Методические рекомендации. «актуальные вопросы административного права»

 

«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА»

 

 

Направление: 40.03.01 «Юриспруденция» (030900.62 «Юриспруденция»)

Квалификация выпускника: бакалавр

 

 

Ханты-Мансийск 2017

    Методические указания для проведения занятий: Актуальные проблемы административного права– относится к вариативной части дисциплин государственно-правового профиля по направлению 40.03.01 «Юриспруденция». Программа по Актуальным вопросам административного права представлена 5 темами, имеющими логически законченное содержание. Программа содержит основные темы, позволяющие изучить его системно. В рамках программы изучаются следующие темы:административное право и процесс как часть правовой системы и объект юридической науки; актуальные вопросы изучения общих начал административного права и процесса; доктрина административного права и процесса; актуальные проблемы административного права в области реформы государственного управления; актуальные проблемы административного процесса Самостоятельная работа во время обучения способствует воспитанию у обучающихся привычки и устойчивых навыков повышения своей профессиональной компетенции, формирует потребность в самообразовании. На самостоятельное изучение выносятся вопросы, эффективное освоение которых возможно на базе уже имеющихся у обучающегося сведений общетеоретического характера. Каждый вопрос, выносимый на самостоятельное изучение, сопровождается следующими рекомендациями преподавателя: перечень основных аспектов, которые должны быть уяснены обучающимся в рамках данного вопроса; источники учебной и научной литературы, содержащие сведения, необходимые и достаточные для самостоятельного изучения данного вопроса; нормативные источники, определяющие действующее правовое регулирование по изучаемому вопросу. 1. Методические указания для проведения лекционных занятий Знакомство с академической системой образования происходит уже на первой лекции, где от студентов требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта студентом. Чтобы грамотно его составить, а затем - с максимальной пользой использовать, студент должен знать о видах читаемых лекций. Обычный вузовский курс (в котором последовательно излагается материал по учебной программе) включает следующие виды лекций. 1. Вводная лекция, где лектор дает общие представления о дисциплине, ее предмете и объекте, определяет цели и задачи курса, методологию и методы, периодизацию дисциплины, рекомендует литературу, дает ее критический анализ. Ценность таких лекций для студентов состоит не только в содержании. Преподаватель на конкретном примере своей дисциплины показывает, как нужно обобщать, выделять основное в научном исследовании. 2. Текущие лекции по конкретным темам курса, которые также разделяются на виды. Преподаватель может ознакомить аудиторию с новой темой, выделить основные моменты, объяснить причинно-следственные связи, сделать выводы, - это обычный вариант лекции. Как правило, она не вызывает затруднений в конспектировании. 3. Заключительная лекция, в которой преподаватель делает выводы по прочитанной дисциплине, характеризует итоги и результаты, определяет тенденции, анализирует перспективы. Такая лекция поднимает знания студентов на более высокий, методологический, уровень. 4. Установочные (характерны для заочной формы обучения в качестве введения в дисциплину) и обзорные лекции (применяются для повторения и обновления материала перед государственными экзаменами). Как правило, в них проводится обобщение, выделяются наиболее важные или спорные аспекты изучаемой дисциплины. Таким образом, при работе с конспектом лекции нужно учитывать ее разновидность. Одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями. Несмотря на наличие разных видов лекций, можно дать несколько общих советов по их конспектированию и дальнейшей работе с записями. 1. Студент должен помнить, что конспект должен легко восприниматься зрительно, поэтому он должен быть аккуратным. Следует выделять заголовки, отделять один вопрос от другого, соблюдать абзацы, подчеркивать термины. 2. При прослушивании лекции следует обращать внимание на интонацию лектора и вводные слова «таким образом», «итак», «необходимо отметить» и т.п., которыми он акцентирует наиболее важные моменты. 3. Не следует записывать каждое слово лектора, иначе можно потерять основную нить изложения и начать писать автоматически, не вникая в смысл. Техника прочтения лекций преподавателем такова, что он повторяет свою мысль два-три раза. Постарайтесь вначале понять ее, а затем записать, используя сокращения. 4. Студенту рекомендуется создать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов 5. Конспектируя лекцию, следует оставлять поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. 6. Перед семинарским занятием прочтите лекцию по соответствующей теме.   Содержание лекционного курса Тема 1. Административное право и процесс как часть правовой системы и объект юридической науки 1. Обособление предмета правового регулирования административного права. 2. Возникновение юридической науки об управлении. 3. Развитие административно-правовой науки в дореволюционный, советский и современный периоды. Тема 2. Актуальные вопросы изучения общих начал административного права и процесса 1. Основные подходы к определению предмета административного права и административного процесса. 2. Множественность методов административно-правового и административно-процессуального регулирования. 3. Нормы административного права и процесса в механизме правового регулирования. 4. Актуальные проблемы классификации и соотношения источников административного права и процесса. 5. Построение системы административного права: теоретические модели и соотношение с системой административного законодательства. 6. Систематизация и специализация норм административного права и административного процесса – основные направления. 7. Особенности и классификация административных и административно-процессуальных правоотношений. 8. Коллективные и индивидуальные субъекты в административном праве и процессе. 9. Правовые режимы в административном праве: понятие, виды, соотношение с другими институтами административного права.   Тема 3. Доктрина административного права и процесса 1. Актуальные проблемы (направления) административно-правовой и административно-процессуальной доктрины. 2. Конституционные основы административного права и процесса. 3. Принципы административного права и процесса (законность; равенство; приоритет публичных интересов; признание (приоритет) прав и свобод человека и гражданина; демократизм; ответственность; эффективность управления; разделение властей; единство исполнительной власти; федерализм; гуманизм). 4. Влияние государственной политики в сфере управления (система стратегического планирования в РФ) на формирование доктрины административного права и процесса. 5. Совершенствование организационно-правовых форм органов исполнительной власти. Понятие, структура, виды компетенции субъектов, наделенных публичными полномочиями, проблемы ее оптимизации. 6. Актуальные проблемы административно-правовой доктрины в сфере совершенствования института государственной службы и управления государственной службой. 7. Актуальные проблемы административно-правовой доктрины в сфере обеспечения законности в сфере государственного управления. 8. Актуальные проблемы административно-правовой доктрины в сфере административного принуждения и административной ответственности.   Тема 4. Актуальные проблемы административного права в области реформы государственного управления 1. Реформа государственного управления в России: особенности, направления и актуальные проблемы. 2. Совершенствование организационной структуры исполнительной власти. 3. Компетенция органов исполнительной власти: проблемы разграничения, оптимизации и реализации. 4. Правовые механизмы повышения эффективности государственного управления. 5. Демократизация государственного управления (участие гражданского общества в государственном управлении). 6. Развитие социальной ориентации исполнительной власти (повышение качества и доступности государственных услуг). 7. Обеспечение открытости государственного управления и реализация принципов электронного правительства. 8. Противодействие коррупции в сфере государственного управления.   Тема 5. Актуальные проблемы административного процесса 1. Административный процесс как разновидность юридического процесса: широкое и узкое понимание. 2. Административный процесс, административное производство, административная процедура: понятие и взаимосвязь. 3. Актуальные проблемы развития административно-юрисдикционных производств. 4. Административные процедуры в Российской Федерации: понятие, виды, регламентация и необходимость законодательного регулирования. 5. Административная юстиция: понятие, сравнительная характеристика основных моделей. 6. Административное судопроизводство в РФ: виды и основные процессуальные особенности подсудности при рассмотрении различных категорий административных дел. 2. Методические указания по проведению семинарских занятий   Практические (семинарские) занятия являются одним из основных этапов в процессе обучения, составляя вместе с лекционным курсом единый комплекс подготовки специалиста (бакалавра). Семинарские занятия проводятся с целью закрепления материала теоретического раздела дисциплины «Актуальные проблемы административного права». Темы семинаров посвящены изучению различных аспектов административного судопроизводства. Семинар - это групповые практические занятия, которые проводятся в ВУЗе под руководством преподавателя. По многим дисциплинам, изучаемым студентами, гуманитарного профиля семинарские занятия могут проводиться по теоретическим вопросам. Такие семинарские занятия принято называть практическими. В практике высшей школы существует несколько форм семинарских занятий: семинар-беседа, семинар-конференция, семинар-брифинг и др. Семинар-конференцию имеет смысл проводить один раз в семестр по теме, вызывающей в научных кругах разные точки зрения и подходы, что вызвано, как правило, введением в оборот новых документов и материалов, нормативных актов и что находит свое отражение на страницах специальных журналов и сборников материалов конференций, круглых столов и т.д. Проведение такой конференции в группе дает студентам представление о постоянном развитии научной дисциплины, навык работы с самыми новыми документами, анализа различных точек зрения, умение вырабатывать собственную точку зрения и отстаивать ее, выступая с докладом. Однако самой распространенной формой семинаров в вузе традиционно является семинар-беседа, ибо эта форма наиболее эффективна для усвоений идей, преподанных в лекциях, для конкретизации теории, сближения ее с жизнью. В основе такой формы семинаров лежит знакомство студентов с законодательством. Преподаватель должен научить студента всякое юридическое положение, взятое из лекции, уметь обосновать действующим законодательством. Далеко не всякий наделен юридическим мышлением. Суть последнего состоит в умении, в каждом вопросе выделить юридическую сторону, умении в каждом споре определить больное в правовом смысле место, т.е. поставить юридический диагноз, а также суть – в умении быстро восходить от данной нормы к более широким правовым категориям или от последних спускаться к конкретному случаю. В этой связи большое значение на этих семинарах имеет дискуссия или ее значительные элементы, которые преподаватель должен уметь предвидеть и поддержать. Дискуссия является особой формой вербальной коммуникации, занимающей промежуточное положение между беседой и дебатами. В качестве специфических черт дискуссии как формы общения на семинаре являются: запланированность, целенаправленность и регламентированность. Однако запланированость не является обязательным условием возникновением дискуссии. Но в отличие от обычной беседы дискуссии как форме общения свойственна большая степень связанности и более строгая предметная отнесенность. Под учебной дискуссией следует понимать активную форму обучения. Назначение учебной дискуссии состоит в формировании и развитии у студентов общих и речевых умений и обеспечении речи студентов специальной терминологии, а также в достижении в ходе активного обмена мнениями по актуальным вопросам темы определенной согласованности суждений при наличии разных точек зрения и подходов, как в науке, так и у самих студентов. Кроме того, параллельно развиваются умения чтения и письма, так как учебная дискуссия строится на основе изучаемых документов и материалов, а в процессе подготовки к ее проведению предполагается письменная фиксация аргументов. Таким образом, при использовании учебной дискуссии на семинаре и происходит обмен мнениями и выработка студентами собственных позиций, а также умение их составлять, но, прежде всего – умения глубже взглянуть на изучаемую проблему. Семинарские занятия проводятся в пределах учебных планов и требуют предварительной теоретической подготовки по соответствующей теме: изучения учебной и дополнительной литературы, в необходимых случаях ознакомления с нормативным материалом (или описанием соответствующей аппаратуры). Рекомендуется при этом вначале изучить вопросы темы по учебной литературе. Если по теме прочитана лекция, то непременно надо использовать материал лекции, так как учебники часто устаревают уже в момент выхода в свет. Кроме того, у преподавателя может иметься и собственный взгляд на те или иные проблемы. Планирование практических (семинарских) занятий осуществляется с учѐтом установленного количества часов. Реализация компетентностного подхода дисциплины предусматривает широкое использо лекция по дисциплине проходит в форме диалога со студентами с элементами мозгового штурма вание в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий: работа в малых группах; круглый стол по теме: «Актуальные проблемы административного права в области реформы государственного управления»   План практических занятий Тема 1. Административное право и процесс как часть правовой системы и объект юридической науки 1. Обособление предмета правового регулирования административного права. 2. Возникновение юридической науки об управлении. 3. Развитие административно-правовой науки в дореволюционный, советский и современный периоды. Задания для подготовки к практическому занятию 1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме практического занятия. 2. Ознакомиться с нормативными материалами по теме практического занятия. 3. На основании основной, дополнительной литературы и нормативных материалов подготовить эссе по данной теме. 4. Сформулировать определение камералистики, полицейского права и административного права показать взаимосвязь этих понятий с развитием государственно-управленческой деятельности. 5. Составить схему «этапы развития административного права». 6. Составить глоссарий по теме, обязательно раскрыть понятия «камералистика», «полицейское право», «правовое государство», «государственное управление», «административное право». 7. Дополнительное задание. Основываясь на изучении одного из дореволюционных учебников по административному (полицейскому праву) или учебнику, изданному в советский период составить список отношений в сфере управления, регулируемых государством при помощи правовых норм; привести формулировки определений основных понятий административного (полицейского права), показать взаимное влияние и соотношение управленческих и правовых начал при осуществлении административно-правового регулирования.   Темы рефератов на практическом занятии: 1. Взаимосвязь камералистики, полицейского права и административного права с развитием государственно-управленческой деятельности, и юридической мысли. 2. Возникновение административно-правовой науки. 3. Условия формирования и развития административного права и процесса. 4. Этапы развития административно-правовой науки. 5. Генезис административного права в европейских странах в XIX в. 6. Административно-правовая наука в России (дореволюционный период) 7. Развитие административного права и процесса в советский период.   Тема 2. Актуальные вопросы изучения общих начал административного права и процесса 1. Основные подходы к определению предмета административного права и административного процесса. 2. Множественность методов административно-правового и административно-процессуального регулирования. 3. Нормы административного права и процесса в механизме правового регулирования. 4. Актуальные проблемы классификации и соотношения источников административного права и процесса. 5. Построение системы административного права: теоретические модели и соотношение с системой административного законодательства. 6. Систематизация и специализация норм административного права и административного процесса – основные направления. 7. Особенности и классификация административных и административно-процессуальных правоотношений. 8. Коллективные и индивидуальные субъекты в административном праве и процессе. 9. Правовые режимы в административном праве: понятие, виды, соотношение с другими институтами административного права. Задания для подготовки к практическому занятию 1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме практического занятия. 2. Ознакомиться с нормативными материалами по теме практического занятия. 3. Сформулировать определение «предмет административного права», «метод административного права», показать взаимосвязь этих понятий. 4. Обозначить подходы к построению системы административного права. 5. Составить схему «отношения, включаемые в предмет административного права». 6. Составить глоссарий по теме, обязательно раскрыть понятия «предмет», «метод», «принципы», «административно-правовые нормы», «административно-правовые отношения», «система административного права». 7. Основываясь на положениях действующего законодательства, классификаторе отраслей законодательства РФ, привести примеры правовой дифференциации предмета административного права. 8. Провести сравнительное изучение точек зрения по проблемам предмета, метода и системы административного права. 9. На основании основной, дополнительной литературы и нормативных материалов подготовиться к коллоквиуму по данной теме.   Контрольные вопросы 1. Назовите отношения, включаемые в предмет административного права. Чем обусловлено их многообразие? 2. Основные подходы к определению предмета административного права. 3. В чём заключается множественность метода административно-правового регулирования. 4. Назовите основные институты, включаемые в систему административного права.   Темы для обсуждения в малых группах к практическому занятию: 1. Дифференциация отношений, включаемых в предмет административного права 2. Общее и особенное в содержании предмета административного права и административного процесса. 3. Метод административно-правового и административно-процессуального регулирования. 4. Классификация норм административного права и процесса. 5. Особенности норм административного права. 6. Действие норм административного права. 7. Классификация источников административного права и процесса. 8. Формы источников административного права. 9. Система административного права: подотрасли и институты. 10. Соотношение системы административного права с системой административного законодательства. 11. Система административно-процессуального права. 12. Систематизация норм административного права: виды систематизации. 13. Задачи в сфере систематизации норм административного права и процесса. 14. Особенности административных и административно-процессуальных правоотношений. 15. Классификация административных и административно-процессуальных правоотношений. 16. Виды коллективных субъектов административного права и процесса. Юридическое лицо публичного права. 17. Виды индивидуальных субъектов административного права и процесса. Тема 3. Доктрина административного права и процесса 1. Актуальные проблемы (направления) административно-правовой и административно-процессуальной доктрины. 2. Конституционные основы административного права и процесса. 3. Принципы административного права и процесса (законность; равенство; приоритет публичных интересов; признание (приоритет) прав и свобод человека и гражданина; демократизм; ответственность; эффективность управления; разделение властей; единство исполнительной власти; федерализм; гуманизм). 4. Влияние государственной политики в сфере управления (система стратегического планирования в РФ) на формирование доктрины административного права и процесса. 5. Совершенствование организационно-правовых форм органов исполнительной власти. Понятие, структура, виды компетенции субъектов, наделенных публичными полномочиями, проблемы ее оптимизации. 6. Актуальные проблемы административно-правовой доктрины в сфере совершенствования института государственной службы и управления государственной службой. 7. Актуальные проблемы административно-правовой доктрины в сфере обеспечения законности в сфере государственного управления. 8. Актуальные проблемы административно-правовой доктрины в сфере административного принуждения и административной ответственности. Задания для подготовки к практическому занятию 1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме практического занятия. 2. Ознакомиться с нормативными материалами по теме практического занятия. 3. На основании основной, дополнительной литературы и нормативных материалов подготовить эссе по данной теме. 4. Составить схемы «(направления) административно-правовой и административно-процессуальной доктрины»; «субъекты стратегического планирования»; «документы стратегического планирования». 5. Составить глоссарий по теме, обязательно раскрыть понятия «стратегическое планирование», «субъекты стратегического планирования», «документы стратегического планирования», «государственная программа»; 6. Основываясь на законодательстве привести примеры правового закрепления и обеспечения гарантий защиты частного и публичного интереса субъектов административного права и процесса. 7. Основываясь на законодательстве привести пример правового закрепления положений, содержащих политико-правовые приоритеты в сфере государственного управления и других сферах реализации административно-правовой политики. 8. Контрольные вопросы 1) назовите разновидности административной политики; 2) является ли сфера самоуправления объектом административно-правовой политики? 3) назовите формы административно-правовой политики; 4) назовите основные правовые принципы, определяющие соотношение публичного и частного интересов субъектов – участников управленческих отношений в сфере публичной власти; 5) можно ли эффективность управления считать основной целью административно-правовой политики? 6) перечислите субъектов стратегического планирования; 7) почему структура направлений административно-правовой политики находится в динамике и подлежит пересмотру? 8) охарактеризуйте принципы административного права и конституционные нормы, имеющие общее отраслевое (для административного права и процесса) значение.   На основании основной, дополнительной литературы и нормативных правовых актов подготовить решение ситуационной задачи (кейс-стади) по данной теме.   1. С целью выявления навыков применения теоретических знаний и знаний действующего законодательства, опишите проблемы и спорные вопросы, а также аргументируйте одно или несколько решений следующей задачи (казуса). Администрация одного из субъектов России, учитывая крайне обострившуюся там социально-экономическую ситуацию, подготовила по своей инициативе проект постановления Правительства РФ, направленный на улучшение дел в данном субъекте Федерации. Предложенная программа предусматривала дополнительные расходы федерального бюджета. Прежде чем внести проект постановления в Правительство РФ Администрация направила его на согласование в Минюст России и Минфин России. Соответствуют ли вышеуказанные действия администрации порядку внесения органами исполнительной власти проектов актов Правительства РФ? Основываясь на нормах законодательства Российской Федерации, охарактеризуйте порядок подготовки документов стратегического планирования в субъекте Российской Федерации применительно к описанной ситуации.   2. Гражданин С. обжаловал в судебном порядке отказ в приеме документов для прохождения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы. Свою позицию он обосновал тем, что пунктом 1 ст. 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» установлены необоснованные ограничения для принятия гражданина на государственную гражданскую службу и прохождения гражданином государственной гражданской службы в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии. Согласно ч. 4 ст. 32 Конституции РФ граждане имеют равный доступ к государственной службе. Представитель нанимателя обосновал свое решение тем, что для лиц, не исполнивших возложенную на них конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву (при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва), нормативно установлено дисквалифицирующее препятствие для доступа к государственной гражданской службе, сопряженного с повышенными репутационными требованиями к государственным гражданским служащим как лицам, осуществляющим соответствующую деятельность в публичных интересах, и тем самым подобное препятствие преследует конституционно значимую цель сохранения и надлежащего функционирования публичного правопорядка. Определите взаимосвязь аргументации изложенной позиции в рамках приоритетов (принципов) административно-правовой доктрины. Какое решение по жалобе должен принять суд?   Тема 4. Актуальные проблемы административного права в области реформы государственного управления 1. Реформа государственного управления в России: особенности, направления и актуальные проблемы. 2. Совершенствование организационной структуры исполнительной власти. 3. Компетенция органов исполнительной власти: проблемы разграничения, оптимизации и реализации. 4. Правовые механизмы повышения эффективности государственного управления. 5. Демократизация государственного управления (участие гражданского общества в государственном управлении). 6. Развитие социальной ориентации исполнительной власти (повышение качества и доступности государственных услуг). 7. Обеспечение открытости государственного управления и реализация принципов электронного правительства. 8. Противодействие коррупции в сфере государственного управления. Задания для подготовки к практическому занятию 1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме практического занятия. 2. Ознакомиться с нормативными материалами по теме практического занятия. 3. Подготовиться к проведению коллоквиума. Темы для круглого стола к практическому занятию: 1. Понятие и признаки современной административной реформы. 2. Причины и условия, влияющие на характер современной административной реформы. 3. Направления и методы проведения современной административной реформы. 4. Виды и этапы современной административной реформы. 5. Опыт проведения современных административных реформ в зарубежных странах. 6. Административная реформа в Великобритании и Новой Зеландии. 7. Административная реформа в США. 8. Административная реформа во Франции. 9. Административная реформа в Германии. 10. Административные реформы в истории Российского государства: основные исторические закономерности. 11. Основные черты административной реформы Петра 1 (коллежская реформа). 12. Основные черты административной реформы Александра 1 (министерская реформа). 13. Попытка административной реформы в СССР (административная децентрализация Н.С. Хрущева). 14. Организация исполнительной власти и государственной службы в России. 15. Органы публичного управления в современной России как объект и субъект административной реформы. 16. Особенности причин и условий проведения современной административной реформы в России. 17. Концепция административной реформы в России: разработка и реализация. 18. Этапы проведения административной реформы в России (2003 – 2014 гг.). 19. Цели и основные объекты реформирования системы государственного управления. 20. Характеристика основных направлений административной реформы в России. 21. Механизмы управления проведением административной реформы в России. 22. Реформирование статуса Правительства РФ в 2004 г. и 2008 г. 23. Реформирование системы федеральных органов исполнительной власти (2004 г.). 24. Повышение эффективности реализации административных функций государства. 25. Управление (бюджетирование), ориентированное на результат, стратегическое планирование. 26. Повышение качества и обеспечение доступности государственных услуг. 27. Взаимодействие исполнительной власти и гражданского общества. 28. Электронное правительство как направление административной реформы. 29. Противодействие коррупции в системе исполнительной власти. 30. Современный этап проведения административной реформы: особенности и перспективы реализации.   Тема 5. Актуальные проблемы административного процесса 1. Административный процесс как разновидность юридического процесса: широкое и узкое понимание. 2. Административный процесс, административное производство, административная процедура: понятие и взаимосвязь. 3. Актуальные проблемы развития административно-юрисдикционных производств. 4. Административные процедуры в Российской Федерации: понятие, виды, регламентация и необходимость законодательного регулирования. 5. Административная юстиция: понятие, сравнительная характеристика основных моделей. 6. Административное судопроизводство в РФ: виды и основные процессуальные особенности подсудности при рассмотрении различных категорий административных дел. Темы рефератов к практическому занятию: 1. Процессуальные нормы в административном праве. 2. Административно-процессуальная деятельность: понятие и виды. 3. Административный процесс как разновидность юридического процесса. 4. Административный процесс и административно-процессуальная деятельность. 5. Административный процесс: широкое и узкое понимание. 6. Административные процедуры в структуре административного процесса. 7. Актуальные направления систематизации норм административного процессуального права. 8. Принципы административного процесса и административных производств.     3. Методические указания по организации самостоятельной работы студента и изучению дисциплины Самостоятельная работа студента сегодня приобретает особый смысл и значение. Связано, это, прежде всего, с тем, что сегодня появился такой значимый для юриста фактор как быстрое устаревание законодательства. В условиях постиндустриального общества и экономики, основанной на знаниях, жизненно важной становится концепция непрерывного образования. Способность к постоянному обучению в течение всей жизни определяет конкурентоспособность человека и общества в целом. Среди основных направлений развития концепции российского образования особо выделена задача подготовки квалифицированного работника, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Все эти качества будущего юриста невозможны без творческой активности и навыков самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов призвана обеспечить единство теоретической и практической, общеобразовательной и профессиональной подготовки специалиста. Самостоятельная работа выполняет важнейшие функции: - способствует усвоению знаний по курсу «Актуальные проблемы административного права», формированию профессиональных навыков и умений в сфере административно-правового регулирования общественных отношений, - помогает формировать и развивать деловые, личностные качества студента (профессиональную компетентность, инициативность, ответственность), - способствует формированию у студента его собственного видения юридической жизни общества посредством самостоятельного усвоения различных юридических школ, концепций, направлений, - воспитывает потребность в самообразовании, максимально развивает познавательные и творческие способности личности. Самостоятельная работа студентов включает в себя: - систематическую самостоятельную подготовку к сдаче экзамена по курсу «Административный процесс», - изучение рекомендуемой специальной литературы и судебной практики, - написание рефератов, - выполнение контрольной работы, - выполнение тестовых заданий по курсу «Актуальные проблемы административного права», - выполнение различных видов самостоятельной работы во время прохождения практики. Сами по себе учебные занятия в вузе, как бы они хорошо ни проводились, не могут обеспечить высокого качества подготовки юриста, отвечающего тем требованиям, которые предъявляют в настоящее время социальные и экономические реалии. Самостоятельная работа студента должна выражаться в активных формах и методах обучения, в единстве учебно-воспитательной и научно-производственной работы, в сотрудничестве студента с преподавателем Как построить свои самостоятельные занятия по курсу «Актуальные проблемы административного права»? Всякая учеба требует много времени, труда и терпения, но трудности эти, безусловно, преодолимы, надо лишь, чтобы студент с первых же дней занятий со всей серьезностью отнесся к поставленной задаче. Успех учебы студента зависит от того, насколько правильно он организует работу над учебным материалом, насколько успешно сочетает лекции с практической занятиями и самостоятельной работой. В целях более правильной организации самостоятельной работы по курсу студенту предлагается ряд рекомендаций, которые необходимо внимательно изучить и использовать с первых же дней обучения в институте. Получив задание и разобравшись в нем, студент обязан принять меры к обеспечению себя необходимыми учебными пособиями: литературой, нормативно-правовыми актами и т.д. Важно к обеспечению себя пособиями приступить своевременно, т.е. немедленно после получения задания или окончания аудиторных занятий. В указанное время студент может посетить научную библиотеку, учебно-методический кабинет кафедры, читальный зал и справиться об их наличии и при возможности получить их. Нельзя откладывать эти меры на канун занятий, ибо к этому времени литература может быть разобрана. В последние годы в вузах страны получили широкое распространение электронные базы данных, призванные помочь научному и учебному процессу. В университете существуют справочно-правовые системы «Гарант», «Консультант плюс», которые содержат нормативное правовые акты РФ, а также электронными библиотечными системами. Среди всех учебных пособий для подготовки к практическим занятиям особое место занимаю конспекты лекций. Их наличие – непреложное условие всякой самостоятельной работы. Они вводят в курс подлежащей изучению темы и часто содержат обстоятельное разрешение самых актуальных практических вопросов. В отличие от всех других учебных пособий конспекты лекций характеризуются новизной материала специально предназначенного для аудиторных занятий. Студент обязан иметь конспекты лекций, если он серьезно намерен приобрести глубокие знания по юридической специальности. Особое внимание при организации самостоятельной работы следует уделить планированию подготовки. Практика показывает, что для самостоятельной подготовки к одному занятию по налоговому праву требуется несколько часов при самом уплотненном режиме работы, что в принципе и спланировано кафедрой по учебно-тематическому плану. Выделение такого количества свободного от всяких других занятий времени может быть обеспечено путем правильного планирования. Планирование – важный фактор организации самостоятельной работы. Говоря о планировании, необходимо обратить внимание на следующее: Подготовка к практическому занятию может быть проводится накануне или в течение нескольких дней, предшествующих занятию. Желательно, чтобы подготовка к занятию по налоговому праву намечалась на один день. Это позволяет сосредоточить свое внимание на заданной теме и сохранить в памяти более ясное о ней представление. Нельзя планировать подготовку только на канун занятий, ибо такая подготовка может быть сорвана из-за непредвиденных обстоятельств. Основная часть задания должна быть выполнена за несколько дней до занятия, другая часть в любой день, в который по плану выделено время. Отметим, что правильно учитывая в течение недели свое время и распределяя его в соответствии с расписанием занятий, студент при строгом соблюдении намечен­ного плана сможет выделить достаточное количество часов для самостоятельной работы над предметом налоговое право.   Виды самостоятельной работы по всем темам: - проработка учебного материала по конспектам лекций; - изучение учебной, научной литературы; - работа с вопросами для самопроверки; - работа с нормативными правовыми актами; - изучение судебной практики; - работа с электронными информационными ресурсами; - подготовка эссе, тезисов, рефератов, докладов.   Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Тема 1. Административное право и процесс как часть правовой системы и объект юридической науки 4. Обособление предмета правового регулирования административного права. 5. Возникновение юридической науки об управлении. 6. Развитие административно-правовой науки в дореволюционный, советский и современный периоды. Тема 2. Актуальные вопросы изучения общих начал административного права и процесса 10. Основные подходы к определению предмета административного права и административного процесса. 11. Множественность методов административно-правового и административно-процессуального регулирования. 12. Нормы административного права и процесса в механизме правового регулирования. 13. Актуальные проблемы классификации и соотношения источников административного права и процесса. 14. Построение системы административного права: теоретические модели и соотношение с системой административного законодательства. 15. Систематизация и специализация норм административного права и административного процесса – основные направления. 16. Особенности и классификация административных и административно-процессуальных правоотношений. 17. Коллективные и индивидуальные субъекты в административном праве и процессе. 18. Правовые режимы в административном праве: понятие, виды, соотношение с другими институтами административного права.   Тема 3. Доктрина административного права и процесса 9. Актуальные проблемы (направления) административно-правовой и административно-процессуальной доктрины. 10. Конституционные основы административного права и процесса. 11. Принципы административного права и процесса (законность; равенство; приоритет публичных интересов; признание (приоритет) прав и свобод человека и гражданина; демократизм; ответственность; эффективность управления; разделение властей; единство исполнительной власти; федерализм; гуманизм). 12. Влияние государственной политики в сфере управления (система стратегического планирования в РФ) на формирование доктрины административного права и процесса. 13. Совершенствование организационно-правовых форм органов исполнительной власти. Понятие, структура, виды компетенции субъектов, наделенных публичными полномочиями, проблемы ее оптимизации. 14. Актуальные проблемы административно-правовой доктрины в сфере совершенствования института государственной службы и управления государственной службой. 15. Актуальные проблемы административно-правовой доктрины в сфере обеспечения законности в сфере государственного управления. 16. Актуальные проблемы административно-правовой доктрины в сфере административного принуждения и административной ответственности.   Тема 4. Актуальные проблемы административного права в области реформы государственного управления 9. Реформа государственного управления в России: особенности, направления и актуальные проблемы. 10. Совершенствование организационной структуры исполнительной власти. 11. Компетенция органов исполнительной власти: проблемы разграничения, оптимизации и реализации. 12. Правовые механизмы повышения эффективности государственного управления. 13. Демократизация государственного управления (участие гражданского общества в государственном управлении). 14. Развитие социальной ориентации исполнительной власти (повышение качества и доступности государственных услуг). 15. Обеспечение открытости государственного управления и реализация принципов электронного правительства. 16. Противодействие коррупции в сфере государственного управления.   Тема 5. Актуальные проблемы административного процесса 7. Административный процесс как разновидность юридического процесса: широкое и узкое понимание. 8. Административный процесс, административное производство, административная процедура: понятие и взаимосвязь. 9. Актуальные проблемы развития административно-юрисдикционных производств. 10. Административные процедуры в Российской Федерации: понятие, виды, регламентация и необходимость законодательного регулирования. 11. Административная юстиция: понятие, сравнительная характеристика основных моделей. 12. Административное судопроизводство в РФ: виды и основные процессуальные особенности подсудности при рассмотрении различных категорий административных дел. 13. 4. Методические указания по выполнению реферата Студенты очной и заочной формы обучения по актуальным вопросам административного права участвуют в подготовке рефератов. Реферат может быть подготовлен по проблемным вопросам для выступления на практических (семинарских) занятиях либо научных студенческих конференциях. Цель реферата - приобретение опыта самостоятельного изучения дополнительной научной (монографической) и иной литературы, административно-правовых актов, справочного материала, обобщения материалов практической деятельности налоговых и иных органов, а также опыта публичного выступления перед аудиторией с изложением сделанных выводов в ходе учебного процесса для выступления на практических (семинарских) занятиях либо научных студенческих конференциях. Таким образом, реферат являются важной частью процесса обучения и подготовки студента-юриста. Реферат - это одна из сложных форм студенческого научного исследования, включающая в себя несколько этапов: начальный - подготовка к написанию работы; основной - собственно написание работы и предоставление для проверки научному руководителю; заключительный - защита реферата. Подготовка к написанию реферата (начальный этап) включает, в свою очередь: - выбор темы работы, согласование ее с научным руководителем; - подбор научной и иной литературы, и нормативного материала по избранной теме, подготовка соответствующего библиографического списка, консультации с научным руководителем, составление предварительного плана реферата; - изучение научной и иной литературы, нормативно-правовых актов, материалов практики; - составление окончательного варианта плана работы, согласование его с научным руководителем. На основном этапе студент непосредственно приступает к написанию реферата. Содержание реферата включает введение, 2-3 раздела, заключение и список использо­ванных источников. Текст реферата выполняется на стандартных листах белой бумаги формата А4, в редакторе Word, шрифт «Тimes №ew Roma№» 14). Основной текст и текст приложений печатается через 1,5 интервала на принтере; текст постраничных сносок (примечания) печатается через один интервал, шрифт «Тimes №ew Roma№» 10 (на странице размещается 29-30 строк). Ширина полей: верхнее - 20 мм., левое - 30 мм., правое - 20 мм., нижнее - 20 мм. Нумерация страниц производится вверху, в середине страницы. Номера страниц на титульном листе и оглавлении не проставляются. Не допускаются какие-либо до­полнительные, кроме номера страницы, знаки (например, нельзя печатать: - 4 -, 4.) Абзацы делаются с отступлением от левого поля 1, 25 см. Текст должен быть тщательно выверен. Обязанность выверять текст и вносить соответствующие исправления лежит на авторе реферата. Оптимальный объем реферата – 10-15 страниц. При сдаче реферата на кафедру (научному руководителю) она подписывается автором. Подпись и дата проставляется на последней странице работы. Во введении студент обосновывает актуальность избранной темы, ее теоретическую и практическую значимость, а также цель и задачи своей работы. Основная (исследовательская) часть работы имеет несколько глав, обычно подразделенных на параграфы. Следует учитывать, что наименование глав не должно совпадать с наименованием всей работы в целом, а наименование параграфов соответственно - с наименованием глав. Одна из глав (или ее часть) должна быть посвящена обобщению и критическому анализу теоретических изысканий, имеющихся по данной проблеме. Остальные главы - более тщательному, глубокому прикладному исследова­нию проблемных вопросов избранной темы. Учитывая, что реферат относятся к числу самостоятельных, творческих исследований, при его написании недопустимы плагиат (выдача чужого произведения либо его части за свое) и компиляция (использование результатов чужих исследований без самостоятельной обработки источников). При заимствовании сведений, фактических данные или мнении других авторов необходимо по тексту работы делать сноски с указанием соответствующего источника В заключении (2-3 страницы) работы кратко излагаются результаты исследования и делаются основные выводы. Заключение может содержать рекомендации по совершенствованию законодательства, рекомендации по повышению эффективности работы государственной органов и т.п. В соответствии с ГОСТами оформляются титульный лист работы, а также сноски на источники опубликования использованной литературы, нормативных актов. При дословном цитировании необходимо заключать текст в кавычки, с указанием в сносках цитируемого источника. В сноске необходимо указать: фамилию, инициалы автора, название работы, место издания, издательство или название журнала (газеты), год издания, номер журнала (либо дату выхода газеты), страницы. При изложении положений используемой работы (без прямого цитирования) кавычки не требуются, но автор реферата обязан сделать ссылку на этот источник. Список использованных источников включает все информационные источники, использованные автором в работе. Рекомендуется выделять следующие разделы: - нормативно-правовые акты (располагаются в зависимости от их юридической силы, при этом нормативные акты, обладающие равной юридической силой, располагаются в соответствии с календарной очередностью их принятия); - монографии; - учебники и учебные пособия; - статьи; - авторефераты диссертаций; - материалы правоприменительной практики (архивные, текущие); - интернет ресурсы. Монографии, учебники, учебные пособии, сборники, научные статьи, публикации в периодической печати, авторефераты диссертаций рекомендуется располагать в алфавитном порядке по фамилиям авторов, а если автор на титульном листе не указан, то по названию книги, учебника, учебного пособия, статьи и т. д. Первый (титульный) лист научного доклада отражает информацию об образовательном учреждении, где выполнялась работа, об авторе, названии, научном руководителе, дате (годе) выполнения. На втором листе курсовой работы и научного доклада помешается оглавление (содержание). Оно включает все разделы работы (введение, главы и параграфы, заключение, список использованных источников) с указанием начальных страниц каждого раздела. Реферат должен: - носить самостоятельный характер; - быть написан с использованием действующих нормативно-правовых актов, отражать способности студента работать с нормативно-правовыми актами и рекомендуемой литературой; - отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов; - содержать анализ современно судебной и иной правоприменительной практики по исследованной проблеме; - быть правильно оформлен (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка литераторы и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к рефератам. Первоначальный вариант реферата представляется научному руководителю для ознакомления и получения рекомендаций по устранению недостатков. При устранении недостатков, выявленных научным руководителем в реферате, студент выступает с ним на семинарском (практическом) занятии, тематика которого совпадает с темой реферата. Оценка подготовленного реферата основывается на критериях оценки курсовых работ с выставлением оценок: «зачтено» или «не зачтено», без занесения их в ведомость и зачетную книжку студента. Оценка реферата имеет значение для научного руководителя при оценке знаний студента в целом по итогам изучения курса административного права. Тематика рефератов: 1. Взаимосвязь камералистики, полицейского права и административного права с развитием государственно-управленческой деятельности, и юридической мысли. 2. Возникновение административно-правовой науки. 3. Условия формирования и развития административного права и процесса. 4. Этапы развития административно-правовой науки. 5. Генезис административного права в европейских странах в XIX в. 6. Административно-правовая наука в России (дореволюционный период) 7. Развитие административного права и процесса в советский период. 8. Дифференциация отношений, включаемых в предмет административного права 9. Общее и особенное в содержании предмета административного права и административного процесса. 10. Метод административно-правового и административно-процессуального регулирования. 11. Классификация норм административного права и процесса. 12. Особенности норм административного права. 13. Действие норм административного права. 14. Классификация источников административного права и процесса. 15. Формы источников административного права. 16. Система административного права: подотрасли и институты. 17. Соотношение системы административного права с системой административного законодательства. 18. Система административно-процессуального права. 19. Систематизация норм административного права: виды систематизации. 20. Задачи в сфере систематизации норм административного права и процесса. 21. Особенности административных и административно-процессуальных правоотношений. 22. Классификация административных и административно-процессуальных правоотношений. 23. Виды коллективных субъектов административного права и процесса. Юридическое лицо публичного права. 24. Виды индивидуальных субъектов административного права и процесса. 25. Понятие и признаки современной административной реформы. 26. Причины и условия, влияющие на характер современной административной реформы. 27. Направления и методы проведения современной административной реформы. 28. Виды и этапы современной административной реформы. 29. Опыт проведения современных административных реформ в зарубежных странах. 30. Административная реформа в Великобритании и Новой Зеландии. 31. Административная реформа в США. 32. Административная реформа во Франции. 33. Административная реформа в Германии. 34. Административные реформы в истории Российского государства: основные исторические закономерности. 35. Основные черты административной реформы Петра 1 (коллежская реформа). 36. Основные черты административной реформы Александра 1 (министерская реформа). 37. Попытка административной реформы в СССР (административная децентрализация Н.С. Хрущева). 38. Организация исполнительной власти и государственной службы в России. 39. Органы публичного управления в современной России как объект и субъект административной реформы. 40. Особенности причин и условий проведения современной административной реформы в России. 41. Концепция административной реформы в России: разработка и реализация. 42. Этапы проведения административной реформы в России (2003 – 2014 гг.). 43. Цели и основные объекты реформирования системы государственного управления. 44. Характеристика основных направлений административной реформы в России. 45. Механизмы управления проведением административной реформы в России. 46. Реформирование статуса Правительства РФ в 2004 г. и 2008 г. 47. Реформирование системы федеральных органов исполнительной власти (2004 г.). 48. Повышение эффективности реализации административных функций государства. 49. Управление (бюджетирование), ориентированное на результат, стратегическое планирование. 50. Повышение качества и обеспечение доступности государственных услуг. 51. Взаимодействие исполнительной власти и гражданского общества. 52. Электронное правительство как направление административной реформы. 53. Противодействие коррупции в системе исполнительной власти. 54. Современный этап проведения административной реформы: особенности и перспективы реализации. 55. Процессуальные нормы в административном праве. 56. Административно-процессуальная деятельность: понятие и виды. 57. Административный процесс как разновидность юридического процесса. 58. Административный процесс и административно-процессуальная деятельность. 59. Административный процесс: широкое и узкое понимание. 60. Административные процедуры в структуре административного процесса. 61. Актуальные направления систематизации норм административного процессуального права.  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: