Понятие о диагностике воспитанности

Воспитанность - свойство личности, которое характеризуется совокупностью достаточно сформированных социально-значимых качеств, в форме отражения системы отношений человека к миру, к людям и к самому себе.

Воспитание личности начинается задолго до школы и продолжается в процессе всей жизни.

Результатом воспитания является достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности.

Результат воспитания – это ожидаемые в человеке изменения, осуществленные под воздействием специально подготовленных и целенаправленных влияний педагога на личность.

Оценку уровня воспитанности школьников можно определить посредством педагогической диагностики.

Диагностика это оценочная процедура, которая направлена на прояснение определенной ситуации и выявления истинного уровня воспитанности.

Педагогическая диагностика направлена на распознавание и оценку состояния объектов диагностики в целях управления ими.

Объектами диагностики являются:

 личность школьника;

 коллектив;

 семья;

 педагогический процесс;

 личность педагога и его деятельность;

 социум.

Целью педагогической диагностики является определение состояния объекта диагностики в настоящий момент и пути его дальнейшего развития и совершенствования.

Основные функции диагностики:

 выявить;

 объяснить;

 оценить;

 наметить перспективы развития.

Основные задачи диагностики:

 сбор информации об объекте диагностики;

 анализ результатов изучения, выявление изменений, существенных признаков объекта и причин их вызвавших;

 выявление реального состояния объекта диагностики;

 определение дальнейших действий по совершенствованию объекта диагностики.

Диагностика используя полученные данные, позволяет сопоставить исходные данные с конечным результатом. Именно разница между этими результатами и показывает эффективность воспитательного процесса.

Критерии воспитанности школьников. Их виды

В качестве эталонных показателей с которыми сравниваются достигнутые результаты используются критерии (от лат.критериум - сравнение).

Критерии воспитанности это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности или коллектива.

Критерии воспитанности включают в себя:

1. Внешний вид, мимический и пластический образ;

2. Речь и поведение;

3. Отношении к деятельности и стилю общения;

4. Реакция на социальные явления;

5. Система взаимоотношений с окружающими;

6. Нравственные нормы, идеалы, системы ценностей;

7. Мотивы поведения и убеждения личности.

Общий уровень воспитанности школьника определяется на основе выведения среднего оценочного балла, который складывается из:

 самооценки школьника;

 оценки классного руководителя;

 оценки родителей;

 взаимооценки школьников, одноклассников по вышеизложенным критериям.

Режим диагностирования приходится на начало сентября - первая половина. И на конец года - вторая половина апреля.

Оформляются результаты обычно в виде шкалы наименований, отчета, графика, диаграммы, схемы и т.п.

Критерии воспитанности бывают жесткие и мягкие.

Жесткие критерии используются в педагогике сравнительно мало. К ним относятся важные статистические показатели, которые в целом характеризуют общий уровень воспитанности молодежи.

Для характеристики школьного воспитания применяются "мягкие", облегченные критерии, которые помогают педагогам получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса. К ним относятся: нравственные, трудовые, эстетические, физические и другие качества личности.

Критерии бывают содержательные, оценочные, общие и частные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: