Воспитанность - свойство личности, которое характеризуется совокупностью достаточно сформированных социально-значимых качеств, в форме отражения системы отношений человека к миру, к людям и к самому себе.
Воспитание личности начинается задолго до школы и продолжается в процессе всей жизни.
Результатом воспитания является достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности.
Результат воспитания – это ожидаемые в человеке изменения, осуществленные под воздействием специально подготовленных и целенаправленных влияний педагога на личность.
Оценку уровня воспитанности школьников можно определить посредством педагогической диагностики.
Диагностика это оценочная процедура, которая направлена на прояснение определенной ситуации и выявления истинного уровня воспитанности.
Педагогическая диагностика направлена на распознавание и оценку состояния объектов диагностики в целях управления ими.
Объектами диагностики являются:
личность школьника;
|
|
коллектив;
семья;
педагогический процесс;
личность педагога и его деятельность;
социум.
Целью педагогической диагностики является определение состояния объекта диагностики в настоящий момент и пути его дальнейшего развития и совершенствования.
Основные функции диагностики:
выявить;
объяснить;
оценить;
наметить перспективы развития.
Основные задачи диагностики:
сбор информации об объекте диагностики;
анализ результатов изучения, выявление изменений, существенных признаков объекта и причин их вызвавших;
выявление реального состояния объекта диагностики;
определение дальнейших действий по совершенствованию объекта диагностики.
Диагностика используя полученные данные, позволяет сопоставить исходные данные с конечным результатом. Именно разница между этими результатами и показывает эффективность воспитательного процесса.
Критерии воспитанности школьников. Их виды
В качестве эталонных показателей с которыми сравниваются достигнутые результаты используются критерии (от лат.критериум - сравнение).
Критерии воспитанности это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности или коллектива.
Критерии воспитанности включают в себя:
1. Внешний вид, мимический и пластический образ;
2. Речь и поведение;
3. Отношении к деятельности и стилю общения;
4. Реакция на социальные явления;
5. Система взаимоотношений с окружающими;
6. Нравственные нормы, идеалы, системы ценностей;
7. Мотивы поведения и убеждения личности.
|
|
Общий уровень воспитанности школьника определяется на основе выведения среднего оценочного балла, который складывается из:
самооценки школьника;
оценки классного руководителя;
оценки родителей;
взаимооценки школьников, одноклассников по вышеизложенным критериям.
Режим диагностирования приходится на начало сентября - первая половина. И на конец года - вторая половина апреля.
Оформляются результаты обычно в виде шкалы наименований, отчета, графика, диаграммы, схемы и т.п.
Критерии воспитанности бывают жесткие и мягкие.
Жесткие критерии используются в педагогике сравнительно мало. К ним относятся важные статистические показатели, которые в целом характеризуют общий уровень воспитанности молодежи.
Для характеристики школьного воспитания применяются "мягкие", облегченные критерии, которые помогают педагогам получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса. К ним относятся: нравственные, трудовые, эстетические, физические и другие качества личности.
Критерии бывают содержательные, оценочные, общие и частные.