Московском, Ленинградском, Киевском, Уральском университетах, Московском педагогическом институте и ряде других крупнейших вузов организованы факультеты повышения квалификации преподавателей истории в вузах. Во всех республиках и областях СССР имеются институты усовершенствования учителей, в которых повышают квалификацию учителя истории в средней школе.

Специализированные курсы истории народного хозяйства, истории экономических учений, истории государства и права, истории философии, истории науки и техники, истории искусства и т. п. изучаются на соответствующих факультетах различных вузов; во всех вузах обязательными с учётом профиля подготовки являются курсы истории КПСС, философии, политической экономии и научного коммунизма.

Общее Историческое образование осуществляется в средней общеобразовательной школе, в средних специальных учебных заведениях и предусматривает изучение основных сведении из истории древнего мира, средних веков, новой и новейшей истории, истории СССР а также обществоведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: